Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 16:48, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является выявление конкретных мер по совершенствованию деятельности таможенных органов в отношении проведения таможенной экспертизы.
Исходя из поставленной цели, задачами данной работы являются:
определения понятия «таможенная экспертиза», рассмотрение ее классификации;
изучение правил проведения таможенной экспертизы в таможенных органах;
проведения таможенной экспертизы в ФТС России
проведения таможенной экспертизы в Тюмени
пути внедрение современных технологий и методов исследования в деятельности экспертных служб таможенных органов
Введение……………………………………………………………………2
Глава 1. Сущность таможенной экспертизы
1.1. Экспертиза её сущность и виды………………………………4
1.2. Порядок проведения экспертизы в таможенном деле. Экспертное заключение………………………………………………………………..10
Глава 2. Анализ статистики применения экспертизы при проведении таможенного контроля
2.1. Статистика применения экспертиз ФТС в РФ……………..19
2.2. Анализ деятельности службы экспертных организаций городов Тюмени и Екатеринбурга…………………………………………………23
Глава 3. Совершенствование экспертной деятельности таможенных органов
3.1. Повышения эффективности таможенной экспертизы и внедрение современных технологий и методов исследования в деятельности экспертных служб………………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………...32
Список используемой литературы……………………………………
Любая экспертиза, объектом которой является товар, начинается с изучения и анализа документов, содержащих общую и компетентную информацию о товарах, а при документальной экспертизе этот вид средств информации одновременно выступает и в качестве объекта.
1.2. Порядок проведения экспертизы в таможенном деле. Экспертное заключение
Экспертизы проводятся на основании постановлений, определений по решениям таможенных или иных правоохранительных органов Российской Федерации по уголовным делам, при разрешении споров в арбитражных судах, по делам об административных правонарушениях, а также при проведении таможенными органами Российской Федерации таможенного контроля, и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Производство таможенной экспертизы поручается, как правило, экспертно-криминалистической службе РТУ. Если ЭКС не может провести экспертизу по какой-либо причине, проведение ее можно поручить другой экспертной организации или другим экспертам.
ЭКС РТУ проводят экспертизы для таможенных органов бесплатно за счет федерального бюджета.
Постановление о назначении экспертизы направляется руководителю экспертного подразделения. Правильная организация проведения таможенной экспертизы играет важную роль в получении достоверных и объективных ее результатов. Вопросы, требующие специальных знаний, могут возникать на всех стадиях операций таможенных процедур. Во всех этих случаях должностное лицо, в обязанности которого входит принимать решение по тем или иным фактам и событиям, обращаясь к эксперту, преследует цель получить дополнительную информацию, ему недоступную, чтобы уменьшить неопределенность и риск при выборе своих действий.
Производство экспертизы может быть поручено экспертам ЭКС РТУ, имеющим право на самостоятельное производство экспертиз, а также в любую другую экспертную организацию или же конкретному эксперту. При проведении экспертиз в иных экспертных организациях или другими экспертами оформляется договором.
Немногим более 10 лет назад таможенная служба России не имела своих экспертных учреждений и пользовалась услугами государственных экспертных учреждений других министерств и ведомств. С момента создания сети таможенных лабораторий значительная часть потребности таможенных органов в проведении экспертиз решалась с помощью таможенных лабораторий. Так, в Дальневосточном регионе таможенная лаборатория выполняет порядка 50 % от общего числа экспертиз, назначаемых таможнями Дальнего Востока, другие 50 % экспертиз выполняются иными экспертными учреждениями, имеющими статус как государственных, так и негосударственных учреждений. Действующее таможенное законодательство не запрещает таможенному органу обращаться к их услугам.
Самая большая и разветвленная сеть экспертных учреждений находится в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. Возглавляет ее экспертно-криминалистический центр МВД, а на местах действуют экспертно-криминалистические управления, отделы, лаборатории в органах внутренних дел. Они выполняют экспертизы преимущественно для органов следствия и милиции, но могут проводить экспертные исследования и для органов других ведомств.
Обширная система экспертных учреждений имеется в Министерстве юстиции Российской Федерации. Во главе ее стоит Федеральный центр судебных экспертиз Министерства юстиции, а на местах выполняют экспертизы специализированные лаборатории судебных экспертиз в краях и областях. Обслуживают эти учреждения главным образом следователей прокуратуры и суды.
Судебно-медицинские экспертизы проводятся экспертными учреждениями Министерства здравоохранения Российской Федерации - бюро судебных экспертиз.
Есть своя сеть экспертных учреждений и в Вооруженных силах России.
Большое количество лабораторий имеет Государственный санитарно-эпидемиологический надзор России, ветеринарная и карантинная службы, хлебная инспекция.
Экспертизы назначаются при наличии оснований. Основанием является необходимость использования специальных познаний эксперта в области науки, техники, искусства или ремесла при решении вопросов, возникающих при осуществлении таможенных процедур.
При проведении таможенного контроля экспертизу назначает должностное лицо таможенного органа, осуществляющее таможенный контроль, оформляя свое решение в соответствии с п. 3 ст. 378 ТК РФ в виде постановления, которое должно быть, согласовано начальником этого органа.
При производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) экспертизу назначает должностное лицо таможенного органа, в производстве которого находится дело о нарушении таможенных правил, оформляя свое решение в виде определения о назначении экспертизы, в соответствии со ст. 26.4 КоАП РФ.
При производстве дознания по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов, экспертизы назначает должностное лицо таможенного органа, производящее дознание, оформляя свое решение в виде постановления о назначении судебной экспертизы, в соответствии с приложениями 117-120 к Федеральному закону от 04.07.2003 г. № 92-ФЗ. Постановление о назначении судебной экспертизы утверждает начальник таможенного органа - органа дознания.
В бланках вышеперечисленных документов о назначении экспертизы указывается:
• дата и место составления документа;
• должность, ФИО лица, назначавшего экспертизу;
• наименование таможенного органа;
• основание для назначения экспертизы, т.е. краткое изложение обстоятельств, в связи с которыми возникла необходимость в специальных познаниях;
• номер дела об административном правонарушении или уголовного дела (для определения или постановления о назначении экспертиз); наименование экспертизы (товароведческая, химическая, криминалистическая и т.д.);
• тип экспертизы (дополнительная, повторная, комплексная и т.д.);
• наименование экспертного учреждения, которому поручается производство экспертизы;
• срок проведения экспертизы (только в постановлении о назначении экспертизы при осуществлении таможенного контроля;
• вопросы, поставленные перед экспертом;
• материалы, представленные на экспертизу, в том числе объекты экспертизы (пробы, образцы), образцы для сравнительного исследования, копии товаросопроводительных документов (ГТД, коносамент, инвойс, контракт, сертификат и т.п.), иные материалы, содержащие информацию, относящуюся к предмету экспертизы или исследования, копии предыдущих экспертных заключений и т.п.
Но существуют готовые бланки для заполнения о проведении экспертизы, например такой как направление на экспертизу товаров в центральную таможенную лабораторию (Приложение 1), или журнал учета направлений на экспертизу (приложение 2).
Следует особо подчеркнуть, что вопросы, поставленные перед экспертом, должны быть обоснованными, конкретными, грамотно сформулированными, иметь непосредственное отношение к существу проблемы, не допускать различного толкования и не выходить за пределы компетенции эксперта.
Если должностное лицо таможенного органа, назначившего экспертизу, не согласно с выводами эксперта, или они являются неполными при проведении первичной экспертизы, то это может служить основанием для назначения повторной или дополнительной экспертизы.
Эксперт в праве требовать от администрации лаборатории обеспечения необходимых условий для работы. Для проведения экспертизы отбор образцов (проб) осуществляется непосредственно экспертом. Объем выборки, способы упаковки и хранения отобранных образцов должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации.
Пробы и образцы отбираются в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования согласно нормативно – технической документации, предусматривающей нормы отбора проб и образцов, с учетом их разделения на три равные части: аналитическую, контрольную и арбитражную.
Проба оптимально необходимая часть товара, характеризующая состав и свойства всего объема исследуемого товара; образец – единица продукции полностью описывающая структуру, состав и свойства всей партии (серии) продукции.
О взятии проб и образцов товаров, находящихся под таможенным контролем, составляется акт по форме, устанавливаемой центральным таможенным органом. Указанный акт составляется в трех экземплярах: первый экземпляр – остается в таможенном органе и хранится вместе с ГДТ; второй – вместе с пробами направляется в таможенную лабораторию; третий – выдается лицу, обладающему полномочиями в отношении товара или его представителю.
Пробы и образцы товаров, направляемые на экспертизу, должны быть упакованы в соответствии со свойствами товаров и опечатаны ярлыками сохранности упаковки. В ярлыке должно быть указано: наименование продукции, предприятие – изготовитель продукции, предприятие (организация) перевозящий продукцию; марка (сорт) продукции; количество продукции в партии, от которой отобрана проба; обозначение и наименование нормативно – технической документации на товар; дата отбора проб; фамилия и инициалы должностного лица, отобравшего пробу. Отобранные образцы эксперт должен сопроводить оформленной этикеткой с указанием наименования товара, даты отбора образцов, номера партии и других данных, указывающих на принадлежность отобранных образцов к предъявленной на экспертизу партии. Образец должен быть опломбирован или опечатан личным штампом эксперта.
В обязательном порядке оформляется акт отбора образцов, который вместе с отобранным образцом эксперт передаёт заказчику экспертизы для отправки на испытание или хранение в качестве арбитражного образца.
Первоначально эксперт проверяет соответствие маркировки нанесенной на продукцию установленным ГОСТом требованиям, а затем если не выявлено нарушений по нанесению маркировки преступает к органолептическим, физико-химическим испытаниям.
Эксперт осуществляет проверку качества предъявленного товара, делая в рабочей тетради записи о наличии, характере, размерах и месторасположении обнаруженных дефектов и, когда это возможно, причине их возникновения, определяет потерю качества в процентах, за исключением случаев, когда задача экспертизы предусматривает иной порядок. На проверенных забракованных экспертом изделиях, имеющих дефекты и не отвечающих требования нормативно-технической документации и (или) условиям контракта (договора), экспертом ставится: на потребительские товары (при согласовании с заказчиком, если это возможно, не ухудшая товарного вида изделия) личный штамп; на оборудование и изделия из металла – личное клеймо.
Если были нарушены условия транспортировки и (или) хранения товара, приведшие к образованию дефектов, эксперт может проводить экспертизу качества только после приведения заказчиком товара в состояние, при котором возможно объективно определить качество. Отказ заказчика от выполнения вышеуказанного условия является основанием для аннулирования заявки.
Срок проведения экспертизы устанавливается:
• в процессе таможенного контроля должностным лицом таможенного органа, назначившим экспертизу, по согласованию с руководителем ЭКС;
• при дознании по уголовному делу или производстве по делу об административном правонарушении руководителем экспертно-криминалистического учреждения (службы), но не более 20 дней.
Эксперт проводит исследования представленных ему объектов и материалов, руководствуясь данными соответствующей области знания (познания), объективно и всесторонне, в строгом соответствии с требованиями закона.
Проводя исследования, эксперт должен принимать меры к сохранению представленных на экспертизу объектов, не допускать их порчи и повреждения, если это не вызывается характером исследования.
По результатам проведенной экспертизы эксперт дает заключение либо отказ от дачи заключения, который должен быть заявлен экспертом в письменном виде с изложением мотивов отказа. Оставшиеся пробы или образцы товаров возвращаются должностному лицу таможенного органа, назначившему экспертизу, либо уничтожаются установленным порядком.
На основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его.
В ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" записано, что заключение эксперта - письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом. Согласно п. 1 ст. 80 УПК РФ заключение эксперта - представленное в письменном виде содержание исследований и выводы по вопросам, поставленным перед экспертом лицом, ведущим производство по уголовному делу, или сторонами.
Формы экспертных документов введены в действие письмом ГТК России от 29.12.2003 г. № 01-06/50632.
Заключение эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и выводов.
Вводная часть заключения включает: наименование экспертизы, ее номер, является ли она дополнительной, повторной, комиссионной или комплексной; наименование органа, назначившего экспертизу; сведения о предупреждении эксперта об ответственности: экспертом дается подписка о том, что он предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, а также за отказ и уклонение от дачи заключения (ст. 17.9 КоАП РФ, ст. 307, 310 УК РФ) и об ответственности за использование конфиденциальной информации (ст. 381 ТК РФ); сведения об эксперте (экспертах): должность, фамилия, имя, отчество, образование, специальность (общая и специальная), ученая степень; дата поступления материалов на экспертизу в ЭКС и дата подписания заключения, юридические основания для проведения экспертизы (постановление или определение, когда и кем оно назначено или вынесено); наименование поступивших на экспертизу материалов (с указанием реквизитов сопроводительных документов) и представленных объектов исследования, способ их доставки в ЭКС и вид упаковки, а также наличие или отсутствие на упаковке ярлыка обеспечения, сохранность упаковки объектов исследования и их реквизиты; обстоятельства дела и исходные данные, имеющие значение для дачи заключения, с обязательным указанием источника их получения; ходатайства о предоставлении дополнительных материалов, заявленных экспертом, результаты их рассмотрения; сведения о лицах, присутствовавших при производстве экспертизы (фамилия, инициалы, процессуальное положение); дата, время и место производства экспертизы; вопросы, поставленные на разрешение эксперта.