Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 19:07, реферат
В процессе развития мировой экономики был разработан достаточно разнообразный перечень инструментов государственного воздействия на экспортно-импортные потоковые процессы, большая часть которых используется во всех цивилизованных странах мира.
Государство устанавливает таможенные процедуры и таможенные режимы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, систему таможенных платежей, порядок их исчисления и взимания, утверждает правила таможенного контроля, осуществляет другие виды управленческой деятельности и регулирования, охватываемые понятиями таможенного дела и таможенной политики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ…………5
2 ФОРМЫ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛ….13
3 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ…… 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ…….38
Косаренко Н.Н. отмечает что, с момента принятия таможенной декларации или вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза и непосредственно до пересечения таможенной границы, то есть фактического вывоза за пределы таможенной территории таможенного союза, российские товары и транспортные средства считают находящимися под таможенным контролем[с.174].
Таким образом, товар или транспортное средство, находящиеся под таможенным контролем, — это всегда иностранный товар, а в отдельных случаях и российский, заявленный к вывозу за пределы таможенной территории таможенного союза.
При обнаружении таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через границу, в соответствии со ст.152 ТК ТС налагается арест либо товары изымаются и помещаются на временное хранение. При этом указанное выше влечет за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, которые установлены в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности у лиц, которые приобрели товары на таможенной территории РФ в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Для таможенных целей указанные товары рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем.
Режим нахождения российских товаров под таможенным контролем во многом отличается от аналогичного статуса иностранных товаров, находящихся под таможенным контролем.
Это объясняется возможностью фактического невывоза части или всей партии товара за пределы таможенной территории таможенного союза.
Андриашин X. А., Свинухов В. Г., Балакин В. В. считают что, в соответствии с пунктом 3 ст. 122 ТК ТС российские товары могут быть вывезены в меньшем количестве, чем количество, которое заявлено при их помещении под конкретный таможенный режим, независимо от причин, по которым и произошло уменьшение количества товаров[с.107].
Следует отметить, что таможенные органы продолжают осуществлять контроль за обратным ввозом вывезенных ранее российских товаров и транспортных средств или об обратном ввозе продуктов их переработки при вывозе товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории таможенного союза в соответствии с таможенными режимами ст. 270 ТК ТС.
Существует еще одна важная особенность таможенного контроля, а именно, возможность его проведения после выпуска таких товаров в свободное обращение.
В соответствии с пунктом 271 ТК ТС таможенные органы в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем могут осуществить проверку достоверности сведений. При этом таможенные органы применяют такую форму таможенного контроля, как таможенная ревизия.
В соответствии с пунктом 3 ст.274 Таможенного Кодекса Таможенного Союза , таможенные органы вправе проводить таможенный контроль при обороте товаров, которые были ввезены на таможенную территорию таможенного союза, с помощью проверки сведений, подтверждающих выпуск таких товаров, а также с помощью проверки наличия на товарах маркировки или других идентификационных знаков, которые используются с целями подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза. Возможность проведения данных проверок какими-либо сроками уже не ограничивается.
При проведении таможенного контроля таможенные органы имеют право временно ограничить права собственности на товары с помощью их ареста или изъятия.
ТК ТС позволяет таможенным органам применять данные меры и после утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем в таких случаях, как:
- обнаружение товаров, которые были ввезены в таможенный союз с нарушением таможенных правил (отсутствие специальных марок, идентификационных знаков ; не уплата таможенных пошлин, налогов, не соблюдение запретов и ограничений, предусмотренных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, — п. 1 ст.145 ТК ТС);
- обнаружение отсутствия или недостоверность в коммерческих документах сведений о выпуске товаров, а также отсутствия на товары конкретных коммерческих документов, в которых должны быть указаны данные сведения (ст.146 ТК ТС);
- обнаружение фактов пользования или распоряжения условно выпущенными товарами в других целях, но не в тех, в связи с которыми предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (ст.148 ТК ТС).
2 ФОРМЫ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
Таможенный контроль как совокупность проверочных мероприятий в статье 110 Таможенного Кодекса Таможенного Союза закрепляется как формы таможенного контроля. Данная статья содержит перечень форм таможенного контроля:
1) проверка документов и сведений;
2) устный опрос;
3) получение объяснений;
4) таможенное наблюдение;
5) таможенный осмотр;
6) таможенный досмотр;
7) личный таможенный досмотр;
8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
9)таможенный осмотр помещений и территорий;
10)учет товаров, находящихся под таможенным контролем;
11)проверка системы учета товаров и отчетности;
12)таможенная проверка.
При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 111 Таможенного Кодекса Таможенного Союза ,таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров и транспортных средств. Цели проверки:
- установления подлинности документов;
- достоверности содержащихся в них сведений;
- правильности их оформления.
Проверке подлежит как содержательная, так и внешняя сторона документа, что дает более полную и точную информацию о товарах, транспортных средствах, лицах, их перемещающих, условиях перемещения и использовании документов для таможенного оформления.
Для проверки подлинности ограничиваются визуальным осмотром. Правильность оформления устанавливается также визуально, но внимание обращается на полноту сведений, наличие реквизитов, установление неоговоренных исправлений и т.д.
Проверка достоверности сведений осуществляется путем:
- сопоставления сведений с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля;
- анализа сведений специальной таможенной статистики;
- обработки сведений с использованием программных средств;
- другими способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации.
В обязательном порядке проверяется правильность подсчетов, правильность определения товарной позиции по ТН ВЭД, и исходя из этого правильность ставки таможенной пошлины.
В случае недостаточности сведений, таможенный орган вправе попросить дополнительные документы и сведения исключительно в целях проверки информации. При этом следует уделить внимание мотивированности запроса. Таможенный орган составляет запрос в письменной форме с указанием срока представления требуемых документов.
Важным новшеством российского таможенного законодательства является положение о том, что запрос дополнительных сведений и их проверка не препятствуют выпуску товаров, если иное прямо не предусмотрено Таможенным кодексом таможенного союза.
При достаточности сведений таможенный орган завершает проверку документов не позднее трех рабочих дней со дня приема таможенной декларации.
При производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении таких товаров и транспортных средств, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме.
Устный опрос сводится к получению дополнительных сведений о товарах и транспортных средствах, оформленных в устной форме [ст.112 ТК ТС].
Получение объяснений – получение должностными лицами таможенного органа от перевозчиков, декларантов и иных лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля, необходимой информации в сфере таможенного дела. Объяснения оформляются в письменной форме, установленной решением Комиссии Таможенного союза.
К кругу лиц, от которых может быть получено объяснение, относятся:
- российские лица, заключившие внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которых эта сделка заключена;
- лица, имеющие право владения ( пользования) товарами на таможенной территории;
- декларанты;
- иные лица, имеющие отношение
к перемещению товаров и трансп
При необходимости вызова лица для получения объяснений таможенный орган оформляет уведомление в письменной форме, которое вручается вызываемому лицу [ст.113 ТК ТС].
Таможенное наблюдение применяется к товарам, находящимся под таможенным контролем, в процессе таможенного оформления. Таможенное наблюдение - гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций [ст.114 ТК ТС].
Отличается следующими чертами.
1. Осуществляется только уполномоченными должностными лицами таможенных органов. Законодательством ограничивается круг лиц, имеющих право на проведение таможенного наблюдения. Так же ограничивается и состав объектов контроля.
2. Является гласным, то есть проводится открыто.
3. Целенаправленное- обусловлено
пределами и целями
4. Может быть разовым и систематическим. Выбор частоты зависит от конкретных обстоятельств и поставленных задач. Систематические наблюдения проводятся в случаях неэффективности разового и существует необходимость в постоянном.
5. Может быть непосредственным и опосредованным. Непосредственное проводится лично должностным лицом, а опосредованное - с применением технических средств.
Таможенный осмотр - внешний визуальный осмотр товаров, в том числе транспортных средств, багажа физических лиц, а также грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.
Таможенный осмотр должностными лицами таможенного органа товаров, в том числе транспортных средств международной перевозки, международных почтовых отправлений и багажа физических лиц, осуществляется с целью получения подтверждения сведений о характере, происхождении, состоянии и количестве товаров, находящихся под таможенным контролем, о наличии на товарах, транспортных средствах и их грузовых помещениях таможенных пломб, печатей и других наложенных средств идентификации.
В зоне таможенного контроля таможенный осмотр товаров и транспортных средств может проводиться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей, за исключением случаев, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре.
Осмотр товаров и транспортных средств является внешним и визуальным. Предполагает внешнее исследование объекта контроля без вскрытия транспортного средства, нарушения упаковки товара, без применения технических средств [ст.115 ТК ТС].
Бакаева О. Ю., Матвиенко Г. В. считают что, одно из основных мест проведения таможенного осмотра - зона таможенного контроля, где допускается проведение осмотра без присутствия декларанта или другого лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и транспортных средств [с.173].
Таможенный досмотр - действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.
Должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенного досмотра, уведомляет о месте и времени проведения таможенного досмотра декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если эти лица известны. Время начала проведения таможенного досмотра должно учитывать разумные сроки прибытия таких лиц.