Таможенно-тарифное регулирование в рамках функционирования таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 00:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с целью работы сформулированы следующие задачи:
исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
проанализировать таможенно-тарифную политику Таможенного союза;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы таможенно-тарифного регулирования
в рамках функционирования таможенного союза 7
1. Исторические аспекты становления таможенно-тарифного
регулирования 7
1.2 Таможенный союз: понятие и этапы формирования 14
1.3 Понятие и содержание таможенно-тарифного регулирования 22
2. Порядок таможенно-тарифного регулирования
в рамках таможенного союза 30
2.1 Порядок применения Единого таможенного тарифа таможенного
союза 30
2.2 Тарифные преференции 40
2.3 Порядок применения таможенных пошлин как основа
таможенно-тарифного регулирования 45
3. Анализ таможенно-тарифного регулирования в условиях
функционирования таможенного союза 55
3.1 Общая характеристика состояния внешней торговли стран
таможенного союза 55
3.2 Таможенно-тарифная политика формирования единого пространства
ЕврАзЭС
3.3 Направление совершенствования мер таможенно-тарифного
регулирования в рамках функционирования таможенного союза
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

5fan_ru_ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА.doc

— 1,023.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 7 – Географическая структура экспортно-импортных

                     операций стран Таможенного союза  в 2009 году, (в 

                     % к итогу)

 

2009

2010

Всего

в том числе

Всего

в том числе

страны СНГ

из них

другие страны мира

страны СНГ

из них

другие страны мира

страны Таможенного  союза

страны Таможенного  союза

Беларусь

   

экспорт

4077,9

1879

1419,7

2288,9

5269,9

2659,7

2118,9

2610,2

импорт

5974,7

3774,7

3472,9

2200

6506,2

4015

3644,4

2491,2

сальдо

-1896,8

-1985,7

-2053,2

88,9

-1236,3

-1355,3

-1525,5

119

Казахстан

   

экспорт

8016,3

1478,5

725,8

6537,8

13458,3

1820

1244,1

11638,3

импорт

5985,5

2543,6

1842,6

3441,9

5355

2591,2

2160,8

2763,8

сальдо

2030,8

-1065,1

-1116,8

3095,9

8103,3

-771,2

-916,7

8874,5

Россия

   

экспорт

56836,9

8560,4

5282,6

48276,5

91896,7

12119,7

5940,3

79777

импорт

33591,9

4089,8

2047,8

29502,1

40845,6

6263,2

3214,7

34582,4

сальдо

23245

4470,6

3234,8

18774,4

51051,1

5856,5

2725,6

45194,6

Всего по странам  Таможенного союза

   

экспорт

68931,1

11827,9

7428,1

57103,2

110624,9

16599,4

9303,3

94025,5

импорт

45552,1

10408,1

7363,3

35144

52706,8

12869,4

9019,9

39837,4

сальдо

23379

1419,8

64,8

21959,2

57918,1

3730

283,4

54188,1


 

 

Таким образом, внешняя торговля России, так же как и стран таможенного союза теперь складывается из взаимной торговли с государствами - участниками Таможенного союза и торговли с третьими странами. Сбор данных по внешней торговле будет осуществляться по-прежнему на основе данных, содержащихся в грузовых таможенных декларациях.25

Для учета данных в  статистике внешней торговли разработана  Единая методология ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза.

Этот документ основан  на рекомендациях Статистической комиссии ООН и учитывает накопленный  опыт ведения таможенной статистики в Российской Федерации, Республике Казахстан и Республике Беларусь.

 

 

3.2 Таможенно-тарифная политика формирования единого пространства

ЕврАзЭС

 

 

Евразийское экономическое  сообщество (ЕврАзЭС) является международной  организацией, созданной для эффективной  реализации целей и задач, определённых в Соглашении о Таможенном союзе  от 20 января 1995 года, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года и Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года.

 

 

Рисунок 11 –  Структура управления ЕврАзЭС

 

Задачами ЕврАзЭС являются:26

- завершение оформления в полном объёме режима свободной торговли,

- формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер  

  нетарифного регулирования;

- обеспечение свободы движения капитала;

- формирование общего финансового рынка;

- согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках

  ЕврАзЭС;

- установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа

  на внутренние рынки;

- создание общей унифицированной системы таможенного регулирования;

- разработка и реализация межгосударственных целевых программ;

- создание равных условий для производственной и предпринимательской

  деятельности;

- формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной

  системы;

- формирование общего энергетического рынка;

- создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки

  Сторон;

- предоставление гражданам государств Сообщества равных прав в

  получении образования и медицинской помощи на всей его территории;

- сближение и гармонизация национальных законодательств;

- обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с

  целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.

Единое экономическое пространство - пространство, состоящее из территорий стран, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Основными целями формирования Единого экономического пространства являются:27

- эффективное  функционирование общего (внутреннего)  рынка товаров, услуг, капитала и труда;

- создание условий  стабильного развития структурной  перестройки экономики стран-участниц  в интересах повышения жизненного  уровня их населения;

- проведение  согласованной налоговой, денежно-кредитной,  валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики;

- развитие единых  транспортных, энергетических и  информационных систем;

- создание общей  системы мер государственной  поддержки развития приоритетных  отраслей экономики, производственной  и научно-технологической кооперации.

Рисунок 12 – Концепция развития интеграции ЕврАзЭС

 

Страны-участницы согласовывают  основные направления и этапы структурной перестройки экономики государств-участников, обеспечивающие эффективное использование производственного потенциала, формирование благоприятного инвестиционного климата, поддержку высокоэффективных производств, проведение согласованной антимонопольной, налоговой и финансовой политики, а также создание условий для добросовестной конкуренции в рамках Единого экономического пространства.

В рамках сообщества создаются необходимые условия для стабильного экономического развития государств-участников, осуществляется согласованная государственная поддержка приоритетных отраслей и производств, эффективная конверсию и реформирование предприятий оборонного комплекса.

Государства-участники  будут стремиться предоставлять  друг другу на взаимной основе национальный режим доступа на рынок услуг. Стороны постепенно устраняют имеющиеся ограничения доступа на национальные рынки услуг в рамках Единого экономического пространства для юридических и физических лиц государств-участников.

Стороны обеспечат свободное передвижение граждан государств-участников внутри Единого экономического пространства, что предполагает отмену любой дискриминации в отношении граждан Сторон и создание унифицированного правового режима в части трудоустройства, вознаграждения, других условий труда и занятости.

Стороны продолжат последовательную либерализацию валютной политики в части отмены ограничений на использование валюты других государств по текущим операциям, введения единого обменного курса национальной валюты по текущим операциям платежного баланса, допуска банков-нерезидентов на внутренние валютные рынки, отмены ограничений на ввоз и вывоз национальной валюты уполномоченными банками.

Интересным является тот факт, что договорно-правовые акты, предписываемые к принятию, были органичным образом сгруппированы по сферам, условно поименованных «свободами», по аналогии со свободами, закрепленными в учредительных документах Европейского Союза.

Таких свобод в Решении Межгоссовета выделяется три.

Прежде всего, в рамках первой «свободы движения услуг» предусмотрено принятие государствами  – членами ЕврАзЭС Проектов Соглашений о торговле услугами; о сотрудничестве в сфере аттестации и аккредитации образовательных организаций; о порядке организации, управления, функционирования и развития общего нефтегазового рынка Беларуси, России и Казахстана.

В рамках второй «свободы движения капитала» намечено принятие актов, направленных на либерализацию  движения капиталов государств, входящих в Сообщество, а также предусматривающих механизм защиты прав инвесторов при осуществлении инвестирования. К ним относятся Проекты Соглашений об основах инвестиционной деятельности, а также об основополагающих принципах валютной политики по регулированию и контролю операций, связанных с движением капитала. Кроме того, необходимо разработать и принять Проект Соглашения о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала, а также Проект Протокола о создании общего страхового рынка.

И, наконец, третья свобода посвящена беспрепятственному «передвижению рабочей силы». С  этой целью предусмотрена выработка  сторонами Проекта Соглашения о  правовом статусе трудящихся-мигрантов  и членов их семей, а также Проекта Соглашения о сотрудничестве по противодействию нелегальной миграции.

В Решении, помимо всего прочего, предусмотрено принятие документов, посвященных  согласованной экономической политике государств – членов Сообщества. В основном это акты, касающиеся проведения общей конкурентной политики, а также установления единых правил регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

Данное явление  говорит не просто о тенденции  к построению «полюса экономической  силы», готового наравне конкурировать  с центрами региональной интеграции развивающихся стран.

Очевидно, что  евразийская интеграция как правовое явление означает создание «специального» – внутриинтеграционного – правового  режима для движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. Этот замкнутый режим не подпадает под действие механизма принципа наибольшего благоприятствования, если сторонами не согласовано иное.28

 

3.3. Направление  совершенствования мер таможенно-тарифного  регулирования в рамках функционирования  таможенного союза

 

 

 

Для эффективной реализации инструментов таможенно-тарифного регулирования необходимо улучшить качество таможенного администрирования за счет осуществления таможенного контроля на основе системы анализа и управления рисками, внедрения предварительного информирования, широкого распространения переноса осуществления контроля на этап после выпуска товаров на основе метода минимальной достаточности.

Так же необходимо разработать  методику сопоставления данных внешнеторговой статистики России и ее торговых партнеров в целях выявления объемов и номенклатуры товаров, ввезенных в Россию с нарушениями установленных правил. 29

Упрощение технологии таможенного оформления для производителей, использующих иностранные сырье и материалы, позволит сократить издержки на логистику и хранение товаров.

Следующими  направлением совершенствования мер  таможенно-тарифного регулирования  в рамках функционирования таможенного  союза являются:

- упрощение  системы учета товаров, используемых для промышленной сборки и переработки, и операций с ними для таможенных целей на основе использования сведений, содержащихся в бухгалтерском учете или обычном коммерческом учете предприятий;

- упрощение  системы таможенного оформления и контроля в отношении запасных частей к воздушным судам, оборудованию, другим товарам, в отношении которых длительное таможенное оформление приводит к неоправданным издержкам в коммерческой деятельности;

Реализация намеченных приоритетов таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе  будет содействовать решению  стратегических задач таможенного союза по переходу российской экономики на инновационный путь развития и обеспечит благоприятные условия для укрепления конкурентных позиций бизнеса в глобальной экономике.

Проект основных направлений  таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов подготовлен Минэкономразвития России. 
Проект документа учитывает положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2020 года и Основных направлений внешнеэкономической политики Российской Федерации на период до 2020 года.30

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование в рамках функционирования таможенного союза