Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 20:11, курсовая работа
Цель работы - изучить различные методы для защиты внешней экономики России и стран СНГ.
Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:
-изучить историю таможенного сотрудничества со странами СНГ;
-показать, как осуществляется таможенное регулирование в рамках СНГ;
-выявить проблемы и показать перспективы развития таможенного сотрудничества со странами СНГ.
Введение 3
Глава 1. Таможенное регулирование в рамках СНГ: история, правовые основы и содержание 5
Глава 2. Проблемы и перспективы развития таможенного сотрудничества со странами СНГ 16
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Сегодня таможенное сотрудничество Федеральных Таможенных Служб (далее ФТС) России в формате СНГ строится с учетом Концепции дальнейшего развития Содружества независимых государств и Плана основных мероприятий по ее реализации, одобренных решением Совета глав государств СНГ в Душанбе 5 октября 2007 года4.
Интеграционный процесс сегодня идет практически на всех странах и континентах. В этот процесс включаются различные по уровню своего политического и экономического развития государства. И Россия в этом плане не исключение. Страны современного мира стремятся к интеграции, которая облегчает движение товаров и капиталов, способствуя тем самым развитию экономики. Одним из элементов такой интеграции является унификация таможенных процедур и взаимное содействие в осуществлении функций таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Современная практика осуществления такого сотрудничества в нашей стране идет по нескольким направлениям:
В то же время, несмотря на кажущееся многообразие интеграционных группировок, закономерность этапов их экономической интеграции приблизительно одинакова и выглядит следующим образом:
Результаты экономического сотрудничества и интеграции в рамках государств-участников СНГ будут зависеть, в том числе и от практического использования этими государствами уже накопленного международного опыта. Правовую основу такого сотрудничества составляет, прежде всего, утвержденный в 1993 г. Устав СНГ, который среди прочих намерений в деятельности Союза закрепил, и намерение государств создать общий рынок товаров и услуг, что невозможно сделать без участия в этом процессе таможенных органов6. Возглавляет и направляет работу по осуществлению взаимодействия таможенных служб стран СНГ специально для этого созданный орган — Совет руководителей таможенных служб государств-участников СНГ. К компетенции этого международного органа относится создание условий для унификации таможенных правил и используемых для таможенных целей документов, координация взаимодействия таможенных служб, а также разработка единых принципов осуществления валютного контроля таможенными службами стран-участниц Содружества. В процессе осуществления своей деятельности в целях практического взаимодействия в сфере таможенного дела Советом были подготовлены и утверждены 10 февраля 1995 г. Основы таможенных законодательств государств-участников СНГ. Данный документ, структура которого состоит из 43 главы и 234 статьи, определяет основные принципы правового, экономического и организационного регулирования таможенного дела в государствах-участниках СНГ7.
В соответствии с Основами к сфере таможенного дела отнесены таможенная политика, порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, производство таможенного оформления и осуществление таможенного контроля (ошибка все та же — выделение таможенной политики наряду с мерами по ее реализации в качестве элемента таможенного дела). Помимо Основ, являющихся базовым документов в сфере унификации таможенного регулирования стран-участников СНГ, существует еще целый ряд нормативно-правовых актов, направленных на развитие сотрудничества этих стран в таможенно-правовой сфере.
В частности, например, заключенное 8
июля 1995 г. Соглашение о порядке таможенного
оформления товаров, происходящих с таможенных
территорий государств-участников СНГ
и перемещаемых между ними в соответствии
с таможенным режимом выпуска для свободного
обращения, целью которого явилось создание
необходимых технических и прочих условий
для практической реализации режима свободной
торговли между этими государствами. Предложение
не воспринимается. А режим свободной
торговли, предусмотренный соответствующим
Соглашением о создании зоны свободной
торговли в рамках СНГ, в свою очередь,
предполагал освобождение от таможенных
пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное
действие, и устранение всякого рода количественных
ограничений. Помимо общей унификации
таможенных процедур в рамках стран СНГ,
с некоторыми из этих стран Россия установила
более тесные взаимоотношения в таможенно-правовой
сфере. Об этом уже писалось. Во взаимоотношениях
России и Республики Беларусь унифицировались
не только технологии таможенного оформления
и контроля, методика определения таможенной
стоимости товаров, но также идет и работа
по унификации валютного законодательства,
а также законодательства, регламентирующего
юрисдикционную деятельность таможенных
органов с целью снижения уровня правонарушений
в таможенной сфере и повышения эффективности
правоохранительной деятельности таможенных
органов обоих государств.
Во
взаимоотношениях с остальными государствами-участниками
Таможенного союза действует упрощенный
порядок таможенного оформления товаров,
происходящих из этих государств. Упрощенный
порядок заключается в отказе от обязательного
представления в таможенные органы грузовой
таможенной декларации и в отмене взимания
таможенных сборов за таможенное оформление
таких товаров, а в остальном — порядок
таможенного оформления и контроля остается
единым.
Таким образом можно сделать вывод, что Россия, страны СНГ - участники Таможенного союза и СНГ в целом на пути их интеграции в единый, прочный и сбалансированный элемент мировой экономической системы уже прошли ряд организационных этапов. Дальнейшее развитие механизма его становления можно будет проследить в динамике по мере углубления уже начатых интеграционных процессов.
Глава 2. Проблемы и перспективы развития таможенного сотрудничества со странами СНГ
За время, прошедшее после распада СССР в странах Содружества произошли значительные перемены, возникли существенные различия в хозяйственных механизмах и законодательствах, в принципах и способах регулирования внутренней и внешней экономической политики.
Несмотря на предпринимаемые усилия по созданию эффективного Экономического Союза, объединяющего страны участницы СНГ, приходится констатировать, что на этом направлении не удалось достичь желаемых результатов.
Технологическое разделение труда и единые
стандарты, унаследованные от советского
периода, знакомство с продукцией друг
друга, характер общей подготовки персонала
и т.д. создавали хорошие возможности для
взаимного обмена. Конечно, эта продукция
по качеству и техническому уровню часто
не соответствует требованиям мировых
рынков, но торговля в границах Содружества
позволяет поддерживать часть производств.
В дальнейшем повышать качество и технический
уровень продукции легче на базе работающих
предприятий, чем начинать с нуля.
Сегодня у республик и
Эти проблемы носят в основном системный характер, связаны с темпами экономических и социально - политических реформ и не могут быть решены в короткие сроки.
Мировой финансовый кризис, начавшийся
с потрясений в странах Юго-Восточной
Азии в 1997 г., ухудшил перспективы для экспорта
стран - членов СНГ. Отрицательное воздействие
на интеграционные процессы оказал финансовый
кризис, разразившийся в России в августе
1998 г. Тем не менее, он серьезно не подорвал
объективную заинтересованность стран
— членов СНГ в сохранении и дальнейшем
развитии взаимных
Некоторое
оживление и модификацию внесла в интеграционные
процессы идея интеграции «разных скоростей»,
т.е. создание союзов между различными
странами — членами СНГ с разной степенью
интегрированности и с разными сферами
совместной деятельности. Наиболее интенсивная
интеграция в различных областях идет
между Россией и Белоруссией. Значительное
большинство белорусского населения и
высшее политическое руководство страны
выступают за тесный союз с Россией, вплоть
до создания конфедеративного государства. За
интеграцией «разных скоростей» стоят
объективные интересы стран — членов
СНГ в различных областях8. По-видимому,
позитивные моменты в регионализации
СНГ все же преобладают, и они вполне могут
ужиться с общими интеграционными процессами,
а нередко — и стимулировать их, однако
при условии, если между субрегиональными
группировками не возникнут серьезные
противоречия.
Сегодня всем очевидна острая необходимость эффективной реализации Соглашения о создании зоны свободной торговли, ликвидации технических барьеров и других ограничений, которые мешают развитию свободного товарооборота, потребности в совершенствовании порядка взимания косвенных налогов, исключающем двойное налогообложение для товаропроизводителей, необходимость содействия отечественным банкам в развитии сети филиалов в странах Содружества, снижения уровня железнодорожных тарифов, унификации правил таможенных процедур с последующим переходом к более тесному таможенному и платежному взаимодействию.
Незрелость рыночных институтов, слабость в странах Содружества, в том числе и в России, среднего предпринимательского класса заставляет вести поиск новых принципов развития сотрудничества на макро- и микро- уровне.
Межгосударственный экономический Комитет
стран Содружества представил концепцию
экономического интеграционного развития
СНГ, в которой нашли свое отражение приоритеты
социально-экономического развития в
условиях углубления межгосударственных
экономических отношений, пути, мероприятия,
механизмы и этапы их практического осуществления.
Вместе с тем вызывает определенное
беспокойство стремление решения многих
проблем исключительно политическими
методами. В деятельности Содружества
прослеживается ощутимый разрыв между
уровнем политических контактов и темпами
экономического сотрудничества. Отсутствие
доверия, разобщенность целей, непоследовательность
ставят политические интересы выше необходимости
экономической интеграции и заставляют
страны СНГ искать центры притяжения вне
рамок Содружества. В результате растрачивается
потенциал и те конкурентные преимущества,
которые могли бы быть обращены на благо
всех стран участниц9.
Попытки же искусственно форсировать
процесс с целью создания нового союзного
государства (как в случае с Белорусией)
вызовет множество проблем в самой Российской
Федерации.
В рамках развития взаимовыгодного сотрудничества ведется поиск эффективных форм совместной производственной, научно-технической, инвестиционной и коммерческой деятельности, учреждаются совместные предприятия с участием партнеров из стран СНГ, создаются благоприятные условия для всесторонних контактов физических и юридических лиц, включая их участие в выставках и ярмарках, в обмене информацией и других формах сотрудничества. Лидирующая роль российской таможенной службы сохраняется в такой важной сфере сотрудничества, как обучение и подготовка кадров. Российская таможенная академия (далее РТА) является региональным базовым центром по подготовке кадров для таможенных служб государств - участников СНГ. С 1995 года в РТА поступило 644 человека из стран СНГ. В настоящее время в РТА обучается 315 студентов из стран СНГ, из них 137 по очной и 178 по заочной форме обучения. В адъюнктуре находятся на обучении в форме соискательства пять человек10. Однако цифры отражают только количество. Подготовка квалифицированных кадров - это будущее таможенной системы СНГ и поэтому вырабатываются новые подходы к процессу обучения специалистов для таможенных органов. В рамках Совета одобрена Концепция профильной подготовки кадров для таможенных служб государств - участников СНГ на базе РТА, которая послужит основой для разработки Программы повышения эффективности и качества подготовки кадров.
25-26 марта 2008 года в г. Таганроге
(Ростовская область) прошло заседание
экспертов Совета
Представители российской таможенной службы предложили проект Протокола об организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенные границы государств-участников СНГ. Также российской стороной были предложены к обсуждению вопросы практики применения государствами-участниками СНГ Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ на основе 4-ой редакции Гармонизированной Системы и Концепция профильной подготовки кадров для таможенных служб государств-участников СНГ на базе Российской таможенной академии. У таможенных служб Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии нет своих таможенных академий, и предложение о подготовке кадров в России и Украине эксперты внесли в повестку ближайшего заседания руководителей таможенных служб11. ФТС России проводит большую работу по укреплению сотрудничества с государствами, входящими в Содружество Независимых Государств.
Важным для достижения целей экономического сотрудничества стран СНГ будет оставаться комплекс вопросов, связанных с тарифным и нетарифным регулированием. По этому направлению взаимодействие таможенных служб развивается достаточно эффективно. Среди основных механизмов упрощения процедур таможенного оформления центральное место занимает использование современных информационных технологий и доступ к ним всех участников процесса международной торговли. Актуальная для ФТС России тема - сотрудничество в области информационного обмена - находит свое воплощение и в формате СНГ. Разработан проект, и в ближайшее время ожидается подписание межведомственного Протокола об организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенные границы государств - участников СНГ, который послужит основой для развития "информационного" направления сотрудничества.
Информация о работе Тенденции и перспективы таможенного сотрудничества в рамках СНГ