Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:00, реферат
Таможенная политика России направлена на активизацию международных экономических отношений, содействие развитию внешней торговли, защиту экономики страны от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, совершенствование таможенной политики.
Введение 2
1. Таможенная политика 2
1.1 Таможенные пошлины и цели таможенной политики 2
1.2 Проблемы таможенной политики России 4
2. Основные направления таможенно-тарифной политики на 2009 год 7
3. Итоги реализации таможенно-тарифной политики в 2007 году 8
4. Приоритеты таможенно-тарифной политики на среднесрочный период 10
4.1 Цель таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе 10
4.2 Задачи таможенно-тарифной политики 10
5. Меры по совершенствованию таможенного администрирования для реализации приоритетов таможенно-тарифной политики 15
6. Правовой статус таможенных органов на современном этапе 16
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Оглавление
Введение 2
1. Таможенная политика 2
1.1 Таможенные пошлины и цели таможенной политики 2
1.2 Проблемы таможенной политики России 4
2. Основные направления таможенно-тарифной политики на 2009 год 7
3. Итоги
реализации таможенно-тарифной
4. Приоритеты
таможенно-тарифной политики
4.1 Цель таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе 10
4.2 Задачи таможенно-тарифной политики 10
5. Меры
по совершенствованию
6. Правовой статус таможенных органов на современном этапе 16
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Таможенная политика России
направлена на активизацию международных
экономических отношений, содействие
развитию внешней торговли, защиту
экономики страны от неблагоприятного
воздействия иностранной
Деятельность таможенных органов основывается на концептуальных подходах к решению поставленных задач. Концептуальная регламентация основных направлений таможенной политики должна стать узаконенной системой взглядов российского государства на защиту экономики страны, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу, обеспечение охраны прав и интересов субъектов внешней торговли.
В рамках реализации концепции
развития таможенных органов РФ до
2010 г. (утверждена распоряжением Правительства
РФ от 14.12.2005 № 2225-р) осуществляется выполнение
федеральных целевых программ «Государственная
граница Российской Федерации (2003–2010)»,
«Электронная Россия (2002–2010)» и «Модернизация
транспортной системы России». ФТС
России принята к реализации до 2020
г. концепция таможенного
Перевод таможенного оформления
в приграничные субъекты РФ до 2020 г.
предполагает на основе совершенствования
транспортно-логистической и
Использование инструментов
таможенного регулирования для
достижения целей промышленной политики
является общепринятым в мировой
практике. Важнейшим средством
Таможенные пошлины вносят
диспропорции в сферу производства
и потребления и чаще всего
снижают благосостояние каждой из торгующих
стран, в том числе и той, которая
их применяет. При этом таможенные пошлины
всегда выгодны производителям товаров,
конкурирующим с импортом, даже если
совокупное благосостояние граждан
страны при этом снижается, что создает
стимулы для активного
Использование таможенных пошлин является наиболее оправданным в следующих случаях:
· если страна способна оказывать влияние на мировые цены импортируемого товара (в этом случае можно найти такой уровень ставки тарифа, который принесет ей чистый выигрыш);
· когда в экономике страны существуют проблемы (например, устойчиво пассивное сальдо торгового баланса), которые не могут быть разрешены с помощью иных инструментов экономической политики;
· в отдельных случаях временная поддержка отечественных производителей с помощью таможенных пошлин может оказаться полезной для развития новых отраслей, которые слишком слабы, чтобы конкурировать с занимающими прочные рыночные позиции иностранными конкурентами.
В условиях России использование
импортных пошлин в интересах
промышленной политики должно концентрироваться
на поддержке новых и
«Разворот» таможенной политики в подобном направлении находится в соответствии с целями таможенной политики Российской Федерации, как они определены в Таможенном кодексе РФ (ст. 2). Этими целями являются:
· участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;
· содействие проведению структурной перестройки экономики;
· обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и решение других задач экономической политики.
Таким образом, существуют благоприятные предпосылки для согласования целей проводимой в России таможенной политики с приоритетами промышленной политики. Такое согласование необходимо проводить с учетом ведущихся Российской Федерацией переговоров о присоединении ко Всемирной торговой организации, правила которой накладывают жесткие ограничения на использование инструментов таможенной политики для достижения целей государства в экономической сфере.
Успехи или неудачи таможенной системы зависят от того, как сформулирована таможенная политика государства. В начале 1990-х гг. главной задачей таможенных органов стало увеличение доходов государственного бюджета. Такое определение приоритетов было вызвано проблемой острой нехватки бюджетных средств в условиях массового уклонения от налоговых платежей, колоссальным внешним долгом и обязательствами правительства перед пенсионерами и бюджетниками. Фискальный уклон таможенной политики и таможенного администрирования доминирует до сих пор: таможенные пошлины (в первую очередь экспортные) обеспечивают до трети доходов федерального бюджета. Таможенная политика России, носившая, по преимуществу, фискальный характер, препятствовала развитию международной кооперации и конкурентоспособности отечественной обрабатывающей промышленности.
Налоговая реформа и укрепление
налоговой дисциплины за последние
годы обеспечили снижение акцентов с
налогообложения внешней
Вместе с тем круг задач,
выполняемых таможенными
1. участие в разработке и реализации таможенной политики; участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, реализация этих мер;
2. защита экономических интересов России; обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности страны; осуществление контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов;
3. осуществление мер по таможенному регулированию торгово-экономических отношений;
4. взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу;
5. осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;
6. ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;
7. проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного дела, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
Предусмотрен также блок
функций международного характера:
участие в разработке и выполнении
международных договоров, затрагивающих
таможенное дело; сотрудничество с
таможенными и другими
Опыт использования мер структурного регулирования внешнеторговой деятельности у российских таможенных органов таможни уже есть – это сезонные пошлины, тарифные квоты, антидемпинговые расследования, специальные пошлины. Использование этих мер началось уже в последней трети 1990-х годов. Но пока они не дали должного эффекта, поскольку применение перечисленных мер носит ограниченный характер и зачастую диктуется политическими приоритетами. Сочетание стимулирующих мер в тарифной сфере с совершенствованием таможенного режима может служить важным стимулом к развитию международной кооперации и повышению конкурентоспособности российских производителей. Иллюстрацией возможностей в международной производственной кооперации служит проект "ЕвроРоссия" для региона Санкт-Петербурга и Ленинградской области близ границы с Финляндией. Целью проекта, начатого еще в 1999 г., было увеличение степени интеграции фирм России и ЕС через развитие бизнес-сетей предприятий. Участники проекта, в который предполагалось инвестировать около 200 млн. евро, – высокотехнологичные российские и европейские предприятия и компании. При взаимной заинтересованности и поддержке ЕС, в том числе технической и финансовой, "ЕвроРоссия" мог бы стать пилотным проектом крупномасштабной производственной кооперации, открыть дорогу целому ряду других проектов сотрудничества от Санкт-Петербурга до Мурманска.
Предполагалось, что участникам проекта будут предоставлены не только региональные, но и таможенные преференции на федеральном уровне, которые содействовали бы налаживанию производства готовой продукции и обмену для этого компонентами, их "русификацию", развитие соответствующего производства в России. Попытки возродить производственную кооперацию в рамках проекта "ЕвроРоссия" и создать свободные экономические зоны, технопарки, таможенные территории производственного типа натолкнулись на такие препятствия, как устаревшие таможенные технологии, отсталая транспортная логистика и скудное информационное обслуживание. Отсутствует унификация технических норм и стандартов, гигантских размеров достигла межведомственная несогласованность. Отрицательную роль играют недостаток доверия и неадекватность подходов сторон на начальных стадиях технико-экономической подготовки проектов.
Набор организационно-технических
проблем усугубляется и такой
серьезной экономической
Таким образом, проведение Россией
эффективной промышленной политики
требует серьезных изменений
в подходе к таможенному