Таможенные пошлины и условия их эффективного применения для регулирования ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 00:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – определить сущность и содержание понятия тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности государства.
Задачи, поставленные для достижения цели, можно представить как:
- определить инструменты тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- обозначить основные условия эффективности применения данного инструментария;

Содержание

Введение.......................................................................................................................4
1 Теоретические аспекты формирования тарифной политики и механизма взимания таможенных пошлин..................................................................................5
1.1 Тарифная политика и механизм тарифного регулирования..............................5
1.2 Механизм взимания таможенных пошлин..........................................................9
2 Анализ тарифной политики и механизма взимания таможенных пошлин в Таможенном союзе....................................................................................................15
3 Пути повышения эффективности применения таможенных пошлин для регулирования ВЭД...................................................................................................23
Заключение.................................................................................................................27
Список использованных источников.......................................................................28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Таможенные пошлины и условия их эффективного применения для регулирования ВЭД.docx

— 91.10 Кб (Скачать файл)

министерство образования республики беларусь

уо «белорусский государственный  экономический университет»

 

 

 

 

Кафедра бюджета и финансов во внешнеэкономической деятельности

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

по  дисциплине: Таможенное дело

на  тему: Таможенные пошлины и условия их эффективного применения для регулирования ВЭД

 

 

 

 

 

 

 

Студент

ФФБД, 4-й курс, ДФТ     (подпись)                 У.С. Баландина

     (дата) 

 

 

 

 

 

Руководитель

ассистент        (подпись) (оценка)              В.В. Бобрович

      (дата)

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2011 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая  работа: 31 с., 2 рис., 16 источников, 2 прил.

 

 

ТАРИФНОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ, ПОШЛИНА, СТАВКА ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ, ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ, ЕДИНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ, ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА, ПРЕФЕРЕНЦИЯ, ЛЬГОТЫ.

 

Объект исследования – эффективность таможенных пошлин, структура таможенного тарифа.

Предмет исследования – таможенные пошлины и таможенный тариф, действующие в рамках законодательства Таможенного союза.

Цель работы: определить сущность и содержание понятия тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности государства.

Методы исследования: индуктивный метод, метод сравнительного анализа, метод экономико-математических моделей.

Работа соответствует  предъявляемым стандартам. Содержание полностью раскрывает тематику курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_________________

(подпись  студента)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................................................4

1 Теоретические аспекты формирования тарифной политики и механизма взимания таможенных пошлин..................................................................................5

1.1 Тарифная  политика и механизм тарифного  регулирования..............................5

1.2 Механизм  взимания таможенных пошлин..........................................................9

2 Анализ тарифной  политики и механизма взимания  таможенных пошлин в Таможенном  союзе....................................................................................................15

3 Пути повышения  эффективности применения таможенных  пошлин для регулирования ВЭД...................................................................................................23

Заключение.................................................................................................................27

Список использованных источников.......................................................................28

Приложение  А Структура Единого таможенного тарифа Таможенного союза..30

Приложение  Б Распределение долей ставок таможенных пошлин в Едином таможенном тарифе Таможенного союза...............................................................31 

ВВЕДЕНИЕ

Существование всех без исключения государств невозможно вне сферы международных торговых отношений. Какой бы развитой ни была страна в экономическом плане  либо насколько количественно и  качественно ни была богата она ресурсами, изолированность от остального мира, безусловно, негативно сказалась бы на эффективности ее развития. Международная торговля подразумевает существование огромного количества производителей как внутри страны, так и за ее пределами, что влечет за собой появление борьбы за рынки,  конкуренции. Международная конкуренция вызывает необходимость совершенствования национальных предприятий, увеличения объемов производства, что влечет за собой повышение уровня занятости. Кроме того, для государств, где в силу объективных обстоятельств невозможно производство некоторых товаров, международная торговля является способом удовлетворения имеющегося спроса на таковые.

Очевидно, внешняя торговля является жизненно важной сферой деятельности государства. И как любая сфера она требует оправданного регулирования.

Регулирование внешнеторговых операций – понятие  весьма широкое, включающее не одно направление  контроля государственных органов. Сюда можно включить и таможенно-тарифное регулирование, включающее контроль за соблюдением применения тарифных мер как основных экономических инструментов управления внешней торговлей государства.

Цель данной курсовой  работы – определить сущность и содержание понятия тарифного  регулирования внешнеэкономической  деятельности государства.

Задачи, поставленные для достижения цели, можно представить как:

- определить инструменты тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;

- обозначить  основные условия эффективности  применения данного инструментария;

- для практической  наглядности рассмотреть применение  данных инструментов в рамках  действующего законодательства  Таможенного союза Российской  Федерации, Республики Беларусь  и Республики Казахстан.

При написании  данной работы была использована следующая  литература: учебное пособие «Таможенное  дело» под редакцией Т.В.Сорокиной, законодательные акты Таможенного  союза, а также информация официальных  сайтов Комиссии Таможенного союза  и Всемирной торговой организации.

   

1 Теоретические аспекты формирования тарифной политики и механизма взимания таможенных пошлин

1.1 Тарифная  политика и механизм тарифного  регулирования

Как было сказано  ранее, мировая конкуренция имеет положительное воздействие на производственные процессы. Однако международная практика показывает, что появление более конкурентных товаров на национальном рынке значительно сдерживает внутригосударственное производство. Либо продукция, производимая предприятиями, не обеспечивается достаточным спросом, вследствие чего возникает ситуация, характеризующаяся перепроизводством.

Ввиду воздействия  таких обстоятельств как раз и необходимо вмешательство государства. Прежде всего, это выражается в защите национальных производителей от иностранных конкурентов в целях их поддержки.

Инструментарий  государственных органов в данной сфере весьма разнообразен, но с точки зрения таможенного регулирования основными методами воздействия являются тарифные методы, которые составляют тарифную политику государства в отношении международной торговли. На практике тарифная политика реализуется посредством тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Законодательной основой тарифного регулирования в большинстве стран являются таможенные кодексы и законы о таможенном тарифе. [13, с. 30]

Сущность использования тарифных методов заключается в применении к ввозимым из-за границы и вывозимым с территории государства товарам таможенных пошлин, ставки которых объединены в таможенные тарифы.

Таможенный тариф – систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу государства. Таможенный тариф может служить своеобразным показателем уровня экономического развития государства. Низкие ставки импортных пошлин свойственны тарифам государств с высоким уровнем развития, так как выпускаемая конкурентоспособная продукция позволяет государству не опасаться иностранной конкуренции. Что выражается в установлении низких ставок пошлин. И наоборот, страны с развивающимися экономиками посредством высоких таможенных пошлин поддерживают отечественных производителей и не позволяют иностранным производителям полностью захватить внутренний рынок.

Существует  две классификации таможенных тарифов. В зависимости от направления перемещения товаров выделяют импортный и экспортный тариф.

Экспортный таможенный тариф – инструмент регулирования экспорта. Его применяют в основном развивающиеся страны, обладающие исключительными природными ресурсами. Применение экспортных пошлин повышает цену товара на внешнем рынке и снижает его конкурентоспособность. Поэтому обычно экспортные пошлина применяются к сырьевым товарам и фактически являются инструментом перераспределения в пользу общества части общественного богатства от экспорта сырья. Так же они могут использоваться для ограничения вывоза стратегически важных товаров. В остальных случаях экспортные пошлины как правило не применяются.

Импортный таможенный тариф – свод ставок таможенный пошлин, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию государства и являющийся неотъемлемым условием такого перемещения. Наряду с внутренней налоговой системой он оказывает влияние на размер цен, состояние национальной валюты, формирование оптимальной системы импорта. Применение импортных пошлин повышает цену товара на внутреннем рынке и, следовательно, снижает его конкурентоспособность на внутреннем рынке по сравнению с аналогичными отечественными товарами. Кроме того, часто импортные пошлины являются значительным источником доходов бюджета страны (особенно в странах с низким уровнем экономического развития).

Импортный тариф  выполняет несколько важных функций:

- протекционистская – защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции;

- фискальная – важный источник доходов бюджета страны;

- регулирующая – создание благоприятной структуры импорта за счет ограничения воза нежелательных товаров;

- стимулирующая – ограничение ввоза одних товаров может явиться стимулом для ввоза других или для организации их производства в стране.

Построение  импортного таможенного тарифа основывается на двух основных принципах:

1. принцип эскалации тарифа - повышение ставок таможенных пошлин по мере роста степени обработки продукции. Сырье может ввозиться беспошлинно или по низким ставкам, полуфабрикаты – по средним, а готовая продукция облагается высокими ставками таможенных пошлин.

Использование эскалации тарифа позволяет даже при сравнительно невысоких средних ставках таможенных пошлин надежно защищать внутренние рынки товаров высокой степени переработки.

В конце 90-х  годов прошлого столетия средние  ставки таможенных пошлин на готовые  изделия в ведущих странах-членах ВТО почти в 8 раз превышали  средние ставки таможенных пошлин на ввозимое сырье. [1, с.11]

2. принцип эффективного тарифа - установление низких ставок таможенных пошлин на товары, необходимые для развития высокотехнологичного производства с высокой долей добавленной стоимости.

Результатом применения этих принципов являются так называемые тарифные пики – это таможенные пошлины с максимально высокими значениями ставок. Тарифные пики образуются, прежде всего, за счет комбинированных и специфических пошлин и являются наиболее высокими таможенными барьерами для импорта. Именно с помощью «пиковых» ставок таможенных пошлин у большинства стран-членов ВТО осуществляется эффективная тарифная защита внутреннего рынка. [1, с.11]

Согласно  глоссарию терминов ВТО, для развитых стран ставки таможенных пошлин равные 15% и выше определяются как тарифные пики. [2]

Вторая классификация  отражает способ развития тарифа. Согласно ей тарифы делятся на простые и сложные.

Простой тариф (одноколончатый, одноканальный) устанавливает, что к товарам независимо от страны их происхождения применяются единые ставки таможенных пошлин. Ставка пошлины устанавливается в зависимости от кода товара по ТН ВЭД. В международной торговле для измерения количества товаров используется основная единица измерения - килограмм. Но если какой-то товар принято (удобнее) измерять в иных единицах, то она указывается в графе «Доп. ед. изм.» - дополнительная единица измерения.

Следует отметить, что таможенный тариф содержит перечень возможных единиц измерения.

Развитие  простого тарифа осуществляется за счет детализации номенклатуры товаров  на уровне десятизначного кода ТН ВЭД. Отдельные государства применяют  гораздо более глубокую детализацию  кода товара в таможенном тарифе до уровня 13-17 знаков в зависимости  от обоснованности и экономической  целесообразности такого расширения.

В международной  практике могут применяться и  другие формы таможенного тарифа. Например, ЕС применяет комбинированную  товарную номенклатуру, которая сочетает ТН ВЭД, таможенный тариф, а так же все иные меры государственного регулирования, применяемого к конкретному товару.

Сложный тариф (многоколончатый, многоканальный) предполагает установление двух и более ставок таможенных пошлин по каждой позиции товарной номенклатуры в зависимости от страны происхождения товара (группы стран). В таком тарифе ставки таможенных пошлин изменяются от максимального значения (автономная или генеральная пошлина) к более низким (конвенционная и преференциальная пошлина). Автономная пошлина применяется к товарам из тех стран, с которыми государство-импортер не имеет соглашений, регулирующих торгово-политические или торгово-экономические отношения, в том числе предоставляющих режим наибольшего благоприятствования - РНБ. Конвенционная пошлина применяется к товарам из  стран, которым страна-импортер предоставляет РНБ. Кроме того, сложный тариф может включать в себя преференциальные ставки пошлин, применяемых в отношении отдельных стран в рамках таможенного союза, зоны свободной торговли, уступок в отношении развивающихся и наименее развитых стран. [13, с.31 – 33]

Основываясь на вышесказанном, можно определить, что основными целями таможенного тарифа как главного инструмента тарифного регулирования являются:

- рационализация  товарной структуры ввоза товаров;

- поддержание  рационального соотношения вывоза  и ввоза товаров, валютных доходов  и расходов;

- создание  условий для прогрессивных изменений  в структуре производства и  потребления товаров;

- защита экономики  страны от неблагоприятного воздействия  иностранной конкуренции. [16, с.270]

Информация о работе Таможенные пошлины и условия их эффективного применения для регулирования ВЭД