Сущность и технология таможенного контроля за валютой, перемещаемой через границу РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 21:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ таможенного контроля за валютой, перемещаемой через таможенную границу РФ.
Поставленная цель достигается с помощью решения следующих задач:
1) Исследование понятия и видов валюты и валютных ценностей.
2) Изучение валютного контроля, его понятия, целей, структуры.
3) Анализ валютного контроля за бартерными и смешанными сделками
4) Изучение валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров.
5) Исследование валютного контроля за платежами по импортным операциям.
6) Рассмотрение общего перечня документов для оформления валютных операций.
7) Изучение порядка оформления паспорта сделки при осуществлении валютных операций.
8) Анализ оформления паспорта импортной сделки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические основы валютного контроля
1.1 Понятие и виды валюты и валютных ценностей…………………………….6
1.2 Валютный контроль: понятие, цели, структура……………………………..9
Глава 2. Валютный контроль за различными видами операций
2.1 Валютный контроль за бартерными и смешанными сделками…………….16
2.2 Валютный контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров………………………………………………………………………………18
2.3 Валютный контроль за платежами по импортным операциям…………....23
Глава 3. Документы валютного контроля и их оформление
3.1 Общий перечень документов для оформления валютных операций……..26
3.2 Порядок оформления паспорта сделки при осуществлении валютных операций…………………………………………………………………………….29
3.3 Оформление паспорта импортной сделки…………………………………..32
Заключение………………………………………………………………………..36
Глоссарий………………………………………………………………………….39
Библиографический список……………………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая у Степанова.docx

— 55.97 Кб (Скачать файл)

Законодательное определение  экспорта товаров дано в ст. 97 Таможенного  кодекса Российской Федерации: «Экспорт товаров - таможенный режим, при котором  товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без  обязательства об их ввозе на эту  территорию».

Перечень требования таможенного  режима «экспорт товаров» установлен в ст. 98 Таможенного кодекса Российской Федерации, при этом указанный перечень не носит исчерпывающий характер, а диспозиция данной статьи носит  не только описательный, но и бланкетный характер, так как: «экспорт товаров  осуществляется при условии... выполнения других требований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства по таможенному делу».

Первым ведомственным  документом, разработанным во исполнение Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и Таможенного кодекса Российской Федерации в области валютного  регулирования, стала "Инструкция о  порядке осуществления валютного  контроля за поступлением валютной выручки  от экспорта товаров", утвержденная 12 октября 1993 г. Банком России (№ 19) и  ГТК России (№ 01-20/10283).

Указанной Инструкцией установлена  технологическая схема контроля, в которой, задействованы экспортер, обслуживающий его уполномоченный банк (им может быть любой орган, имеющий лицензию Банка России на проведение валютных операций), таможенные учреждения, оформляющие вывоз товаров, ГТК России, Банк России или его  главное территориальное управление.

К актам законодательства по таможенному делу, устанавливающим  требования, предъявляемые при экспорте товаров, относятся: Указ Президента Российской Федерации от 14.06.92 № 629 «О частичном  изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки  и взимания экспортных пошлин», Указ Президента Российской Федерации от 30.12.91 № 335 «О формировании республиканского валютного резерва РСФСР в 1992 году» и от 14.06.92 № 629 «О частичном  изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки  и взимания экспортных пошлин», Постановление  Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 06.03.93 № 205 «Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка», Инструкция от 12.10.93 Банка России № 19 и ГТК России № 01-20/10283 «О порядке  осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию  валютной выручки от экспорта товаров» и ТК России.

Таким образом, законодательными актами Российской Федерации установлено  не только требование об обязательном зачислении резидентами валютной выручки  на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, но и конкретизировано это требование применительно к экспорту товаров.

В целях наиболее полной реализации данных положений ГТК  России был издан ряд нормативных  актов (в т.ч. Приказ ГТК России от 24.07.95 № 467), дающих разъяснения по применению действующих норм валютного и таможенного законодательства Российской Федерации и регламентирующих служебную деятельность должностных лиц таможенных органов Российской

Федерации по данному вопросу.

В частности в п.1 Приказа  ГТК России от 24.07.95 № 467 предписано исходить из того, что «...обязательное зачисление в установленном порядке  на счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от экспорта товаров в определенные законодательством  сроки исполнения текущих валютных операций либо в сроки, определенные Центральным банком Российской Федерации  для валютных операций, связанных  с движением капитала (если иное не разрешено Центральным банком Российской Федерации), является требованием  таможенного режима экспорта наряду с иными требованиями, установленными ст. 98 Таможенного кодекса Российской Федерации». При этом необходимо отметить, что Приказ ГТК России от 24.07.95 № 467 зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.08.95 № 923, законность его издания и  регистрации подтверждена Верховным  Судом РФ (Решение от 17.10.97 № ГКПИ 97- 375).

Данная норма нашла  свое подтверждение и в Указе  Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1209 «О государственном регулировании  внешнеторговых бартерных сделок» (п.7): «При осуществлении таможенного  оформления и таможенного контроля товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации по внешнеторговым сделкам (включая бартерные  сделки) в соответствии с таможенным режимом экспорта, исходить из того, что обязательный ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости  экспортированным товарам, либо зачисление на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров в установленном порядке (если иное не предусмотрено настоящим Указом и иными актами законодательства Российской Федерации) является требованием таможенного режима экспорта товаров в соответствии со ст. 98 Таможенного кодекса Российской Федерации».

Основные этапы таможенно-банковского  валютного контроля за экспортом:

1. Заключение контракта  между резидентом и нерезидентом  об экспорте товаров и их  оплате в иностранной валюте  и/или российских рублях (далее  - Контракт).

2. Оформление экспортером  и обслуживающим его коммерческим  банком паспорта сделки в двух  экземплярах, содержащим необходимые  для осуществления валютного  контроля сведения из Контракта:  реквизиты экспортера и его  иностранного контрагента, реквизиты  обслуживающих их банков, номер,  дата и сумма Контракта, валюта  цены и форма расчетов, особые  условия Контракта.

После подписания ПС первый экземпляр возвращается экспортеру, а второй - остается в банке и  служит основанием для формирования банком Досье экспортера, в которое  помещаются все поступающие в  банк документы по данному Контракту. С момента подписания ПС банк осуществляет расчетное обслуживание Контракта  и выполняет функции агента валютного  контроля за поступлением выручки по Контракту.

Валютно-экспортный контроль основан на сопоставлении информации, передаваемой таможенными органами, о стоимости экспортируемого  товара и дате его перемещения  через российскую таможенную границу  и информации уполномоченных банков о размере валютных средств, поступивших  за данный товар, и дате поступления  валютной выручки. Основой этого  механизма является обязанность  экспортера обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта на свои валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации.

Совместной Инструкцией  Банка России и Государственного таможенного комитета Российской Федерации  от 12 октября 1993 г. № 19 и № 01-20/10283 (соответственно) "О порядке осуществления валютного  контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" (далее - Инструкция) предусмотрено  оформление экспортером Паспорта сделки (ПС), являющегося базовым документом валютного контроля и содержащего  сведения о внешнеторговой сделке, необходимые для осуществления  этого контроля.

С подписанием паспорта сделки экспортер принимает на себя ответственность  за полное соответствие сведений, приведенных  в паспорте сделки, условиям контракта, на основании которого был оформлен данный паспорт сделки, а также  за зачисление в полном объеме и  в установленные сроки выручки  от экспорта товаров по контракту, на основании которого был составлен  паспорт сделки (пункт 3.2 Инструкции).

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 31.10.96 № 1300 «О мерах по государственному регулированию  внешнеторговых бартерных сделок» (п.3) определено, что «...действие таможенного  режима экспорта товаров завершается  предъявлением товаров, ввезенных  на таможенную территорию Российской Федерации, к таможенному оформлению либо подтверждением ввоза работ, услуг  и результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости  экспортированным товарам, либо зачислением  в установленном порядке на счета  в уполномоченных банках валютной выручки  от экспорта товаров, если иное не предусмотрено... актами законодательства Российской Федерации».

Таким образом, таможенный режим  «экспорт товаров» может быть завершен надлежащим образом только после  выполнения всех требований, предъявляемых  к данному режиму, в том числе  и требования о зачислении валютной выручки от экспорта товаров.

 

2.3 Валютный  контроль за платежами по импортным  операциям

 

Цель - проверка обоснованности платежей в иностранной валюте и  предотвращение утечки валюты за пределы  РФ.

Основные задачи:

- обеспечение соответствия  внешнеторговых импортных контрактов  действующему законодательству  РФ;

- проверка достоверности  данных контрольных документов  таможенно-банковского валютного  контроля;

- обеспечение соблюдения  сроков осуществления внешнеторговых  импортных операций, установленных  действующим валютным законодательством.

Нормативно-правовая документация:

- закон РФ "О валютном  регулировании и валютном контроле";

- ТК РФ;

- закон "О государственном  регулировании торговой деятельности",

- совместная инструкция  ЦБ и ГТК РФ от 04.10.2000 № 91-И  "О порядке осуществления валютного  контроля за обоснованностью  оплаты резидентами импортируемых  товаров" - введена в действие 01.01.01., приказ ГТК от 21.11.2000 № 1056 (установил порядок выдачи импортерам-резидентам  предписаний о ввозе товаров,  либо возврате переведенных сумм).

Основные этапы:

1. оформление импортером  в уполномоченном банке паспорта  импортной сделки, в котором указаны  реквизиты импортера, банка импортера,  иностранного контрагента по  контракту, реквизиты и условия  контракта, наличие разрешения  на предварительную оплату и  особые отметки банка импортера;  осуществление платежа со счета  импортера в уполномоченном банке,  оформившим паспорт сделки;

2. уполномоченный банк  формирует учетные карточки и  направляет их в ГТК;

3. на основе учетных  карточек ГТК составляет и  направляет импортеру предписание  о ввозе товаров, либо возврате  переведенных сумм с указанием  контрольных дат;

4. в ходе проведения  таможенного оформления импортируемого  товара, таможенные органы проверяют  соответствие сведений паспорта  сделки сведениям, содержащимся  в документах таможенного оформления.

В случае нарушений валютного  законодательства таможенные органы имеют  право не производить выпуск импортируемых  товаров, импортер несет соответствующую  ответственность за невыполнение предписания  ГТК.

Технология осуществления: на основе взаимодействия уполномоченного  банка, оформившего паспорт сделки и таможенного органа, проводящего  оформление импортируемых товаров, выраженного в информационном обмене и реализации полномочий агента валютного  контроля.

 

Базовый документ - паспорт  сделки; документ обеспечения соблюдения валютного законодательства - предписание  на ввоз товаров (или возврат денежных средств), направляемый Управлением  валютного контроля ГТК РФ импортеру.

Значение: импортер обязан обеспечить ввоз в РФ товара, эквивалентного по стоимости уплаченным за него денежным средствам в иностранной валюте, а в случае непоставки товаров  возвратить указанные средства. Импортер в течение 1 календарного месяца с  даты завершения таможенного оформления партии товара представляет в банк ксерокопию ГТД, заверенную подписью должностного лица таможенного органа и оттиском его личной номерной печати. Срок непоставки товаров либо невозврата средств  при этом не может превышать 90 дней. Введение системы таможенно-банковского  валютного контроля позволило резко  сократить процент необоснованных платежей по импорту товаров с 20% в 1996 году до10% в первом полугодии 2000 года.

Для импортеров, перечисляющих  валюту за рубеж по внешнеторговому (Основными регламентирующими актами в этой области являются Закон  РФ от 09.10.92 3615-1 "О валютном регулировании  и валютном контроле" и совместная инструкция Банка России 91-И и  ГТК России 01-11/28644 от 04.10.2000 "О порядке  осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами  импортируемых товаров" (далее - инструкция 91-И).) Несоблюдение этих правил может  свести на нет все потенциальные  выгоды от заключения импортной сделки.

Главная цель, которую преследует государство, - проверка обоснованности валютных платежей, уходящих за рубеж. Для этого сведения из уполномоченных банков о сумме в валюте, перечисленной  за рубеж для оплаты товара, и  дате списания этой суммы со счета  импортера сопоставляются с информацией  таможни о стоимости ввозимого  товара и дате его перемещения  через таможенную границу России.

Общий порядок валютного  контроля при импорте установлен инструкцией 91-И и не распространяется на ситуации, когда:

- товар ввозится по  договору лизинга, а фирма-лизингодатель  является нерезидентом;

- товар ввозится по  договору строительной подряда,  и согласно его условиям стоимость  товара включается в стоимость  строительных работ, то есть  отдельно товар оплатить нельзя;

- проводятся валютные  операции с векселя ми, не связанные  с оплатой ввозимых товаров  (финансовые операции).

Каждый этап валютного  контроля имеет свои особенности. Знание этих особенностей позволит организации-импортеру  быстро и грамотно провести внешнеторговую сделку.

Информация о работе Сущность и технология таможенного контроля за валютой, перемещаемой через границу РФ