Таможенный союз: новое в таможенном законодательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Таможенные органы России в своей совокупности составляют единую систему таможенных органов, в основе которой лежат системообразующие факторы, придающие совокупности таможенных органов РФ черты определенной целостности, единства элементов. Все эти системообразующие факторы в совокупности обуславливают существование взаимных связей между всеми элементами, входящими в состав таможенных органов РФ. При наличии этих факторов система проявляет свою целостность, именно они обеспечивают данную совокупность органов определяющим признаком – системы органов, хотя их роль и значение для каждого различны.

Содержание

Глава 1. Общая характеристика таможенных органов РФ 3
1.1 Функции таможенных органов 5
1.2 Структура таможенной системы РФ 10
Глава 2. Таможенный союз: новое в таможенном законодательстве 13
2.1 Таможенный союз и ВТО 15
2.2 Обзор некоторых изменений таможенного законодательства 16
2.3 Обзор иных документов, регулирующих отношения в таможенном союзе 23
2.4 Планируемые изменения в таможенном законодательстве 25
Заключение 27
Список использованной литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый1.docx

— 59.32 Кб (Скачать файл)

Содержание

Глава 1. Общая характеристика таможенных органов РФ 3

1.1 Функции таможенных  органов 5

1.2 Структура таможенной  системы РФ 10

Глава 2. Таможенный союз: новое  в таможенном законодательстве 13

2.1 Таможенный союз и  ВТО 15

2.2 Обзор некоторых изменений  таможенного законодательства 16

2.3 Обзор иных документов, регулирующих отношения в таможенном  союзе 23

2.4 Планируемые изменения  в таможенном законодательстве 25

Заключение 27

Список использованной литературы 28

 

 

Глава 1. Общая характеристика таможенных органов РФ

 

Таможенные органы России в своей совокупности составляют единую систему таможенных органов, в основе которой лежат системообразующие  факторы, придающие совокупности таможенных органов РФ черты определенной целостности, единства элементов. Все эти системообразующие  факторы в совокупности обуславливают  существование взаимных связей между  всеми элементами, входящими в  состав таможенных органов РФ. При  наличии этих факторов система проявляет  свою целостность, именно они обеспечивают данную совокупность органов определяющим признаком – системы органов, хотя их роль и значение для каждого  различны. В числе такого рода системообразующих факторов называют следующие:

1. Функциональная общность таможенных органов состоит в том, что все они осуществляют таможенное дело, проводят в жизнь единую таможенную политики.

Этот важнейший фактор отражен и юридически закреплен  в ст. 8 Таможенного Кодекса (ТК) о  том, что таможенное дело непосредственно  осуществляют таможенные органы РФ, а  так же в ст. 10 ТК, в которой  закреплены основные функции таможенных органов РФ. То, что все они  осуществляют таможенное дело, не означает, что объем функций и конкретная компетенция, в частности, характер полномочий всех звеньев таможенной системы, - одинаковы. Между таможенными  органами различных уровней есть существенные различия, что естественно, учитывая характер и место, занимаемое соответствующим таможенным органом  в единой системе. Однако функциональная общность всех таможенных органов –  один из наиболее характерных признаков  всей таможенной системы.

2. Организационное взаимодействие и взаимосвязи таможенных органов означает, что каждый орган взаимосвязан с другими выше- и нижестоящими таможенными органами и звеньями, что ни один из них не функционирует сам по себе; только в тесном взаимодействии с другими звеньями он оказывается способным выполнять  свои функции и предоставленные законом полномочия.

3. Единство системы таможенных органов обеспечивается их задачами и целями, а так же едиными организационными принципами построения их деятельности. Каждый таможенный орган – частичка достаточно централизованной системы, функциональным и организационным центром которой является Таможенный Кодекс РФ.

4. Целостность таможенных органов заключается в том, что каждый из таможенных органов - это не автономная единица, а неразрывная составная часть целостного организма, которым является система таможенных органов.

Целостность в этой связи  означает не  нечто искусственное, навязанное, а свойство, обусловленное  собственно характером таможенного  дела.

При этом важно принять  во внимание, что таможенную деятельность характеризует чрезвычайная динамичность, что оказывает немаловажное значение на формирование и функционирование данной системы и ее составных  частей. Особенно это замечание касается развития нормативно-правовой базы таможенного  дела, его отдельных блоков: например, развития функций таможенных органов, порядка перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, государственной службы в  таможенных органах, таможенного оформления и контроля, таможенных платежей и  других направлений таможенного  дела.

Только учитывая весь массив нормативно-правовой базы, на основании  которой действует в настоящее  время система таможенных органов  РФ можно представить себе картину, отражающую специфику функционирования системы таможенных органов РФ и  ее составных частей.

Прежде всего, в этой связи  следует отметить тот факт, что  все звенья таможенной системы представляют собой органы федеральной власти. Это обусловлено тем, что они  предназначены для практической реализации полномочий РФ  в области  таможенного регулирования  и  внешнеэкономических отношений (п. “ж”, “л” ст. 71 Конституции РФ) и  финансируется за счет средств государственного федерального бюджета, а так же иных предусмотренных законодательством  РФ источников.

Взаимоотношения в системе  таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации  и децентрализации – каждый нижестоящий  таможенный орган подчинен вышестоящему. Кроме того, структура каждого  таможенного органа характерна в  целом для органа исполнительной власти.

1.1 Функции таможенных органов

 

Функции таможенных органов  представляют собой основные направления  деятельности таможенных органов. С  этой точки зрения особую роль играет значение таможенных органов с позиций  экономического развития РФ и ростом товарооборота между Россией  и зарубежными странами. Роль таможенных органов во внешнеполитической деятельности РФ обуславливает особый “набор”  функций таможенных органов, но в  то же время взаимосвязь с выполнение важнейших социально-экономических  и внешнеполитических программ не ограничивает многообразия функций таможенных органов.

Так, ст. 10 Таможенного Кодекса  РФ перечисляет следующие функции  таможенных органов:

1) участвуют в разработке  таможенной политики Российской  Федерации и реализуют эту  политику;

2) обеспечивают соблюдение  законодательства, контроль за исполнением  которого возложен на таможенные  органы Российской Федерации; принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;

3) обеспечивают в пределах  своей компетенции экономическую  безопасность Российской Федерации,  являющуюся экономической основой  суверенитета Российской Федерации;

4) защищают экономические  интересы Российской Федерации;

5) применяют средства  таможенного регулирования торгово-экономических  отношений;

6) взимают таможенные  пошлины, налоги и иные таможенные  платежи;

7) участвуют в разработке  мер экономической политики в  отношении товаров, перемещаемых  через таможенную границу Российской  Федерации, реализуют эти меры;

8) обеспечивают соблюдение  разрешительного порядка перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу Российской  Федерации;

9) ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил  и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым  через таможенную границу Российской  Федерации, пресекают незаконный  оборот через таможенную границу  Российской Федерации наркотических  средств, оружия, предметов художественного,  исторического и археологического  достояния народов Российской  Федерации и зарубежных стран,  объектов интеллектуальной собственности,  видов животных и растений, находящихся  под угрозой исчезновения, их  частей и дериватов, других  товаров, а также оказывают  содействие в борьбе с международным  терроризмом и пресечении незаконного  вмешательства в аэропортах Российской  Федерации в деятельность международной  гражданской авиации;

10) осуществляют и совершенствуют  таможенный контроль и таможенное  оформление, создают условия, способствующие  ускорению товарооборота через  таможенную границу Российской  Федерации;

11) ведут таможенную статистику  внешней торговли и специальную  таможенную статистику Российской  Федерации;

12) ведут Товарную номенклатуру  внешнеэкономической деятельности;

13) содействуют развитию  внешнеэкономических связей республик  в составе Российской Федерации,  автономной области, автономных  округов, краев, областей, городов  Москвы и Санкт-Петербурга, а также  предприятий, учреждений, организаций  и граждан;

14) содействуют осуществлению  мер по защите государственной  безопасности, общественного порядка,  нравственности населения, жизни  и здоровья человека, защите животных  и растений, охране окружающей  природной среды, защите интересов  российских потребителей ввозимых  товаров;

15) осуществляют контроль  за вывозом стратегических и  других жизненно важных для  интересов Российской Федерации  материалов;

16) осуществляют валютный  контроль в пределах своей  компетенции;

17) обеспечивают выполнение  международных обязательств Российской  Федерации в части, касающейся  таможенного дела; участвуют в  разработке международных договоров  Российской Федерации, затрагивающих  таможенное дело; осуществляют сотрудничество  с таможенными и иными компетентными  органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися  вопросами таможенного дела;

18) проводят научно-исследовательские  работы и консультирование в  области таможенного дела; осуществляют  подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций;

19) обеспечивают в установленном  порядке Верховный Совет Российской  Федерации, Президента Российской  Федерации и Правительство Российской  Федерации, иные государственные  органы, предприятия, учреждения, организации  и граждан информацией по таможенным  вопросам;

20) реализуют единую финансово-хозяйственную  политику, развивают материально-техническую  и социальную базу таможенных  органов, создают необходимые  условия труда для работников  этих органов.

 

Приведенный перечень показывает, насколько многообразной является деятельность российских таможенных органов.

При этом следует обратить внимание на один существенный момент. Таможенные органы призваны обеспечить соблюдение разрешительного порядка  перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, выступая при этом как исполнительно-административные органы, в таможенные органы время  как исполнительный характер, действующий  в тех или иных областях управления, характерен в целом для административно-правового  регулирования.

При этом деятельность таможенных органов характеризуется так  же и правоохранительной направленностью. Они принимают  меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при  осуществлении таможенного дела; и в процессе осуществления своих  функций таможенные органы действуют  именно как правоохранительные органы – в частности, осуществляют борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных и таможенного законодательства.

С переходом от монополии  государства на внешнеэкономическую  деятельность к ее либерализации  существенно возросла роль и ответственность  таможенных органов в регулировании  международного обмена. Их основное назначение — защита экономической безопасности государства путем обеспечения движения людей, товаров, грузов через границу, взимания таможенных платежей, таможенное оформление и таможенный контроль. Очевидно, что такого рода деятельность самым непосредственным образом связана с соблюдением законности и правопорядка, охраной прав и интересов граждан, организаций, государства и общества, борьбой с контрабандой и применением мер ответственности, иначе говоря, с выполнением функций правоохранительных органов.

В силу этих причин таможенные органы России с самого начала своего образования были включены в систему  правоохранительных органов государства. Их правоохранительный статус закреплен  Указом Президента РФ от 18 сентября 1993 г. “О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации”. В соответствии с Указом от 23 декабря 1993 г. “Об отнесении таможенных органов  к государственным военизированным  организациям” Правительству РФ было поручено обеспечить вооружение таможенной службы в целях повышения  их роли в борьбе с преступностью.

Таможенный кодекс РФ конкретизировал  основные направления правозащитной  деятельности системы таможенных правоохранительных органов (ст. 8, 10); регламентировал оперативно-розыскную  деятельность и дознание (разд. IX), а  также особенности производства по делам о нарушении таможенных правил (разд. X). ТК РФ, используя фундаментальные  положения административного права  и его принципы, определяет основные правила таможенных процедур, существенно  меняет регулирование вопросов о  субъектах ответственности (введена  ответственность юридического лица, двусубъектность ответственности за совершение одного правонарушения), предусматривает ответственность военнослужащих, порядок наложения взысканий при совершении нескольких нарушений таможенных правил и многие другие положения, что составляет основу данного направления деятельности таможенных органов.

Информация о работе Таможенный союз: новое в таможенном законодательстве