Таможенная политика России в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового исследования: рассмотрение таможенной политики России в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- уточнить понятие «таможенная политика» и его особенности;
- рассмотреть цели, методы ее осуществления, этапы формирования таможенной политики;
- рассмотреть субъекты и структуру таможенной политики;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты таможенной политики в РФ……………..5
1.1. Таможенная политика: цели, методы ее осуществления, этапы формирования……………………………………………………………………..5
1.2. Субъекты и структура таможенной политики…………………………15
Глава 2. Стратегия развития таможенной политики РФ………………….19
2.1 Анализ основных направлений таможенно-тарифной политики на 2010 год...........................................................................................................................19
2.2. Приоритеты таможенно-тарифного регулирования в период 2011-2012 годов………………………………………………………………………………27
Заключение…………………………………………………………………...31
Библиография………………………………………………………………...33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Таможенная политика.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

4. Неправительственные  и негосударственные международные  организации: Международная торговая  палата; экономические форумы; институты ООН, регулирующие ВЭД: ВТО ГАТТ, МВФ, ЮНКТАД (конференция ООН по торговле и развитию), Всемирная таможенная организация, а также международные советы, международные консультативные комитеты и группы, действующие под эгидой ООН. Эти международные структуры формируют механизмы международного регулирования и координации в сфере таможенного дела, настраивающиеся на интересы доминирующих субъектов геополитики и геоэкономики, и реализуют институционально-экономические формы организации потоков трансграничных перемещений и контроля за ними [24, с.123].

В таможенной политике необходимо различать  идеологическую, правовую, организационную, экономическую, реализационную и политическую (конфликтно-консенсусную) составляющие.

Целостность, развитие и реализация таможенной политики обеспечиваются сбалансированностью ее внутренних компонент, а также взаимодействием и сбалансированностью ее отношений с внешней средой.

С точки зрения реализационного  подхода в таможенной политике выделяют следующие основные составляющие: правовую (властную), организационную (институциональную), экономическую, психоэтическую, технико-технологическую, коммуникационную.

Правовая составляющая: обретение, удержание и использование государственной власти в сфере регулирования ВЭД. С этой точки зрения таможенная политика - система, комплекс мер, правил регулирования, способов упорядочения ВЭД посредством нормативно-законодательной базы и мерами административно-властного характера, которыми наделены таможенные органы. Однако многие из действующих ныне законов содержат правовые нормы непрямого действия. Это включает механизм ведомственного нормотворчества. Многие конкретные стороны таможенного, валютного, налогового регулирования внешней торговли определяются путем издания ведомственных инструкций, приказов, чем обуславливается запутанность, неразбериха. Реальная практика исполнения всего этого директивного материала стала осязаемым барьером в торговле и породила специфические методы его преодоления - коррупцию. Организационная (институциональная) характеристика таможенной политики проявляется через госучреждения, институты, в которых она разрабатывается, определяется, реализуется через запретительно-разрешительные или ограничительные системы по трансграничному перемещению товаров, транспорта, людей.

Экономическая компонента (составляющая) связана с обеспечением реализации внешней и внутренней экономической политики, через протекционизм, свободу торговли преференции и другие средства таможенного регулирования.

Психоэтическая компонента (составляющая) - разработанная система сценариев, определяющих характер конфликтно-консенсусных шагов, маневров, уступок и т.д. при разрешении противоречий.

Технико-технологическая составляющая таможенной политики - установленные процедуры таможенного контроля, таможенного оформления, сбора таможенных платежей.

Коммуникационная составляющая проявляется через стратегию и тактику развития внешних коммуникаций таможни и механизмы реализации. [23, с.201].

Таким образом, таможенный тариф должен быть экономически обоснованным, сбалансированным, стабильным и эффективным инструментом защиты экономических интересов России: необходим также четкий механизм доведения всех изменений ставок пошлин до потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Стратегия развития таможенной политики РФ

2.1 Анализ основных направлений таможенно-тарифной политики на 2010 год.

Основные направления  таможенно-тарифной политики на 2010 год  и плановый период 2011 и 2012 годов (далее – Основные направления) подготовлены во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. № 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период», в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями внешнеэкономической политики Российской Федерации на период до 2020 года.

Особенности таможенно-тарифной политики в предстоящий период предполагают два качественно различных этапа  ее реализации.

I этап – до конца  2010 года, характеризующийся, по предварительной оценке, постепенным переходом острой фазы кризиса к стадии смягчения кризисных явлений и появлением признаков оздоровления экономики.

На этом этапе таможенно-тарифная политика реализуется как неотъемлемая часть антикризисной экономической политики. При этом инструменты таможенно-тарифного регулирования должны сбалансировано защищать интересы отечественных производителей и потребителей.

Важнейшими задачами являются:

  • защита внутреннего рынка и содействие развитию импортозамещающих производств при одновременном поддержании эффективной конкурентной среды;
  • поддержка и стимулирование экспорта;
  • усиление фискального эффекта таможенно-тарифного регулирования с использованием мер и инструментов, не обременительных для потребителей и не ведущих к росту инфляции, при одновременном снижении фискальной нагрузки на социально-значимые товары.

Антикризисная таможенно-тарифная политика должна учитывать новые  экономические реалии, обусловливающие  ее осуществление, а именно:

- снижение курса национальной валюты, ведущее к существенному удорожанию импорта и соответствующему росту инфляции. Общее повышение конкурентоспособности отечественного производства при снижении обменного курса российского рубля сопровождается одновременным ростом издержек производителей, использующих импортные сырье и материалы. Кроме того, в антиинфляционных целях требуется учет фактора снижения курса национальной валюты при принятии решений о повышении ввозных таможенных пошлин;

- снижение платежеспособного  спроса и усиление конкуренции за рынки сбыта в условиях резкого замедления развития глобальной экономики, которые ставят задачу сохранения позиций российских производителей на внешних рынках;

- отток капитала, вызывающий  необходимость повышения инвестиционной  привлекательности отечественной экономики, в том числе путем применения таможенно-тарифных инструментов;

- дефицит федерального  бюджета, вызывающий необходимость  сохранения фискальной нагрузки  на отдельные товары, не являющиеся  социально-значимыми.

При этом принимаемые меры не должны противоречить долгосрочным задачам в сфере таможенно-тарифного регулирования, направленным на содействие диверсификации российской экономики и переходу ее на инновационный путь развития, формирование новой, посткризисной внешнеэкономической специализации, обеспечение доступа отечественных компаний к передовым технологиям и высокотехнологичному оборудованию. Их последовательная реализация будет расширяться по мере завершения активной фазы кризиса и преодоления его негативных последствий [13, с. 138] .

II этап – 2011-2012 гг. –  стабилизация экономики, переход  к поступательному развитию.

Основные задачи этого  этапа состоят в восстановлении равновесия между протекционистской  и регулятивной функцией таможенно-тарифной политики, формировании потенциала устойчивого посткризисного экономического развития и переходе к полномасштабной, последовательной реализации приоритетных направлений, определенных в Основных направлениях таможенно-тарифной политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов.

Целями таможенно-тарифной политики на данном этапе должны стать:

  • содействие преодолению кризисных явлений и посткризисному развитию российской экономики, диверсификации и повышению ее глобальной конкурентоспособности за счет эффективного применения инструментов таможенно-тарифного регулирования в сочетании с нетарифными и другими мерами торговой и общеэкономической политики;
  • развитие конкурентной среды на внутреннем рынке, в том числе за счет постепенного снижения уровня таможенно-тарифной защиты;
  • содействие технологической модернизации российской экономики за счет облегчения доступа к использованию передового иностранного оборудования и технологий, повышения инвестиционной привлекательности высокотехнологичных секторов;
  • наращивание экспортного потенциала, последовательная, с использованием таможенно-тарифных инструментов поддержка экспорта и мероприятий по усилению глобальной конкурентоспособности отечественных обрабатывающих отраслей и сферы услуг;
  • обеспечение стабильности и транспарентности применения мер таможенно-тарифного регулирования.

В целях оперативной, эффективной  и гибкой защиты экономических интересов  России на внутреннем и внешнем рынках в 2010 году сохранится антикризисный  акцент таможенно-тарифной политики, при  этом реализация антикризисного потенциала таможенно-тарифного регулирования будет обеспечиваться по следующим основным направлениям:

– оперативное применение инструментов таможенно-тарифной политики с целью защиты наиболее уязвимых товарных рынков и отечественных  производителей, за счет повышения уровня ставок ввозных таможенных пошлин на наиболее чувствительные готовые товары;

– поддержка производства за счет снижения ввозных таможенных пошлин на комплектующие и сырье, не имеющие отечественных аналогов;

– применение ставок таможенных пошлин с фискальной целью, максимально учитывая при этом интересы производителей и потребителей;

– гибкое реагирование на потребности производителей и потребителей, ценовую ситуацию на внутренних рынках путем временного снижения или повышения  ставок ввозных таможенных пошлин, предоставления тарифных льгот и отсрочек по уплате таможенных платежей [16].

Антикризисные меры таможенно-тарифного  регулирования могут дать максимальный эффект в сочетании с нетарифными  мерами защиты внутреннего рынка, среди  которых первоочередное значение имеют:

- активизация политики  защиты от недобросовестного  и возросшего импорта, в том  числе в части эффективной  правоприменительной практики при  реализации Федерального закона от 8 декабря 2007 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (в частности, по применению статьи 8 «Введение предварительной специальной пошлины»);

– возможное введение мер по ограничению внешней торговли товарами, услугами в целях защиты внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации в соответствии с законодательством и нормами ВТО (реализация Федерального закона от 8 декабря 2007 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).

По мере выхода из кризиса  приоритеты таможенно-тарифной политики переносятся на реализацию следующих задач:

  • содействие преодолению негативных последствий мирового финансового кризиса для отечественных производителей и внутреннего рынка, внешнеэкономических связей России;
  • формирование потенциала устойчивого посткризисного экономического развития, содействие технологической модернизации российской экономики за счет облегчения доступа к использованию передовых иностранных оборудования и технологий, повышение ее инвестиционной привлекательности и привлечению зарубежных капиталов в высокотехнологичные сектора;
  • стимулирование развития производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний, содействие переносу глобально ориентированных обрабатывающих производств на российскую территорию;
  • повышение конкурентности российских рынков товаров и услуг, защите развивающихся рынков и потенциально конкурентоспособных производств, уязвимых для импорта;
  • последовательная, с использованием таможенно-тарифных и иных инструментов поддержка экспорта и принятие мер по усилению глобальной конкурентоспособности отечественных обрабатывающих отраслей и сферы услуг [5, с. 141] .

В этих целях необходимо:

  1. Оперативное применение инструментов таможенно-тарифной политики в сочетании с нетарифными мер по защите внутреннего рынка и отечественных производителей, что создает возможности для комплексной защиты национальных экономических интересов.
  2. Совершенствование структуры таможенного тарифа и усиление его регулирующей роли при сохранении в определенной степени его фискальной функции с учетом дефицита федерального бюджета.
  3. Мониторинг внешнеторговой деятельности и проведение оценки принимаемых мер оперативного реагирования на изменения конъюнктуры и цен в целях обеспечения эффективного функционирования внутреннего рынка.
  4. Активное использование специальных инструментов для регулирования импорта в аграрном секторе (сезонные пошлины и тарифные квоты). Применение этих мер будет системно увязано с мерами государственной политики в области сельского хозяйства на основе постоянного мониторинга производства и торговли важнейших видов сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в целях обеспечения баланса интересов производителей и потребителей, недопущения кризисных колебаний цен, в том числе, сезонного характера.
  5. Повышение ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование, аналоги которого производятся отечественными предприятиями:

– утверждение долгосрочных графиков изменения пошлин в целях  стимулирования создания на территории России производства новой продукции, прежде всего с высокой степенью обработки;

– применение льгот таможенно-тарифного  характера для инвестиционных проектов, направленных на модернизацию производства, по аналогии с промышленной сборкой.

  1. Совершенствование системы таможенных льгот, в том числе сокращение числа льгот, искажающих регулятивную функцию таможенного тарифа.
  2. Совершенствование механизмов использования экономических таможенных режимов (переработка на таможенной территории, переработка товаров для внутреннего потребления). В целях оптимизации применения таких таможенных режимов будет подготовлена необходимая нормативная правовая база.
  3. Совершенствование схемы национальных преференций, включая введение более жестких критериев для определения страны происхождения товара, пересмотр системы тарифных преференций для развивающихся и наименее развитых стран с учетом конкретного уровня развития стран-бенефициаров, пересмотр перечня товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых на территорию Российской Федерации предоставляются тарифные преференции.
  4. Переход к комплексной системе поддержки экспорта, в том числе:

Информация о работе Таможенная политика России в современных условиях