Тарифные льготы: сущность, характеристика, цели применения, механизм практической реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 14:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение сущности, характеристик, целей применения и механизма практической реализации тарифных льгот.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
исследовать механизм предоставления тарифных льгот, как инструмент таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;
рассмотреть виды тарифных льгот;

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
1. Таможенные льготы как инструмент таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………….
1.1. Генезис и основные этапы развития льгот и преференций………….
1.2. Порядок предоставления тарифных льгот…………………………….
1.3. Общая система тарифных преференций………………………………
2. Тарифные льготы в системе таможенных льгот…………………………
2.1. Нормативно - правовая баз по тарифным льготам в Таможенном союзе.................................................................................................................
2.2. Виды тарифных льгот……………………………………….
3. Применение тарифных льгот при различных таможенных процедурах...................................................................................
3.1. Процедуры «свободный склад» и «таможенный склад»…………...
3.2. Свободные таможенная и экономическая зоны…………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 52.83 Кб (Скачать файл)

Страны Совета экономической  взаимопомощи (СЭВ) во главе с СССР также поддержали требования развивающихся  государств к промышленно развитым странам в вопросе пересмотра таможенных льгот и преференций. К 1965 г. СССР одним из первых государств-членов ЮНКТАД предоставил развивающимся странам на невзаимной основе и на неограниченный срок преференции в форме полной отмены пошлин на все товары, в том числе на готовые изделия, а также на сырьевые и сельскохозяйственные товары. В 1972 г. таможенные преференции развивающимся странам были предоставлены Болгарией, Венгрией и Чехословакией.

В 1980 г. СССР, Болгария, Венгрия, Польша и Чехословакия, составлявшие основу Совета экономической взаимопомощи, подписали Соглашение об унифицированных  Правилах, определяющих происхождение  товаров развивающихся стран  при предоставлении тарифных преференций  в рамках Общей системы преференций. Договорившиеся стороны руководились: во-первых, стремлением обеспечить благоприятные условия доступа к своим рынкам для товаров, происходящих из развивающихся стран; во-вторых, были учтены резолюцию 1 и 4 сессий ЮНКТАД в отношении развивающихся стран. Правила, принятые в рамках одного соглашения, действуют и по настоящее время.6

Таким образом, в 80-х гг. прошлого столетия в рамках созданной Общей  системы преференций были сформированы унифицированные мировые Правила, определяющие происхождение товаров  из развивающихся и наименее развитых стран. Эти Правила в настоящее время являются основополагающим документом, регламентирующим порядок, критерии и условия предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых из развивающихся стран.

 

1.2. Порядок предоставления  тарифных льгот

 

При осуществлении торговой политики в пределах таможенной территории Таможенного союза допускается  предоставление тарифных льгот в  виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины  в отношении товаров:7

  1. ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза и (или) вывозимых с этой территории временно под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных процедур, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза;
  2. вывозимых в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с межправительственными соглашениями, участником которых является Российская Федерация;
  3. вывозимых с таможенной территории Таможенного союза в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд, определяемых в соответствии с законодательными актами государств – членов таможенного союза;
  4. ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства.8

Соглашение между правительствами  Белоруссии, Казахстана и России о едином таможенно - тарифном регулировании от 25 января 2008 г. определяет принципы такого регулирования на территории таможенного союза, в том числе применение освобождения от уплаты таможенных пошлин, перечень категорий товаров, а также случаев их освобождения от уплаты пошлин. При этом соглашением определено, что о предоставлении тарифных льгот в иных случаях, их унификации либо применении в одностороннем порядке правительства трех стран договорятся дополнительно.

 

1.3. Общая система  тарифных преференций

 

Разграничивая тарифные льготы и тарифные преференции, таможенно - правовая доктрина нередко объединяет их в единое понятие "таможенно - тарифные льготы", под которыми понимаются все виды льгот, используемых при осуществлении таможенно - тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Анализируя нормы, содержащиеся в ст. 36 и 37 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 28.06.2009) "О таможенном тарифе", можно сделать следующие выводы. Во-первых, что предоставление тарифных льгот и преференции осуществляется в разных видах. Во-вторых, тарифные льготы и тарифные преференции также  отличаются и по основаниям предоставления. Предоставление тарифных преференций, прежде всего, зависит от страны происхождения  товара. Для решения вопроса о  возможности использования тарифных льгот, необходимо определить, например, под какой таможенной процедурой ввозится товар, в каких целях  он ввозится на таможенную территорию Таможенного союза и т.д. В-третьих, тарифные льготы могут предоставляться  в связи с уплатой как ввозных, так и вывозных таможенных пошлин. Тарифные преференции предоставляются  в связи с уплатой исключительно  ввозных таможенных пошлин.

При осуществлении таможенно - тарифного регулирования страна происхождения товара оказывает определяющее влияние на выбор ставки, по которой должна рассчитываться ввозная таможенная пошлина.

В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин могут быть разделены на:9

  1. нулевые;
  2. минимальные (базовые);
  3. преференциальные;
  4. максимальные (двойные).

Нулевыми ставками облагаются товары, происходящие и ввозимые из наименее развитых стран.

Минимальными ставками облагаются товары, происходящие из государств, которым  в торговле с Российской Федерацией предоставлен режим наибольшего  благоприятствования (далее - РНБ). Они  являются базовыми ставками.

В отношении товаров, происходящих из государств, которым Россия не предоставляет  РНБ, применяются базовые ставки, увеличенные в два раза. Такие  ставки называются максимальными или  генеральными.

Преференциальные ставки - это разновидность льготных ставок, предоставляемых отдельным странам  или группам стран.

В конце 2008 года страны Таможенного союза подписали Протокол о единой системе тарифных преференций, которая применяется с 1 января 2010 года. Тарифные преференции дают право импортерам применять нулевые либо сниженные ставки ввозной таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров.

Ранее в России применялась  национальная система преференций, в рамках которой к определенному перечню преференциальных товаров при их ввозе в Россию применялись сниженные ставки пошлин.

Принципиально создание единой системы преференций ничего не изменило. Отличием является применение всеми странами Таможенного союза единых перечней стран, которым предоставляются преференции, единого перечня преференциальных товаров и единых правил определения страны происхождения товаров.

В рамках применения единой системы преференций на уровне Комиссии таможенного союза утверждены:10

  1. перечень развивающихся стран (103 государства) — снижение ставки ввозной пошлины на 25%;
  2. перечень наименее развитых стран (49 государств) — применение нулевой ставки ввозной пошлины;
  3. перечень преференциальных товаров (товары из 49 товарных групп).

Условия применения тарифных преференций аналогичны тем, что установлены в рамках национальной преференциальной системы в России.

Во-первых, это означает закупку товара у лица, зарегистрированного  в развивающейся (наименее развитой) стране, с территории которой товар происходит. Во-вторых, поставка из развивающейся (наименее развитой) страны на единую территорию Таможенного союза будет происходить без провоза через территорию другого государства. В-третьих, условием применения преференций является их документальное подтверждение, что означает обязанность представления при таможенном оформлении товара сертификата происхождения по форме «А».

В качестве особенности  применения тарифных преференций следует отметить возможность расхождения (не более чем на 5%) фактически поставленного количества товара с количеством, указанным в сертификате происхождения товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ТАРИФНЫЕ ЛЬГОТЫ  В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННЫХ ЛЬГОТ

 

Под таможенной льготой понимается любая льгота, касающаяся правил, установленных  таможенным законодательством (льготы по таможенному оформлению, таможенному  контролю и т.д.), в том числе  и льгота по уплате таможенных платежей, к которым помимо таможенной пошлины  отнесены НДС, акцизы и другие обязательные платежи, взимаемые в связи с  перемещением товара через таможенную границу.

Тарифная льгота подразумевает  льготное налогообложение в связи  с взиманием только таможенной пошлины, ставка которой содержится в таможенном тарифе. Таким образом, понятие таможенной льготы шире понятия тарифной льготы.

Например: товары, происходящие с таможенной территории Югославии, попадают под действие тарифных преференций, предусмотренных в статье 36 Закона "О таможенном тарифе", однако это не означает, что такие товары освобождаются от таможенного оформления, таможенного контроля и т.п. Не означает это также и того, что товары, страной происхождения которых  является Югославия, освобождаются  от уплаты всех таможенных платежей.

В последнее время произошло  значительное сокращение тарифных льгот, которые в различных формах предоставлялись  отдельным организациям, но эти действия должны рассматриваться не как ужесточение  режима внешнеторгового регулирования, а как одно из направлений наведения  порядка в данной сфере государственного управления.

Одной из основных характеристик  тарифных льгот является то, что  они не могут носить индивидуального  характера. Этот запрет индивидуализации тарифных льгот отвечает принципам  государственного регулирования внешнеторговой деятельности и, в частности, принципу равенства участников внешнеторговой деятельности и их не дискриминации.

Также основной характеристикой  тарифных льгот является то, что  она представляет собой инструмент реализации торговой политики страны, используемый как в одностороннем  порядке, так и на условиях взаимности. В последнем случае льгота может  содержаться как в акте законодательства стран-членов Таможенного союза (внутреннее право), так и в международном  договоре (международное право), при  этом норма международного договора, участником которого является Российская Федерация, имеет преимущественную силу по сравнению с аналогичной  нормой внутреннего.11

К основным видам тарифных льгот относятся: возврат ранее  уплаченной таможенной пошлины; освобождение от уплаты таможенной пошлины; снижение ставки таможенной пошлины; установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

 

 

2.1. Нормативно-правовая  база по тарифным льготам в  Таможенном союзе

 

Применение тарифных льгот  в любой стране жестко связно с  действующей законодательно – правовой базой. Практическое применение льгот  основывается как на внутреннем законодательстве стран – членов Таможенного союза, так и на международном праве.

В отношении применения льгот  по уплате таможенных платежей в Таможенном союзе действуют следующие основные нормативно – правовые акты: Таможенный кодекс Таможенного союза (2011), Закон  РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 28.06.2009) "О  таможенном тарифе", Налоговый кодекс Российской Федерации (2011). Эти три  законодательно – правовых документа  занимают центральное место в  правовом механизме таможенного  регулирования, затрагивают все  основные правовые вопросы, возникающие  в таможенной практике Таможенного  союза.

Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 28.06.2009) "О таможенном тарифе" более подробно описывает порядок  и правила освобождения и предоставления тарифных льгот. Действующий таможенный тариф применяется в отношении  ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза товаров  из этой территории.

Среди других законодательно – нормативных актов следует  отметить

Решение Комиссии таможенного союза от 15 июля 2011 г. N 728 «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе  отдельных категорий товаров  на Единую таможенную территорию Таможенного  союза»; Решение Комиссии таможенного  союза от 27 ноября 2009 г. N 130 «О Едином таможенно – тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»; Решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130 «Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции».

 

 

2.2. Виды тарифных  льгот

 

Льготы по таможенным платежам являются одним из наиболее существенных видов льгот, предоставляемых в  соответствии с действующим законодательством (таможенным законодательством, законодательством  о налогах и сборах). Наибольший интерес такой вид льгот представляет для лиц, осуществляющих внешнеэкономические  операции.

Все тарифные льготы можно  на 4 основные группы:12

  1. возврат ранее уплаченной таможенной пошлины;
  2. освобождение от уплаты таможенной пошлины;
  3. снижение ставки таможенной пошлины;
  4. тарифные квоты.

Возврат ранее уплаченной таможенной пошлины предусматривается  отдельными таможенными процедурами; например, при реимпорте товаров в течение трех лет с момента вывоза таможенный орган возвращает уплаченные суммы вывозных таможенных пошлин, а при помещении под процедуру таможенного склада товаров, предназначенных для вывоза в соответствии с таможенной процедурой экспорта, таможенные пошлины, уплаченные за такие товары, возвращаются, если такой возврат предусмотрен при фактическом вывозе товаров. Возврат ранее уплаченных пошлин предусматривают и такие таможенные процедуры, как переработка товаров на таможенной территории, свободный склад, свободная таможенная зона, переработка товаров вне таможенной территории, реэкспорт товаров.

Информация о работе Тарифные льготы: сущность, характеристика, цели применения, механизм практической реализации