Таможенные пошлины и условия их эффективного применения для регулирования ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 00:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – определить сущность и содержание понятия тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности государства.
Задачи, поставленные для достижения цели, можно представить как:
- определить инструменты тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- обозначить основные условия эффективности применения данного инструментария;

Содержание

Введение.......................................................................................................................4
1 Теоретические аспекты формирования тарифной политики и механизма взимания таможенных пошлин..................................................................................5
1.1 Тарифная политика и механизм тарифного регулирования..............................5
1.2 Механизм взимания таможенных пошлин..........................................................9
2 Анализ тарифной политики и механизма взимания таможенных пошлин в Таможенном союзе....................................................................................................15
3 Пути повышения эффективности применения таможенных пошлин для регулирования ВЭД...................................................................................................23
Заключение.................................................................................................................27
Список использованных источников.......................................................................28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Таможенные пошлины и условия их эффективного применения для регулирования ВЭД.docx

— 91.10 Кб (Скачать файл)

Сумма, которую плательщик должен оплатить рассчитывается с учетом применяемой  ставки таможенной пошлины для необходимого товара.

В отношении товаров, облагаемых адвалорными  ставками, основой для исчисления таможенных пошлин является таможенная стоимость перемещаемых товаров. Исчисление пошлины производится по формуле (1):

ТП1=ТС×Стадв,      (1)

где      ТП1 – сумма подлежащей уплате таможенной пошлины;

ТС – таможенная стоимость перемещаемых товаров;

Стадв – адвалорная ставка таможенной пошлины.

В отношении товаров, облагаемых специфическими ставками, основой для исчисления таможенных пошлин является фактическое  количество перемещаемого товара. Исчисление пошлины производится по формуле (2):

ТП2=К×Стспец,      (2)

где      ТП2 – сумма подлежащей уплате таможенной пошлины;

К – количество товара в единицах измерения, в которых установлена  ставка пошлины.

В зависимости от требований законодательства в последнюю формулу может  быть добавлен курс валюты, необходимой  для расчетов.

Исчисление суммы таможенной пошлины, рассчитываемой по комбинированной  ставке, было описано выше. Базой для исчисления в зависимости от ситуации может быть как таможенная стоимость товаров, так и их фактическое количество.

Зачисление исчисленных сумм в  счет уплаты таможенных пошлин производится в соответствии с законодательством стран-импортеров. [13, с.56 - 57]

 

 

2 Анализ тарифной политики  и механизма взимания таможенных  пошлин в Таможенном союзе

Тарифная политика государств (групп  государств) осуществляется посредством  применения таможенных пошлин к перемещаемым через границу товарам, направленного  на защиту национальных производителей от иностранной конкуренции. Особенностью здесь является то, что тарифная политика ограничивается применением  только таможенных пошлин. Остальные  же экономические меры относятся  к нетарифным. Главным инструментом тарифной политики является таможенный тариф.

Напомним, что таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин.

На единой таможенной территории Таможенного  союза страны-участницы  применяют  Единый таможенный тариф.

Основными целями Единого таможенного тарифа являются:

1)  рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию государств-участников;

2)  поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории государств-участников;

3)  создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Таможенном союзе;

4)  защита экономики Таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

5)  обеспечение условий для эффективной интеграции Таможенного союза в мировую экономику. [10]

Как указывалось ранее, в зависимости  от классификаций выделяют импортный  и экспортный тарифы, а также простой (одноколончатый) и сложный (многоколончатый, многоканальный). Таможенный тариф Таможенного союза является простым, но только по способу его формирования, в тоже время по своей сути, т.е. по принципам применения, он является сложным. Это связано с тем, что законодательство таможенного союза предполагает различные варианты использования ставки таможенного тарифа в зависимости от страны происхождения товара, а точнее от торгово-политического режима, применяемого в торговых отношениях со страной, из которой происходит товар.

Согласно пункту 1 статьи 3 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании, осуществляемом в Таможенном союзе, в Едином таможенном тарифе применяются следующие виды ставок ввозных таможенных пошлин:

  • адвалорные;
  • специфические;
  • комбинированные.[10]

Расчет сумм, необходимых для  уплаты таможенных пошлин с учетом тех или иных ставок был рассмотрен ранее в первой главе.

Механизм взимания и уплаты данных пошлин идентичен. Остановимся на нем  подробнее.

Плательщиками таможенных пошлин являются декларант  или иные лица, на которых в соответствии с Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза  и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена  обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Кроме того, плательщиками  могут выступать и иные заинтересованные лица.

Согласно статье 75 Таможенного  кодекса Таможенного союза объектом обложения таможенными пошлинами  являются товары, перемещаемые через  таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости  от вида товаров и применяемых  видов ставок является таможенная стоимость  товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной  упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой  товар представляется для розничной  продажи, объем или иная характеристика).

Таможенные пошлины, как правило, исчисляются плательщиками таможенных пошлин самостоятельно. При взыскании  таможенных пошлин исчисление подлежащих уплате сумм таможенных пошлин производится таможенным органом государства - члена  таможенного союза, в котором  подлежат уплате таможенные пошлины. Данное исчисление осуществляется в валюте государства - члена таможенного  союза, таможенному органу которого подана таможенная декларация, за исключением  случаев, предусмотренных международными договорами государств - членов таможенного  союза. [14]

При исчислении сумм существуют некоторые ограничения. Так, например, общая сумма ввозных  таможенных пошлин в отношении иностранных  товаров не может превышать сумму  таможенных пошлин, подлежащих уплате, в случае если бы иностранные товары были выпущены для внутреннего потребления, без учета льгот по уплате таможенных платежей, пеней и процентов, за исключением  случаев, когда сумма таможенных пошлин увеличивается вследствие изменения  ставок таможенных пошлин, когда к  иностранным товарам применяются  ставки таможенных пошлин, действующие  на день принятия таможенной декларации таможенным органом при заявлении  иной таможенной процедуры, в отношении  этих иностранных товаров.

Ставки таможенных пошлин, применяемые для исчисления сумм к уплате, принимаются в значениях, действующих на день регистрации  таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.

Ввозные таможенные пошлины исчисляются с применением ставок, установленных Единым таможенным тарифом. Однако на практике имеют место случаи, когда государства для защиты экономических интересов отечественных субъектов хозяйствования применяют особые виды таможенных пошлин. Об этом речь пойдет чуть позже. [14]

При расчете вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государств - членов таможенного союза в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией таможенного союза в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран.

Законодательно данная особенность  закреплена в Соглашении о вывозных таможенных пошлинах, заключенном между  странами-участницами Таможенного  союза от 25 января 2008 года. [9]

В случае если для целей исчисления таможенных пошлин требуется произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства-члена таможенного союза, в таможенный орган которого подана таможенная декларация, применяется курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством этого государства-члена таможенного союза и действующий на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено Кодексом и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза.

Особенности уплаты таможенных пошлин определяются, прежде всего, таможенной процедурой, под которую помещаются товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного  союза, и регулируются таможенным Кодексом Таможенного союза.

Сроки уплаты таможенных пошлин  устанавливаются  в соответствии с:

1) международными  договорами государств-членов таможенного  союза;

2) законодательством  государств-членов таможенного союза.

Согласно  таможенному Кодексу таможенные пошлины  уплачиваются (взыскиваются) в государстве-члене таможенного  союза, таможенным органом которого производится выпуск товаров, за исключением  товаров, выпущенных в таможенной процедуре  таможенного транзита, или на территории которого выявлен факт незаконного  перемещения товаров через таможенную границу.

Уплата таможенных пошлин может производиться до выпуска  товаров либо после. Причем при оплате до выпуска возможно внесение на счет денежных средств не в полном объеме, если до этого были произведены авансовые платежи. Денежные средства (деньги), уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве денежных средств (денег), внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, до тех пор, пока лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, уплатившего авансовые платежи, рассматриваются представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства (деньги) в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин. [14]

Уплата после выпуска товаров  подразумевает изменение сроков взимания таможенных пошлин и выражается в предоставлении рассрочки либо отсрочки по уплате таможенных платежей.

Отсрочка (рассрочка) предоставляется по письменному заявлению плательщика, в котором излагаются причины получения отсрочки (рассрочки). К заявлению прилагаются необходимые документы. Отсрочка (рассрочка) не может быть предоставлена при наличии задолженности по уплате таможенных платежей. За время отсрочки дополнительно уплачиваются проценты в размере одной учетной ставки центрального банка страны Таможенного союза, действующей на день погашения отсрочки. Сумма процентов, начисляемых при предоставлении отсрочки, вычисляется по формуле (3):

С%=ТП× ,     (3)

где       С% - сумма процентов, начисляемых при предоставлении отсрочки;

ТП – сумма таможенной пошлины, исчисленной в размере, как если бы отсрочка не была предоставлена;

У – учетная ставка процента, исчисленная в процентах;

К – количество календарных дней, на которое предоставлена отсрочка.

Рассрочка подразумевает оплату таможенных пошлин частями. Формула схожа, однако базой для исчисления суммы процентов  для каждого последующего периода  будет  таможенная пошлина за вычетом  уплаченных за предыдущие периоды сумм. [14]

Согласно статье 5 Соглашения о  едином таможенно-тарифном регулировании при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств Таможенного союза могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.

Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:

1)  ввозимых под таможенным  контролем в рамках соответствующих  таможенных режимов, установленных  таможенным законодательством;

2)  ввозимых в качестве вклада  иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах  сроков, установленных учредительными  документами для формирования  этого капитала;

3) ввозимых в рамках международного  сотрудничества государств Таможенного  союза в области исследования  и использования космического  пространства, а также соглашений  об услугах по запуску космических  аппаратов, по перечню, утверждаемому  Комиссией Таможенного союза.  [10]

Законодательство определяет невозможность  индивидуального характера предоставления льгот. Однако в Республике Беларусь такие льготы предоставляются Президентом  в индивидуальном порядке. В целом  предоставление льгот по уплате таможенных пошлин является отрицательной практикой  и должно применяться в исключительных случаях.

В целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран в Таможенном союзе  применяется Единая система тарифных преференций. Согласно Протоколу о  Единой системе тарифных преференций в перечень наименее развитых стран-пользователей Единой системы преференций включаются страны, входящие в список наименее развитых стран ООН. Данный перечень утверждается Комиссией Таможенного союза. Перечень товаров, происходящих и ввозимых из  развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, также утверждается Комиссией Таможенного союза. [8]

Смысл данной системы заключается  в том, что в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей  единой системы тарифных преференций  Таможенного союза и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного  союза, применяются ставки ввозных  таможенных пошлин в размере 75 процентов  от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа.

А в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран-пользователей  единой системы тарифных преференций  и ввозимых на единую таможенную территорию, применяются нулевые ставки ввозных  таможенных пошлин. [10]

Таможенные пошлины уплачиваются (взыскиваются) в государстве-члене  таможенного союза в валюте государства-члена  таможенного союза, таможенным органом  которого производится выпуск товаров.

Информация о работе Таможенные пошлины и условия их эффективного применения для регулирования ВЭД