Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 19:40, реферат
Под внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) следует понимать совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих способов реализации внешнеэкономических связей, включающих торговлю, совместное предпринимательство, оказание различного рода услуг и иные виды международного сотрудничества. В свою очередь, внешнеэкономические связи – это международные хозяйственные, торговые, политические отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, специализацию и кооперацию производства, оказание услуг и совместное предпринимательство.
Согласно ст.402 ТК РФ, таможенными органами являются:
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, является Федеральная таможенная служба (ФТС) России (до июля 2004г. Государственный таможенный комитет- ГТК РФ), которая осуществляет межотраслевое регулирование таможенного дела в соответствии с политикой правительства, а также осуществляет международные связи с другими странами и международными организациями.
Днем рождения Российской таможни считается 25 октября 1653 года. В этот день царь Алексей Михайлович подписал Именной Указ «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и городах с показанием по сколько взято и с каких товаров». Таким образом, этот документ, представляющий собой первую попытку государственного регулирования основных таможенных и торговых пошлин, в историографии таможенного дела рассматривается в качестве первого Таможенного устава, положившего начало единой таможенной системы России.
На ФТС России возложены, в частности, следующие основные задачи:
ФТС России является функциональным центром системы таможенных органов, возглавляет ее и направляет деятельность всех звеньев системы, способствуя реализации задач и функций, стоящих перед таможенными органами страны в целом.
Региональные таможенные управления (РТУ) осуществляют непосредственное руководство таможенным делом на территории подведомственного ему региона. Необходимость создания РТУ как промежуточного звена в системе управления таможенным делом в стране обусловлена в первую очередь огромными размерами таможенной территории России. В настоящее время в России действуют семь региональных таможенных управлений по количеству созданных в рамках Указа Президента РФ от 13 мая 2000 г. №849 федеральных округов.
Организационный фундамент системы таможенных органов России составляют таможни и таможенные посты. Именно они непосредственно решают основную часть задач в сфере таможенного дела.
При всей важности таможенных постов, как основы всей таможенной информации, необходимо отметить, что фундамент единой федеральной централизованной системы таможенных органов составляют таможни, которые решают основные задачи в сфере таможенного дела. Вплоть до начала 1990х годов (до провозглашения принципа либерализации внешнеэкономической деятельности и отмены государственной монополии на нее) таможни располагались в местах пересечения транспортных магистралей на границе страны, а также в аэропортах, речных и морских портах и все они считались пограничными. За последние 10 лет начался интенсивный процесс формирования «внутренних таможен» для приближения таможенного контроля к местам концентрации получателей и отправителей внешнеторговых грузов на новых таможенных территориях России.
Размещение таможен и таможенных постов на территории страны связано либо со значительным грузо- и пассажиропотоком (например, Шереметьевская таможня, Внуковская таможня), либо с концентрацией участников внешнеэкономической деятельности внутри страны (например, Воронежская таможня, Новосибирская таможня, таможенные посты, расположенные на крупных заводах и иных промышленных объектах, занимающихся внешнеэкономической деятельностью), либо с близостью государственной границы (например, Таганрогская таможня, расположенная вблизи российско-украинской границы), либо с особенностью таможенного оформления и контроля отдельных категорий товаров (например, Центральная акцизная таможня и акцизные таможенные посты в каждом таможенном регионе занимаются таможенным оформлением и контролем подакцизных товаров, Энергетическая таможня, специализирующаяся на таможенном оформлении энергоносителей, регионом деятельности которой является вся таможенная территория страны – так называемые специализированные таможни и таможенные посты).
Таможенные органы выполняют следующие основные функции:
Для повышения эффективности и оперативности функционирования всех таможенных органов предназначена единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) ГТК РФ. Она служит инструментом реализации основных информационных технологий.
На ЕАИС возложено выполнение следующих задач:
Эту систему возглавляет главный научно-исследовательский центр (ГНИВЦ ГТК РФ), который внедрил и эксплуатирует ЕАИС, обеспечивая информационные потребности всех таможенных органов и сторонних потребителей.
Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации. Кроме того:
1. Таможенная территория
Российской Федерации также
2. На территории Российской
Федерации могут находиться
Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также пределы территорий, указанных в двух предыдущих абзацах являются таможенной границей. Таможенная граница совпадает с Государственной границей Российской Федерации, за исключением пределов территорий, указанных в пунктах 1 и 2. Таким образом, таможенная граница не совпадает с Государственной границей Российской Федерации.
Соглашения о свободной торговле и таможенном союзе получают все более широкое распространение в странах мирового сообщества. В условиях усиления конкуренции в рамках международной экономической системы стремятся укрепить свое экономическое положение, заключая с другими странами соглашения, способствующие свободному передвижению товаров, капиталов и услуг. Большинство таких договоренностей носят международный или межстрановый региональный характер. К ним можно отнести Европейский Союз (ЕС), Всемирную торговую организацию (ГАТТ/ВТО), Всемирную таможенную организацию (СТС/ВТО), Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Центрально-европейскую ассоциацию свободной торговли, Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), Содружество Независимых Государств (СНГ).
В рамках европейских и североамериканских соглашений непосредственно ведется 40% мировой торговли. На долю Европы приходится половина торговых операций, совершаемых в мире, на долю Северной Америки – 1/6 часть. Около 2/3 общего объема международных торговых операций проводится странами, заключившими эффективно действующие соглашения о торговле на условиях наибольшего благоприятствования со своими крупнейшими торговыми партнерами.
Важнейшее значение для дальнейшего развития внешнеэкономических связей России имеет ее предстоящее вступление в ВТО. ВТО (ГАТТ) – многостороннее международное соглашение об основных принципах, нормах и правилах государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц, а также одна из крупнейших международных организаций, в рамках которой происходят переговоры, консультации, неформальные контакты по выработке согласованной внешнеторговой политики; одновременно оно является международно-правовым соглашением в сфере внешней торговли и таможенного дела различных государств. В рамках ВТО заключено множество соглашений, определяющих нормы торгово-экономических отношений, накоплен огромный опыт сотрудничества государств в области таможенного дела, таможенной политики и законодательства.
Рассмотрим историю возникновения ВТО. После второй мировой войны страны мирового сообщества убедились в необходимости установления цивилизованных «правил игры» в основных сферах международного экономического сотрудничества. Вопросы регулирования валютно-финансовых отношений были решены путем учреждения Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Попытки учредить Международную торговую организацию не были успешными. Устав этой организации «Гаванская хартия» - не был принят. Однако 23 государства провели в 1947 г. переговоры и на основе ряда положений этой хартии подписали Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) и договорились о том, что это соглашение открыто для подписания другими государствами. Постепенное присоединение многих стран к Соглашению привело к тому, что оно стало фактически главной мировой организацией, обсуждающей проблемы мировой торговли и разрешающей споры торгово-политического характера между странами-участницами ГАТТ.
Основой работы этой организации до 1994 г. было проведение участниками Соглашения многосторонних торговых переговоров, так называемых раундов. Состоялось 8 таких раундов, некоторые длились несколько лет. Вначале на них рассматривались вопросы принятия взаимных обязательств по снижению таможенных пошлин, а затем и в отношении мер нетарифного регулирования международной торговли (квотирование, лицензирование и другие административные меры). Одним из результатов Уругвайского раунда (1986-1994 гг.) было создание Всемирной торговой организации (ВТО). ГАТТ стало основой ВТО и ее важнейшей составной частью в области торговли товарами. ВТО является единственной основой всемирной торговой системы. Правила ГАТТ распространялись только на торговлю товарами. ВТО занимается также торговлей услугами и связанными с торговлей аспектами интеллектуальной собственности. Сегодня доля стран – участниц ВТО в мировой торговле товарами составляет 96%, а услугами – 98%.
Российская Федерация, как правопреемник бывшего СССР имеет статус государства-наблюдателя в ВТО. В 1993 г. Россия подала официальное заявление о намерении присоединиться к ГАТТ на условиях полноправного членства. В соответствии с процедурой рассмотрения заявлений о присоединении к ВТО была создана международная Рабочая группа для переговоров с Россией, которая определила соответствие российского законодательства принципам и нормам ВТО, выработала комплекс мер и рекомендаций по ликвидации несоответствий. Вступление России в международную торговую систему окажет большое влияние на экономику страны, методы управления внешнеэкономическими связями, характер взаимодействия с мировым сообществом. Основные выгоды, которые может получить Россия от присоединения к ВТО, заключаются в следующем:
Однако существуют и отрицательные моменты, которые связаны с предполагаемым вступлением России в ВТО. Положение многих российских производств будет серьезно затруднено в результате значительного снижения ставок таможенного тарифа на импорт и облегчения доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок. Ощутимым будет и сокращение поступлений в бюджет за счет отмены экспортных и снижения импортных пошлин.
Информация о работе Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации