Таможенно-тарифное регулирование в рамках функционирования таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 00:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с целью работы сформулированы следующие задачи:
исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
проанализировать таможенно-тарифную политику Таможенного союза;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы таможенно-тарифного регулирования
в рамках функционирования таможенного союза 7
1. Исторические аспекты становления таможенно-тарифного
регулирования 7
1.2 Таможенный союз: понятие и этапы формирования 14
1.3 Понятие и содержание таможенно-тарифного регулирования 22
2. Порядок таможенно-тарифного регулирования
в рамках таможенного союза 30
2.1 Порядок применения Единого таможенного тарифа таможенного
союза 30
2.2 Тарифные преференции 40
2.3 Порядок применения таможенных пошлин как основа
таможенно-тарифного регулирования 45
3. Анализ таможенно-тарифного регулирования в условиях
функционирования таможенного союза 55
3.1 Общая характеристика состояния внешней торговли стран
таможенного союза 55
3.2 Таможенно-тарифная политика формирования единого пространства
ЕврАзЭС
3.3 Направление совершенствования мер таможенно-тарифного
регулирования в рамках функционирования таможенного союза
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

5fan_ru_ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА.doc

— 1,023.50 Кб (Скачать файл)

Новоторговый устав, принятый в 1667 г., оценен историками как первый русский таможенный тариф. А с 1724 г. он стал систематически пересматриваемым инструментом регулирования внешней торговли. В советский период 20-х годов ХХ в. таможенные тарифы "отражали стремление использовать пошлины как источник дохода, а не как метод защиты отечественной промышленности. Но уже осенью 1922 г. Советом труда и обороны было признано необходимым выработать новые тарифы, преследующие более широкие экономические цели". В течение XX в. таможенный тариф претерпевал ряд изменений, в определенной степени совершенствовался и в настоящее время стал одним из основных документов, активно используемых всеми субъектами таможенных правоотношений.

Первая общественная организация в Российской империи - Вольно-экономическое общество - было учреждено через три года после прихода к власти Екатерины Второй и через девять лет после упразднения последней в России внутренней таможни: в 1765 году. Одной из первых рекомендаций Вольно-экономического общества стало введение протекционистского тарифа для защиты не столько внутреннего рынка (внешняя торговля России была незначительной), сколько одних производителей перед другими. Попытка взломать внутренний рынок за счет внедрения мощного корпоративного еврейского капитала (после раздела Польши Российской империи достались территории, на которых плотность еврейского населения была самой высокой в Европе) была осуществлена отнюдь неэкономическими методами: введением черты еврейской оседлости, внутри которой был установлен свой торговый тариф и система налогообложения.

После Великой Французской  революции у таможенного тарифа появляется еще одно качество: именно с его помощью формировались  антинаполеоновские коалиции. Павел  Первый, сторонник Наполеона, в 1797 году ввел очень высокий тариф на торговлю с Англией, в 1800 году - сделал его еще более высоким. Обороты на рынке корабельного леса резко упали, англичане несли значительные убытки.

В 20-е годы XIX века Россия училась использовать торговые и  таможенные тарифы для развития окраинных  территорий. Речь идет о введении системы порто-франко в Одессе, что позволило настолько продвинуть развитие территории, что Одесса уже к концу 20-х годов была четвертым по величине городом Империи после Москвы, Петербурга и Варшавы. Впоследствии этот же опыт был использован во Владивостоке.4

До Крымской войны  вся российская внешняя торговля разделялась на два пространства: Европейская и Американская. В  европейской торговле вся тарифная политика осуществлялась Министерством  финансов по согласованию с различными заинтересованными ведомствами (или «придворными группировками»). Американская торговля велась Российско-Американской компанией, ставшей ко времени своего расцвета в тридцатых годах девятнадцатого века крупнейшей корпорацией мира. Российско-Американской компания не была государством, поэтому не устанавливала тарифов. Она очень гибко вела целевую политику в зависимости от спроса на главный товар - пушнину. Однако отсутствие долговременной политики развития и отстраненность государства от управления компанией привели ее к краху после почти 60 лет существования. После чего вся российско-американская торговля замерла почти на сорок лет.

Таможенный тариф 1868 года был выстроен по другому принципу: уменьшены пошлины по 152 статьям, уравнены пошлины по морской и  сухопутной границам. Наименьшей пошлиной на ввоз облагалось сырье, наивысшей - готовых фабрикатов. Однако и эта политика не дала ожидаемого результата: уже с середины семидесятых Россия опять возвращается к протекционизму. С 1877 года таможенные пошлины начали взимать золотой валютой, что сразу увеличило их номинальную стоимость на 25%. До 1891 года все таможенные пошлины были направлены на поддержание развития собственной индустрии, таможенная политика была на особом контроле у Александра III.

Новые принципы тарифной политики были закреплены в Государственном тарифе 1891 года, предоставленном Министерством финансов. Этот тариф соединял, систематизировал все положительно себя зарекомендовавшие изменения предшествующих лет и был нацелен на поддержание тех отраслей промышленности, которым существовавшей поддержки было недостаточно: в первую очередь торговому мореплаванию, сельскому хозяйству и металлургии. Так, пошлины на ввозимые сельскохозяйственные машины были снижены до минимальных, - и через два года Россия стала самым крупным импортером немецких косилок и паровых молотилок.

К 90-м годам относится  радикальное изменение российской тарифной политики, выразившееся в  принятии двойного конвекционного тарифа. До 1890 года таможенный тариф России носил вполне автономный характер: однородные иностранные товары, привозимые в Россию, облагались одинаковыми пошлинами, независимо от страны-производителя. В то же время таможенная борьба западноевропейских государств привела к системе двойного конвекционного тарифа: договаривающиеся стороны делали взаимные уступки в пошлинах на товары, в получении или сбыте которых они были заинтересованы. Такие договоры были заключены между Германией, Австро-Венгрией, Италией, Швейцарией и Бельгией и вступили в действие с февраля 1892 года. В среднем пошлины были повышены на 30% и с 20 июля 1893 года был установлен двойной таможенный тариф: общий для стран, благоприятствующих нам, и повышенный - для прочих. Первый торговый договор на конвекционных началах был заключен с Францией. Основным его положением было обоюдное пользование правом благоприятствующей нации во всем, что касается ввоза, вывоза, транзита и прочее. Кроме того, обе стороны обязались не допускать в пользу фабрикатов третьего государства никаких льгот, которые не были бы распространены на произведения договаривающейся стороны. На основании этого договора Франция понизила пошлины на керосин на 50%, открыв тем самым французский рынок для русских нефтепродуктов. Впоследствии такие же договора были заключены с Германией, Австро-Венгрией, Болгарией, Данией, Португалией, Сербией, Японией, Тунисом. Но! Не с США, Англией и Турцией.

Часто отмечается, что "любая  попытка составить исчерпывающий  перечень товаров, которые являются предметом международной торговли, выглядит трудной задачей, поскольку  современное производство предполагает огромное количество товаров со сходными или близкими характеристиками". Но сделать это необходимо, поскольку именно характеристика товара (потребительские свойства, качество, степень его технической обработки) влияет на уровень ставки таможенной пошлины. "Роль таможенных тарифов в регулировании внешней торговли определяется не только абсолютной величиной пошлины на отдельный вид товаров, но и соотношением ставок пошлин на товары, отличающиеся степенью переработки". Иными словами, чем выше качественные характеристики товара, тем больше ставка таможенной пошлины.

Совет таможенного  сотрудничества (ныне Всемирная таможенная организация) в 1950 г. разработал Брюссельскую товарную номенклатуру, а в 1983 г. - Гармонизированную  систему описания и кодирования товаров. Последняя представляет собой многоцелевую классификационную систему, используемую "для публикации таможенных тарифов, ведения статистики внешней торговли, организации транспортно-экспедиторских операций и т.д.". Гармонизированная система - это база национальных номенклатур, включая и ТН ВЭД России. Первые шесть знаков кодового обозначения товара тождественны цифровому шифру, принятому в номенклатуре Гармонизированной системы. Седьмой и восьмой знаки означают дополнительную детализацию в соответствии с Комбинированной номенклатурой Европейского Союза. Девятый знак соответствует коду товара по ТН ВЭД СНГ. Десятый знак введен Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 148 "О таможенном тарифе Российской Федерации - своде ставок ввозных таможенных пошлин и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности".5

 

 

1.2 Таможенный  союз: понятие и этапы формирования

 

 

 

Существует экономическая  теория таможенного союза, впервые  разработанная в XIX веке юристом, философом, экономистом Фридрихом фон Листом. Издательством 'Европа' была выпущена его книга 'Национальная экономика'. Согласно Смиту и Риккардо, если две страны снимают между собой таможенные барьеры и полностью освобождают внешнюю торговлю, то это приводит к уравновешиванию экономического уровня жизни обеих стран. Лист придерживался мнения, что на практике это не так, поскольку когда мы видим подобного рода снятие ограничений с разделения труда, самый тяжелый и мало оплачиваемый труд перемещается в неразвитую страну, а дивиденды получает развитая. При снятии всяких таможенных барьеров получается диспропорциональное развитие экономик: богатые богатеют, бедные беднеют. Но если государство, которое отстает в экономическом развитии, вообще никак не участвует во внешней торговле, оно также деградирует. Лист предложил третий путь: не интеграция и не изоляция, когда стране нельзя открываться полностью, но нельзя и не открываться. Это называлось таможенным союзом. Таким образом, философия таможенного союза состоит в том, чтобы объединить между собой максимальное количество экономик стран со сходным уровнем развития, с общими культурными и историческими ценностями, и таким широким фронтом вступать во внешнюю торговлю, очень разумно контролируя то, что проходит через границы таможенного союза. То есть, полное освобождение экономики и, в том числе, торговли, транспортных тарифов внутри таможенного союза и установка фильтра у его границы. Это означает некую глобализацию, то есть открытость во внешней торговле, но не полную, а относительную.

Не глобализация, не изоляция - Таможенный союз. Это целая экономическая  философия. И то, что происходит сегодня  в ЕврАзЭС при продвижении  в реализации Таможенного союза, это реализация особой экономической  философии. Поэтому Таможенный союз - это не какая-то периферийная деталь нашей экономической политики, а смена нашей экономической политики от ультралиберализма и глобализма 90-х или изоляционизма советского периода к экономике третьего пути. И от скорости продвижения этого процесса зависит переход России в совершенно новое качество, становление на новый путь экономического развития.

Создание Таможенного  союза Республики Беларусь, Республики Казахстана и Российской Федерации – большое достижение трёх государств и действенный шаг к созданию единой таможенной территории, что во многом повышает позиции каждой страны в конкурентной борьбе на международном рынке продукции и услуг. Новые условия интеграции открыли широкие возможности для развития добрососедских отношений.

Договор о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза был подписан 6 октября 2007 года. В рамках более  широкого экономического объединения  бывших стран СССР – ЕврАзЭС. Стороны  таможенного союза Договором  о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года учредили Комиссию таможенного союза – единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза.6

Высший орган  Таможенного союза– это так называемый межгосударственный Совет ЕврАзЭС  на уровне трёх. Собирается либо на уровне премьеров, либо на уровне глав государств.

На рисунке 1 представлена система управления Таможенным союзом.

 

      Рисунок 1 – Система управления  таможенным  союзом

 

12 декабря 2008 года в Москве в ходе работы  Высшего госсовета Союзного государства были заключены соглашения, касающиеся функционирования Таможенного союза: Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот, Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза, Протокол о предоставлении тарифных льгот, Соглашение о порядке таможенного оформления и таможенного контроля в государствах-участниках Таможенного союза и др.

27 ноября 2009 года  Межгоссоветом ЕврАзЭС- высшим  органом Таможенного союза- в  Минске было принято Решение  о принятии Договора о Таможенном  кодексе Таможенного союза.

Одновременно  Межгоссоветом ЕврАзЭС и Комиссией  Таможенного союза 27 ноября 2009 года были приняты Решения о едином таможенно-тарифном регулировании  Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также Решения о едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.7

Создание Таможенного  союза проходит поэтапно (рис.2).



 





 


 

 


01.10.2009        01.01. 2010            01.04. 2010         01.07.2010            01.01.2011           01.07.2011

 

 

Рисунок 2 –  Этапы формирования единой таможенной                    

                                                     территории

 

Обозначив основные этапы создания договорно-правовой базы Таможенного союза, определим цели его создания:

- ключевая идея  создания Таможенного союза –  это единый таможенный тариф  (ЕТТ) и отсутствие таможенных  барьеров внутри единой таможенной  территории Таможенного союза.  Предполагается, что таможенные пошлины на товары из третьих стран будут синхронизированы, а сам таможенный контроль будет осуществляться по внешней границе. Что касается товаров, произведённых в Российской Федерации, Республики Беларусь и Республике Казахстан, то они вообще не будут облагаться таможенными пошлинами. Таможенный союз предполагает отсутствие таможни на границах между странами-участниками, а так же общий таможенный тариф, который начал действовать с 1 января 2010 г. Таможенная граница будет проходить по внешним границам трёх государств. Граждане смогут беспрепятственно въезжать и выезжать на территории двух стран без осуществления таможенного досмотра и паспортного контроля на внутренних границах. Будет устранено таможенное оформление на внутренних границах между нашими государствами, то есть не нужно будет заполнять декларации, вообще не нужно будет платить никаких таможенных сборов, преодолевать какие-либо ещё таможенные барьеры в отношении внутренних товаров;

- создание локомотива  реальной постсоветской экономической  интеграции. На постсоветском экономическом пространстве роль ядра объективно должна принадлежать «евразийской тройке» - Россия, Белоруссия и Казахстан, - обладающая почти 83 % экономического потенциала СССР. Важнейшим следствием формирования Таможенного союза является восстановление единого экономического пространства бывшего СССР как единого организма. С 1 января 2012 года на территории СНГ начнёт действовать Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана.  С начала 2012 года в СГН начинает действовать экономическое содружество, обладающее единым рынком товаров и услуг, единой валютой, общей системой правового регулирования хозяйственной деятельности и стратегического планирования и согласованную экономическую политику. Внутри этого объединения также обеспечивается свободное движение капиталов и рабочей силы;

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование в рамках функционирования таможенного союза