Таможенная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:00, реферат

Краткое описание

Таможенная политика России направлена на активизацию международных экономических отношений, содействие развитию внешней торговли, защиту экономики страны от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, совершенствование таможенной политики.

Содержание

Введение 2
1. Таможенная политика 2
1.1 Таможенные пошлины и цели таможенной политики 2
1.2 Проблемы таможенной политики России 4
2. Основные направления таможенно-тарифной политики на 2009 год 7
3. Итоги реализации таможенно-тарифной политики в 2007 году 8
4. Приоритеты таможенно-тарифной политики на среднесрочный период 10
4.1 Цель таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе 10
4.2 Задачи таможенно-тарифной политики 10
5. Меры по совершенствованию таможенного администрирования для реализации приоритетов таможенно-тарифной политики 15
6. Правовой статус таможенных органов на современном этапе 16
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

внеш.docx

— 69.94 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 2

1. Таможенная  политика 2

1.1 Таможенные пошлины и цели таможенной политики 2

1.2 Проблемы таможенной политики России 4

2. Основные направления таможенно-тарифной политики на 2009 год 7

3. Итоги  реализации таможенно-тарифной политики  в 2007 году 8

4. Приоритеты  таможенно-тарифной политики на  среднесрочный период 10

4.1 Цель  таможенно-тарифной политики в  среднесрочной перспективе 10

4.2 Задачи  таможенно-тарифной политики 10

5. Меры  по совершенствованию таможенного  администрирования для реализации  приоритетов таможенно-тарифной  политики 15

6. Правовой статус таможенных органов на современном этапе 16

Заключение 25

Список  использованной литературы 27

 

Введение

Таможенная политика России направлена на активизацию международных  экономических отношений, содействие развитию внешней торговли, защиту экономики страны от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, совершенствование таможенной политики.

Деятельность таможенных органов основывается на концептуальных подходах к решению поставленных задач. Концептуальная регламентация  основных направлений таможенной политики должна стать узаконенной системой взглядов российского государства  на защиту экономики страны, создание условий, способствующих ускорению  товарооборота через таможенную границу, обеспечение охраны прав и  интересов субъектов внешней  торговли.

В рамках реализации концепции  развития таможенных органов РФ до 2010 г. (утверждена распоряжением Правительства  РФ от 14.12.2005 № 2225-р) осуществляется выполнение федеральных целевых программ «Государственная граница Российской Федерации (2003–2010)», «Электронная Россия (2002–2010)» и «Модернизация  транспортной системы России». ФТС  России принята к реализации до 2020 г. концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров  в местах, приближенных к государственной  границе РФ.

Перевод таможенного оформления в приграничные субъекты РФ до 2020 г. предполагает на основе совершенствования  транспортно-логистической и таможенной инфраструктур оптимизировать системы  таможенного оформления товаров  и транспортных средств, перемещаемых автомобильным и морским транспортом  к 2014 г., железнодорожным транспортом  — к 2020 г. При переходе к осуществлению  деятельности в новых условиях при  упрощении процедур таможенного  оформления предлагаем участникам внешнеэкономической  деятельности применять предварительное  и электронное декларирование товаров.

 

1. Таможенная политика

 

 

    1. Таможенные пошлины и цели таможенной политики

 

Использование инструментов таможенного регулирования для  достижения целей промышленной политики является общепринятым в мировой  практике. Важнейшим средством регулирования  внешнеэкономических связей, которое  используют практически все страны, участвующие в международной  торговле, являются импортные таможенные пошлины. Единообразия в подходах к  определению уровня ставок таможенных пошлин по конкретным товарным группам в современных условиях не существует. Однако могут быть сформулированы определенные правила, которые следует принимать во внимание при решении вопросов о величине ставок ввозных таможенных пошлин.

Таможенные пошлины вносят диспропорции в сферу производства и потребления и чаще всего  снижают благосостояние каждой из торгующих  стран, в том числе и той, которая  их применяет. При этом таможенные пошлины  всегда выгодны производителям товаров, конкурирующим с импортом, даже если совокупное благосостояние граждан  страны при этом снижается, что создает  стимулы для активного лоббирования. Как правило, импортные пошлины  не являются оптимальными инструментами  достижения намеченных целей промышленной политики: к ним можно прийти другим путем, причем с лучшими результатами.

Использование таможенных пошлин является наиболее оправданным в  следующих случаях:

·           если страна способна оказывать влияние на мировые цены импортируемого товара (в этом случае можно найти такой уровень ставки тарифа, который принесет ей чистый выигрыш);

·           когда в экономике страны существуют проблемы (например, устойчиво пассивное сальдо торгового баланса), которые не могут быть разрешены с помощью иных инструментов экономической политики;

·           в отдельных случаях временная поддержка отечественных производителей с помощью таможенных пошлин может оказаться полезной для развития новых отраслей, которые слишком слабы, чтобы конкурировать с занимающими прочные рыночные позиции иностранными конкурентами.

В условиях России использование  импортных пошлин в интересах  промышленной политики должно концентрироваться  на поддержке новых и развивающихся  отраслей. Это относится, прежде всего, к отраслям, выпускающим высокотехнологичные  и наукоемкие виды продукции. В свою очередь, целесообразно снизить  до нуля ставки импортных таможенных пошлин на те виды оборудования, которые не производятся на территории Российской Федерации и выпуск которых не может быть налажен в обозримой перспективе. Соответствующие виды оборудования должны быть определены на основе инвентаризации баз данных о количестве и технических параметрах выпускаемого в стране оборудования, осуществляемой государственными органами совместно с бизнесом. При невозможности проведения в обозримые сроки подобной инвентаризации целесообразно вовсе отказаться от импортных пошлин на продукцию машиностроения: модернизация экономики – более важный приоритет!

«Разворот» таможенной политики в подобном направлении находится  в соответствии с целями таможенной политики Российской Федерации, как  они определены в Таможенном кодексе  РФ (ст. 2). Этими целями являются:

·           участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;

·           содействие проведению структурной перестройки экономики;

·           обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и решение других задач экономической политики.

Таким образом, существуют благоприятные  предпосылки для согласования целей  проводимой в России таможенной политики с приоритетами промышленной политики. Такое согласование необходимо проводить  с учетом ведущихся Российской Федерацией переговоров о присоединении  ко Всемирной торговой организации, правила которой накладывают жесткие ограничения на использование инструментов таможенной политики для достижения целей государства в экономической сфере.

    1. Проблемы таможенной политики России

 

Успехи или неудачи  таможенной системы зависят от того, как сформулирована таможенная политика государства. В начале 1990-х гг. главной задачей таможенных органов стало увеличение доходов государственного бюджета. Такое определение приоритетов было вызвано проблемой острой нехватки бюджетных средств в условиях массового уклонения от налоговых платежей, колоссальным внешним долгом и обязательствами правительства перед пенсионерами и бюджетниками. Фискальный уклон таможенной политики и таможенного администрирования доминирует до сих пор: таможенные пошлины (в первую очередь экспортные) обеспечивают до трети доходов федерального бюджета. Таможенная политика России, носившая, по преимуществу, фискальный характер, препятствовала развитию международной кооперации и конкурентоспособности отечественной обрабатывающей промышленности.

Налоговая реформа и укрепление налоговой дисциплины за последние  годы обеспечили снижение акцентов с  налогообложения внешней торговли на налогообложение внутриэкономических  операций. В складывающихся условиях таможенная политика должна стать механизмом достижения не фискальных, а структурных  целей. На пути к этой цели существуют серьезные препятствия. В действовавшем  до последнего времени Таможенном кодексе  не были детально определены основные принципы таможенного законодательства. Как следствие, в дополнение к  кодексу действовало около 4 тыс. нормативно-правовых актов ГТК, которые  не только содержали массу внутренних противоречий, но нередко изменяли суть и букву закона, становились  непроходимым административным барьером для участников внешнеэкономической  деятельности. Отдельные нормы прежнего Таможенного кодекса шли вразрез  с духом Конституции и действовавшего законодательства, по сути, позволяя таможенным органам вмешиваться в экономическую  деятельность широкого круга лиц, влиять на формирование рынка, управлять товарными потоками. Изменение такого порядка администрирования является необходимым условием переориентации таможенной политики на приоритеты структурного регулирования. К сожалению, и в новом Таможенном кодексе Российской Федерации присутствуют серьезные недостатки. В частности, кодекс не различает, для каких целей поставляются компоненты – для последующей сборки или в качестве запчастей. В кодекс не вошел также очень важный для международной кооперации раздел "Свободная таможенная зона" из старого кодекса по причине отсутствия федерального закона о свободных экономических зонах. Новый кодекс сохранил и ориентацию деятельности таможенных органов на достижение в первую очередь фискальных целей.

Вместе с тем круг задач, выполняемых таможенными органами России, гораздо шире, чем наполнение государственного бюджета. В настоящее  время к этим задачам относятся:

1.         участие в разработке и реализации таможенной политики; участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, реализация этих мер;

2.         защита экономических интересов России; обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности страны; осуществление контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов;

3.         осуществление мер по таможенному регулированию торгово-экономических отношений;

4.         взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу;

5.         осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;

6.         ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;

7.         проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного дела, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Предусмотрен также блок функций международного характера: участие в разработке и выполнении международных договоров, затрагивающих  таможенное дело; сотрудничество с  таможенными и другими компетентными  органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами  таможенного дела.

Опыт использования мер  структурного регулирования внешнеторговой деятельности у российских таможенных органов таможни уже есть –  это сезонные пошлины, тарифные квоты, антидемпинговые расследования, специальные  пошлины. Использование этих мер  началось уже в последней трети 1990-х годов. Но пока они не дали должного эффекта, поскольку применение перечисленных  мер носит ограниченный характер и зачастую диктуется политическими приоритетами. Сочетание стимулирующих мер в тарифной сфере с совершенствованием таможенного режима может служить важным стимулом к развитию международной кооперации и повышению конкурентоспособности российских производителей. Иллюстрацией возможностей в международной производственной кооперации служит проект "ЕвроРоссия" для региона Санкт-Петербурга и Ленинградской области близ границы с Финляндией. Целью проекта, начатого еще в 1999 г., было увеличение степени интеграции фирм России и ЕС через развитие бизнес-сетей предприятий. Участники проекта, в который предполагалось инвестировать около 200 млн. евро, – высокотехнологичные российские и европейские предприятия и компании. При взаимной заинтересованности и поддержке ЕС, в том числе технической и финансовой, "ЕвроРоссия" мог бы стать пилотным проектом крупномасштабной производственной кооперации, открыть дорогу целому ряду других проектов сотрудничества от Санкт-Петербурга до Мурманска.

Предполагалось, что участникам проекта будут предоставлены  не только региональные, но и таможенные преференции на федеральном уровне, которые содействовали бы налаживанию  производства готовой продукции  и обмену для этого компонентами, их "русификацию", развитие соответствующего производства в России. Попытки возродить  производственную кооперацию в рамках проекта "ЕвроРоссия" и создать свободные экономические зоны, технопарки, таможенные территории производственного типа натолкнулись на такие препятствия, как устаревшие таможенные технологии, отсталая транспортная логистика и скудное информационное обслуживание. Отсутствует унификация технических норм и стандартов, гигантских размеров достигла межведомственная несогласованность. Отрицательную роль играют недостаток доверия и неадекватность подходов сторон на начальных стадиях технико-экономической подготовки проектов.

Набор организационно-технических  проблем усугубляется и такой  серьезной экономической причиной, как отсутствие режима "свободной  таможенной зоны". Он предполагает частичное  освобождение работающих в этом режиме предприятий от таможенных пошлин и  НДС на импортируемые компоненты и оборудование для производства конкурентоспособной продукции. Много  вопросов у товаропроизводителей вызывает рассмотренный и частично решенный в начале сентября 2003 г. Правительством РФ вопрос об изменении таможенных пошлин. Нежелание правительства  РФ снизить таможенные пошлины на сырье и оборудование, не производимые в стране, создает ряд проблем. Так, например, сокращение с 20% до 10% пошлины  на ввоз австралийской шерсти дало бы возможность увеличить выпуск высококачественных чистошерстяных тканей, причем дополнительные поступления  в бюджет от реализации которых составили  бы около 17 млн. долл. в год. Снижение пошлин на ввоз трепаного льна только на 50% позволило бы увеличить поступления  в бюджет на 26,7 млн. долл. ежегодно за счет роста производства продукции из этого вида сырья. Подобных примеров существует множество. В предложениях правительства, однако, присутствует прямо противоположная логика: в частности, обсуждалось снижение ставок импортных пошлин на готовую продукцию текстильной и легкой промышленности и введение пошлин на импорт хлопка.

Таким образом, проведение Россией  эффективной промышленной политики требует серьезных изменений  в подходе к таможенному регулированию. Эти изменения, прежде всего, должны быть направлены на отмену (либо значительное сокращение) ввозных пошлин на сырье, материалы, комплектующие и оборудование, не имеющие отечественных аналогов и ввозимые в целях технического перевооружения и расширения производства. Что же касается собственно протекционистских  мер во внешней торговле, то их использование  должно ограничиваться преимущественно  случаями антидемпинговых расследований  и использованием встречных мер, нацеленных на пресечение некорректных торговых практик иностранных поставщиков  и "восстановление паритета" в  торговых отношениях с теми или иными  странами.

Информация о работе Таможенная политика России