Таможенная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:00, реферат

Краткое описание

Таможенная политика России направлена на активизацию международных экономических отношений, содействие развитию внешней торговли, защиту экономики страны от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, совершенствование таможенной политики.

Содержание

Введение 2
1. Таможенная политика 2
1.1 Таможенные пошлины и цели таможенной политики 2
1.2 Проблемы таможенной политики России 4
2. Основные направления таможенно-тарифной политики на 2009 год 7
3. Итоги реализации таможенно-тарифной политики в 2007 году 8
4. Приоритеты таможенно-тарифной политики на среднесрочный период 10
4.1 Цель таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе 10
4.2 Задачи таможенно-тарифной политики 10
5. Меры по совершенствованию таможенного администрирования для реализации приоритетов таможенно-тарифной политики 15
6. Правовой статус таможенных органов на современном этапе 16
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

внеш.docx

— 69.94 Кб (Скачать файл)

Таким образом, суммируя все  вышесказанное, следует признать недостаточно полным определение таможенного  органа как органа исполнительной власти, являющегося по своему характеру правоохранительным. Безусловно, «правоохранительная деятельность таможенных органов РФ и в настоящее время остается одной из основных функций таможенных органов, обеспечивающих выявление, пресечение противоправных деяний в указанной сфере». Однако, поскольку «комплексный многоотраслевой характер правового регулирования таможенной деятельности предопределил комплексный характер правоприменительной деятельности таможенных органов», было бы опрометчиво не включить в определение понятия таможенных органов упоминание о присущих им фискальных функциях, позволяющих таможенным органам являться одним из немногих элементов системы государственного регулирования экономики. Фискальная функция таможенных органов закреплена в п. 2 ст. 403 ТК РФ, согласно которой таможенные органы взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию. Вклад таможенных органов в формирование доходной части бюджета составляет более 40%, а ежедневные перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет, по оценкам ряда авторов, составляют порядка 200 млн. долл. США.

В связи с изложенным следует  признать таможенным органом орган  исполнительной власти, действующий  от имени государства и наделенный властными полномочиями, позволяющими ему осуществлять одновременно как  правоохранительные, так и фискальные функции в сфере таможенного  дела с помощью присущих ему форм и методов деятельности.

Таможенные органы составляют единую иерархически построенную систему, в которую входят:

1) Федеральная таможенная  служба Российской Федерации;

2) региональные таможенные  управления;

3) таможни;

4) таможенные посты (ст. 402 ТК РФ).

Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством  Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области  таможенного дела, а также функции  агента валютного контроля и специальные  функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными  правонарушениями.

Региональное таможенное управление является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности РТУ в  пределах своей компетенции. РТУ осуществляет определенные полномочия в установленной сфере деятельности, среди которых анализ и контроль деятельности подчиненных таможенных органов, осуществляемой на основе системы управления рисками, по обеспечению правильного исчисления и своевременной уплаты таможенных платежей и соблюдению запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, на основе показателей и согласно порядку, определяемым ФТС России; а также проведение таможенных ревизий, проверок достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении, после выпуска товаров и транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации (пп. 2, 7 п. 6 Общего положения о региональном таможенном управлении). Надо отметить, что исследователями поднимается вопрос о целесообразности существования такого элемента системы таможенных органов, как региональные таможенные управления. В целях сокращения управленческого аппарата и, как следствие, бюджетных расходов на его содержание обоснованно формулируется идея о возможности ликвидации РТУ и возложения их функций на Федеральную таможенную службу, в структуру которой следует включить кураторов по каждому федеральному округу. Еще одним звеном единой федеральной централизованной системы таможенных органов Российской Федерации является таможня, обеспечивающая реализацию задач и функций ФТС России в регионе своей деятельности в пределах установленной компетенции (Общее положение о таможне). Таможни в российской таможенной системе не случайно называются звеном, несущим основную практическую нагрузку. Так, в качестве одного из полномочий таможни следует назвать проведение таможенного контроля в формах, предусмотренных Таможенным кодексом РФ, организацию и координацию осуществления таможенного контроля таможенными постами (пп. 10 п. 6 Общего положения о таможне). В единую систему таможенных органов Российской Федерации входит таможенный пост, осуществляющий свою деятельность под общим руководством ФТС России, руководством РТУ и непосредственным руководством таможни. В качестве одной из основных задач таможенного поста можно назвать таможенное оформление и таможенный контроль (п. 12 Общего положения о таможенном посте), а среди функций таможенного поста выделить осуществление таможенного контроля, в том числе за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации (п. 22 Общего положения). При этом таможенный пост обеспечивает проведение:

— проверки документов и  сведений, необходимых для таможенных целей;

— таможенного досмотра, в том числе личного досмотра, являющегося исключительной формой контроля;

— учета товаров и транспортных средств;

— устного опроса физических лиц, законных представителей юридических  лиц и должностных лиц;

— проверки в пределах своей  компетенции системы учета и  отчетности;

— осмотра территорий, помещений  и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой  возложен на таможенные органы;

— таможенного контроля в других формах, предусмотренных  законодательством Российской Федерации  о таможенном деле.

Организационная структура  таможенных органов сформирована в  соответствии с Приказом ФТС России «О типовых структурах таможенных органов  Российской Федерации». Приказом ФТС РФ от 20 июня 2005 г. N 563 были утверждены Типовые положения о службе таможенной инспекции регионального таможенного управления и об отделе таможенной инспекции таможни, являющихся структурными подразделениями соответствующих таможенных органов и осуществляющих инспекционную деятельность, а также взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными, контролирующими органами, общественными объединениями и иными организациями.

Служба таможенной инспекции  РТУ решает возложенные на нее  задачи непосредственно, через подразделения  таможенной инспекции и другие подразделения  таможен, подчиненных РТУ. В частности, задачами, стоящими перед указанной  службой, является организация, координация  проведения и непосредственное проведение таможенного контроля, осуществление  взаимодействия с подразделениями  таможенных органов по вопросам организации  и проведения проверочных мероприятий  с использованием системы управления рисками (СУР), анализ и обобщение  результатов проведения проверочных  мероприятий, оценка их эффективности  и другие. Инспекционная деятельность таможенных органов представляет собой  совокупность мероприятий, осуществляемых должностными лицами инспекционных  подразделений таможенной инспекции  по контролю за:

а) законностью перемещения  товаров через таможенную границу  Российской Федерации;

б) достоверностью сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении и влияющих на применение мер тарифного и  нетарифного регулирования;

в) деятельностью декларантов  и лиц, выступающих в качестве декларанта, а также таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения и таможенных складов, таможенных перевозчиков и лиц, осуществляющих оптовую или  розничную торговлю ввезенными товарами, с целью выявления и предотвращения фактов неуплаты таможенных пошлин, налогов  или несоблюдения запретов или ограничений, установленных законодательством  Российской Федерации по таможенному  делу.

Таким образом, организация  и проведение таможенного контроля после выпуска товаров в форме  таможенной ревизии является функцией подразделений таможенной инспекции  регионального таможенного управления и таможни. Подразделения, аналогичные  российской таможенной инспекции, существуют во всех западноевропейских странах, в  том числе в таможенных службах  Австрии, Финляндии, Швеции.

В качестве главной проблемы в деятельности таможенных органов  исследователями называется отсутствие комплексных нормативных документов, опосредующих вопросы проведения проверок (недостаточно разработаны как общие  методики проверочной деятельности, так и технологии взаимодействия между различными подразделениями  внутри таможенной системы и с  иными контролирующими органами).

Взаимодействие подразделений  таможенной инспекции в ходе их деятельности осуществляется путем разработки технологий таможенного контроля и таможенного  оформления, технологий проведения проверочных  мероприятий, определяющих конкретные функции каждого подразделения, формы и методы их реализации. Организация  взаимодействия при подготовке и  проведении проверочных мероприятий  осуществляется подразделениями таможенной инспекции на основании принципов:

а) контроля за деятельностью подразделений таможенной инспекции по вертикали;

б) исключения дублирования функций подразделений таможенной инспекции и иных функциональных подразделений таможенного органа (по горизонтали);

в) взаимного обмена информацией  и документами, содержащими признаки нарушения таможенных правил или  неуплаты таможенных платежей;

г) результативности, то есть получения информации от иных подразделений  таможенного органа о привлечении  к ответственности объектов проверок деятельности, а также о взыскании  таможенных платежей, осуществленных по результатам проверочных мероприятий.

Актуализировать взаимодействие таможен позволит созданный банк данных пограничных таможен и  механизм электронного документооборота внутри всей таможенной системы РФ, что сделает ее максимально прозрачной и сократит время передачи документов от одного подразделения таможенного  органа к другому. Помимо правильной организации контрольного процесса нельзя сбрасывать со счетов и человеческий фактор, поэтому большое значение для качественного осуществления  таможенными органами инспекционной  деятельности имеют квалификация, профессиональный уровень, а также личные качества должностных лиц данных органов. В соответствии с Федеральным  законом «О службе в таможенных органах» сотрудниками таможенных органов могут  быть граждане, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования  и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы. Определение и  требования, предъявляемые к сотрудникам таможенных органов сформулированы в Типовой инструкции об организации и проведении сотрудниками таможенных органов Российской Федерации таможенного контроля за товарами, перемещаемыми физическими лицами. Так, сотрудниками таможенных органов являются граждане Российской Федерации, занимающие соответствующую должность в таможенных органах и имеющие специальные звания. Причем к проведению таможенного контроля должны привлекаться сотрудники таможенных органов, прошедшие в установленном порядке профессиональную подготовку или обучение и отвечающие морально-психологическим, профессиональным, образовательно-культурным и этическим критериям, определяемым ведомственными нормативными актами, и, как правило, владеющие иностранными языками. Подобные требования должны предъявляться и к должностным лицам таможенных органов, которые осуществляют таможенный контроль за правильностью перемещения товаров индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

Следует отметить, что правовое положение должностных лиц таможенной инспекции (за исключением начальника отдела, являющегося полковником  таможенной службы) определяется Федеральным  законом «О государственной гражданской  службе Российской Федерации», в соответствии с которым гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы, осуществляющий профессиональную служебную  деятельность на должности гражданской  службы в соответствии с актом  о назначении на должность и со служебным контрактом и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. В качестве одного из принципов гражданской службы ст. 4 Федерального закона N 79-ФЗ устанавливает профессионализм и компетентность гражданских служащих. Нехватка подготовленных кадров среди должностных лиц таможенных органов может стать серьезной проблемой, поскольку от уровня их квалификации в решающей степени зависит эффективность работы таможенной службы. Федеральными законами N 79-ФЗ (ст. 15) и N 114-ФЗ (ст. 17) в обязанность должностным лицам таможенных органов вменено поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных обязанностей.

Обязательной для всех сотрудников таможенных органов  является профессиональная учеба как  непрерывный образовательный процесс, организуемый с целью постоянного  роста уровня профессиональных знаний должностных лиц и работников таможенных органов, предусматривающий  изучение ими в плановом порядке  законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, правовых актов  ФТС России, а также иных информационных материалов по профилю деятельности конкретной должностной группы лиц. Профессиональная подготовка, переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации сотрудников таможенных органов осуществляются в образовательных учреждениях Федеральной таможенной службы, учебных подразделениях таможенных органов, а также в образовательных учреждениях высшего профессионального образования или среднего профессионального образования на основе договоров между Федеральной таможенной службой и соответствующим образовательным учреждением (ст. 23 Федерального закона N 114-ФЗ).

Право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в течение всего  периода прохождения им гражданской  службы в соответствии со ст. 14 и 62 Федерального закона N 79-ФЗ имеет и гражданский  служащий. Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданского служащего осуществляются в имеющих  государственную аккредитацию образовательных  учреждениях высшего профессионального  и среднего профессионального образования. Стажировка гражданского служащего  осуществляется непосредственно в  государственных органах и иных организациях. Кроме того, начальникам  таможенных органов предоставлено  право в пределах утвержденных лимитов  бюджетных обязательств и в зависимости  от потребности в специалистах направлять должностных лиц таможенных органов  для поступления в государственные  высшие учебные заведения, имеющие  государственную аккредитацию, по заочной  или очно-заочной форме обучения в целях получения второго  высшего профессионального образования. В целях определения уровня профессиональной подготовки, объективной оценки служебной  и профессиональной деятельности сотрудника, определения его соответствия занимаемой должности проводится аттестация, которая  должна способствовать совершенствованию  деятельности таможенного органа по подбору, повышению квалификации и  расстановке сотрудников таможенных органов Российской Федерации. Проводится аттестация и в целях определения  соответствия гражданского служащего  замещаемой должности гражданской  службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Так, законодателем установлены  квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым  для исполнения должностных обязанностей по штатным должностям федеральной  государственной гражданской службы Российской Федерации в Управлении таможенной инспекции и в подразделениях таможенной инспекции таможенных органов  Российской Федерации. Заместитель  начальника отдела таможенной инспекции  таможни, главный государственный  таможенный инспектор и старший  государственный таможенный инспектор  должны знать: Конституцию Российской Федерации, таможенное, налоговое, административное и гражданское законодательство; основы уголовного и международного права, бухгалтерского учета, финансового  анализа и аудита, информатики; порядок работы со служебной информацией. Кроме того, указанные сотрудники должны иметь навыки: планирования и организации (заместитель начальника — еще анализа и контроля, а старший государственный инспектор лишь проведения) аналитической и информационной работы по выбору объектов, подлежащих таможенному контролю, с применением системы управления рисками; работы, связанной с подготовкой и проведением таможенных ревизий, с взаимодействием с налоговыми и иными контролирующими органами; проведения иных форм таможенного контроля; разработки проектов правовых актов, оформления и ведения служебной документации; использования в практической деятельности современных информационных технологий, компьютерной техники, оргтехники, необходимого программного обеспечения.

Информация о работе Таможенная политика России