Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:11, курсовая работа
Актуальность. Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………..….6
1.1. Теоретические основы таможенной политики………………………….….6
1.2. Функции и субъекты таможенной политики………………………….…..10
Глава 2. ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.……18
2.1. Сущность таможенной пошлины…………………………………..……...18
2.2. Таможенный тариф…………………………………………………………20
Глава 3. ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА НА АВТОМОБИЛИ………...……31
3.1.Таможенные платежи на транспортные средства, ввозимые физическими лицами………………………………………………..…………………………31
2.2. Пример расчета таможенной пошлины…………………………………39
Заключение …………………………………………………………….………..41
Библиографический список…………………………………………………….47
1.2. Функции и субъекты таможенной политики
Приведенные выше определения, при их некотором сходстве, той пли иной меры общности, не формируют целостного и достаточно четкого в структурном отношении представления о содержании этого понятия. Их нельзя отнести ни к явным (классификационным или генетическим), ни к неявным (непрозрачным). Прежде всего, по нашему мнению, до сих пор не сложилось представление о таможенной политике как реальном объекте, его видении, а потому и приведенные понятия, которые в принципе должны выводиться из этого представления, соответствовать ему и придавать объективность, нельзя признать в целом отражающими таможенную политику как реальность. На наш взгляд, более продуктивным в данном случае был бы классификационный подход, опирающийся на определение родовых признаков, присущих политике, и на выделение признаков, определяющих таможенную политику как один из специфичных видов политик. Вопрос об определении таможенной политики при всей его актуальности и значимости, в том числе для исследуемой проблематики, остается пока без достаточно определенного ответа. На данном уровне знаний и представлений о таможенной политике при исследовании этой проблематики целесообразно исходить из назначения, роли и функций таможни, хотя подобный подход уязвим для критики, поскольку таможня - инструмент реализации таможенной политики, на основе "правил игры", которые разрабатываются федеральными органами государственной власти и управления и вручаются для исполнения таможенному ведомству. Предлагаемый подход - попытка идти "снизу-вверх" от инструмента реализации политики к раскрытию сущности и содержания самой таможенной политики [4].
Таможня (в широком понимании) - часть глобальной и государственной инфраструктуры, глобальный элемент международной координации и межрегионального регулирования; равноправный член клуба международных экономических институтов.
В более узком смысле таможня - социально-экономический и регулятивный институт государства для контроля за трансграничными потоками товаров, транспортных средств, физических лиц, правового взаимодействия национальной экономики с мировым хозяйством, мировым рынком.
Из содержания приведенных определений следует, что к основным функциям таможни следует отнести [19, с. 122]:
регулирование ввоза-вывоза товаров, право применения законов в этой области;
содействие формированию оптимальных условий взаимосвязи и взаимодействия национальной экономики с мировым хозяйством;
защита национальных экономических интересов, основных отраслей производства;
защита потребителей товаров;
проведение внешнеторговой политики, нацеленной на укрепление позиции российских экспортеров.
Таким образом, таможня несет основную нагрузку по государственному регулированию ВЭД средствами таможенного регулирования, которое является:
существенным элементом механизма регулирования ВЭД, важнейшей структурной составной частью национальной бюджетно-финансовой системы,
инструментом реализации внешнеэкономической стратегии и защиты национальных экономических интересов.
В рамках своих функций таможня осуществляет экономическую, правоохранительную, оперативно-технологическую деятельность, в соответствии с политикой государства в этой сфере, формирующей деятельностное пространство для таможенных органов, в котором определена структура правил всех видов деятельности и коммуникации, обеспечивающие их реализацию. Таким образом, таможенная политика является структурной составляющей внутренней и внешней политик, которые и формируют административное, правовое и экономическое пространство для ее разработки и осуществления.
Таким образом, место, роль и содержание таможенной политики определяются многими составляющими, привносимыми в нее из других политик. Она оказывается тесно связанной с ними и находится в отношении прямого или косвенного подчинения им. Эта подчиненность обусловлена также тем, что на ее формирование и реализацию оказывает влияние целое поле сил, источником которых являются не только политики, но и государственные, общественные, деловые структуры как внутри страны, так и на международном уровне, одни из которых являются субъектами, другие - объектами таможенной политики.
К субъектам таможенной политики относятся законодательные и исполнительные органы государства: институты таможни, правовые и административные институты власти, а также группы интересов и группы политики, связанные с внешнеэкономической сферой деятельности. К ее объектам относятся участники ВЭД, социальные слои, группы, на которых распространяется или оказывает воздействие таможенная политика.
К субъектам таможенной политики, формирующим ее, прямо или косвенно принимающим участие в се реализации, относятся [3]:
А. Органы общей компетенции: Президент, Федеральное собрание, Правительство РФ (утверждение целевых программ, заключение международных договоров в сфере ВЭД, принятие мер по защите внутреннего рынка, установление постановлением Правительства РФ ставок таможенного тарифа).
Б. Специальные государственные органы:
1. Министерство торговли РФ и институт уполномоченных Минторга в регионах, в функции которых входят:
государственное регулирование ВЭД (формирование нормативно-правовой базы, организация импортных поставок для государственных нужд, контроль за обеспечением государственных интересов);
координация действий российских участников ВЭД (разработка мер по совершенствованию внешнеэкономической политики);
оценка состояния и прогноз ВЭД;
создание благоприятного режима для внешнеэкономического сотрудничества.
2. Министерство экономики РФ.
3. Министерство финансов РФ.
4. Министерство науки и технологий РФ.
5. Министерство транспорта РФ.
6. МПС РФ.
7. Государственный таможенный комитет РФ и его система.
8. Федеральная служба по валютному и экспортному контролю (контроль лицензирования и аудиторские проверки).
В. Содействующие организации:
1. Торгово-промышленная палата с входящими в нее региональными отделениями и представительствами за рубежом и относящимися к этой системе внешнеэкономическими предприятиями: Союзэкспертиза, Российское агентство рисков, отраслевые объединения производителен и экспортеров при Минторге и ряд других; смешанные торговые палаты.
2. Банки: Банк внешней торговли, Экспортно-импортный банк РФ, Российский банк реконструкции и развития.
3. Ассоциации делового сотрудничества с зарубежными странами.
4. Неправительственные и негосударственные международные организации: Международная торговая палата; экономические форумы; институты ООН, регулирующие ВЭД: ВТО ГАТТ, МВФ, ЮНКТАД (конференция ООН по торговле и развитию), Всемирная таможенная организация, а также международные советы, международные консультативные комитеты и группы, действующие под эгидой ООН. Эти международные структуры формируют механизмы международного регулирования и координации в сфере таможенного дела, настраивающиеся на интересы доминирующих субъектов геополитики и геоэкономики, и реализуют институционально-экономические формы организации потоков трансграничных перемещений и контроля за ними.
Целями таможенной политики Российской Федерации, как они определены в Таможенном кодексе РФ (ст. 2), являются:
участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;
содействие проведению структурной перестройки;
обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства.
В соответствии с указанными целями на таможенные органы РФ возложены следующие основные функции:
участие в разработке и реализации таможенной политики; защита экономических интересов РФ;
обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;
принятие средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;
взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;
осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции; участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, реализация этих мер;
осуществление контроли за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов; ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики РФ;
проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного дела, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
Предусмотрен блок функций международного характера: участие в разработке и выполнении международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело; сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.
Важнейшим экономическим рычагом реализации многих задач таможенной политики является система таможенных платежей [4].
Вывод по первой главе, реализация таможенной политики - процесс достижения и направляемая скоординированная деятельность таможни, органов исполнительной власти и институтов общества по достижению сформулированной в ней цели. Это предполагает наличие: необходимых ресурсов, организационных структур и механизмов; правил, процедур их реализации, инструкций, регламентирующих деятельность и взаимоотношения организаций; координации деятельности структур. Сложившиеся структуры в сферах ВЭД, таможенной деятельности предполагают управление реализацией политики на федеральном, региональных, местных уровнях. Однако действенность самих механизмов в таможне, из-за жесткой централизации и преобладания административного подхода к управлению, чрезвычайно низка.
Оценивая уровень разработанности таможенной политики Российской Федерации в условиях перехода экономики страны на рыночные отношения, в частности в сфере внешней торговли, т.е. за последние десять лет, следует отметить, что ее направленность и ориентация, а также механизмы и инструменты реализации преследуют в основном единственную цель: средствами налогообложения "выжать" максимум денег для наполнения федерального бюджета, без прогнозирования издержек, к которым приводит такая ориентация, прежде всего, для российского потребителя, российской экономики в долгосрочной перспективе, а также для "здорового" развития самой российской таможни. Если сопоставить усиление жесткости фискальной направленности таможенной политики и прирост доходов от ВЭД то, наверное, не составит труда показать се неэффективность. Не секрет, что на внутреннем рынке России обращаются импортные товары, номенклатура и физический объем которых значительно отличается от того, что прошло через таможенные "ворота", а за рубежом оседают значительные валютные средства от экспорта. Правоохранительная составляющая политики остается неразвитой, ориентированной на преследование, а не на предупреждение и предотвращение нарушении таможенных правил. Существенным является также то, что реализуемая таможенная политика живет своей жизнью, а таможенное ведомство своей. Они практически оторваны друг от друга.
Попытки разработки и реализации программ модернизации таможенной службы России, ориентированных на поэтапное приведение ее в состояние, отвечающее международным требованиям и нормам функционирования таможенных служб, пока остаются лишь попытками. Это также объясняется, в частности, тем, что проводимая таможенная политика пока принципиально расходится по целям и задачам с реализуемой во многих странах концепцией модернизации таможенной службы.
Глава 2. ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Сущность таможенной пошлины
В Таможенном кодексе РФ (ст.11О) определены следующие виды таможенных платежей: таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость; акцизы; таможенные сборы за таможенное оформление; таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; плата за информирование и консультирование; плата за принятие предварительного решения; плата за участие в таможенных аукционах; сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действия лицензий; сборы за выдачу квалификационного аттестата по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата [3].
Таможенные пошлины - косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета. В настоящее время в развитых странах преобладают таможенные пошлины на товары, ввозимые в страну.
Информация о работе Таможенная политика и таможенные пошлины РФ