Таможенная политика России в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового исследования: рассмотрение таможенной политики России в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- уточнить понятие «таможенная политика» и его особенности;
- рассмотреть цели, методы ее осуществления, этапы формирования таможенной политики;
- рассмотреть субъекты и структуру таможенной политики;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты таможенной политики в РФ……………..5
1.1. Таможенная политика: цели, методы ее осуществления, этапы формирования……………………………………………………………………..5
1.2. Субъекты и структура таможенной политики…………………………15
Глава 2. Стратегия развития таможенной политики РФ………………….19
2.1 Анализ основных направлений таможенно-тарифной политики на 2010 год...........................................................................................................................19
2.2. Приоритеты таможенно-тарифного регулирования в период 2011-2012 годов………………………………………………………………………………27
Заключение…………………………………………………………………...31
Библиография………………………………………………………………...33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Таможенная политика.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)
  • использование таможенно-тарифных инструментов в целях повышения конкурентоспособности отечественных производств как части комплексной поддержки экспорта в увязке с мерами внутренней политики по поддержке отечественных производителей;
  • создание полномасштабной автоматизированной системы внешнеторгового и рыночного мониторинга (мониторинг торговых барьеров, антикризисных мер, применяемых другими государствами, реализация которых может затронуть экономические интересы российских компаний и, возможно, потребует введения ответных мер);
  • создание единого портала внешнеэкономической информации в целях совершенствования информационной поддержки участников внешнеэкономической деятельности[19].

В течение 2010 года практические решения по уровню и срокам действия таможенных пошлин должны приниматься  на основе мониторинга объемов и  структуры импорта, ситуации на внутреннем и мировых рынках и с учетом стратегий развития отраслей экономики Российской Федерации.

Формирование таможенного  союза предполагает объединение  таможенных территорий входящих в него государств и применение единых мер  регулирования внешней торговли, устанавливаемых органами управления таможенного союза.

Комплекс мероприятий  по формированию таможенного союза  определен двумя документами: «Планом  действий по формированию таможенного  союза в рамках ЕврАзЭС на 2008-2010 годы», утвержденным главами государств-участников таможенного союза в 2007 году, и «Мероприятиями по реализации Плана действий по формированию Таможенного союза на 2008-2010 годы», утвержденными Решением Интеграционного комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 23 апреля 2008 года[7].

Во исполнение этих документов предстоит сконцентрировать усилия на создании:

  • единой системы регулирования внешней торговли;
  • единого таможенного администрирования;
  • органов управления таможенного союза;
  • единого торгового режима с третьими странами.

В 2010 году будут введены  в действие инструменты регулирования  торговли с третьими странами, и  в первую очередь, Единый таможенный тариф и система мер нетарифного  регулирования таможенного союза.

Комиссии таможенного  союза будут переданы полномочия в области регулирования внешней торговли, такие как изменение ставок ввозных таможенных пошлин, ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, установление тарифных льгот и тарифных квот, определение системы тарифных преференций, введение нетарифных мер регулирования, проведение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных расследований и принятие решений о введении соответствующих мер.

Единство правил применения и контроля всеми государствами  таможенного союза мер таможенно-тарифного регулирования внешней торговли будет обеспечено за счет разработки и введения в действие единого Таможенного кодекса, применения единых принципов и правил таможенного администрирования, обеспечения эффективного взаимодействия таможенных служб [14].

Таким образом, задачи таможенно-тарифной политики Российской Федерации в 2010 и последующих годах должны реализовываться  через решения органов управления таможенным союзом. В этих целях  необходимо выработать новые механизмы  взаимодействия как на национальном уровне, так и с партнерами по интеграции, обеспечивающие эффективность проведения интересов России при принятии и реализации решений по таможенно-тарифному регулированию в таможенном союзе.

таможенный внешнеторговый тарифный

2.2. Приоритеты таможенно-тарифного регулирования в период 2011-2012 годов

В 2011-2012 годах основные задачи и приоритеты таможенно-тарифной политики будут определяться задачами дальнейшего преодоления негативных последствий кризиса и содействия выходу экономики страны на траекторию поступательного экономического развития. В этот период таможенно-тарифное регулирование должно восстановить свою регулирующую функцию, существенно снизить фискальную составляющую, способствовать созданию конкурентной среды, обеспечивающей максимальную эффективность экономического роста.

В 2011-2012 годах необходимо перейти к корректировке ставок ввозных таможенных пошлин с учетом долгосрочных ориентиров экономической  и структурной политики. Приоритет  будет отдаваться импорту высокотехнологичного оборудования, использование которого способно повысить конкурентоспособность российской продукции и увеличить экспорт.

В части вывозных таможенных пошлин будет осуществлен постепенный  переход к:

– отказу от применения вывозных таможенных пошлин, за исключением товаров энергетической группы, необработанного леса, металлолома и некоторых других видов сырьевых товаров, а также случаев их временного использования для недопущения дефицита сырья на внутреннем рынке;

– использованию нетарифных мер ограничения экспорта в случаях, установленных Федеральным законом от 8 декабря 2009 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», вместо применения запретительных вывозных таможенных пошлин.

Инструменты таможенно-тарифной политики в отношении нефтяного комплекса будут формироваться как составная часть государственной политики в области добычи и переработки нефти и газа. Основными целями таможенно-тарифной политики Российской Федерации в нефтяной отрасли будут являться:

  • стимулирование развития нефтеперерабатывающих мощностей, глубины переработки нефти;
  • развитие конкуренции на рынке нефтепродуктов;
  • диверсификация направлений транспортировки и обеспечение развития инфраструктуры;
  • обеспечение технологического развития отрасли и эффективности разработки месторождений.
  • наполнение бюджета.

Применение инструментов таможенно-тарифной политики будет  осуществляться с учетом следующих  принципиальных моментов:

– совершенствование  условий функционирования режима свободной  торговли в рамках СНГ, включая продолжение работы по заключению нового многостороннего соглашения о свободной торговле стран СНГ, в максимальной степени обеспечивающего интересы Российской Федерации;

– создание таможенного  союза Белоруссии, Казахстана и России до присоединения Российской Федерации к ВТО влечет необходимость инициирования в 2011-2012 годах переговоров по присоединению таможенного союза к ВТО, в ходе которых должны быть достигнуты договоренности о распространении на таможенный союз в целом условий, ранее согласованных Российской Федерацией [14].

Таким образом, приоритетной задачей периода 2011-2012 годов должно стать дальнейшее совершенствование механизма комплексной поддержки экспорта. На этом этапе станет актуальным создание национального агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Государственная таможенная политика представляет собой совокупность стратегических и тактических мероприятий  административно-управленческого характера, систематически и целенаправленно осуществляемых специально уполномоченными органами и направленных на выявление, согласование и реализацию различных внутри- и внешнеполитических интересов общества и государства посредством таможенного дела.

Сущностными характеристиками государственной таможенной политики являются:

- внутренняя системность,  т.е. наличие органично взаимосвязанных,  находящихся в структурной соподчиненности  и осуществляемых в соответствии  с общими целями и задачами  стратегических и тактических  мероприятий административно-управленческого характера;

- внешняя системность,  т.е. связанность с другими  направлениями деятельности государства,  вписанность в контекст его  текущего внутри- и внешнеполитического  курса;

- целенаправленность, т.е.  ориентированность на достижение  конкретных результатов в целом ряде сфер жизни общества и государства – экономической, социальной, политической и т.п.;

- ориентированность на  административно-управленческие механизмы,  т.е. использование в ходе ее  осуществления таких приемов  управления, как принятие решений, организация, регулирование, контроль, надзор, учет и т.п.;

- обусловленность интересами  общества и государства.

В современной России особенности формирования и реализации таможенной политики, являющейся составной частью политического курса страны, обусловлены, наряду с внутренними и внешними факторами, спецификой организации российского политического и экономического пространства, а также действующим федеральным законодательством в таможенной сфере. При формировании и реализации государственной таможенной политики необходимо ориентироваться на такую систему приоритетов, как:

- открытое обсуждение  основных направлений таможенной  политики РФ;

- учет законных интересов  всех участников таможенной сферы  деятельности; осуществление полноценной  административной, правовой, организационной, материально-технической и т.п. поддержки государством мероприятий в таможенной сфере.

Для обеспечения эффективной  таможенной политики на современном  этапе следует учитывать, что:

- особенности таможенной  политики требуют отношения к ней как к определенной сфере деятельности политических институтов общества, его граждан;

- таможенная политика  должна быть сферой прежде  всего государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности;

- таможенная политика  должна вырабатываться с учетом интересов субъектов Федерации и быть направлена на оптимизацию отношений между ними.

Реализация намеченных приоритетов таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе  будет содействовать решению  тактических и стратегических задач социально-экономической политики государства в активной фазе кризиса и в посткризисный период, способствовать переходу российской экономики на инновационный путь развития и обеспечит благоприятные условия для укрепления конкурентных позиций российского бизнеса в глобальной экономике.

/

 

 

 

Библиография

1. Блинов Н.М., Съедин  С.И. Таможенный менеджмент: Учебное  пособие. — М.: РИО РТА, 2008.-238 с.

2. Беляшов В.А. Таможенный  энциклопедический словарь. В  2-х томах. М., «Летописец», 2007. – 203 с.

3. Даштамиров О.Ш. Предпосылки становления и основные направления таможенной политики в современной России // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2006. № 6.

4. Демченко А.А. Организация  и управление в системе таможенных  органов: Курс лекций. — М.: РИО РТА, 2007. – 189 с.

5. Драганов В.Г. Основы таможенного дела. Под общей ред. В.Г. Драганова. М., «Экономика», 2005. – 207 с.

6. Диденко Н. "Основы внешнеэкономической  деятельности в Российской Федерации, - Спб, 2006. – 140 с.

7. Козырин А.Н. Таможенное право России в схемах и определениях: учебное пособие (под ред. А.Н. Козырина). - Система ГАРАНТ.

8. Коник Н.В. Таможенное  дело: Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2010. – 391 с.

9. Конституция РФ / Консультант.

10. Листопад А.Д. Финансовая  деятельность таможенных органов Российской Федерации: Учебное пособие. — М.: РИО РТА, 2007. – 163 с.

11. Молчанова О.В., Коган  М.В. Таможенное дело. — М.: Феникс, 2007. – 167 с.

12. Национальные проекты 2006, № 1. С. 11.

13. Назаров О.Г. Основные направления таможенно - тарифной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов // Вестник Московского университета. Серия 16. Политические науки. 2007. № 6.

14. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/

15. Сорокин В.А. Таможенная политика как объект социально-философского анализа // Материалы менделеевских чтений, состоявшихся 18 июля 2008. М., 2008.

16. Таможенное право России в схемах и определениях: учебное пособие (под ред. А.Н. Козырина). - Система ГАРАНТ.

17. Таможня 2008, № 20 (45). С. 3.

18. "Таможенный кодекс Российской Федерации" от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 28.11.2009).

19. Таможенный кодекс таможенного союза (в ред. Протокола от 16.04.2010) / Консультант.

20. Толкушин А.В. Таможенное дело. — М.: Юрайт-Издат, 2008. – 393 с.

21. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (с изменениями от 2 февраля 2006 г.)

22. Чекмарева Г.И. Основы таможенного дела. — М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 226 с.

23. Шамахов В.А. Государственно-правовые аспекты таможенной политики РФ. - СПб., 2009. – 256 с.

24. Экономика внешних связей России: Учебник для предпринимателя / Под ред. А.С. Бергатова. — М., 2008. – 320 с.

25. Экономика таможенного дела: Учебно-методическое пособие. — М.: РИО РТА, 2006. – 220 с.

 


Информация о работе Таможенная политика России в современных условиях