Таможенный контроль в рамках применения системы управления рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 22:24, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного исследования является изучение процессов проведения форм таможенного контроля на базе системы управления рисками при таможенном оформлении товаров и транспортных средств.
Исходя из поставленной цели были поставлены следующие задачи дипломной работы:
- раскрыть теоретические основы форм таможенного контроля;
- раскрыть понятие рисков, возникающих при таможенном контроле товаров и транспортных средств;
- рассмотреть особенности и проблемы проведения таможенного контроля на практике;
- на основе полученных теоретических и практических знаний выявить проблемные вопросы применения форм таможенного контроля на базе системы управления рисками и предложить меры по ее совершенствованию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………..................................
ГЛАВА 1. Таможенный контроль в рамках применения системы управления рисками ……………………………………………………
1.1. Таможенный контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ. ….….……
1.2. Структура, элементы и принципы системы управления рисками при проведении форм таможенного контроля
1.3. Применение должностными лицами таможенных органов системы управления рисками в процессе таможенного контроля. ………..........
ГЛАВА 2. Анализ деятельности структурных подразделений Даге-станской таможни при таможенном оформлении и таможенном контроле, в рамках применения системы управления риска-ми...................
2.1. Роль отдела применения системы управления рисками таможни, в повышении эффективности проводимых форм таможенного контроля, в рамках применения СУР ..………..……..…………..………….….
2.2. Деятельность структурных подразделений таможни по разработке проектов профилей риска и актуализации действующих профилей риска. ……………………………………….………………....….……..
.2.3. Анализ применения профилей риска при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств.………...........
ГЛАВА 3. Основные проблемы и перспективы применения системы управления рисками при таможенном контроле товаров и транс-портных средств……………………………………………………………..
3.1. Международные стандарты по применению СУР как способы обес-печения надлежащего применения таможенного законодательства при таможенном контроле товаров и транспортных средств …………
3.2. Механизмы (этапы) внедрения системы управления рисками по улучшению качества проводимых форм таможенного контроля ……………………….………………………………………………….…..
3.3. Меры по совершенствованию форм таможенного контроля на базе применения системы управления риска-ми………………….……...…..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………….…………………….…………….………...........
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………….....……...

Вложенные файлы: 1 файл

Глава12.doc

— 383.00 Кб (Скачать файл)

- о необходимости модификации  алгоритма выявления риска по  ПР № 00136, в связи с невыявлением программной задачей «Сервис выявления рисков» в автоматическом режиме;

- проект зонального  профиля риска в части заявления  вывозимой нефти сырой, классифицируемой в товарной позиции 2709 ТН ВЭД, под видом тяжелых дистиллятов (топливный мазут, топливо котельное, газойли), классифицируемых в товарной позиции 2710 с целью уменьшения величины подлежащих уплате таможенных платежей. ППР сформирован в Программном задании «ФППР» версии 2.1 и направлен в ФТС России по ведомственным электронным каналам;

- по актуализации профиля  риска № 00132, в части исключения из области действия профиля риска товары, с условным начислением таможенной пошлины (к примеру, по товарам происходящим из стран СНГ).

В целях обеспечения  соблюдения таможенного законодательства, а также в соответствии с предложениями, поступившими из ОТОиТК Махачкалинского т/поста ОПСУР подготовлено и направлено в ОКиПСУР ГУОТК ФТС России и ОКиПСУР СОТК ЮТУ письмо от 02.11.2007 № 13-14/22706 «О направлении предложений …» в части, предоставления уполномоченному должностному лицу ОТОиТК т/поста определение необходимого объема таможенного досмотра и, соответственно, заменить в прямых мерах по минимизации риска по ПР № 00124 объем досмотра с «10%» на «любой», а также предложено дополнение к ПР № 00124 кодами таможенных режимов: «63» - реимпорт с одновременным выпуском для свободного обращения без уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, субсидий и иных сумм, подлежащих возвращению в федеральный бюджет при реимпорте товаров. Отмеченные предложении учтены в актуализации ПР № 00124, доведенного до таможенных органов письмом ФТС России от 08.11.2007 № 01-06/41729дсп.

- проект срочного профиля  риска, в котором были предложены прямые меры по минимизации риска, в части принятия решений функциональными подразделениями таможни: ОТНиТО, ОКТС и ОТП. По отмеченному проекту ОКиПСУР ЮТУ 21.12.2007 был утвержден срочный профиль риска № 90042. По результатам применения срочного профиля риска по ГТД № /0002505 установлено заявление недостоверных сведений по товару № 1(части мебели), возбуждено дело об АП по ч.2 ст.16.2 КоАП России.

- предложения по актуализации  профиля риска № 00104 по дополнению перечня лиц, в отношении которых таможенный контроль после выпуска затруднен или невозможен.

 

 

2.3. Анализ применения профилей риска при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств.

 

 

В соответствии с функциональными  задачами отдел ПСУР таможни8, осуществляет анализ применения действующих профилей риска (около 97)

_______________________

8 Приказ ФТС России от 16 сентября 2005 г. № 871 "Об утверждении типового положения об отделе применения системы управления рисками таможни"

 

таможенными органами региона при  таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств.

Во исполнение ведомственных документов отделом применения системы управления рисками Дагестанской таможни был проведен анализ частоты применения в 2007 году «рамочных» профилей рисков №№ 00227, 00228 (далее – ПР №№ 227, 228) и их эффективности таможенными постами таможни при ТОиТК товаров и транспортных средств, декларируемых по ГТД.

На применение «рамочных» ПР №№ 227 и 228 письмами ФТС России установлено ограничение – не более 10% от общего количества ГТД, поданных на одном таможенном посту в течение одного месяца, для ПР №228 при ввозе товаров и не более 6% при аналогичных условиях для ПР №227 при вывозе.

Анализ, проведенный отделом  ПСУР по региональной электронной базе ГТД и электронному отчету по выявленным рискам, показывает, что за период с начала 2007 года по август:

- ПР №228 применялся  на таможенных постах 266 раз, что  составило 7,16% от общего количества ГТД (3717), поданных на ввозимые товары;

- ПР №227 применялся  на таможенных постах 33 раза, что  составило 1,41% от общего количества ГТД (2343), поданных на вывозимые товары.  

Таким образом, в целом  по таможне данная квота соблюдается, однако более детальный анализ, проведенный по таможенным постам и по каждому месяцу, показывает, что требования по установленной частоте применения

 «рамочных» профилей рисков не всегда ими исполняются.

Установленная квота  проведения таможенных досмотров при  выявлении ПР №228 нарушалась на следующих таможенных постах:

- Яраг-Казмалярский т/пост  в январе месяце при нулевой  эффективности;

- т/пост Аэропорт-Махачкала  в марте, апреле, июне, июле и августе месяце при нулевой эффективности;

- Махачкалинский т/пост  в июле и августе месяце  при нулевой эффективности;

- Дербентский т/пост  в феврале, марте, мае и августе  месяце (максимальная по региону эффективность ПР 228, 227).

Обращает на себя внимание факт полного отсутствия выявления  и применения в течение всего года:

- «рамочных» ПР на  таможенном посту Морской порт-Махачкала  при 197 поданных ГТД (174 – импорт, 23 – экспорт);

- ПР №227 на Яраг-Казмалярском  таможенном посту при 751 ГТД, поданных на вывозимые товары.

В целом по таможне  за указанный период эффективность  ПР №228 в отношении ввозимых товаров  составила 12,41% (33 дела об АП при 266 случаях применения ПР №228), а эффективность ПР №227 в отношении вывозимых товаров – 9,09% (3 дела об АП при 33 случаях применения ПР №227).

Необходимо особо отметить, что наибольшая по региону эффективность обоих «рамочных» ПР отмечается на Дербентском т/посту – 20,86%. Так за рассматриваемый период на основании «рамочных» профилей рисков должностными лицами данного т/поста по результатам таможенных досмотров было возбуждено 29 дел об АП при 139 случаях выявлений. Именно благодаря эффективности ПР №№228, 227 на Дербентском т/посту обеспечивается исполнение соответствующих контрольных показателей по всей таможне. 

При этом по результатам  проведения таможенных досмотров в 2007 году на т/посту Аэропорт-Махачкала в рамках ПР №228 и на Махачкалинском т/посту в рамках ПР №227 не было возбуждено ни одного дела. 

Подробные сведения об эффективности «рамочных» ПР, а также о нарушении установленной частоты ПР №227, 228 за 2007 год с детализацией по таможенным постам приведены в приложениях 4, 5.

Согласно полученной с т/постов информации и ее анализа  причинами превышения частоты применения ПР №228, а также нулевой эффективности таможенных досмотров (кроме Дербентского т/поста) явились нижеследующие:

По т/посту Аэропорт-Махачкала:

Необходимость применения профиля риска была вызвана возможным недостоверным декларированием товаров из-за отсутствия возможности определения номенклатуры товара при помещении на СВХ в связи с отсутствием документов, подтверждающих заявленные декларантом сведения о наименовании, стоимости и стране происхождения декларируемых товаров. При этом основной причиной превышения предельной квоты применения «рамочных» ПР является низкое количество поданных в каждом месяце ГТД, которое как правило, менее 10, т.е. даже однократное применение ПР приведет к нарушению предельной 10%-й частоты проведения досмотров по ним.

В трех случаях решение о применении ПР принималось на основании докладных записок ОСТП и в трех случаях - ОТОиТК т/поста.

По Махачкалинскому  т/посту:

При проведении документального  контроля по ГТД также возникала  необходимость в проведении таможенного досмотра по ПР №228 в связи с возможным недостоверным декларированием в части заявления в декларации недостоверных сведений по стране происхождения и весу нетто/брутто товаров. Решение о применении ПР также принималось на основании докладных записок ОТОиТК т/поста.

Вместе с тем несмотря на наличие докладных записок по применению ПР№228 с достаточным обоснованием по его применению остается неясным вопрос крайне низкой эффективности проведенных досмотров. 

Превышение установленной 10%-й квоты на применение ПР №228 в  январе месяце на Яраг-Казмалярском т/посту было обусловлено сложной обстановкой и наличием информации о возможном ввозе в большегрузных автомашинах под видом сельхозпродукции контрабандного груза, причем источник не давал конкретных данных, лишь назвал примерный период (январь-февраль), а профили рисков №№/00059, /00060, /00061, /00062 на тот момент не действовали. Информация правоохранительного блока таможни, иных правоохранительных органов, а также докладные записки ОТОиТК т/поста были основанием для применения данного ПР.

В рамках анализа применения профилей риска ОПСУР ежемесячно формирует  сводную информацию по всем профилям риска, выявленным и примененным  в ходе таможенного оформления и  контроля (таблицы 1, приложение 1).

По данным таблицы 1 наиболее применяемым профилем риска стал ПР № 00045, что от общего количества применения ПР составило – 47,97 %, по 9,91 % и 9,14 % раз применялись ПР №№ 9333 и 00111 соответственно.

В развитие информации, приведенной  в вышеуказанной таблице, отмечаем что, число случаев выявления профилей риска №№ 00045 и 00111 существенно больше, числа случаев их фактического применения в связи с тем, что отмеченные ПР автоматически выявлялись штатным программным средством (ПЗ) «Сервис выявления рисков» без фактического наличия индикаторов риска.

Наиболее эффективно и результативно применяемым  в регионе Дагестанской таможни являются «рамочный» профиль риска № 11/101005/00228, «стоимостные» профили риска в отношении скоропортящихся товаров, которое объясняется и работой, проводимой таможней в рамках усиления контроля таможенной стоимости (меры по «стоимостным» профилям рисков).

По результатам применения прямых мер по минимизации рисков в  2007 году проведено 1733 корректировок таможенной стоимости, доначислены таможенные платежи в размере  62.237.369, 17 рублей9.

_________________________________

9 Ежемесячные аналитические отчеты таможни

В результате проверки установлено, что основными торгующими странами являются Азербайджан, Иран и Китай. Основной объем декларирования приходилось на т/посты Яраг-Казмалярский и Дербентский на которых только по плодоовощной продукции групп 07, 08 ТН ВЭД РФ выпущено более 83 % ГТД от общего объема оформления по ввозу.

Источниками информации  для применения  профилей  риска  послужили:

  • собственная аналитическая база ОТО и ТК таможенных постов (в связи с загруженностью транспортных средств ниже средней загруженности по собственной аналитической базе ОТО и ТК ДТП);

  • бумажные носители  ГТД и товаросопроводительных документов (в связи с заявлением в ГТД товаров с разным уровнем налогообложения, наличием  расхождений, несоответствий данных в ГТД и  товаросопроводительных документах);

-    информация  по товарам, ввозимые из Республики  Грузия;

В отчетном периоде по результатам применения мер в соответствии с ПР 00228 возбуждено – 66 дел об АП, ПР 00125 – 3 дело об АП, ПР 00227 – 3 дело об АП,  ПР 00111 – 4 дело об АП, ПР 00117 – 1 дело об АП, по СПР № /90042 – 1 дело об АП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Основные проблемы и перспективы применения системы управления рисками при таможенном контроле товаров и транспортных средств 

 

3.1. Международные стандарты по применению СУР как способы обеспечения надлежащего применения таможенного законодательства при таможенном контроле товаров и транспортных средств.

 

Основные положения, относящиеся к таможенному контролю, установлены главой VI Генерального приложения к Киотской конвенции «Таможенный контроль».

Определяя объект таможенного  контроля, конвенция предусматривает, что все товары, включая транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию или вывозимые с нее, независимо от того, облагаются ли они таможенными пошлинами и налогами, подлежат таможенному контролю. 

Согласно определению  под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенной службой в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Таможенный Кодекс Российской Федерации (ТК РФ) и в части установления объекта таможенного контроля (пункт 1 статьи 14), и в части закрепления понятия таможенного контроля (подпункт 19 пункта 1 статьи 11) содержит идентичные нормы.

В соответствии с философией Киотской конвенции таможенный контроль как способ обеспечения надлежащего применения таможенного законодательства и соблюдения предписаний других подзаконных и нормативных актов должен осуществляться при максимальном облегчении условий для международной торговли. Поэтому таможенный контроль должен ограничиваться минимумом, необходимым для достижения основных целей, и должен осуществляться на основе выборочности и при максимально возможном применении методов управления рисками.

Такая философия таможенного  контроля основана на том, что все проверить и обеспечить полную достоверность сведений, представляемых таможенным органам, невозможно.

Поэтому ограниченные ресурсы  таможенных органов необходимо использовать с наибольшей эффективностью и сосредоточить усилия на наиболее уязвимых операциях и поставках с точки зрения повышенного налогообложения, устойчивого характера нарушений, подрыва интересов отечественных товаропроизводителей, создания угрозы другим государственным интересам, защищать которые призвана таможенная служба.

С другой стороны, там, где рисков несоблюдения законодательства нет, либо где риски минимальны с точки зрения последствий возможных нарушений, нужно предлагать бизнесу самые упрощенные технологии таможенного оформления, не допускать неоправданных издержек предпринимателей, связанных с простоем транспортных средств, перевозкой товаров, их хранением на таможенном терминале.

Информация о работе Таможенный контроль в рамках применения системы управления рисками