Таможенно-тарифное регулирование в рамках функционирования таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 00:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с целью работы сформулированы следующие задачи:
исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
проанализировать таможенно-тарифную политику Таможенного союза;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы таможенно-тарифного регулирования
в рамках функционирования таможенного союза 7
1. Исторические аспекты становления таможенно-тарифного
регулирования 7
1.2 Таможенный союз: понятие и этапы формирования 14
1.3 Понятие и содержание таможенно-тарифного регулирования 22
2. Порядок таможенно-тарифного регулирования
в рамках таможенного союза 30
2.1 Порядок применения Единого таможенного тарифа таможенного
союза 30
2.2 Тарифные преференции 40
2.3 Порядок применения таможенных пошлин как основа
таможенно-тарифного регулирования 45
3. Анализ таможенно-тарифного регулирования в условиях
функционирования таможенного союза 55
3.1 Общая характеристика состояния внешней торговли стран
таможенного союза 55
3.2 Таможенно-тарифная политика формирования единого пространства
ЕврАзЭС
3.3 Направление совершенствования мер таможенно-тарифного
регулирования в рамках функционирования таможенного союза
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

5fan_ru_ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА.doc

— 1,023.50 Кб (Скачать файл)

Приоритеты таможенно-тарифной политики на среднесрочный период в  целом были определены Основными  направлениями таможенно-тарифной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов. Вместе с тем мировой финансовый и экономический кризис, значительное сужение мирового и внутреннего спроса, реализация антикризисных мер, а также создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана обуславливают потребность в корректировке приоритетов таможенно-тарифной политики.

Во-первых, возникает  необходимость обеспечить эффективность  и оперативность механизма функционирования наднационального регулирования в  рамках Таможенного союза, полностью отвечающего задачам, стоящим как перед союзом в целом, так и каждой из стран-участниц. Это потребует внедрения соответствующих правил, процедур и регламентов, позволяющих действенно согласовывать позиции сторон и учитывать их в рамках решений наднационального органа.

Во-вторых, предстоит  выработать и внедрить эффективные  механизмы продвижения позиции  России в Таможенном союзе, усилить  обоснованность предлагаемых российской стороной решений, прогнозирование  их социально-экономических и торгово-политических последствий. Необходимо вести дело к тому, чтобы ведущая роль России в Таможенном союзе подкреплялась конкретными результатами в отношении соблюдения экономических и торгово-политических интересов российской стороны. В этих целях предстоит повысить транспарентность механизма выработки предложений российской стороны.

В-третьих, современные  задачи российской экономики диктуют  необходимость более тесно интегрировать  таможенно-тарифную политику в процессы диверсификации, структурной перестройки и внедрения инноваций в отечественный производственный комплекс.

В процессе перехода к  инновационной экономике должна повыситься роль таможенно-тарифных мер  в реализации промышленной и структурной  политики: необходимо повысить степень  тарифной защиты конкретных рынков на первоначальных циклах производства инновационной продукции, обеспечить постепенное открытие рынков по мере их становления, сегментирования и роста конкурентоспособности отечественных производств в целях сохранения конкурентной среды. Одновременно настройка таможенно-тарифного и нетарифного регулирования на стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной продукции потребует развития институтов содействия экспорту, совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела, упрощения и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями и нормами ВТО.

 Реализация таможенно-тарифной  политики в 2011 г. и в плановый  период 2012-2013 годов будет осуществляться в качественно иных мирохозяйственных, торгово-политических и рыночных условиях, а именно:

– посткризисное восстановление мировой экономики и мировых  товарных рынков будет характеризоваться  высокой нестабильностью, значительными колебаниями конъюнктуры и цен, что существенно повышает требования к обоснованности, оперативности и гибкости таможенно-тарифной политики;

– ускорятся технологические  и структурные изменения в  мировой экономике, расширится и  усложнится ассортимент торговли, еще более возрастет конкурентоспособность новых центров силы из числа развивающихся стран, что потребует совершенствования структуры и других качественных параметров таможенного тарифа, упорядочения системы преференций, повышения эффективности таможенного администрирования;

– радикально изменится  институционально-организационный  и торгово-политический контекст осуществления  таможенно-тарифной политики – в  полном объеме начнет функционировать  таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана (ТС), определятся основные параметры единого экономического пространства трёх стран, будет создана многосторонняя зона свободной торговли СНГ, Россия в наиболее вероятном сценарии станет членом ВТО. Это позволит регламентировать и унифицировать все значимые вопросы применения мер торговой политики, в том числе таможенно-тарифного регулирования, в рамках Таможенного союза и рамках СНГ на базе норм и правил многосторонней системы регулирования торговли, повысит предсказуемость и прозрачность торговых режимов стран СНГ;

– создание таможенного  союза и в среднесрочной перспективе  – единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана внесет неизбежные коррективы в процессы выработки  и реализации торговой, в том числе  таможенно-тарифной, политики, которая  должна будет строиться с учетом интересов хозяйствующих субъектов и потребителей всех стран-участниц, предусматривать эффективные механизмы мониторинга и корректировки принятых решений в зависимости от ситуации в различных частях ЕЭП;

– гармонизация норм внешнеторгового регулирования и торгово-политической практики стран ТС и СНГ в целом с общепринятыми международными нормами, институциональная консолидация ТС позволят перейти к решению практических вопросов формирования большого евразийского экономического пространства с участием Европейского союза, активизировать переговорный процесс о создании зоны свободной торговли с ЕС и рядом других стран дальнего зарубежья;

– повышение роли государственной  поддержки как инструмента роста  конкурентоспособности отечественных производств, укрепления их позиций на внутреннем и внешних рынках потребует более тесного, оперативного согласования мер торговой, в том числе таможенно-тарифной, политики с другими мерами экономической политики в целях усиления их совокупного стимулирующего эффекта (например, развитие институтов и инструментов поддержки экспорта должно сопровождаться упрощением таможенных и административных процедур, в первую очередь по группе инновационной продукции);

– интенсификация инновационных процессов в российской экономике требует активного включения России в международную научно-техническую и производственно-технологическую кооперацию, что повысит актуальность задачи ее стимулирования средствами таможенно-тарифной политики через снижение тарифного обложения материалов, частей и компонентов, участвующих в кооперационном обмене, расширение практики использования экономических таможенных режимов, упрощение и ускорение таможенных процедур.

Качественное изменение  условий осуществления таможенно-тарифной политики в рассматриваемый период вызывает необходимость принятия адекватных содержательных институциональных и организационно-процедурных управленческих решений.

Во-первых, необходимо обеспечить эффективность и оперативность  механизма функционирования наднациональных органов таможенного союза, полностью отвечающего задачам, стоящим как перед союзом в целом, так и каждой из стран-участниц. Это требует внедрения соответствующих правил, процедур и регламентов, позволяющих действенно согласовывать позиции сторон в рамках ТС и учитывать их в рамках решений наднациональных органов.

Во-вторых, предстоит  выработать и внедрить эффективные  механизмы продвижения позиции  России в таможенном союзе, усилить  обосновательную базу предлагаемых российской стороной решений, прогнозирование их социально-экономических и торгово-политических последствий. Необходимо вести дело к тому, чтобы ведущая роль России в таможенном союзе подкреплялась конкретными результатами в отношении соблюдения экономических и торгово-политических интересов российской стороны. В этих целях предстоит повысить транспарентность механизма выработки предложений российской стороны, шире привлекать к обсуждению проектов бизнес-сообщество.

Повышение отдачи от участия  России в таможенном союзе делает актуальным формирование системы предотвращения потерь и рисков, связанных с адаптацией к новым, пока еще несовершенным условиям функционирования ТС (включая возможное увеличение транзакционных издержек для отдельных российских участников внешнеэкономической деятельности, ущемление интересов некоторых групп отечественных товаропроизводителей, межбюджетный перелив финансовых средств, «перетекание» внешнеторговых потоков в страны с меньшими таможенными издержками)31.

Важнейшим направлением, снижающим риски переориентации внешнеторговых потоков на рынки других стран таможенного союза, должно стать создание в России конкурентоспособного механизма таможенного администрирования, позволяющего участникам внешнеэкономической деятельности оперативно и экономически комфортно осуществлять весь комплекс действий, связанных с помещением товаров под таможенные процедуры.

В-третьих, новые задачи российской экономики вызывают необходимость  более тесно интегрировать таможенно-тарифную политику в процессы диверсификации, структурной перестройки и внедрения инноваций в отечественный производственный комплекс. Это требует, помимо усиления структурной и стимулирующей функций таможенно-тарифной политики, ее согласования и тесной увязки с приоритетами промышленной политики.

С ростом инвестиционной активности в российской экономике в посткризисный период должна усилиться стимулирующая функция таможенно-тарифной политики, направленная на создание условий для переноса высокотехнологичных производств на территорию России, развитие производственно-технологической кооперации, расширение экономически эффективного доступа к новым технологиям, машинам, оборудованию для крупномасштабной модернизации производственных мощностей. В целях привлечения иностранных инвестиций необходимо обеспечить существенное снижение издержек, возникающих по причине обременительных таможенных и административных процедур, при получении международных инвестиционных товарных кредитов и прямых вложений капитала.

С учетом задачи ускорения  перехода к инновационной экономике  должна повыситься роль таможенно-тарифных мер в реализации селективной промышленной и структурной политики: достаточная степень тарифной защиты конкретных рынков на первоначальных циклах производства инновационной продукции, постепенное открытие рынков по мере их становления, сегментирования и роста конкурентоспособности отечественных производств в целях сохранения конкурентной среды. Основополагающее значение здесь будет иметь наличие конкретных, подкрепленных инвестициями, развитием инфраструктуры, маркетинговыми планами программ отраслевого развития, в рамках которых при необходимости меры по корректировке ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин станут составной частью отраслевых стратегий. Одновременно настройка таможенно-тарифного и нетарифного регулирования на стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной продукции потребует развития институтов содействия экспорту, совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела, упрощения и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями и нормами ВТО.

Усиление глобальной конкуренции вызовет необходимость  расширения спектра используемых мер  поддержки конкурентоспособности  российских производителей на внутреннем и внешних рынках. Среди них – реализация среднесрочных планов действий со странами – основными торговыми партнерами России, определяющих в том числе отраслевые приоритеты взаимного сотрудничества, формирование и обеспечение эффективной работы Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, государственное содействие реализации приоритетных инвестиционных проектов с иностранным участием, активное противодействие дискриминации отечественных экспортеров на внешних рынках.

Таможенно-тарифная политика в отношении промышленного  импорта будет формироваться  исходя из принципа эскалации таможенного  тарифа при отказе от необоснованного  завышения ввозных пошлин на товары производственного и социального  назначения.

В целях содействия эффективной реализации таможенно-тарифной политики приоритетными являются следующие направления таможенного администрирования32:

- совершенствование таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, предусматривающее:

а) сокращение срока выдачи разрешения на выпуск товаров, объема представляемой информации и документов в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), видов таможенной декларации, таможенной процедуры, категорий товаров и лиц;

б) переход на систему электронного декларирования, исключающую необходимость подачи таможенных документов на бумажных носителях;

в) сокращение в таможенном законодательстве коррупциогенных норм, а также норм, требующих издания ведомственных нормативных актов.

- установление процедур упрощенного оформления не облагаемых экспортными пошлинами и несырьевых товаров и импорта высокотехнологичного оборудования, материалов, сырья и комплектующих для производственных нужд, предусматривающее расширение механизмов финансовых гарантий, в том числе исключающих необходимость подтверждения таможенной стоимости при экспорте не облагаемой экспортными пошлинами высокотехнологичной продукции.

- переход на применение порядка возмещения НДС по экспортным сделкам исключительно на информационной основе ФТС России и ФНС России, исключающего необходимость представления экспортерами и транспортными организациями для этих целей в ФНС России бумажных носителей.

- совершенствование таможенного администрирования при применении таможенных процедур переработки и свободной таможенной зоны.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование в рамках функционирования таможенного союза