Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 19:40, реферат

Краткое описание

Под внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) следует понимать совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих способов реализации внешнеэкономических связей, включающих торговлю, совместное предпринимательство, оказание различного рода услуг и иные виды международного сотрудничества. В свою очередь, внешнеэкономические связи – это международные хозяйственные, торговые, политические отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, специализацию и кооперацию производства, оказание услуг и совместное предпринимательство.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции - Таможенное регулирование.doc

— 725.50 Кб (Скачать файл)

4) смешивание товаров, происходящих из различных стран, если характеристики конечной продукции существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.

4. Для определения страны  происхождения товаров также  используются в порядке, определяемом  Правительством Российской Федерации, следующие критерии достаточной переработки:

1) выполнение определенных  производственных или технологических  операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения  товаров считалась страна, где  эти операции имели место;

2) изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).

Документами, подтверждающими происхождение товаров из данной страны, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.

Декларация о происхождении товара может быть составлена в произвольной форме, но в ней должны быть указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации могут использоваться коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам, содержащие заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или экспортером в связи с вывозом товаров.

Если в декларации о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, которые применяются в Российской Федерации (изложены выше), страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, применяемыми в Российской Федерации.

Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный компетентными органами или организациями данной страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.

 

Закон РФ «О таможенном тарифе»

Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 N 5003-1 устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

Основными целями таможенного тарифа являются:

    • рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;
    • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;
    • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;
    • защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
    • обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

Таможенный тариф Российской Федерации - свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством Российской Федерации. Предельные ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот (преференций).

Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В отношении товаров, классифицируемых по номенклатуре 2709 Законом «О таможенном тарифе» ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются в следующем порядке.

Правительство Российской Федерации осуществляет мониторинг цен на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) в целях определения средней цены за период мониторинга (6 раз в год). Ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются на срок два календарных месяца.

Установить, что новая ставка вывозной таможенной пошлины на нефть сырую устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом средней цены нефти сырой марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за последний период мониторинга и вводится в действие с 1-го числа второго календарного месяца, следующего за окончанием периода мониторинга.

Решения Правительства Российской Федерации об изменении ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую должны быть опубликованы в одном из официальных изданий Российской Федерации не позднее чем за 10 дней до введения их в действие.

Ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, не должны превышать размер предельной ставки пошлины, рассчитываемый следующим образом:

    • при сложившейся за период мониторинга средней цене нефти сырой марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) до 109,5 доллара США за 1 тонну (включительно) - в размере 0 процентов;
    • при превышении сложившейся за период мониторинга средней цены нефти сырой марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) уровня 109,5 доллара США за 1 тонну, но не более 146 долларов США за 1 тонну (включительно) - в размере, не превышающем 35 процентов от разницы между сложившейся за период мониторинга средней ценой данной нефти в долларах США за 1 тонну и 109,5 доллара США;
    • при превышении сложившейся за период мониторинга средней цены нефти сырой марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) уровня 146 долларов США за 1 тонну, но не более 182,5 доллара США за 1 тонну (включительно) - в размере, не превышающем суммы 12,78 доллара за 1 тонну и 45 процентов от разницы между сложившейся за период мониторинга средней ценой данной нефти в долларах США за 1 тонну и 146 долларами США;
    • при превышении сложившейся за период мониторинга средней цены нефти сырой марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) уровня 182,5 доллара США за 1 тонну - в размере, не превышающем суммы 29,2 доллара США и 65 процентов от разницы между сложившейся за период мониторинга средней ценой данной нефти в долларах США за 1 тонну и 182,5 доллара США.

 

Понятие и виды таможенных платежей

Таможенные платежи представляют собой денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Уплата платежей является одним из основных условий операций, связанных с внешней торговлей.

К таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная  пошлина;

3) налог на добавленную  стоимость, взимаемый при ввозе  товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

4) акциз, взимаемый при  ввозе товаров на таможенную  территорию Российской Федерации;

5) таможенные сборы.

Существуют также специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Они взимаются по правилам, предусмотренным для взимания ввозной таможенной пошлины.

При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:

1) при ввозе товаров - с  момента пересечения таможенной  границы;

2) при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если:

1) в соответствии с законодательством  Российской Федерации товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами;

в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение;

2) общая таможенная стоимость  товаров, ввозимых на таможенную  территорию Российской Федерации  в течение одной недели в  адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей;

3) до выпуска товаров  для свободного обращения иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);

4) товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с ТК и другими федеральными законами.

Таможенная пошлина – это платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Ввозные таможенные пошлины устанавливаются на ввозимые в Россию товары, вывозные – на товары, произведенные на территории России и вывозимые за ее пределы. В Российской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин:

- адвалорные, начисляемые  в процентах к таможенной стоимости  облагаемых товаров;

- специфические, начисляемые  в установленном размере за  единицу облагаемых товаров;

- комбинированные, сочетающие  оба названных вида таможенного  обложения.

Налог на добавленную стоимость (НДС) относится к косвенным внутренним налогам. Облагаются НДС товары, ввозимы на территорию РФ. При определении НДС используются адвалорные ставки. На импортируемые в Россию товары распространяются ставки НДС, действующие на отечественные товары во внутренней торговле.

Акциз – это косвенный налог, входящий в состав цены отдельных товаров. Товары, облагаемые акцизом, называются подакцизными товарами.

 

Роль и место таможенных платежей в экономике России

Средства, получаемые от таможенных платежей составляют значительную часть бюджета России и в настоящее время доходят до 40% его доходной части. Наличие каждого вида таможенных платежей экономически обосновано и, кроме пополнения доходной части бюджета, позволяет решить ряд общих и специфических задач макроэкономического уровня.

Импортные пошлины предназначены для:

  • защиты национальных производителей от неблагоприятного воздействия нежелательной иностранной конкуренции, а также обеспечения условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику;
  • оптимизации соотношения между экспортом и импортом с позиций требований платежного и торгового балансов страны;
  • рационализации структуры ввозимых на территорию России товаров;
  • создания условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ.

При применении экспортных пошлин в основном преследуются следующие цели:

  • ограничение вывоза за пределы страны товаров, необходимых для национальной экономики, для более полного насыщения отечественного рынка, защиты экономической безопасности страны;
  • сдерживание вывоза сырьевых товаров (что практически не удается) и продуктов первичной обработки и стимулирование экспорта высокотехнологичных товаров, продуктов высокой степени обработки.

НДС и акциз на импортируемые товары выполняет функцию по регулированию внешнеэкономической деятельности с целью создания равных условий для конкуренции отечественных и импортных товаров на внутреннем рынке.

 

Тема 5. Технология начисления и уплаты таможенных платежей

Таможенная стоимость товаров

Основой для начисления таможенных пошлин, акцизов и таможенных сборов является таможенная стоимость товаров, определяемая в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (с последующими изменениями и дополнениями).

Основой для исчисления налога на добавленную стоимость является таможенная стоимость товаров, к которой добавляется таможенная пошлина, а по подакцизным товарам - и сумма акциза.

Таможенная стоимость представляет собой особую разновидность стоимости товара, в определении которой кроме продавца и покупателя участвует третья сторона – таможенный орган. При оценке товара таможенный орган принимает во внимание как обстоятельства данной конкретной сделки, так и существенные характеристики других однородных сделок, для того чтобы обеспечить справедливый  характер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговых операций.

В настоящее время сложились две международные системы по определению таможенной стоимости: одна установлена Брюссельской конвенцией 1950 г. по оценке товаров в таможенных целях, другая регламентирована Соглашением о порядке применения VII статьи Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) 1979 г. В основе обеих систем лежит VII статья ГАТТ, поэтому различия между ними проявляются в основном на уровне используемых понятий.

В соответствии с Брюссельской конвенцией основой для определения стоимости является нормальная цена, под которой понимается цена товара в условиях свободной конкуренции между независимыми продавцом и покупателем. Предполагается, что нормальная цена является единственным встречным удовлетворением и что на нее не оказывают влияния никакие коммерческие, финансовые или иные отношения, как подтвержденные договором, так и не подтвержденные. В Соглашении 1979 г. вместо термина «нормальная цена» употребляется понятие «цена сделки», под которой понимается фактическая цена, уплаченная или подлежащая уплате и включающая в себя комиссионные, стоимость контейнеров, упаковки и т.п. при условии, что не существует ограничений по распоряжению товаром, в отношении сделки и ее цены, которые не позволяют определить таможенную стоимость, отсутствует взаимозависимость между продавцом и покупателем. Соглашение 1979 г. о порядке применения VII статьи ГАТТ, получившее название Кодекса по определению таможенной стоимости, отличается большей обстоятельностью и разработанностью проблемы по сравнению с Брюссельской конвенцией.

Законодательство Российской Федерации заимствовало методы определения таможенной стоимости, выработанные в рамках ГАТТ. Система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации.

Основными нормативными документами, регламентирующими порядок определения таможенной стоимости, являются Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», а также постановление Правительства РФ от 5 ноября 1992 г. № 856 «Об утверждении порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации» и постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1461 «О порядке определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации».

Информация о работе Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации