Таможенно – тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент обеспечения экономической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 10:28, курсовая работа

Краткое описание

Современная организация деятельности таможенных органов - это адекватная реакция на быстрые перемены, непрерывно меняющиеся технологии и неопределенность среды.
Чтобы наиболее полно раскрыть тему, обратимся к основным терминам курсовой работы.
Таможенно - тарифное регулирование – совокупность методов государственного воздействия на внешнеторговую деятельность, основанных на применении таможенных пошлин, процедур, правил. Таможенно - тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли.
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) — совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций предприятий, ориентированных на мировой рынок, с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на зарубежных рынках.

Содержание

Введение
Таможенно – тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности
Таможенно – тарифное регулирование в России
Система таможенно – тарифного регулирования на современном этапе
Нормативно – правовая основа таможенно – тарифного регулирования
Сравнительный анализ таможенно – тарифного регулирования в Росси до вступления в Таможенный союз
Принципы формирования таможенно – тарифной политики Российской Федерации в современных условиях
Совершенствование таможенно – тарифного регулирования
Значение таможенно – тарифного регулирования как инструмента обеспечения экономической безопасности
Совершенствование таможенно – тарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач 4 - ТТР.docx

— 60.26 Кб (Скачать файл)

В целом для России фискальная функция таможенных пошлин играет огромную роль. В 2007 г. объем поступлений от взимания таможенных пошлин (ввозных и вывозных) составил почти 30% общей суммы доходов федерального бюджета. Этот показатель не имеет аналогов в зарубежной практике, за исключением 4-5 беднейших или карликовых африканских государств.

Отличительной чертой таможенно-тарифного регулирования в РФ является частое изменение ввозных и вывозных таможенных пошлин. В 2007 г., например, были изменены ставки импортных пошлин по 1570 тарифным позициям. С одной стороны, изменения позволяют учитывать сдвиги в структуре товарных потоков, решать задачи развития национальной экономики, но с другой – создают неопределенность и риски для отечественных и зарубежных предпринимателей.

Несмотря на положительные сдвиги последних лет, система таможенного контроля в РФ нуждается в существенном улучшении. Сохраняется проблема "серого", или недостоверно декларируемого импорта (искажение номенклатуры товаров, занижение таможенной стоимости), что особенно характерно при ввозе товаров народного потребления. Из-за незаконного ввоза потери несет федеральный бюджет, ухудшается внутренняя конкурентная среда, поскольку недобросовестные импортеры получают неоправданные ценовые преимущества, стимулируется коррупция, увеличиваются расходы потребителей.

Вступление России в Таможенный союз-это большой шаг к решению многих таможенно-тарифных проблем в России. Происходит принятие важных соглашений, в первую очередь к ним относятся соглашения, подписанные 25 января 2008 г.: "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе", "О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран", "О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам" и др. Некоторые положения, регулирующие указанные вопросы, содержатся также в Протоколе "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе", подписанном 11 декабря 2009 г.

Таможенный союз является особой формой международного сотрудничества. Его основные цели - формирование единого экономического пространства стран-участниц, упрощение и унификация таможенных процедур и др. Однако их достижение требует длительной совместной работы органов государственной власти, международных организаций, некоммерческих организаций и представителей бизнеса. Формирование таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана рассчитано на длительный период. В течение этого срока будут поэтапно проводиться мероприятия, направленные на достижение целей Таможенного союза, в частности, запланировано принятие ряда соглашений по вопросам взаимодействия органов государственной власти, валютного регулирования, регулирования взаимоотношений коммерческих субъектов и др.

Если товар экспортируется за пределы таможенной территории Таможенного союза, к нему применяются ставки вывозных пошлин страны, в которой он был произведен. Взимание пошлин по соответствующим ставкам обеспечивается таможенными органами страны, с территории которой осуществляется фактический вывоз товаров (ст. 3 Соглашения "О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран").

Таким образом, осуществление таможенного контроля, взимание таможенных платежей, обеспечение соблюдения таможенного законодательства должно будет полностью осуществляться на внешней границе Таможенного союза.

Особый интерес вызывает налоговое регулирование коммерческих операций между налогоплательщиками стран-участниц.

В Таможенном союзе устанавливается единое таможенно-правовое регулирование и дифференцирование мер таможенно-тарифного регулирования. Реализация указанных мер возлагается на таможенные органы. В отношении налогового регулирования предусмотрена возможность каждой из стран устанавливать собственные ставки косвенных налогов, однако соблюдение налогового законодательства обеспечивается налоговыми и иными органами государственной власти стран - участниц Таможенного союза. В связи со сказанным, видимо, в будущем будет совершенствоваться союзное и национальное законодательство, регулирующее взаимодействие органов государственной власти стран-участниц, а также гармонизация их национального законодательства (в первую очередь налогового).

    1. Принципы формирования таможенно – тарифной политики Российской Федерации в современных условиях

В современной экономике весьма активными темпами идет процесс по образованию глобальных рынков, включающих в себя экономическое взаимодействие большого количества стран с различным уровнем развития экономической инфраструктуры и экономического потенциала. В связи с этим стали наблюдаться такие явления, как глобализация и интернационализация международной торговли и чрезвычайно сильная зависимость экономики каждой отдельно взятой страны от внешних факторов.

На сегодняшний день процесс глобализации становится ведущей тенденцией в развитии современной мировой экономики, так как затрагивает все страны независимо от уровня их экономического развития.

Расширение внешней торговли, несмотря на воздействие финансового кризиса 2008-2009гг., можно увидеть и при анализе статистических показателей, так внешнеторговый оборот России по методологии платежного баланса в июне 2011г. составил (в фактически действовавших ценах) 72,3 млрд.долларов США (2024,2 млрд.рублей), в том числе экспорт - 44,9 млрд.долларов (1255,2 млрд.рублей), импорт - 27,5 млрд. долларов (769,0 млрд.рублей). Сальдо торгового баланса в июне 2011г. сложилось положительное - 17,4 млрд.долларов (в июне 2010г. - положительное, 12,8 млрд.долларов).

Внешнеторговый оборот, по данным ФТС России, в июне 2011г. составил 70,4 млрд.долларов США. Экспорт составил 44,2 млрд.долларов, в том числе в страны дальнего зарубежья - 37,6 млрд.долларов, в государства-участники СНГ - 6,6 млрд.долларов. Импорт составил 26,2 млрд.долларов, в том числе из стран дальнего зарубежья - 22,1 млрд.долларов, из государств-участников СНГ - 4,0 млрд.долларов. [3]

В первом полугодии 2011г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 397,1 млрд.долларов США (135,1% к I полугодию 2010г.), в том числе экспорт - 249,8 млрд.долларов (131,5%), импорт - 147,3 млрд.долларов (141,8%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, 102,5 млрд.долларов США (в I полугодии 2010г. - 86,1 млрд.долларов). Динамику развития экспортно-импортных операций можно увидеть на рисунке 1.

В России на сегодняшний день остро стоят проблемы совершенствования таможенного регулирования внешней торговли вызванное, прежде всего, развитием внешнеторговых отношений и образованием экономических интеграционных объединений в рамках расширения международной торговли и как следствие - вступление в ведущие международные экономические организации, такие как Таможенный союз или Всемирная торговая организация (далее ВТО). Кроме того, о растущей интеграции России в международную торговлю свидетельствует все большее распространение транснациональных корпораций и банков, формирование и рост которых стали прямым следствием процессов концентрации капитала и производства, кооперации и специализации Российской Федерации.

Институциональную роль в углублении интеграционных внешнеторговых процессов играет воздействие на них международных экономических организаций таких, как: Международный валютный Фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Всемирная торговая организация (ВТО) и другие.

В рамках Таможенного союза произошла разработка и согласование Единого таможенного тарифа, системы мер нетарифного регулирования, принципов и правил таможенного администрирования, осуществления контроля на внешней границе, формирования единого торгового режима с третьими странами, создание нового таможенного законодательства стран-участниц, а также частичная корректировка смежных нормативных актов регулирующих таможенную деятельность.

Членство в ВТО даст России массу преимуществ таких, как:

1. свободный доступ на  мировой рынок с предоставлением  РНБ (режима наибольшего благоприятствования);

2. отсутствие нетарифных  барьеров;

3. многосторонний механизм  разрешения споров с возможностью  защиты своих интересов в ходе  многосторонних торговых переговоров;

4. отсутствие дискриминации  с равным режимом для торговых  партнеров.

Существуют также определенные негативные последствия интеграции России в мировое хозяйство:

1. Зависимость от внешних  факторов как следствие стихийной  и непродуманной открытости отечественно  рынка, непосредственно связанной  с глобализацией мировой экономики.

2. Топливно-сырьевая ориентация  российской экономики. В настоящее  время за счет продажи минерально-сырьевой  продукции Россия получает 70% всех  валютных поступлений.

3. Недопустимая экспортно-импортная  товарная структура. Например, в  экспорте наблюдается преобладание  минерально-сырьевой продукции, а  в импортных поставках – продовольствия  и предметов потребления.

4. Ухудшение состояния  сырьевой базы промышленности  и энергетики.

5. Усиление отставания  темпов внешнеторгового обмена  России от мировых показателей (удельный вес России в международной  торговле сократился с 2.5% в 1990 г. до 1% в настоящее время).

6. Снижение инновационной  активности и научно-технического  потенциала.

7. Почти тотальная на  сегодня неконкурентоспособность  отечественной продукции на внутреннем  российском рынке.

8. Создание условий для  формирования и развития теневой  экономики, криминализации внешнеэкономических  отношений. Это происходит в основном  из-за разницы между внутренними  и международными ценами на  сырую нефть, природный газ, металлы.

В аспекте вступления в ВТО и недавнего образования Таможенного союза ЕврАзЭС, перед Россией встает необходимость создания или реформирования единой системы таможенного регулирования и совершенствования таможенной политики РФ.

Должна быть создана отлаженная и надежная система государственного воздействия на экономику, позволяющая осуществлять с наименьшими потерями регулирование важнейших экономических преобразований, а также способная взять на себя функции управления и поддержания экономики страны на безопасном уровне. При этом необходимо четко определить границы, критерии или условия государственного вмешательства во внешнеэкономические отношения (в частности, границы разумного таможенно-тарифного регулирования), а также обеспечить развитие эффективных методов таможенно-тарифной политики государства.

Сущность и стратегия экономической безопасности не исчерпываются только проблемами создания гибкой системы государственного регулирования рыночного типа, но и затрагивает реализацию тарифной политики государства для обеспечения сбалансированной протекционистской политики. Стратегия не станет действенным инструментом политики, если не будут конкретизированы задачи безопасности в отдельных областях экономики: в производстве, в научно-технической, социальной и во внешнеэкономической.

Приоритетным направлением в системе таможенного регулирования помимо выполнения фискальной, протекционистской (защитной), балансировочной функций, следует считать его направленность таможенно-тарифной политики на противодействие угрозам экономической безопасности Российской Федерации.

В 2011-2013 годах основные задачи и приоритеты таможенно-тарифной политики были определены задачами дальнейшего преодоления негативных последствий кризиса и содействия выходу экономики страны на траекторию поступательного экономического развития. В этот период таможенное регулирование восстановило свою регулирующую функцию, существенно снизило фискальную составляющую, способствовало созданию конкурентной среды, обеспечивающей максимальную эффективность экономического роста.

В 2015-2025 годах необходимо перейти к корректировке мер таможенной политики с учетом долгосрочных ориентиров экономической и структурной политики. Приоритет мер таможенного регулирования должен отдаваться содействию импорту высокотехнологичного оборудования, использование которого способно повысить конкурентоспособность российской продукции и увеличить экспорт.

Приоритетной задачей в 2015-2025 годах должна стать дальнейшее совершенствование комплексного таможенного механизма поддержки экспорта. На этом этапе станет актуальным создание национального агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. А также перераспределение доходов, получаемых от внешнеторговой деятельности в целях развития национальной экономики в виде создания системы государственных инвестиционных проектов и поддержки экспорта новейших технологий и оборудования. Одновременно с уяснением цели и задач таможенного регулирования необходимо осуществить снижение объема излишнего государственной регламентации внешней торговли и создание единого государственного органа в виде министерства внешней торговли по примеру Финляндии, Франции, Великобритании и других государств.

Реализация намеченных приоритетов таможенной политики в среднесрочной перспективе будет содействовать решению задач социально-экономического развития государства, способствовать переходу российской экономики на инновационный путь развития и обеспечит благоприятные условия для укрепления конкурентных позиций российского бизнеса в глобальной экономике, обеспечения должного уровня экономической безопасности страны.

  1. Совершенствование таможенно – тарифного регулирования
    1. Значение таможенно – тарифного регулирования как инструмента обеспечения экономической безопасности

Информация о работе Таможенно – тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент обеспечения экономической безопасности