Тарифные льготы: сущность, характеристика, цели применения, механизм практической реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 14:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение сущности, характеристик, целей применения и механизма практической реализации тарифных льгот.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
исследовать механизм предоставления тарифных льгот, как инструмент таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;
рассмотреть виды тарифных льгот;

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
1. Таможенные льготы как инструмент таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………….
1.1. Генезис и основные этапы развития льгот и преференций………….
1.2. Порядок предоставления тарифных льгот…………………………….
1.3. Общая система тарифных преференций………………………………
2. Тарифные льготы в системе таможенных льгот…………………………
2.1. Нормативно - правовая баз по тарифным льготам в Таможенном союзе.................................................................................................................
2.2. Виды тарифных льгот……………………………………….
3. Применение тарифных льгот при различных таможенных процедурах...................................................................................
3.1. Процедуры «свободный склад» и «таможенный склад»…………...
3.2. Свободные таможенная и экономическая зоны…………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 52.83 Кб (Скачать файл)

Государственное казенное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

Кафедра таможенных платежей и валютного контроля

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Таможенно - тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности»

 

на тему «Тарифные льготы: сущность, характеристика, цели применения, механизм практической реализации»

 

 

 

 

 

Выполнила: И.С. Лемяскина, студентка 4-го курса очной формы обучения факультета таможенного дела, группа Т083

Подпись________________________

 

 

 

Научный руководитель: О.А.Юрченко, старший

преподаватель кафедры таможенных платежей и валютного контроля

Подпись________________________

 

 

 

 

 

 

Люберцы

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………..

1. Таможенные льготы как  инструмент таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………….

1.1. Генезис и основные  этапы развития льгот и преференций………….

1.2. Порядок предоставления  тарифных льгот…………………………….

1.3. Общая система тарифных  преференций………………………………

2. Тарифные льготы в  системе таможенных льгот…………………………

2.1. Нормативно - правовая баз по тарифным льготам в Таможенном союзе.................................................................................................................

2.2. Виды тарифных льгот……………………………………….

3. Применение тарифных  льгот при различных таможенных  процедурах...................................................................................

3.1. Процедуры «свободный  склад» и «таможенный склад»…………...

3.2. Свободные таможенная  и экономическая зоны…………………………..

Заключение…………………………………………………………………….

Список использованных источников……………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Под тарифной льготой понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики страны льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Таможенного союза в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Актуальность данной темы в том, что причина введения льгот - заинтересованность государства в  активизации внешнеэкономических  связей, эффективное осуществление  торговой политики, выполнение международных  обязательств. В целом институт льгот  есть «одна из составляющих финансовой политики государства, серьезный фактор, влияющий на экономическое состояние  налогоплательщиков и формирование бюджета». Льготы при обложении товара в таможенной сфере широко используются «для воздействия на развитие экономики, ее структурную перестройку, для  создания экономической и социальной инфраструктуры, оборонного строительства, смягчения социальной напряженности  и борьбы с инфляцией».

Для проведения исследования была поставлена цель – показать современное  состояние, проблемы использования  и направления дальнейшего развития предоставления тарифных льгот.

Целью настоящей курсовой работы является изучение сущности, характеристик, целей применения и механизма  практической реализации тарифных льгот.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

  1. исследовать механизм предоставления тарифных льгот, как инструмент таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;
  2. рассмотреть виды тарифных льгот;
  3. применение тарифных льгот при различных таможенных процедурах.

Объектом исследования в  курсовой работе являются тарифные льготы.

Предметом исследования служат общественные отношения, возникающие  в процессе предоставления тарифных льгот и их влияние на качественную организацию таможенного дела.

Теоретико-методологическую базу исследования составили четыре группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой  проблематике. Ко второй отнесены учебная  литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая  литература, комментарии к законодательству). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой  проблематике. И к четвертой отнесены специализированные веб - сайты организаций.

Работа состоит из введения, трёх глав, разбитых на под главы, заключения и списка используемых источников.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены цель и соответствующие  ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

В первой главе рассмотрены  общетеоретические вопросы такие  как: роль тарифных льгот, как инструмента  таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности; историческое развитие тарифных льгот; особенности предоставления тарифных льгот.

Во второй главе исследуются  нормативно – правовая база тарифных льгот в Таможенном союзе, а также  виды тарифных льгот.

В третьей главе рассмотрены  тарифные льготы при различных таможенных процедурах.

 

 

ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННЫЕ ЛЬГОТЫ КАК ИНТРУМЕНТ ТАМОЖЕННОГО - ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Одним из методов таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности является предоставление тарифных льгот, способствующих увеличению объема ввоза товаров, претендующих на предоставление преференций. Также данный механизм предназначен для оказания экономической помощи странам, которым предоставляются тарифные преференции. В основном тарифные льготы предоставляются товарам первой необходимости, которые не производятся в нашей стране или производятся в явно недостаточном количестве.

Тарифные льготы (тарифные преференции) - предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем  порядке при реализации торговой политики страны льгота в отношении  товара, перемещаемого через таможенную границу Таможенного союза в  виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.1

На этапе формирования Таможенного союза одним из главных  вопросов являлось обсуждение ставок Единого таможенного тарифа (далее  — ЕТТ). Оказалось, что изначально ставки пошлин у трех стран совпадали  только на 40%. В связи с этим начался  долгий процесс унификации ставок почти  по 11 тысячам товарных позиций.

Однако абсолютный консенсус  по всем ставкам тарифа не достигнут. Прежде всего в связи с тем, что Казахстан не был готов к изменению почти 55% ставок своего национального таможенного тарифа, причем в сторону увеличения. Поэтому Казахстан до 2014 года зарезервировал перечень из 400 товарных позиций, на которые ставки пошлин остаются на более низком (либо нулевом) уровне. К товарам, вошедшим в данный перечень, отнесены лекарственные средства, пластмасса, бумага и картон, изделия из алюминия и прочие товарные группы.

Ставки российского таможенного  тарифа, действующего на территории Российской Федерации, также претерпели существенные изменения и в большинстве  своем снизились. В частности, значительные изменения коснулись более 300 позиций  технологического оборудования, устройств  и механизмов, ставки на которые  были обнулены. Незначительные изменения  ставок в сторону увеличения произошли  в отношении мясной и молочной продукции, а также черных металлов.

Значительные изменения  тарифной политики стран Таможенного  союза повлияли на размер пошлин, собираемых таможенными органами в бюджет. Так, по оценке министра финансов России, введение ЕТТ сократит поступления в российский бюджет на 50-60 млн долл. США в год.2

Ставки Единого таможенного  тарифа подлежат пересмотру. Ставки пошлин на часть товарных позиций, относимых  странами Таможенного союза к  группе «чувствительных»3, подлежат изменению только в случае достижения тремя странами консенсуса. Речь идет о продуктах питания, одежде, изделиях из древесины, ткани и проч.

В отношении остальных  товаров изменение ставок ввозных  пошлин возможно в случае их принятия 2/3 голосов (в таком голосовании  у России - 57%, у Казахстана - 21,5%, у  Белоруссии - 21,5%).

В течение 2010 года Комиссия Таможенного союза уже приняла  ряд решений о корректировке  ставок ЕТТ по некоторым товарным позициям в сторону, как увеличения, так и снижения.

 

    1. Генезис и основные этапы развития льгот и преференций

 

До середины 19 века понятие  льгот и преференций были синонимами и не отличались между собой какими-то особенными признаками. Тарифные льготы появились одновременно с первыми  таможенными тарифами.

В конце 19 века в сфере  торгово-экономической политики, наряду с тарифными льготами, существовал  термин «колониальные преференции». Экономический смысл колониальных преференций состоял в расширении внутреннего рынка метрополии за счет более слабого в экономическом  отношении торгового партнера и  усилении протекционизма по отношению  к другим участникам международной  торговли.4

В начале прошлого столетия стали применяться таможенные льготы и таможенные привилегии. Данные льготы и привилегии, в соответствии с  рядом конвенций Лиги Наций, предоставлялись  лицам дипломатических и консульских  представительств иностранных государств, осуществляющих ввоз товаров, предназначенных  для официального использования; в  отношении товаров технической  и гуманитарной помощи; транспортных средств, осуществляющих международные  перевозки грузов, багажа и пассажиров, и иных случая.

В начале 20 века, когда протекционизм  превратился из средств защиты слабых отраслей промышленности в сверхпротекционизм, внешнеторговая политика как основная часть внешней политики приобрела  еще одно назначение. Она стала  орудием закрепления рынков колониальных стран за государством метрополий, а также дополнительным средством  передела мирового рынка в пользу колониальных держав. Речь в данном случае идет о создании системы таможенно - тарифных льгот и преференций на базе колониальных империй.

Экономический смысл этих льгот и преференций состоял  в расширении внутреннего рынка  метрополии за счет более слабого  в экономическом отношении торгового  партнера и усилении протекционизма по отношению к другим участникам международной торговли.

Таким образом, на первоначальном этапе термин «тарифные льготы»  подразумевал такой тип тарифных взаимоотношений между колонией и метрополий, при которых каждая страна сохраняла свою «тарифную  индивидуальность и независимость». При этом было оговорено, что эти  льготы не должны предоставлять другим (третьим) странами в форме полного  или частичного освобождения от экспортных или импортных пошлин. Размеры  льгот сильно варьировались не только в различных колониях, но и в  одной и той же колонии - в отношении  различных товаров.

В начале 50-х гг. усилилась борьба развивающихся стран за создание «неколониальной экономике», появились новые требования и подходы к проблемам таможенно - тарифных льгот в отношениях с промышленно развитыми капиталистическими странами.

Этому требованию развивающихся  стран предшествовало создание в 1947 г. Генерального соглашения по торговле и тарифам (далее-ГАТТ). При заключении ГАТТ принимались во внимание отношения солидарности, объединявшие территории колониальных империй, а также те страны, которые, обретя политическую независимость, сохранили с ними тесные связи, в частности в экономической области. Вместе с тем участники ГАТТ обязывались не увеличивать поле льгот и преференций и соглашались на их постепенную ликвидацию.

В середине 60-х гг. ряд  молодых развивающихся стран  Африки, Азии и Латинской Америки  выступили в рамках ЮНКТАД (Конференция  ООН по торговле и развитию) за создание для них системы тарифных льгот  и преференций нового типа. В этих требованиях учитывались специфика  задач, стоящих перед освободившимися  странами в области развития собственной  промышленности, которая создала  бы для промышленной продукции появившихся  отраслей льготные условия на основных экспортных рынках.

По мнению развивающихся  стран, новые льготы и преференции  должны быть: во-первых, независимыми, то есть исключить ответные уступки  развивающихся стран индустриально  развитым странам. При этом развивающиеся  страны обязаны были иметь право  предоставлять преференции друг другу, не распространяя их на промышленно  развитые государства. Во-вторых, эти преференции не должны были носить дискриминационного характера, то есть их следовало бы распространить на все без исключение развивающиеся государства. В-третьих, их надлежало ввести всем индустриально развитым странам, то есть новые преференции должны быть «общими».5

Несмотря на то, что на первой сессии ЮНКТАД вопрос о предоставлении льгот и преференций нового типа не вышел за рамки общей дискуссии, развивающиеся страны продолжили борьбу, и на второй сессии в 1968 г. им удалось  добиться принятия решения о разработке системе таких преференций и  о создании с этой целью специального Комитета по преференциям. В требованиях развивающихся стран учитывалась специфика задач, стоявших перед освободившимися странами в области развития собственной промышленности, которая создала для промышленной продукции данных стран льготные условия на основных экспортных рынках.

В период с 1 июля 1971 г. по 1974 г. преференции нового типа, получившие известность под названием Общей  системы преференций, были введены 18 промышленно развитыми странами. Тарифные преференции предоставлялись  в виде полного или значительного  снижения пошлин. Их получателями стало  подавляющее большинство развивающихся  государств. Преференциальный режим  был введен на 10-летний срок.

Информация о работе Тарифные льготы: сущность, характеристика, цели применения, механизм практической реализации