Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 17:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Таможенная система".
2) документы, подтверждающие
3) документы, подтверждающие
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие
лица, уплатившего таможенные
6) иные документы, которые могут
быть представлены лицом, для
подтверждения обоснованности
3. Если в таможенный орган
ранее представлялись
4. При отсутствии в заявлении
о возврате требуемых сведений
и непредставлении необходимых
документов указанное
5. При обнаружении факта
6. Возврат излишне уплаченных
или излишне взысканных
7. Возврат излишне уплаченных
или излишне взысканных
8. Возврат излишне уплаченных
или излишне взысканных
9. При возврате излишне
10. Возврат излишне уплаченных
или излишне взысканных
11. Зачет излишне уплаченных
или излишне взысканных
12. Возврат излишне уплаченных
или излишне взысканных
1) при наличии у плательщика
задолженности по уплате
2) если сумма таможенных пошлин,
налогов, подлежащих возврату, составляет
менее 150 рублей, за исключением
случаев излишней уплаты
3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
13. При наличии задолженности
по уплате таможенных пошлин,
налогов, пеней и процентов
таможенный орган вправе
14. При возврате таможенных
15. Форма заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и форма решения таможенного органа о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Вопрос 40. Понятие, цели, принципы таможенного контроля. («Общие положения о таможенном контроле»).
Таможенный контроль является одним
из средств реализации таможенной политики
Российской Федерации и представляет
собой совокупность мер, осуществляемых
таможенными органами в целях
обеспечения соблюдения участниками
таможенно-правовых отношений требований
норм таможенного законодательства.
Его цели и задачи, а также формы
и порядок осуществления
Таможенный кодекс РФ содержит восемь
форм таможенного контроля: шесть основных
(в ст. 180) и две дополнительных (в ст. 186
и ст. 197).
1. Проверка документов и сведений, необходимых
для таможенных целей. Заключается в изучении
документов на перемещаемые через таможенную
границу товары и транспортные средства,
определении соответствия их оформления
установленным правилам и может предшествовать
другим формам таможенного контроля, таким
как таможенный досмотр, учет товаров
и транспортных средств и др.
2. Таможенный досмотр (досмотр товаров
и транспортных средств, а также личный
досмотр, являющийся исключительной формой
таможенного контроля). Заключается в
фактической проверке сотрудниками таможенных
органов товаров и транспортных средств,
международных почтовых отправлений,
багажа физических лиц в целях установления
законности их перемещения через границу,
соответствия данных, указанных в таможенной
декларации и иных представленных в таможенный
орган документах (таких данных как наименование
товаров, их количество, стоимость и др.)
фактическим данным, а также в целях обнаружения
сокрытого перемещения товаров через
границу, предотвращения и пресечения
нарушений таможенного законодательства.
Для достижения указанных целей при проведении
таможенного досмотра нередко применяются
технические средства таможенного контроля,
такие как досмотровая рентгеновская
техника, оптико-механические и локационные
приборы, приборы контроля носителей аудио-,
видеоинформации, информации на магнитных
носителях и пр.
Таможенный досмотр бывает выборочным
и обязательным (обязательным).
Обязательному таможенному досмотру подлежат
следующие виды товаров:
• являющиеся подакцизными товарами или
близкими по наименованию в описательной
части документов с подакцизными товарами;
• подлежащие обложению таможенной пошлиной;
• подпадающие под меры нетарифного регулирования;
• близкие по наименованию к подлежащим
обложению таможенной пошлиной или
к подпадающим под меры нетарифного
регулирования, когда их классификация
по ТН ВЭД вызывает сомнения и устранить
эти сомнения можно только путем
проведения таможенного досмотра;
• пересылаемых в международных почтовых
отправлениях;
• в отношении которых имеется оперативная
информация, свидетельствующая о перемещении
этих товаров с нарушением требований
норм таможенного законодательства.
Таможенный досмотр как форму таможенного
контроля следует отличать от таможенного
осмотра — административного действия
должностных лиц таможенных органов, заключающегося
в проверке внешнего вида транс-
портных средств и находящихся в них товаров
без вскрытия грузовых помещений, тары
либо упаковки на предмет установления
законности их перемещения через таможенную
границу.
Исключительной формой таможенного досмотра
является личный досмотр, проводимый по
решению начальника таможенного органа
или сотрудника, его замещающего, в отношении
физического лица с целью обнаружения
сокрытых товаров. Проведение личного
досмотра (и именно поэтому он назван исключительной
формой таможенного контроля) возможно
только в исключительных случаях, когда
имеются достаточные основания предполагать,
что физическое лицо, следующее через
таможенную границу либо находящееся
в зоне таможенного контроля или транзитной
зоне аэропорта, открытого для международного
сообщения, скрывает при себе товары, являющиеся
объектами нарушения законодательства
России или международного договора с
участием России, контроль за исполнением
которых возложен на таможенные органы.
Личному досмотру как форме таможенного
контроля посвящена отдельная статья
Таможенного кодекса РФ (ст. 189). А порядок
его проведения регламентирован нормами
соответствующей инструкции — Инструкции
о порядке проведения личного досмотра
физических лиц, следующих через таможенную
границу Российской Федерации, либо находящихся
в зоне таможенного контроля или транзитной
зоне аэропорта, открытого для международного
сообщения (утверждена Приказом ГТК России
от 22 сентября 1997 г.).
3. Учет товаров и транспортных средств.
Проводится в рамках функции по ведению
таможенной статистики внешней торговли
и специальной таможенной статистики
и заключается в систематизированном
отражении интересующей информации о
товарах и транспортных средствах в специально
для этого заведенных регистрационных
книгах и журналах, а также на магнитных
носителях информации с применением соответствующих
программ. Например, существуют журналы
регистрации ГТД, журналы по учету оформленных
почтово-багажных вагонов на железнодорожных
пунктах пропуска, журналы регистрации
количества вывозимой из России иностранной
валюты и др.
4. Устный опрос физических и должностных
лиц. Проводится, как правило, при осуществлении
таможенного контроля багажа физических
лиц, пересекающих таможенную границу
в пунктах пропуска через нее. Заключается
в проведении опроса указанных лиц до
проведения таможенного досмотра с целью
выяснения наличия в их багаже предметов,
запрещенных к ввозу в Россию или вывозу
из нее, валюты и валютных ценностей, других
предметов, перемещение которых через
границу возможно только при условии строгого
соблюдения установленного для этого
порядка, выяснения целей и обстоятельств
поездки физического лица. Опрос как форма
таможенного контроля применяется и в
отношении должностных лиц на предмет
выяснения тех или иных обстоятельств,
необходимых для проведения таможенного
контроля и таможенного оформления товаров
и транспортных средств. Как правило, это
или сотрудники транспортных организаций,
осуществляющих международные перевозки
грузов либо пассажиров, или представители
иных юридических лиц — субъектов таможенно-правовых
отношений.
5. Проверка системы учета и отчетности.
Проводится таможенными органами на предприятиях
и в организациях, деятельность которых
подконтрольна таможенным органам (например,
на складах временного хранения), и заключается
в совершении действий по установлению
соответствия документации о перемещаемых
через таможенную границу товарах и транспортных
средствах предъявляемым требованиям.
6. Осмотр территорий и помещений складов
временного хранения, таможенных складов,
свободных складов, свободных таможенных
зон, магазинов беспошлинной торговли
и других мест, где могут находиться подлежащие
таможенному контролю товары и транспортные
средства либо осуществляется деятельность,
контроль за которой со стороны государства
отнесен к компетенции таможенных органов.
Заключается в проведении осмотра указанных
территорий и помещений на предмет наличия
там соответствующего оборудования, охраны
и пр. Такой осмотр проводится с целью
исключения любой возможности изъятия
находящихся там товаров и транспортных
средств минуя таможенный контроль.
7. Проверка финансово-хозяйственной деятельности
лиц, перемещающих товары и транспортные
средства через таможенную границу России,
таможенных брокеров и иных лиц, контроль
за деятельностью которых возложен на
таможенные органы Российской Федерации.
Проводится, в основном, с целью получения
информации о нарушениях этими лицами
таможенного законодательства, если имеются
достаточные основания полагать, что в
ходе проверки такая информация может
быть получена. Порядок и условия проведения
такой проверки регламентированы нормами
ст. 186 ТК РФ.
Исходя из целей проведения проверка финансово-экономической
деятельности лиц-участников внешнеэкономической
деятельности подразделяется на плановую
и внеплановую проверки. Плановая проверка
проводится в основном с целью контроля
за соблюдением юридическими лицами-участниками
внешнеэкономической деятельности таможенного
законодательства, а внеплановая — когда
имеются достаточные основания полагать,
что эти лица нарушают требования таможенно-правовых
норм.
В настоящее время российская таможня
вводит так называемый «зеленый коридор»
для юридических лиц-участников внешнеэкономической
деятельности. На практике это означает
следующее. Любая фирма по желанию может
подать в региональное таможенное управление,
в регионе деятельности которого эта фирма
расположена, заявление на получение ею
учетной карточки участника внешнеэкономической
деятельности. К заявлению должен быть
приложен необходимый перечень соответствующих
документов. После определенного рода
проверки в таможенных органах, этой фирме
может быть выдана учетная карточка участника
внешнеэкономической деятельности.
Это означает, что, пройдя проверку всего
один раз (в период получения учетной карты),
в дальнейшем эта фирма сможет работать
по упрощенной процедуре: будут существенно
сокращены всевозможные бюрократические
проволочки, связанные с проведением всевозможных
проверок, в ходе временного хранения
товаров на таможне, при декларировании,
основном таможенном оформлении и при
предварительных таможенных операциях.
Но главное - в будущем обладателей таких
учетных карт будут намного реже проверять.
А для самих таможенников эта мера значительно
снизит круг тех лиц, деятельность которых
надо проверять в обязательном порядке.
Для примера следует отметить, что на период
1999 г. всего в России было зарегистрировано
почти 300 тысяч участников внешнеэкономической
деятельности, и только 23% из них работают
постоянно. А выдача подобных учетных
карт должна привести к тому, что со временем
обязательные проверки необходимо будет
проводить лишь в отношении так называемых
«фирм-однодневок» либо тех фирм, в выдаче
учетных карт которым было отказано в
связи с выявленными с их стороны нарушениями
таможенных правил.
Подобное новшество российской таможни
по сути является еще одним шагом к таможенной
системе, принятой в странах Евросоюза,
где зарегистрированный законопослушный
участник внешнеэкономической деятельности
безналично перечисляет таможенные платежи
в бюджет и сообщает при этом свой регистрационный
номер, и этого становится вполне достаточным,
чтобы его товар без таможенного досмотра,
других таможенных процедур и, соответственно,
без задержек дошел до пункта назначения.
8. Инвентаризация товаров и транспортных
средств, находящихся под таможенным контролем,
в том числе товаров и транспортных средств,
в отношении которых таможенный контроль
возобновлен после их выпуска (ст. 197 ТК
РФ). Проводится как таможенным органом
самостоятельно либо таможенным органом
совместно с лицом, деятельность которого
проверяется, так и по поручению таможенного
органа — лицом, деятельность которого
проверяется. Поручение начальника таможенного
органа или его заместителя о проведении
инвентаризации товаров и транспортных
средств является обязательным к исполнению.
Проектом нового Таможенного кодекса
РФ предусмотрена еще и такая форма таможенного
контроля, как проверка исчисления и исполнения
обязанностей по уплате таможенных платежей.
При проведении таможенного контроля
таможенные органы вправе использовать
те его формы, которые являются достаточными
для обеспечения соблюдения действующего
законодательства. Это их право закреплено
в ст. 187 ТК РФ.
Виды таможенного контроля.
В зависимости от различных критериев
классификации в таможенном праве принято
выделять следующие виды таможенного
контроля:
1. В зависимости от той или иной формы
контроля — документальный таможенный
контроль (проверка документов и сведений,
необходимых для таможенных целей, проверка
системы учета и отчетности и др.) и фактический
таможенный контроль (таможенный досмотр
и др.).
2. В зависимости от предмета контроля
— таможенный контроль товаров и таможенный
контроль транспортных средств.
3. В зависимости от направления движения
товаров — таможенный контроль ввозимых,
таможенный контроль вывозимых и таможенный
контроль транзитных товаров.
4. В зависимости от вида транспортных
средств — таможенный контроль морских
и речных судов, таможенный контроль воздушных
судов, таможенный контроль железнодорожного
транспорта и таможенный контроль автомобильного
транспорта.
5. В зависимости от степени участия в осуществлении
таможенного контроля таможенных органов
сопредельных государств — односторонний
таможенный контроль (проводят таможенные
органы только одного из сопредельных
государств), двусторонний таможенный
контроль (проводят таможенные органы
обоих сопредельных государств, но раздельно)
и совместный таможенный контроль (проводят
таможенные органы обоих сопредельных
государств вместе и одновременно).
6. В зависимости от того, сколько раз товары
и транспортные средства подвергаются
таможенному контролю — однократный таможенный
контроль и многократный, еще называемый
повторным таможенным контролем (применяется,
например, в отношении товаров, помещаемых
под режим условного выпуска).
Общим принципом таможенного
контроля является недопустимость в процессе
его проведения причинения неправомерного
вреда лицам, их товарам и транспортным
средствам. Таможенные органы и их должностные
лица, причинившие своими действиями неправомерный
вред, несут за это ответственность в соответствии
с действующим законодательством. Вред,
причиненный правомерными действиями
(например, повреждение транспортного
средства путем его принудительной остановки
для проведения таможенного контроля
с помощью специальных средств или огнестрельного
оружия и др.), возмещению не подлежит.
Временные рамки таможенного контроля
характеризуются моментом его начала
и моментом его окончания. Иными словами,
перемещаемые через таможенную границу
товары и транспортные средства находятся
под таможенным контролем с момента его
начала и до момента его окончания в соответствии
с избранным таможенным режимом. Таким
моментом (моментом начала таможенного
контроля) при ввозе товаров и транспортных
средств является момент их пересечения
таможенной границы России, а при их вывозе
— момент принятия таможенным органом
таможенной декларации.
Грузовые и все иные операции с товарами
и транспортными средствами, находящимися
под таможенным контролем (упаковка, переупаковка
и пр.), возможны только с разрешения таможенных
органов.
Законодательством предусмотрена возможность
освобождения отдельных лиц и отдельных
видов товаров и транспортных средств
от определенных форм таможенного контроля.
Правом такого освобождения наделен Председатель
ГТК России.
В силу закона (ст. 188 ТК РФ) таможенному
досмотру не подлежат:
• личный багаж Президента РФ и следующих
вместе с ним членов его семьи;
• личный багаж членов Федерального Собрания
РФ и членов Правительства РФ, но только
при пересечении ими таможенной границы
в связи с исполнением своих депутатских
или служебных обязанностей;
• иностранные военные корабли (суда),
боевые и военно-транспортные воздушные
суда и военная техника, следующая своим
ходом.
Освобождение от определенных форм таможенного
контроля возможно и в соответствии с
международными договорами, участниками
которых является Российская Федерация.
Так, например, таможенный контроль дипломатической
почты осуществляется должностными лицами
таможенных органов только путем ее внешнего
осмотра (без вскрытия и досмотра), а также
путем проверки соблюдения установленных
требований о наличии маркировки и описания
почты в курьерском листе.
Вопрос 41. Формы и порядок проведения таможенного контроля.
Уполномоченные должностные
а) документальный контроль, т.е. проверку документов и сведений
(ст. 111);
- проверку системы учета товаров и отчетности
(ст. 121);
- таможенную проверку (ст. 122);
б) фактический контроль, т.е. таможенный осмотр (ст. 115);
- таможенный досмотр (ст. 116);
- таможенное наблюдение (ст. 114);
- проверку маркировки товаров специальными
марками, наличия на них идентификационных
знаков (ст. 118);
- таможенный осмотр помещений и территорий
(ст. 119);
- личный таможенный досмотр (ст. 117);
- учет товаров, находящихся под таможенным
контролем (ст. 120);
в) устный опрос (ст. 112);
г) получение объяснений (ст. 113).
В сравнении с ТК РФ в комментируемом Кодексе
по формам таможенного контроля произведены
следующие новации:
- вместо термина "осмотр помещений
и территорий" (ст. 375 ТК РФ) используется
термин "таможенный осмотр помещений и территорий"
(ст. 119 комментируемой главы);
- вместо формы таможенного контроля "таможенная
ревизия" (ст. 376 ТК РФ) введена форма
таможенного контроля "таможенная
проверка" (ст. 122 комментируемой главы) - она
может быть камеральной и выездной.
Проверка документов и сведений (ст.
111 комментируемой главы) является одной
из форм таможенного контроля, цель которой
- проверка:
- подлинности документов (срок их действия,
наличие и подлинность реквизитов, подписей,
штампов, печатей);
- достоверности содержащихся в них сведений
(данные о лице, перемещающем товары и
транспортные средства, декларанте, сведения
о перемещающихся товарах и транспортных
средствах, необходимые в том числе для
таможенного декларирования и т.д.);
- правильности оформления документов
(отдельных граф таможенных деклараций,
внесение изменений в них, а также исправлений).
При этом содержание п. 4 ст. 111 комментируемой
главы не ограничивает время проведения
проверки только производством таможенных
операций. Проверка может проводиться
и при осуществлении таможенного контроля
как до, так и после выпуска товаров.
Пункт 2 ст. 111 комментируемой главы устанавливает,
что проверка достоверности сведений,
представленных в таможенные органы, осуществляется
путем их сопоставления с информацией,
полученной из других источников. На основании
ст. 106 комментируемого Кодекса в целях
проведения таможенного контроля таможенные
органы вправе осуществлять сбор информации
о лицах, осуществляющих внешнеэкономическую
деятельность, связанную с перемещением
товаров через таможенную границу, либо
предпринимательскую деятельность в отношении
товаров, находящихся под таможенным контролем.
При проведении таможенного контроля
таможенный орган вправе запросить дополнительные
документы и сведения. Таможенный орган
запрашивает такие документы и сведения
в письменной форме и устанавливает срок
для их представления, который должен
быть достаточен. Запрос дополнительных
документов и сведений в соответствии
с п. 4 ст. 111 комментируемой главы и их проверка
не должны препятствовать выпуску товаров
(гл. 28 комментируемого Кодекса), если иное
прямо не предусмотрено комментируемым
Кодексом.
Устный опрос (ст. 112 комментируемой главы) - форма таможенного
контроля, производимая должностными
лицами таможенных органов.
В соответствии с положениями ст. 112 устный
опрос ограничивается совершением таможенных
операций товаров и транспортных средств,
перемещаемых через таможенную границу.
Опросу подлежат физические лица, лица,
являющиеся представителями организаций,
обладающих полномочиями в отношении
товаров и транспортных средств, подлежащих
производству таможенных операций. К уполномоченным
лицам может быть отнесен сотрудник таможенного
представителя, если таможенное декларирование
товаров и транспортных средств производит
таможенный представитель (гл. 3 комментируемого
Кодекса).
Полученные объяснения указанных лиц при устном опросе в письменной
форме не оформляются.
Получение объяснений (ст. 113 комментируемой
главы) - одна из форм таможенного контроля,
это получение должностными лицами таможенного
органа от перевозчиков, декларантов и
иных лиц, располагающих сведениями об
обстоятельствах, имеющих значение для
осуществления таможенного контроля,
необходимой информации в сфере таможенного
дела.
Объяснения оформляются в письменной
форме, установленной решением КТС (Решение
КТС от 20 мая 2010 г. N 260 "О формах таможенных
документов").