Таможенное дело как объект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть специфику таможенного дела, как объекта управления.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
• рассмотреть систему управления таможенным делом;
• изучить модели управления таможенным делом;
• рассмотреть управление таможенными институтами;
• определить понятие и особенности государственного управления таможенным делом

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...……3
1 ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ…….5
1.1 Система управления таможенным делом………………………….5
1.2 Управление таможенными институтами…………………………..8
2 МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ……19
2.1 Теоретическая модель управления таможенным делом…………19
2.2 Формализация модели внешнеэкономической и таможенной деятельностью…………………………………………………………………...24
3 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 168.38 Кб (Скачать файл)

Таким образом,  для создания теоретической модели таможенного  дела необходимо учитывать следующие  базовые условия:

  1. Глобализация мировой торговли ставит проблему совершенствования управления внешнеэкономической и таможенной деятельностью как единую, комплексную проблему.
  2. Эффективность внешней торговли будет зависеть не только от эффективности системы мер тарифного и нетарифного регулирования,  но в значительной мере  (непосредственно и опосредованно)  от качества инструментов администрирования,  от уровней технологизации и информатизации сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности.

Основным содержанием  таможенной деятельности в таких  условиях становятся: информационно-аналитический  мониторинг финансово-товарных потоков  (в более общей  постановке -  контроллинг)  мировой торговли,  финансово-правовой контроль и таможенное регулирование

ВЭД, технологизация, автоматизация  и администрирование таможенной деятельности. Наиболее актуальные ключевые стратегические направления развития таможенной службы России показаны на рисунок 6

Высказанные идеи подтверждаются опытом стран,  прошедших модернизацию таможенной службы.  Анализ процессов  и результатов их модернизации позволяет  сделать вывод о том, что дальнейшая технологизация, автоматизация и  администрирование качества внешнеэкономической  и таможенной деятельности, внедрение  современных информационных и аналитических  технологий, развитие информационно-аналитических  систем оказали определяющее влияние  не только на повышение результативности внешнеэкономической деятельности, но и на парадигму института таможенного дела в целом.

Ключевая направления  развития таможенного дела России



Мониторинг и регулирование  ВЭД :

1)анализ эволюции мировых финансовых потоков, потоков товаров, услуг и интеллектуальной собственности;

2)мониторинг товаропотоков России;

3)прогнозирование величины сборов в бюджет, подготовка рекомендаций по изменению ставок таможенных пошлин, применению мер нетарифного регулирования;

4)адаптация стратегических задач таможенной службы к изменяющимся условиям внешнеэкономической деятельности, разработка требований к таможенной службе и рекомендаций по ее совершенствованию.

Технологизация и автоматизация  таможенной деятельности :

1)формирование унифицированных технологий таможенной деятельности;

2)системная автоматизация таможенных технологий;

3)информационно-аналитический мониторинг (моделирование, анализ, прогнозирование) различных аспектов таможенной деятельности;

4)создание и внедрение технологии управления качеством таможенной деятельности;

Таможенное администрирование  и управление качеством:

1)оперативно-ситуационное логистическое моделирование внешнеэкономической и таможенной деятельности;

2)формирование и накопление знаний о различных  аспектах внешнеэкономической и таможенной деятельности, подготовка стратегических и оперативных управленческих решений;

3)согласованное программно-целевое и ежегодное планирование в системе ТО РФ;

4)оперативный контроль таможенной деятельности, анализ и прогнозирование ее результатов, подготовка управленческих решений, создание и ведение единой системы таможенного контроллинга;

5)управление рисками;

6)маркетинг и администрирование таможенных услуг;

7)логистический менеджмент;

8)системное управление качеством таможенной деятельности на основе рамочных стандартов ВТО


 

Рисунок 6 - Перспективные стратегические направления развития таможенного дела Росси12

Теоретическая модель внешнеэкономической  и таможенной деятельности в условиях вложенности соответствующих сфер и протекающих в них процессов построена с позиций повышения эффективности внешнеэкономической деятельности за счет согласованного воздействия на этот процесс всех существующих регуляторов. Объектом регулирования является система финансово-товарных потоков в сфере ВЭД. Основное же содержание парадигмы регулирования связано с формированием и реализацией эффективной стратегии реструктуризации такой системы для достижения политических, экономических и других явно или неявно выраженных целей группы государств или конкретного государства в сфере внешнеэкономической деятельности.

Базу для подготовки таких  решений составляют методология  системного анализа,  информационное и методическое обеспечение соответствующих  сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности.  В дальнейшем определим  данную совокупность как информационно-аналитическое  обеспечение системного анализа.

 

2.2 Формализация  модели внешнеэкономической и  таможенной деятельности.

 

Вербально-теоретическая модель внешнеэкономической и таможенной деятельности определяется во взаимосвязи существующей системы финансово-товарного потока и воздействующей на нее системы регуляторов, или механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности. В формализованном виде речь идет о системе функциональных зависимостей следующего вида:

 

  Мt(t)=М{Мt0, Pt [Gt (St , Rt , Wt), Zt, t]};


Ms(t)=M{Ms0 ,Ps[Gs(Ss , R s , Ws),Zs,t],Mt(t)}; (1)

  Mm (t) = M{Mm0 , Pm [Gm , (Sm , Rm , Wm ), Zm , t], Ms (t), M t(t)},

Мt0, Ms0, Mm0 -  номинальные структуры механизмов таможенного,  государственного и международного регулирования;

Рx  – проблемная ситуация в сфере ВЭД (x=t,s,m);

Zx – цель внешнеэкономической деятельности (x=t,s,m).

По существу,  данное выражение  является формализацией базовой  теоретической модели регулирования внешнеэкономической и таможенной деятельности. Из анализа такой модели (1) следует, что функционалы,  характеризующие межгосударственное и государственное регулирование,  зависят от проблемной ситуации, сложившейся в соответствующей сфере ВЭД,  и от возможностей взаимодействующих с ними механизмов регулирования. В свою очередь, проблемная ситуация в любой сфере внешнеэкономической или таможенной деятельности определяется целями ВЭД  (таможенной деятельности)  Zt(x=m,s,t),  а также структурно-параметрическими характеристиками финансово-товарных потоков и стратегией регулирования (тройкой < S x,R x ,W x >).

Представленные функционалы  взаимосвязывают все основные объекты системного анализа, а также отражают место и роль таможенной службы при решении проблемы эффективного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Проведя достаточно очевидные преобразования, легко перейти к параметрическому представлению концептуальной модели регулирования как объекта системного анализа. Так,  например, механизм  межгосударственного регулирования внешнеэкономической деятельности может быть представлен следующей зависимостью:

Мm (t) = М{ Мm0, Pm  [Gm  (Sm , R m, Wm ), Z m, t],


M{M s 0, Ps  [G s (S s, Rs , Ws ), Zs, t], М{ Mt0 , Pt [Gt (St, Rt, Wt),(2)

Zt, t]}}, М{ Mt0 , Pt [Gt (St, Rt, Wt), Zt, t]}

Зависимость данного вида следует рассматривать как функционал, определяющий иерархическую взаимосвязь между характеристиками финансово-товарных потоков и параметрами их регулирования.

Содержательно синтез механизма  регулирования параметров ВЭД сводится к формированию модели регулирования  параметров системы финансово-товарных потоков. Создание такой модели позволяет осуществлять переход от структурного описания системы финансово-товарных потоков как объекта системного анализа к параметрическому, оценивать изменения параметров такой системы и оптимизировать их.

Параметрическая модель регулирования  отражает взаимосвязь параметров двух основных функциональных элементов  процесса регулирования: системы финансово-товарных потоков и механизма регулирования. При этом система как объект регулирования  характеризуется текущей информацией  о состоянии ее параметров, а регулирующие воздействия механизма имеют  свои количественные характеристики.

В аналогичном виде может  быть получен и функционал Мs (t). 

Из анализа полученных зависимостей (1) и (2) можно сделать  следующие основные обобщения.

Система функциональных зависимостей (1)  устанавливает размерность  задач системного анализа  (в самом  общем случае –  поиск результативных  (в зависимости от постановки задачи –  эффективных,  оптимальных  или рациональных)  механизмов регулирования  внешнеэкономической и таможенной деятельности)  в соответствии с  уровнем их решения и определяет взаимосвязи между задачами различных  уровней.  Это позволяет ставить  и решать задачи анализа и синтеза  механизма регулирования для  любого из уровней регулирования.

Представление функционала  в виде параметрической зависимости (2)  позволяет характеризовать  объект системного анализа через  взаимосвязь параметров, характеризующих  систему финансово-товарных потоков и соответствующие механизмы регулирования (т.е. только на параметрическом уровне). Это, в свою очередь, позволяет исследовать действие экономического механизма регулирования,  например,  в виде влияния тарифных мер на цену импортных товаров и на изменение их спроса на внутреннем рынке или в виде оценки характера и степени воздействия нетарифных мер на цену перемещаемых товаров.

Наличие параметрической  взаимосвязи механизма регулирования  ВЭД со структурно-параметрическими характеристиками финансово-товарных потоков и параметрами стратегии  их регулирования позволяет формулировать  задачу синтеза рационального (эффективного) механизма регулирования внешнеэкономической деятельности как задачу разработки требований к механизму регулирования ВЭД на основе исследования и оптимизации структурно-параметрической модели системы финансово-товарных потоков. В частности,  для уровня государственного регулирования России – в виде задачи выбора и применения тарифных и нетарифных мер в целях оптимизации финансово-товарных потоков ее внешнеэкономической деятельности.

Таким образом,  основная идея системного анализа сводится к  исследованию структурно-параметрической  модели системы финансово-товарных потоков ВЭД России,  разработке требований к механизму регулирования  с позиций оптимальности системы,  созданию и внедрению результативного,  согласованного иерархического механизма  регулирования внешнеэкономической  и таможенной деятельности. В более  общей постановке речь идет о проектировании механизма, обеспечивающего требуемую результативность таких видов деятельности.

 

 

3 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ

 

Управление существует в  рамках взаимодействия людей, в пределах субъективного фактора. Предметами, по поводу которых возникает управление между людьми, могут быть материальные вещи, технические средства, технологические  процессы, социальные ценности и другое, но сторонами в управлении могут  быть только люди. Исключительно важным представляется и тот момент, что  управление как явление детерминируется  иерархической структурой общества и порождаемой ею властью.

Управление можно подразделить на виды по различным основаниям –  в зависимости от сфер общественной жизнедеятельности, структуры общественных отношений, объекта управления и  др. Поэтому вопрос о видах управления и их соотношении с государственным  имеет принципиальное значение, поскольку  только их обоснованное выделение позволяет  выстраивать работающую и эффективную  иерархию и систему управляющих  взаимодействий с объектами управления. Если управление есть воздействие, определяемое свойствами общества, разума, субъективного  фактора, власти, то  классифицировать виды управления следует по субъектам  управления, которые и формируют, реализуют управляющие воздействия, и отвечают за их последствия. По субъекту управления можно выделить несколько  видов управления (местное самоуправление, менеджмент, общественное управление и др.), но особое место занимает государственное  управление.

Определяющее влияние  на характер целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий, осуществляемых данным видом управления, оказывает  его субъект – государство. Государство  отличается от иных общественных структур тем, что в нем сосредоточена  и им реализуется в обществе государственная  власть, которая имеет в источнике  правовую обусловленность (легитимность), а в реализации – силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения.

Государственное управление — это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему своих структур) на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.

Одним из таких  объектов государственного управления выступает таможенное дело, которое, в свою очередь, осуществляют таможенные органы Российской Федерации.

Само участие  государства в регулировании  таможенного дела предполагает существование определенных норм права, регламентирующих данную деятельность. Как и в любой другой области общественных отношений, функции государства сводятся к разработке правовых норм и контролю их выполнения. Определяемые государством нормы права и представляют содержание таможенной политики. В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное содержание таможенного дела раскрывается через таможенное регулирование. Таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Поскольку наиболее явная форма воздействия государства  — это управление, то процесс управленческого воздействия должен быть соотнесен с одной или несколькими функциями управления. В данном случае это функция таможенного регулирования. Другими словами, таможенное дело в функционально-процедурном выражении напрямую соответствует одной из функций государственного управления — таможенному регулированию.

Для реализации функции таможенного регулирования  необходимы адекватные инструменты. Учитывая, что речь идет о государственном управлении, — то это инструменты администрирования или административные меры и средства.

Согласно классической школе управления, таможенное дело представляет собой инструмент государственного администрирования по обеспечению  соблюдения мер таможенно-тарифного  регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Информация о работе Таможенное дело как объект управления