Тарифные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: мировая практика использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
Для достижения этой цели необходимо решить поставленные задачи:
- исследовать таможенно-тарифный механизм в современной России, как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности;
исследовать нормативно-законодательную базу таможенно-тарифного регулирования;
- провести мониторинг мер тарифного регулирования, предпринимаемых Россией и иностранными государствами после мирового финансового кризиса;
- проанализировать современные направления совершенствования таможенно- тарифного регулирования в России;

Содержание

Введение……. ………………………….стр.2-4
Глава I. Механизм таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в современной России
1.1. Сущность, цели, функции и основные средства таможенно¬тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в
России ..стр. 5-8
1.2. Средства таможенно-тарифного регулирования ВЭД ........ .стр. 8-23
1.3. Современное законодательство в сфере таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России ..........стр. 23-27
Глава II. Анализ таможенно-тарифных средств регулирования внешнеэкономической деятельности в России на современном этапе развития
2.1. Таможенно-тарифное регулирование и обеспечение внешнеторг овой
безопасности стр. 28-31
2.2. Показатели применения тарифных средств регулирования ВЭД в
России после финансового кризиса .стр. 31 -32
Глава III. Проблемы и перспективы развития таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России
3.1. Проблемы таможенно-тарифного регулирования .............стр. 33-34
3.2. Основные направления и планы, принятые в целях противодействия
негативным последствиям мирового финансового кризиса стр. 34-38
Заключение .стр. 39
Список используемой литературы .стр. 40-41
Приложение ....стр. 42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик Ксю.doc

— 120.09 Кб (Скачать файл)

Пополнять казну во время  экономической нестабильности ведомство  предлагает за счет товаров, не имеющих  важного социального или иного  государственного значения. К таким Минэкономразвития отнесло субтропические овощи и фрукты, табачное сырье, музыкальные инструменты, игрушки, спортинвентарь, канцелярские принадлежности, корма, некоторые химические товары, парфюмерно-косметические товары, бытовую и офисную технику, велосипеды, мотоциклы, контейнеры, фототехнику и часы. Повышение пошлин на ввоз этих товаров приведет к их удорожанию.

На втором этапе, с 2011 до 2014 года, планируется отказаться от применения вывозных таможенных пошлин, за исключением товаров энергетической группы, необработанного леса.

Глава III. Совершенствование таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России.

3.1. Проблемы таможенно-тарифного  регулирования

Несмотря на всю убедительность аргументов в пользу свободной торговли, в действительности на ее пути стоит  большое количество барьеров. Политика свободной торговли (фритредерство) - непозволительная роскошь для государства. Ее проведение предполагает такой уровень  стабильности экономики, устойчивости и рентабельности предприятий, который  может оградить национального производителя  от массированной иностранной конкуренции, удержать его на плаву и помочь укрепить свои позиции. Экономика нашего государства еще не достигла стадий развития, позволяющей выступать на равных во внешнеторговых отношениях с иностранными партнерами. Поэтому наиболее предпочтительной в современных условиях представляется проводимая политика протекционизма, предполагающая установление высокого уровня таможенного обложения в первую очередь для товаров, ввозимых на территорию страны.

Таможенную политику зачастую называют тарифной политикой, имея в  виду то, что ее основой выступает  система мероприятий, связанных  с установление государством ставок таможенных пошлин. Ни одна страна в  мире не позволит провозить через  свои границы нерегулируемый поток  товаров и услуг. Ограничения  обычно налагаются на ввоз, иногда на вывоз. Прямые или косвенные субсидии предоставляются  отечественным отраслям, чтобы дать им возможность конкурировать с  иностранной продукцией внутри страны и за рубежом. В общем, государственное  воздействие зачастую достигает  экономических, социальных или политических целей.

В современных условиях таможенно - тарифное регулирование выступает фундаментом финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации. В соответствии со ст. 10 Таможенного кодекса РФ взимание таможенных пошлин, налогов и иных платежей является одной из ведущих функций таможенной администрации, как и в большинстве стран мира. В ст. 50 Бюджетного кодекса РФ закреплено, что таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи являются налоговыми доходами федерального бюджета. Обложение товаров и транспортных средств обязательными платежами в силу самого факта их перемещения через таможенную границу предполагает использование финансово - правового метода регулирования.

3.2. Основные направления  и планы, принятые в целях  противодействия негативным последствиям  мирового финансового кризиса

В целях противодействия  негативным последствиям мирового финансового  кризиса ведущими государствами, союзами  государств, а также рядом международных  организаций были приняты различные  антикризисные программы, пакеты мер  и планы действий. Кроме того, были выделены значительные финансовые ресурсы для поддержки отдельных  ведущих отраслей экономики, или  отраслей, подвергшихся наибольшему  влиянию кризиса, предприняты другие шаги по прямой государственной поддержке  национальных экономик и социальной сферы.

Вместе с тем, некоторые  принятые решения включают также  ограничения на принятие государствами  антикризисных мер.

Россия вправе применять  ряд защитных мер для стабилизации ситуации на внутреннем рынке в условиях мирового экономического кризиса по аналогии с другими странами. В итоговой декларации саммита «группы двадцати», подписанной лидерами стран 15 ноября 2008 года в Вашингтоне подтверждена «принципиальная важность отказа от протекционизма и от замыкания в себе в периоды финансовой нестабильности».

Ссылаясь на этот документ Минэкономразвития отмечает, что аграны двадцатки взяли на себя обязательства в предстоящие 12 месяцев воздерживаться от создания новых барьеров для инвестиций или торговли, а также введения новых ограничений на экспорт или использования мер стимулирования экспорта, несовместимых с правилами Всемирной торговой организации (ВТО). В этой связи некоторые эксперты указывают на нарастание протекционистских настроений в России, находящих отражение в характере принимаемых антикризисных мер.

21 октября-2008 г. в Москве  на первом заседании министров  финансов стран СНГ стороны  договорились о том, что действия, применяемые отдельно взятой  страной СНГ, не должны осуществляться  за счет других стран Содружества,  чтобы это не сказывалось на  стабильности региона в целом.

Минэкономразвития констатирует, что в связи с кризисом многие страны приняли меры по корректировке  ставок таможенных пошлин, вводу и  снятия нетарифных ограничений, усилению финансовой поддержки экспорта, снижению уровня налоговой нагрузки на экспорт, стабилизации валютной сферы и платежного баланса, содействия притоку иностранных  инвестиций.

Основные направления  и планы Правительства Российской Федерации, которые необходимы для  российского общества в целях  противодействия негативным последствиям мирового финансового кризиса.

1. В сфере таможенно-тарифного регулирования:

По предложениям производителей рассматриваются вопросы по корректировке  ставок таможенных пошлин:

Импорт:

Металлургия:

  • отмена ставок ввозных таможенных пошлин на отходы и лом магния;
  • отмена ставки ввозной таможенной пошлины на катанку высокоуглеродистую для производства металлокорда;
  • повышение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов труб;
  • повышение ставок ввозных таможенных пошлин на нержавеющие трубы;

Автомобилестроение:

  • корректировка ставок ввозных таможенных пошлин на автомобильные полуприцепы;
  • повышение ставок ввозных таможенных пошлин на грузовые шины;
  • снижение ставок ввозных таможенных пошлин на отдельные виды высокотехнологичного оборудования, не производимого в Российской Федерации;

Химическая промышленность:

  • снижение ставки ввозной таможенной пошлин на алкилбензолсульфокислоту;
  • корректировка ставки ввозной таможенной пошлины на пентаэритрит, введение евросоставляющей;

Прочие:

- понижение ставок ввозных таможенных пошлин на цветные драгоценные камни;

- отмена ставки ввозной  таможенной пошлины на алмазы  производственно- технического назначения;

- корректировка ставок ввозных таможенных пошлин на латексное и каучуковое сырье и изделия из них;

- отмена ставки ввозной таможенной пошлины на бутадиен;

- отмена ставки ввозной таможенной пошлины на полистирол общего назначения;

  • отмена ставок ввозных таможенных пошлин на материалы, используемые в конструкции солнечных модулей;
  • повышение ставок ввозных таможенных пошлин на алмазные инструменты;

Экспорт:

Металлургия:

  • введение ставки вывозной таможенной пошлины на отходы и лом магния;
  • отмена ставки вывозной таможенной пошлины на отходы и лом медные;
  • отмена ставок вывозных таможенных пошлин на вторичные алюминиевые сплавы;

Химическая промышленность:

  • отмена ставок вывозных таможенных пошлин на минеральные удобрения;

Горнодобывающая промышленность:

  • отмена ставки вывозной таможенной пошлины на продукты переработки угля (кокс и полукокс).
  1. Нефтегазовая отрасль
  • разработка общего подхода к налогообложению и принципу исчисления таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, оптимизация корзины «темных» и «светлых» нефтепродуктов;
  • проработка вопроса о возможности изменения порядка уплаты таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты;
  • уточнение расчета налога на добычу полезных ископаемых для нефтяной отрасли., за счет изменения формулы его расчета (повышение коэффициента отсечения);
  • сокращение нормативных сроков полезного использования скважин и основного нефтедобывающего оборудования.
  1. Нормативно-правовая база внешнеэкономической деятельности
  • изменение действующей нормативной правовой базы в части увеличения возможного авансирования получателями средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) на закупку автомобильной и дорожностроительной техники, производимой на территории Российской Федерации, в размере до 50 % суммы договора (контракта) без обеспечения его исполнения при условии закупки техники непосредственно у производителей;
  • разработка нормативных документов, обеспечивающих возможность применения таможенного режима «переработка для внутреннего потребления»;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате курсовой работы была рассмотрена система тарифного  регулирования внешнеэкономической  деятельности в Российской Федерации.

В ходе выполнения курсовой работы были рассмотрены следующие темы: В первой главе рассмотрен механизм таможенно-тарифного регулирования. Выявлены цели, функции и средства таможенно-тарифного регулирования ВЭД, а также проанализировано современное законодательство в сфере тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Во второй главе проведен мониторинг мер, применяемых в России для минимизации последствий  мирового финансового кризиса.

В третьей главе исследованы  современные направления совершенствования  таможенно-тарифного регулирования  в Российской Федерации.

Значение таможенно-тарифного  регулирования на современном этапе  велико. Таможенное регулирование - это  один из базовых институтов любой  экономики. Особенно важна его роль в государствах, которые осуществляют переход от централизованной экономики  к рыночной. Это прямо относится к России: при таких масштабных переменах, какие сейчас происходят в стране, необходимо опираться на те инструменты, которые изначально, в силу своей природы; должны быть проводниками рыночных реформ. Задача таможенной системы состоит в том, чтобы состыковать новую экономическую систему России с системой мирохозяйственных связей и за счет этого дать импульс развитию внешнеэкономических связей. Одним из условий, является соответствующее постановка таможенного дела. И как следствие развитие правовой базы всего ТД Россия, имеет исключительно благоприятные перспективы интеграции в международную таможенную систему.

 

Список используемой литературы

  1. Агустамов Э.А. Внешнеэкономическая деятельность: сущность и основы организации ВЭД в России / Э.А. Агустамов, Р.С. Андреева. — Москва: Издательство «Интерэксперимент», 2008.
  2. Андрейчук E.JI. Экономика таможенного дела: Учебник / ЕЛ. Андрейчук, В.Ю. Дианова, В.П. Смирнова; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. - Владивосток: ВФ РТА, 2006.
  3. Бондарь JLA. Таможенная стоимость: Учебник / под общ. ред. Л.А.Бондарь и В.А.Шамахова. - М.: Софт издат, 2007.
  4. Новиков В.Е. Таможенная пошлина как инструмент государственного регулирования экономики: монография / В.Е. Новиков. - М.: РИО РТА, 2006.
  5. Пансков В.Г. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в России: учебно-методическое пособие / В.Г, Пансков, В.В. Федоткин. - М: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2008.
  6. Пресняков В.Ю. Совершенствование системы таможенно-тарифного регулирования внешней торговли в России / В.Ю. Пресняков. - М.: РИО РТА, 2008.
  7. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник /Е.Ф. Прокушев. -6-е издание, испр. и доп. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009.
  8. Свинухов В.Г. Таможенное дело: Учебник / В.Г. Свинухов. - М: Экономистъ, 2005.
  9. Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость: Учебник / В.Г. Свинухов. - М: Экономистъ, 2005.
  10. Филлипенко С.В. Таможенное регулирование в системе государственного управления Российской Федерации / С.В. Филлипенко. - М.: РАГС, 2006.

Информация о работе Тарифные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: мировая практика использования