Тема: «Таможенно –
тарифное регулирование внешнеэкономической
деятельности как инструмент обеспечения
экономической безопасности
Введение
- Таможенно – тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
- Таможенный тариф как
инструмент регулирования внешнеэкономической
деятельности
- Таможенно – тарифное регулирование в России
- Система таможенно – тарифного регулирования на современном этапе
- Нормативно – правовая
основа таможенно – тарифного регулирования
- Сравнительный анализ таможенно – тарифного регулирования в Росси до вступления в Таможенный союз
- Принципы формирования таможенно – тарифной политики Российской Федерации в современных условиях
- Совершенствование таможенно – тарифного регулирования
- Значение таможенно – тарифного регулирования как инструмента обеспечения экономической безопасности
- Совершенствование таможенно – тарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
Современная организация
деятельности таможенных органов - это
адекватная реакция на быстрые перемены,
непрерывно меняющиеся технологии и неопределенность
среды.
Чтобы наиболее полно
раскрыть тему, обратимся к основным терминам
курсовой работы.
Таможенно - тарифное
регулирование – совокупность методов
государственного воздействия на внешнеторговую
деятельность, основанных на применении
таможенных пошлин, процедур, правил. Таможенно
- тарифное регулирование является основным
методом регулирования государством сферы
внешней торговли.
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) —
совокупность организационно-экономических,
производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих
функций предприятий, ориентированных
на мировой рынок, с учётом избранной
внешнеэкономической стратегии, форм
и методов работы на зарубежных рынках.
В соответствии с законодательством
РФ под определением внешнеэкономическая
деятельность понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность,
включая производственную кооперацию,
в области международного обмена товарами,
информацией, работами, услугами, результатами
интеллектуальной деятельности (правами
на них).
Как видим, эти два
понятия взаимосвязаны, т.е. государственная
деятельность в сфере внешнеэкономической
торговли должна регулироваться определёнными
методами, факторами, что и создаст экономическую
безопасность государства.
Как показывает мировой
опыт, обеспечение экономической безопасности
- это гарантия независимости страны, условие
стабильности и эффективной жизнедеятельности
общества, достижения успеха. Это объясняется
тем, что экономика представляет собой
одну из жизненно важных сторон деятельности
общества, государства и личности, и, следовательно,
понятие национальной безопасности будет
пустым словом без оценки жизнеспособности
экономики, её прочности при возможных
внешних и внутренних угрозах. Поэтому
обеспечение экономической безопасности
принадлежит к числу важнейших национальных
приоритетов.
В сложившихся условиях
растущего объема внешнеторговых товаропотоков,
таможенная служба России как часть экономической
системы государства, наряду с выполнением
традиционных функций государственного
администрирования внешней торговли,
все активней выступает как самостоятельный
социально-экономический институт, которой
фактически создает либо благоприятные
условия, либо барьеры для осуществления
внешнеторговой деятельности.
Таким образом, исходя
из факторов развития внешней торговли,
сегодня происходит пересмотр устоявшихся
понятий таможенного администрирования
внешней торговли в свете растущих требований
относительно скорости и эффективности
совершения таможенного оформления в
целях содействия торговле.
Все изложенное выше
подтверждает актуальность выбранной
темы курсовой работы работы.
Цель курсовой работы
состоит в том, чтобы раскрыть содержание
механизма применения таможенного тарифа
в качестве инструмента государственного
регулирования внешнеторговой сферы экономики
страны. Для достижения этой цели необходимо
решить следующие конкретные задачи:
- раскрыть роль
и основные методы государственного
регулирования внешнеэкономической
деятельности;
- изучить сущность
таможенно-тарифного регулирования
и его основные методы;
- обосновать правовую
и экономическую природу таможенных
пошлин и их виды;
- проанализировать
элементы современного таможенно-тарифного
механизма России;
- раскрыть роль
фискальной и регулирующей функции
таможенно-тарифного механизма в
нашей стране в условиях Таможенного
союза;
- выявить современные
тенденции развития таможенного
тарифа России.
Объектом исследования
является процесс таможенно-тарифного
регулирования внешнеторговой деятельности.
Предметом исследования служат общественные
отношения, возникающие при таможенном
регулировании в системе государственного
управления внешнеэкономической деятельностью.
Представленная курсовая
работа состоит из введения, трех глав,
заключения и списка использованной литературы.
- Таможенно – тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
- . Таможенный тариф как
инструмент регулирования внешнеэкономической
деятельности
В рыночной экономике государство
осуществляет регулирование внешнеэкономической
деятельности в целях обеспечения безопасности
страны и защиты общенациональных интересов.
Деятельность государственных органов
по регулированию внешнеэкономической
деятельности осуществляется практически
во всех странах мира, но ее масштабы, формы
и методы, конкретные цели и задачи определяются
каждой страной, исходя из ее масштабов,
положения в современном мире, внешней
и внутренней политики государства.
Классическим инструментом
регулирования внешней торговли является
таможенный тариф, который по характеру
своего действия относится к экономическим
регуляторам внешней торговли.
Таможенный тариф в зависимости
от контекста может определяться как:
а) инструмент торговой политики
и государственного регулирования внутреннего
рынка страны при его взаимодействии с
мировым рынком;
б) свод ставок таможенных пошлин,
применяемых к товарам, перемещаемым через
таможенную границу, систематизированный
в соответствии с товарной номенклатурой
ВЭД;
г) конкретная ставка таможенной
пошлины, подлежащей уплате при вывозе
или ввозе определенного товара на таможенную
территорию страны. В этом случае понятие
таможенного тарифа полностью совпадает
с понятием таможенной пошлины.
Обычно таможенный тариф применяется
на национальном уровне, но в тех случаях,
когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую
группировку и создают свой таможенный
союз, таможенный тариф становится общим
инструментом внешнеторгового регулирования,
единым для всех стран-участниц в их торговых
отношениях с третьими странами. Примером
таможенного союза, объединившего все
участвующие страны в единую таможенную
территорию с единым таможенным тарифом,
является Европейское экономическое сообщество.
Таможенные тарифы строятся
на основе товарных классификаторов, содержащих
перечень товаров, распределяемых по соответствующей
схеме. В настоящее время наиболее распространенным
классификатором товаров, обращающихся
в международной торговле, является Гармонизационная
система описания и кодирования товаров.
Наряду с ней используется Брюссельская
таможенная номенклатура и Стандартная
международная торговая классификация
ООН.
Обычно таможенные тарифы имеют
несколько колонок ставок обложения: колонку
максимальных пошлин, колонку минимальных
пошлин и колонку преференциальных пошлин.
Максимальные пошлины действуют в отношении
товаров тех стран, с которыми нет торговых
договоров и соглашений. Минимальные пошлины
действуют в отношении
товаров тех стран, с которыми действуют
торговые договоры или соглашения, предусматривающие
взаимное предоставление режима наибольшего
благоприятствования. Таможенные тарифы
многих стран содержат также колонку преференциальных
пошлин, которыми облагается импорт товаров
из развивающихся стран. Преференциальные
пошлины промышленно развитых стран для
товаров развивающихся государств входят
в образованную в рамках ООН общую систему
преференций.
Таможенно-тарифное
регулирование основано на применении
импортного и экспортного тарифа.
Импортный таможенный
тариф (систематизированный перечень
товаров, облагаемых при ввозе таможенными
пошлинами) – основной инструмент таможенно-тарифного
регулирования внешнеторговой деятельности.
Содержание импортного тарифа – это его
товарный перечень (номенклатура), методы
определения таможенной стоимости ввозимых
товаров и взимание пошлин, правила определения
страны происхождения товара, пределы
полномочий органов исполнительной власти.
Экспортный таможенный
тариф представляет собой инструмент
регулирования экспорта. Его применяют
отдельные страны, обладающие исключительными
природными ресурсами и достаточно устойчивыми
позициями на мировых рынках. Экспортные
пошлины в ряде случаев способны повышать
экспортные цены без ущерба для размера
вывоза и служить источником получения
государством дополнительных валютных
поступлений. Однако применение экспортных
пошлин к тем или иным экспортным товарам
может осуществляться государством не
только в целях получения дополнительных
доходов в инвалюте, но и как средство
ограничения вывоза определенных групп
товаров, что в настоящее время характерно
практически для большинства бывших субъектов
бывшего СССР.
Использование таможенного
тарифа в целях регулирования внешней
торговли используется на основе применения
целого комплекса средств. Основным из
них являются ставки пошлин, которые приводят
к удорожанию товара и тем самым делают
его менее конкурентоспособным. Соответственно
это влечет за собой уменьшение их ввоза
или вывоза. Применяемые ставки экспортных
и импортных таможенных пошлин утверждаются
постановлениями правительства РФ с учетом
конкретных сложившихся внутренних и
местных условий.
К другим средствам
регулирования внешнеторговой деятельности
на основе таможенного тарифа можно отнести
следующие: разный уровень пошлин, применяемый
в отношении отдельных групп стран (или
в определенное время года); лишение тарифных
льгот и штрафы за несоблюдение предпринимателями
таможенного законодательства. Что касается
метода оценки таможенной стоимости товара,
от которого зависит размер пошлины, и
правил определения страны происхождения
товара (в целях получения тарифных преференций),
то по методике всемирной торговой организации
они относятся к нетарифным методам (так
называемая вторая группа – административные
импортные формальности) регулирования,
хотя по нашему законодательству включаются
в группу методов тарифного регулирования.
Изменения в тарифы вносятся как по инициативе
официальных учреждений, действующих
внутри государств, так и на основе многочисленных
предложений, вносимых различными странами
в процессе переговоров, проводимых на
двусторонней и многосторонней основах
по вопросам уровня и методологии взимания
пошлин.
В современных условиях
при определении уровня таможенно - тарифного
обложения в целом и разработке предложений
по установлению конкретных размеров
ставок таможенных платежей приоритетной
и основной задачей должно являться: защита
отечественного рынка и создание возможностей
для развития национального производства.
- Таможенно – тарифное регулирование в России
Таможенное регулирование
в Российской Федерации в соответствии
с таможенным законодательством Таможенного
союза и законодательством Российской
Федерации заключается в установлении
порядка и правил регулирования таможенного
дела в Российской Федерации. Таможенное
дело в Российской Федерации представляет
собой совокупность средств и методов
обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного
регулирования, а также запретов и ограничений
при ввозе товаров в Российскую Федерацию
и вывозе товаров из Российской Федерации.
В государственном
регулировании внешней торговли России
используются все общепринятые в мировой
практике методы и инструменты таможенно-тарифного
регулирования. Основным элементом механизма
тарифного регулирования служит таможенный
тариф, который представляет собой систематизированный
перечень ставок, определяющих размер
платы по импортным и экспортным товарам,
т.е. таможенные пошлины.
Современные тарифы
унифицированы на базе Гармонизированной
системы описания и кодирования товаров,
что облегчает пользование тарифами на
разных языках и сопоставление ставок
пошлин на одинаковые товары. Тариф, используемый
на территории Российской Федерации, являет
собой образец договорного, или конвенционного,
тарифа, так как он устанавливается по
взаимному соглашению государств.
Функциями таможенного
тарифа являются:
1. Протекционизм - защита
отечественных товаров от иностранной
конкуренции.
2. Фискальная - пополнение
госбюджета.
Особое значение имеет
фискальная функция, поскольку таможенные
пошлины в России составляют одну из важнейших
статей доходной части федерального бюджета.
Фискальная функция
таможенного тарифа является наиболее
актуальной для России, и если в развитых
странах доходы от таможенных платежей
составляют небольшую долю поступлений
в государственный бюджет (например, в
США – не более 1,5%), то в российском бюджете
– до 40–50% его доходной части. В соответствии
с требованиями развития мирового хозяйства
и ВТО назрела необходимость снижения
средней ставки таможенного тарифа, поэтому
необходимы поиски новых подходов к исследованию
таможенно-тарифных отношений, переориентации
таможенного тарифа с выполнения фискальной
функции на регулирующую, а в определенной
степени и протекционистскую, поскольку
она выполняет роль защиты национального
производителя.