Таможенно – тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент обеспечения экономической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 10:28, курсовая работа

Краткое описание

Современная организация деятельности таможенных органов - это адекватная реакция на быстрые перемены, непрерывно меняющиеся технологии и неопределенность среды.
Чтобы наиболее полно раскрыть тему, обратимся к основным терминам курсовой работы.
Таможенно - тарифное регулирование – совокупность методов государственного воздействия на внешнеторговую деятельность, основанных на применении таможенных пошлин, процедур, правил. Таможенно - тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли.
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) — совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций предприятий, ориентированных на мировой рынок, с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на зарубежных рынках.

Содержание

Введение
Таможенно – тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности
Таможенно – тарифное регулирование в России
Система таможенно – тарифного регулирования на современном этапе
Нормативно – правовая основа таможенно – тарифного регулирования
Сравнительный анализ таможенно – тарифного регулирования в Росси до вступления в Таможенный союз
Принципы формирования таможенно – тарифной политики Российской Федерации в современных условиях
Совершенствование таможенно – тарифного регулирования
Значение таможенно – тарифного регулирования как инструмента обеспечения экономической безопасности
Совершенствование таможенно – тарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач 4 - ТТР.docx

— 60.26 Кб (Скачать файл)

Одним из основных элементов проводимой в стране экономической реформы, предусматривающей переход от организационно-административных методов управления к экономическим, является изменение роли государственного регулирования внешней торговли. При этом эффективно действующий механизм тарифного регулирования представляет неотъемлемое условие для проведения Россией активной и целостной таможенной политики, а также для решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности страны, защите ее экономических интересов.

Являясь одним из базовых институтов экономики, таможенная служба участвует в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляет фискальную функцию, регулярно пополняет государственный бюджет и таким образом способствует решению экономических проблем. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств в доходную часть бюджета.

Следует отметить, что понятие экономической безопасности страны включает в себя не только поддержание на достаточном уровне социально-политической и военной стабильности государства, но и, прежде всего, развитие экономики с включением её в процессы глобализации, проходящие сегодня в мировом сообществе.

Нашим законодательством не допускается заключение международных договоров, способных нанести ущерб национальной безопасности или ведущих к утрате государственной независимости. В укреплении экономической безопасности России принимают участие практически все органы государственной власти, это одна из их конституционных функций. Среди них важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе – одному из важнейших элементов рыночной инфраструктуры.

Борьба с контрабандой, незаконными валютными операциями, нарушениями таможенных правил, осуществление мер государственного регулирования по защите экономических интересов государства входят в компетенцию таможенных органов. Главная функция таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства состоит в таком воздействии на всех участников общественных отношений, которое побуждает их соблюдать установленные таможенно-правовые нормы.

На таможенные службы возлагается ответственность по обеспечению экономического суверенитета, реализацию принципов таможенного дела, соблюдение международных норм.

В настоящее время сформировалась правовая основа деятельности таможенной службы, выработан механизм реализации внешнеэкономической деятельности, осуществляется интегрирация России в мировое хозяйство, участие в развитии международной производственной кооперации. На таможенные органы возложено выполнение ряд задач, основные из которых направлены на защиту экономической безопасности государства: борьба с правонарушениями в сфере таможенного дела в соответствии с законодательством России; осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции; обеспечение соблюдения мер тарифного регулирования, установленных в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Средства и методы, которыми таможенные органы обеспечивают экономическую безопасность и защиту экономических интересов государства, можно разделить на две группы: средства правового регулирования и методы правоохранительной деятельности. В данном случае таможенные органы используют правовое принуждение, санкции, меры защиты, пользуясь властными полномочиями, позволяющими пресекать попытки нарушения законности. Эта группа составляет основу правоохранительной деятельности таможенных органов. Средства и методы экономического регулирования внешнеторговых отношений. К ним относится: тарифное регулирование (таможенные платежи, сборы, налоги, методы определения таможенной стоимости, валютный контроль, методы определения страны происхождения товаров и др.) и нетарифное регулирование (эмбарго, запрещение ввоза или вывоза товаров, установление ограничений на ввоз и вывоз товаров: лицензии, квоты, сертификация и другие ограничения).

Таким образом, тарифно - таможенное регулирование, применяемое таможенными органами с целью обеспечения экономической безопасности, включает в себя целый комплекс правовых, экономических, организационных и иных мероприятий и программ, применяемых с целью обеспечить защиту экономических интересов государства, оптимизировать процессы развития и обеспечения эффективности торгово-экономических отношений, стимулировать развитие отечественной экономики и оградить эту экономику от проникновения извне разрушающих ее деструктивных элементов.

Таможенная политика является частью стратегии развития страны, цель которой заключается в защите отечественного рынка, импортозамещении, стимулировании структурной перестройки национальной экономики, организации эффективного таможенного администрирования, обеспечивающего максимальный сбор налогов. Необходимость дальнейшего совершенствования таможенной службы обусловлена высокими требованиями, предъявляемыми к качеству и эффективности деятельности этих органов, ее соответствию международной практике осуществления деловых и торговых операций. Необходимость улучшения работы этой важной для государства структуры также вызвана вхождением в Таможенный союз, согласно которому внедряются новые стандарты, выдвигаются новые требования к участникам внешнеэкономической деятельности.

Внешнеэкономическая деятельность в России связана с производством и реализацией продукции и товаров, необходимых потребителю. Вместе с тем, участники ВЭД стремятся снизить сопутствующие расходы не только с целью скорой реализации, но и получением максимальной нормы прибыли, а иногда и сверхприбыли.

В связи с этим для таможенных органов остро встает проблема правильности определения и контроля таможенной стоимости товара, которая неразрывно связана с вопросами ценообразования на новые и традиционные виды товаров. Этот вопрос требует комплексного изучения рынка.

 

    1. Совершенствование таможенно – тарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности

Эволюция российского таможенного тарифа на протяжении последних лет состоит в снижении среднего уровня ставок. Если в 2001 г. среднее значение российского тарифа составляло 14,1%, то в 2002 г. это значение уменьшилось до 12%, а в 2008 г. оно составляло 10,96%. Однако снижение среднего уровня тарифа еще не дает правильного представления о том, действительно ли произошло уменьшение реальной протекционистской защиты внутреннего рынка страны. Для этого необходимо выяснить, в какой мере произошло снижение пошлин в российском таможенном тарифе, активно воздействующих на торговлю, насколько это снижение затронуло систему тарифного протекционизма страны и не происходило ли это снижение за счет сокращения таких ставок, которые потеряли свое значение.

В Российской Федерации в 2001 г. ставки таможенного тарифа свыше 10% составляли более 46% от общего количества ставок. В 2008 г. их количество уменьшилось до 38,9%. Основной ставкой российского таможенного тарифа в 2008 г. была ставка 5%, которая составляла 41,3% от общего количества ставок. Вторая по частоте встречаемости (23,4%) – ставка тарифа 15% и третья – ставка тарифа 10%, которая встречается в 19,5% случаев. Сравнение тарифов 2001 г. и 2008 г. показывает, что происходит их «стягивание» в зону 5–15% за счет уменьшения ставок 20–30%.

Основное различие современного российского тарифа и тарифа стран ЕС заключается в том, что в тарифе стран ЕС смешанные ставки занимают 15%, а в России только 0,1%; в тарифе стран ЕС отсутствуют комбинированные ставки, а в российском тарифе их доля составляет 12,2%; в тарифе стран ЕС специфические ставки составляют 5%, а в российском тарифе – 2,9%; в товарных группах тарифа ЕС могут встречаться как смешанные, так и специфические ставки по отдельным позициям.

Присоединение России к ВТО влечет за собой определенные обязательства в области таможенно-тарифного регулирования, которые связаны в том числе со снижением средней ставки импортного таможенного тарифа.

Если обязательства по переговорам механически отнести к моменту вступления России в ВТО, то через несколько лет средняя ставка российского таможенного тарифа должна снизиться до 6–8%, что нежелательно для России, для которой очень важной остается фискальная направленность таможенно-тарифного регулирования.

Конкретные предложения по совершенствованию национального таможенно-тарифного регулирования, которое в настоящее время выполняет преимущественно фискальные функции, а таможенный тариф выступает, по сути, дополнительным налогом на потребителей и промышленность, заключаются в следующем:

1. Подчинить структуру  и ставки таможенного тарифа  РФ целям и задачам разработанной  Концепции социально-экономического  развития страны до 2020 г. и формируемой  на ее основе национальной  промышленной политики. Речь, прежде  всего, идет о более тщательном  учете состояния и специфики отдельных отраслей и производств, по отношению к которым таможенно-тарифное регулирование может в различной степени и комбинации выполнять протекционистские, структурные, стимулирующие или фискальные функции. Положение конкретных отраслей и производств на внутреннем рынке страны определяется, главным образом, уровнем их конкурентоспособности

2. Сделать акцент  на использовании импортного  таможенного тарифа как инструмента  разумной защиты уязвимых для  импорта сегментов внутреннего  рынка, повышения конкурентоспособности  российских товаропроизводителей, в том числе придать большую  гибкость и адресность таможенному  тарифу путем выделения новых  товарных подпозиций на уровне национальных знаков товарной номенклатуры для идентификации наиболее чувствительных к импорту товаров, дифференциации уровней ставок пошлин вплоть до их дробления в зависимости от экономической целесообразности, широкого применения сезонных и временных пошлин, тарифных квот, иных специальных тарифных мер.

3. С целью стимулирования  производственно-технологической кооперации  российских и иностранных компаний  и переноса обрабатывающих производств  на территорию РФ ("импорт производств  вместо импорта товаров") более  последовательно проводить в  жизнь принцип эскалации таможенного  тарифа, снизив уровень обложения  импортных материалов, комплектующих  изделий и компонентов, используемых  для выпуска готовых изделий  в РФ (хотя здесь возможны и  исключения, требующие, например, сохранения  высокого уровня пошлин на  материалы и комплектующие для  создания благоприятных условий  для развития соответствующих  отечественных производств), а также  более активно применять специальные таможенные режимы (переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления).

4. Упорядочить действующие  системы тарифных преференций  и тарифных льгот для повышения  эффективности регулирующей функции  таможенного тарифа, в том числе  пересмотреть существующие преференции  в пользу развивающихся стран, соотнеся круг получателей преференций  и их размер с уровнем экономического  развития этих государств, а также  проводимой политикой в отношении  нашей страны.

5. Улучшить качество  таможенного администрирования, прежде  всего, за счет осуществления  более полного таможенного контроля  ввозимых товаров, упрощения технологии  таможенного оформления, приведения  процедур пропуска грузов через  границу в соответствие с унифицированными  международными нормами. Исключительно  важным моментом является ускорение  перехода на электронное декларирование  и электронный документооборот  при таможенном оформлении, что  позволит снизить издержки этого  процесса и сократить время  прохождения товаров, особенно транзитных, через таможни.

 

 

Заключение

Таможенно-тарифное регулирование призвано всемирно содействовать целям и задачам внешнеэкономической деятельности, а также обеспечению безопасности страны и защите общенациональных интересов. Методы таможенно-тарифного регулирования в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и поэтому играют главную роль в регулирование ВЭД в современных условиях.

Несмотря на положительные сдвиги последних лет, система таможенного администрирования в России нуждается в существенном улучшении. Таможенные процедуры по-прежнему сильно забюрокрачены, издержки и сроки таможенного оформления чрезмерно велики, что затрудняет товарообмен, особенно кооперационные поставки, и искажает экономическую эффективность внешнеторговых операций.

Сегодня назрела потребность в изменении целей и приоритетов таможенно-тарифной политики. Если в 90-е годы Россия с помощью импортного тарифа пыталась оградить собственный рынок от иностранной конкуренции и решить бюджетные проблемы, то на этапе перехода к инновационной экономике таможенно-тарифное регулирование призвано стимулировать и поддерживать хозяйственный подъем, структурную перестройку и модернизацию отечественной экономики, укреплять конкурентные позиции российских компаний на внутреннем и внешнем рынках. Наибольший положительный эффект тарифные меры могут дать, будучи составной частью общей стратегии динамичного и устойчивого экономического развития, нацеленной на повышение национальной конкурентоспособности.

На современном этапе экономического развития России основными задачами таможенно-тарифного регулирования должны стать:

• содействие модернизации экономики за счет облегчения доступа российских компаний к передовой зарубежной технике и технологии;

• стимулирование конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынках производств, на этой основе осуществление диверсификации структуры народного хозяйства и формирование обновленной внешнеторговой специализации страны для более эффективного ее включения в мировое хозяйство. В качестве основных объектов покровительственной политики следует рассматривать новые, высокотехнологичные производства, а также отрасли, обладающие экспортным потенциалом;

Информация о работе Таможенно – тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент обеспечения экономической безопасности