Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 15:41, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть специфику таможенного дела, как объекта управления.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
• рассмотреть систему управления таможенным делом;
• изучить модели управления таможенным делом;
• рассмотреть управление таможенными институтами;
• определить понятие и особенности государственного управления таможенным делом
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...……3
1 ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ…….5
1.1 Система управления таможенным делом………………………….5
1.2 Управление таможенными институтами…………………………..8
2 МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ……19
2.1 Теоретическая модель управления таможенным делом…………19
2.2 Формализация модели внешнеэкономической и таможенной деятельностью…………………………………………………………………...24
3 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………40
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ…….5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список использованных источников…………………40
ВВЕДЕНИЕ
Большие изменения, произошедшие в политической и социально-экономической жизни современной России, внесли изменения во многие области деятельности и сферы управления.
Одной из таких областей
является внешнеэкономическая
С переходом к рыночной
экономике возникает и
Таможенное законодательство
представляет собой один из
наиболее обширных блоков в
системе российского
Актуальность темы заключается в том, что Россия страна с огромным природным и техническим потенциалом к которой приковано внимание всего мира. Огромный товарооборот России определяет возрастание роли и значения таможенного дела и в целом таможенной деятельности как инструмента внешнеэкономической деятельности тесно связанных с внутренней и внешней политикой Российской Федерации.
Цель работы – рассмотреть специфику таможенного дела, как объекта управления.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
Предмет исследования в представленной работе – таможенное дело, объект исследования – управление таможенным делом.
В ходе исследования использовались учебные пособия по менеджменту, таможенному делу, нормативные акты в области таможенного дела, материалы интернета (официального сайта ФТС) и др.
1 ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Система управления таможенным делом
Таможенное дело в явном виде содержит в себе все признаки управляемой и управляющей систем. В первом случае речь идет об управлении таможенным делом, о системе управления таможенным делом. Во втором — о таможенном деле как институте управления, о системе таможенных методов и средств, о таможенных органах России как инструменте таможенного регулирования и контроля (рисунок 1).
Система управления таможенным делом (СУТД) представляется в данном случае органами управления — субъектом управления и собственно таможенным делом как объектом управления.
Рисунок 1 - Таможенное дело в качестве объекта и субъекта управления1
Таможенное дело как объект управления — это система таможенных институтов, организаций (таможенных органов), процессов (деятельности таможенных органов), таможенных услуг и таможенного персонала. Соответственно, управление таможенным делом — это управление данными объектами.
В силу сложной природы такого явления, как таможенное Дело, наличия различного рода факторов воздействия, синергетических эффектов, процессов самоорганизации и саморазвития, однозначно определить субъект — структуру органов управления таможенным делом — достаточно проблематично. В зависимости от принимаемого подхода к структурированию собственно таможенного дела проявляется и адекватная структура органов управления. Если рассматривать процесс структуризации с этапа формирования таможенных институтов и идентифицировать факторы и условия формирования институциональной среды с уровня международных организаций, то в соответствующей иерархии выстраиваются и субъекты управления таможенным делом. Например, начиная с государственного уровня, формируется следующая иерархия: президент, исполнительные, законодательные и судебные органы власти России; ЦА ФТС; РТУ, таможни, таможенные посты, структурные подразделения таможенных органов России.
Таможенное дело как институт управления также имеет в своем составе две базовые подсистемы: собственно таможенное дело как управляющую подсистему и сферу ВЭД как объект управления.
Таможенное дело как субъект
управления — это институт управления
сферой внешнеэкономической
С позиции теории систем — управление таможенным делом является вложенной системой по отношению к системе таможенного администрирования. Поэтому в широком смысле, управляя таможенным делом, мы регулируем процессы в сфере ВЭД и по каналам обратной связи контролируем полученные результаты. Далее, анализируя их, по мере необходимости, принимаем решения по изменениям собственно в таможенном деле и/или в сфере ВЭД.
В такой постановке речь идет об управлении таможенным администрированием. И, в представленном подходе, такое управление начинается с международного уровня, например с уровня ВТО (Брюссель), содержание которого, в частности, раскрывают такие ключевые документы, как Киотские протоколы и Рамочные стандарты безопасности и содействия торговле. В них отражены единые принципы и процедуры организации и реализации таможенного администрирования для всех администраций мира, подписавших данные документы. Заканчивается такое управление на уровне таможенного инспектора, принимающего в ходе взаимодействия с участниками ВЭД конкретные решения по таможенным вопросам в рамках административных регламентов исполнения государственных функций и регламентов предоставления государственных услуг.
Таможенное дело находится в
процессе непрерывного развития. Это
гармонизированный процесс
Основные факторы развития: интеграция российской экономики в мирохозяйственные связи, перспектива вступления России во Всемирную торговую организацию, масштабы и характер деятельности хозяйствующих субъектов, идеология всемерного содействия развитию торговой деятельности. Все это объективно выдвигает в число приоритетных направлений практическую реализацию новой философии таможенного дела — «контроль-сервис», предполагающей развитие таможенной службы Российской Федерации для повышения качества таможенных услуг, предоставляемых государству, обществу и участникам внешнеторговой деятельности.
Перспектива развития Федеральной
таможенной службы определяет и существенные
изменения в содержании таможенных
услуг, в организации и технологиях
таможенной деятельности. Наряду с
исторически сложившимися традиционными
процедурами таможенного
В целом таможенное дело и как объект, и как субъект управления является открытой, динамично развивающейся системой, представляет собой сложный предмет для изучения и требует соответствующего уровня подготовки специалиста по таможенному делу.
1.2 Управление таможенными
Условия институциональных изменений таможенных администраций мира наиболее адекватно и последовательно изложены в Киотской конвенции и Рамочных стандартах ВТО (Брюссель). В стратегии Федеральной таможенной службы планируется поэтапное осуществление институциональных изменений на основе требований, содержащихся в данных документах. В конечном итоге ставится задача по созданию новой прочной институциональной платформы на межнациональном уровне, которая позволит активизировать мировую торговлю, повысить уровень ее защищенности от террористических посягательств и увеличить вклад таможенных служб и торговых партнеров в процесс повышения социально-экономического благосостояния государств.2
Основной путь — создание общих правил взаимодействия для национальных таможенных служб, определение четких единообразных правовых норм для регулирования таможенных процедур в странах — членах ВТО (Брюссель).
Для выполнения этих норм национальные таможенные службы должны быть так организованы и их деятельность так скоординирована, чтобы обеспечивалось тесное взаимодействие всех участников ВЭД в странах, подписавших ту или иную конвенцию.3
Основные параметры
В Рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли определен фундамент для модернизации таможенных служб мира. В них содержится перечень требований, предъявляемых к таможенным администрациям в новых институциональных условиях (рисунок 2).5
Рисунок 2 - Требования ВТО, предъявляемые к таможенным администрациям
Наряду с указанными требованиями также следует отметить наличие ряда требований, имеющих ключевое значение для процесса институционализации таможенных органов России (таблица 16).
Таблица 1 - Требования, имеющие ключевое значение для направления процесса институционализации таможенной службы России
№ п/п |
Направление(сфера) регламентации |
Содержание требования | ||
1 |
Комплексное управление цепью поставок товаров |
Таможенная администрация должна следовать комплексным процедурам таможенного контроля, изложенным в Таможенных рекомендациях ВТО по комплексному управлению цепью поставок товаров | ||
2 |
Право досмотра груза |
Таможенная администрация должна иметь право досматривать груз, происходящий из страны, покидающий ее, проходящий транзитом (в том числе остающийся на борту транспортного средства) или переваливаемый на территории страны | ||
3 |
Использование современных технологий в досмотровом оборудовании |
Оборудование для | ||
4 |
Системы управления рисками |
Таможенная администрация | ||
5 |
Груз или контейнер повышенного риска |
Грузовые или контейнерные отправки
повышенного риска — это такие
отправки, по которым недостаточно
информации для того, чтобы считать
их отправками низкого риска, отправки,
в отношении которых | ||
6 |
Предварительная электронная информация |
Для того чтобы обеспечить адекватную оценку рисков, таможенная администрация должна своевременно требовать предварительную электронную информацию о грузовых или контейнерных отправках | ||
7 |
Целевой отбор и коммуникация |
Таможенные администрации должны предусмотреть возможность совместного целевого отбора, проверки и использования стандартных наборов критериев целевого отбора, а также создать совместимые механизмы для коммуникаций и/или обмена информацией; эти элементы будут способствовать созданию в будущем системы взаимного признания контроля | ||
8 |
Показатели эффективности |
Таможенным администрациям следует вести статистическую отчетность, содержащую показатели эффективности, включая, помимо прочего, количество досмотренных партий грузов, количество выделенных в отдельную подгруппу отгрузок повышенного риска, количество проведенных досмотров отгрузок повышенного риска, количество досмотров отгрузок повышенного риска с использованием технологий НИД, количество досмотров отгрузок повышенного риска с использованием НИД и физических средств, количество досмотров отгрузок повышенного риска с использованием только физических средств, продолжительность таможенного оформления, а также положительные и отрицательные результаты. Эта отчетность должна обобщаться ВТО | ||
9 |
Оценка безопасности в портах |
Таможенная администрация | ||
10 |
Морально- этические качества персонала |
Следует поощрять таможенные администрации и другие компетентные органы к проведению программ по предотвращению фактов несоблюдения сотрудниками морально- этических норм, а также по выявлению таких фактов и борьбе с ними | ||
11 |
Досмотр в целях безопасности при отправке |
В целях обеспечения безопасности таможенные администрации по обоснованному запросу импортирующей страны должны досматривать контейнеры и грузы повышенного риска при отправке |