Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 15:41, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть специфику таможенного дела, как объекта управления.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
• рассмотреть систему управления таможенным делом;
• изучить модели управления таможенным делом;
• рассмотреть управление таможенными институтами;
• определить понятие и особенности государственного управления таможенным делом
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...……3
1 ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ…….5
1.1 Система управления таможенным делом………………………….5
1.2 Управление таможенными институтами…………………………..8
2 МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ……19
2.1 Теоретическая модель управления таможенным делом…………19
2.2 Формализация модели внешнеэкономической и таможенной деятельностью…………………………………………………………………...24
3 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………40
Таким образом, для создания теоретической модели таможенного дела необходимо учитывать следующие базовые условия:
Основным содержанием таможенной деятельности в таких условиях становятся: информационно-аналитический мониторинг финансово-товарных потоков (в более общей постановке - контроллинг) мировой торговли, финансово-правовой контроль и таможенное регулирование
ВЭД, технологизация, автоматизация и администрирование таможенной деятельности. Наиболее актуальные ключевые стратегические направления развития таможенной службы России показаны на рисунок 6
Высказанные идеи подтверждаются опытом стран, прошедших модернизацию таможенной службы. Анализ процессов и результатов их модернизации позволяет сделать вывод о том, что дальнейшая технологизация, автоматизация и администрирование качества внешнеэкономической и таможенной деятельности, внедрение современных информационных и аналитических технологий, развитие информационно-аналитических систем оказали определяющее влияние не только на повышение результативности внешнеэкономической деятельности, но и на парадигму института таможенного дела в целом.
Ключевая направления развития таможенного дела России |
Мониторинг и регулирование ВЭД : 1)анализ эволюции мировых финансовых потоков, потоков товаров, услуг и интеллектуальной собственности; 2)мониторинг товаропотоков России; 3)прогнозирование величины сборов в бюджет, подготовка рекомендаций по изменению ставок таможенных пошлин, применению мер нетарифного регулирования; 4)адаптация стратегических задач таможенной службы к изменяющимся условиям внешнеэкономической деятельности, разработка требований к таможенной службе и рекомендаций по ее совершенствованию. |
Технологизация и 1)формирование унифицированных технологий таможенной деятельности; 2)системная автоматизация таможенных технологий; 3)информационно-аналитический мониторинг (моделирование, анализ, прогнозирование) различных аспектов таможенной деятельности; 4)создание и внедрение технологии управления качеством таможенной деятельности; |
Таможенное администрирование и управление качеством: 1)оперативно-ситуационное логистическое моделирование внешнеэкономической и таможенной деятельности; 2)формирование и накопление знаний о различных аспектах внешнеэкономической и таможенной деятельности, подготовка стратегических и оперативных управленческих решений; 3)согласованное программно-целевое и ежегодное планирование в системе ТО РФ; 4)оперативный контроль таможенной деятельности, анализ и прогнозирование ее результатов, подготовка управленческих решений, создание и ведение единой системы таможенного контроллинга; 5)управление рисками; 6)маркетинг и администрирование таможенных услуг; 7)логистический менеджмент; 8)системное управление качеством таможенной деятельности на основе рамочных стандартов ВТО |
Рисунок 6 - Перспективные стратегические направления развития таможенного дела Росси12
Теоретическая модель внешнеэкономической
и таможенной деятельности в условиях
вложенности соответствующих
Базу для подготовки таких
решений составляют методология
системного анализа, информационное
и методическое обеспечение соответствующих
сфер внешнеэкономической и
2.2 Формализация модели внешнеэкономической и таможенной деятельности.
Вербально-теоретическая модель внешнеэкономической и таможенной деятельности определяется во взаимосвязи существующей системы финансово-товарного потока и воздействующей на нее системы регуляторов, или механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности. В формализованном виде речь идет о системе функциональных зависимостей следующего вида:
Мt(t)=М{Мt0, Pt [Gt (St , Rt , Wt), Zt, t]};
Ms(t)=M{Ms0 ,Ps[Gs(Ss , R s , Ws),Zs,t],Mt(t)}; (1)
Mm (t) = M{Mm0 , Pm [Gm , (Sm , Rm , Wm ), Zm , t], Ms (t), M t(t)},
Мt0, Ms0, Mm0 - номинальные структуры механизмов таможенного, государственного и международного регулирования;
Рx – проблемная ситуация в сфере ВЭД (x=t,s,m);
Zx – цель внешнеэкономической деятельности (x=t,s,m).
По существу, данное выражение является формализацией базовой теоретической модели регулирования внешнеэкономической и таможенной деятельности. Из анализа такой модели (1) следует, что функционалы, характеризующие межгосударственное и государственное регулирование, зависят от проблемной ситуации, сложившейся в соответствующей сфере ВЭД, и от возможностей взаимодействующих с ними механизмов регулирования. В свою очередь, проблемная ситуация в любой сфере внешнеэкономической или таможенной деятельности определяется целями ВЭД (таможенной деятельности) Zt(x=m,s,t), а также структурно-параметрическими характеристиками финансово-товарных потоков и стратегией регулирования (тройкой < S x,R x ,W x >).
Представленные функционалы взаимосвязывают все основные объекты системного анализа, а также отражают место и роль таможенной службы при решении проблемы эффективного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Проведя достаточно очевидные преобразования, легко перейти к параметрическому представлению концептуальной модели регулирования как объекта системного анализа. Так, например, механизм межгосударственного регулирования внешнеэкономической деятельности может быть представлен следующей зависимостью:
Мm (t) = М{ Мm0, Pm [Gm (Sm , R m, Wm ), Z m, t],
M{M s 0, Ps [G s (S s, Rs , Ws ), Zs, t], М{ Mt0 , Pt [Gt (St, Rt, Wt),(2)
Zt, t]}}, М{ Mt0 , Pt [Gt (St, Rt, Wt), Zt, t]}
Зависимость данного вида следует рассматривать как функционал, определяющий иерархическую взаимосвязь между характеристиками финансово-товарных потоков и параметрами их регулирования.
Содержательно синтез механизма регулирования параметров ВЭД сводится к формированию модели регулирования параметров системы финансово-товарных потоков. Создание такой модели позволяет осуществлять переход от структурного описания системы финансово-товарных потоков как объекта системного анализа к параметрическому, оценивать изменения параметров такой системы и оптимизировать их.
Параметрическая модель регулирования
отражает взаимосвязь параметров двух
основных функциональных элементов
процесса регулирования: системы финансово-товарных
потоков и механизма
В аналогичном виде может быть получен и функционал Мs (t).
Из анализа полученных зависимостей (1) и (2) можно сделать следующие основные обобщения.
Система функциональных зависимостей
(1) устанавливает размерность
задач системного анализа (в самом
общем случае – поиск результативных
(в зависимости от постановки задачи
– эффективных, оптимальных
или рациональных) механизмов регулирования
внешнеэкономической и
Представление функционала в виде параметрической зависимости (2) позволяет характеризовать объект системного анализа через взаимосвязь параметров, характеризующих систему финансово-товарных потоков и соответствующие механизмы регулирования (т.е. только на параметрическом уровне). Это, в свою очередь, позволяет исследовать действие экономического механизма регулирования, например, в виде влияния тарифных мер на цену импортных товаров и на изменение их спроса на внутреннем рынке или в виде оценки характера и степени воздействия нетарифных мер на цену перемещаемых товаров.
Наличие параметрической
взаимосвязи механизма
Таким образом, основная
идея системного анализа сводится к
исследованию структурно-параметрической
модели системы финансово-товарных
потоков ВЭД России, разработке
требований к механизму регулирования
с позиций оптимальности
3 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ
Управление существует в рамках взаимодействия людей, в пределах субъективного фактора. Предметами, по поводу которых возникает управление между людьми, могут быть материальные вещи, технические средства, технологические процессы, социальные ценности и другое, но сторонами в управлении могут быть только люди. Исключительно важным представляется и тот момент, что управление как явление детерминируется иерархической структурой общества и порождаемой ею властью.
Управление можно подразделить
на виды по различным основаниям –
в зависимости от сфер общественной
жизнедеятельности, структуры общественных
отношений, объекта управления и
др. Поэтому вопрос о видах управления
и их соотношении с государственным
имеет принципиальное значение, поскольку
только их обоснованное выделение позволяет
выстраивать работающую и эффективную
иерархию и систему управляющих
взаимодействий с объектами управления.
Если управление есть воздействие, определяемое
свойствами общества, разума, субъективного
фактора, власти, то классифицировать
виды управления следует по субъектам
управления, которые и формируют,
реализуют управляющие
Определяющее влияние на характер целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий, осуществляемых данным видом управления, оказывает его субъект – государство. Государство отличается от иных общественных структур тем, что в нем сосредоточена и им реализуется в обществе государственная власть, которая имеет в источнике правовую обусловленность (легитимность), а в реализации – силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения.
Государственное управление — это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему своих структур) на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.
Одним из таких объектов государственного управления выступает таможенное дело, которое, в свою очередь, осуществляют таможенные органы Российской Федерации.
Само участие государства в регулировании таможенного дела предполагает существование определенных норм права, регламентирующих данную деятельность. Как и в любой другой области общественных отношений, функции государства сводятся к разработке правовых норм и контролю их выполнения. Определяемые государством нормы права и представляют содержание таможенной политики. В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное содержание таможенного дела раскрывается через таможенное регулирование. Таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Поскольку наиболее
явная форма воздействия
Для реализации
функции таможенного
Согласно классической школе управления, таможенное дело представляет собой инструмент государственного администрирования по обеспечению соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.