Экспортный потенциал малого и среднего бизнеса России и меры государственной поддержки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 23:11, курсовая работа

Краткое описание

Экспортный потенциал является составной, органической частью национальной экономики. Он представляет собой способность национальной экономики производить продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках, и экспортировать ее в достаточных объемах по мировым ценам. Его стратегическая роль заключается в том, что он должен стать инструментом активизации имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществом российской экономики в международном разделении труда, средством содействия выходу нашей страны на путь стабильного и ускоренного качественного экономического роста

Содержание

Введение 1
I. Теоретические основы экспортного потенциала предприятий 3
II. Экспортный потенциал малого и среднего бизнеса России и меры государственной поддержки 8
1. Глобализация рынков и конкурентоспособность малых и средних предприятий России 8
2. Место малых и средних предприятий в мировой экономике. Текущая ситуация в России 10
3. Международный опыт поддержки малых и средних предприятий, в том числе и экспортно-ориентированных 13
4. Экспортная (внешнеэкономическая) деятельность малых и средних предприятий 15
5. Взаимодействие органов исполнительной власти с малыми и средними предприятиями - экспортерами 19
6. Государственная поддержка малого предпринимательства в России 28
Заключение 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая готовое.docx

— 80.23 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Экспортный потенциал является составной, органической частью национальной экономики. Он представляет собой способность национальной экономики производить продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках, и экспортировать ее в достаточных объемах по мировым ценам. Его стратегическая роль заключается в том, что он должен стать инструментом активизации имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществом российской экономики в международном разделении труда, средством содействия выходу нашей страны на путь стабильного и ускоренного качественного экономического роста. В этой связи профилирующей и наиболее сложной является проблема развития и диверсификации экспортного потенциала страны.

Ситуация, сложившаяся к настоящему времени в экспортном секторе экономики России, свидетельствует, что ни объем, ни форма государственной поддержки экспортоориентированных производств не могут считаться удовлетворительными и достаточными для формирования предпосылок осуществления активной экспортной экспансии на внешних рынках. Решение данной проблемы как важнейшей составляющей развития национального хозяйства в целом представляет для России крайне важное значение.

Объектом данного исследования выступает процесс формирования и использования отечественного экспортного потенциала в условиях трансформирования внешнеэкономической политики России.

Предметом исследования является система экономических отношений в области формирования и реализации внешнеэкономической политики России в форме экспортной экспансии.

Теоретической и методологической базой исследования являются научные публикации российских ученых и зарубежных авторов в области международных экономических отношений и международной торговли; положения в рамках соглашений ГАТТ/ВТО; данные международной статистики и Госкомстата РФ; исследования международных организаций и НИИ РАН, аналитических материалы Минэкономразвития РФ, программные документы Правительства России в области развития экспорта.

 

 

    1. Теоретические основы экспортного потенциала предприятий

Современный мировой опыт свидетельствует об объективных выгодах и преимуществах участия хозяйства в международном разделении труда, связанных с использованием экспортного потенциала. Значимость экспорта как основы решения проблем конкурентоспособности и поддержания национального производства заметно возросла во второй половине XX века. Показатели мировой торговли по экспортным операциям за период с 1950 по 1995 г. увеличились в 82 раза, а в стоимостном выражении мировой экспорт возрос в 1970-1995 гг. с 314,6 до 5075,1 млрд. долл. США [5].

Наблюдается прямая пропорциональная зависимость между степенью развитости экспортного потенциала и эффективным функционированием всего хозяйственного комплекса. Уровень развития внутренней экономики, как правило, тем выше, чем более мощным экспортным потенциалом обладает государство [6]. Таким образом, одним из приоритетов эффективной структурной перестройки национальной экономики в процессе ее интеграции в мировую является активное наращивание экспорта. Именно такой путь избрали Япония, новые индустриальные страны Азии (Южная Корея, Сингапур, Тайвань), а также ряд стран, использующих потенциал своих территорий (Германия, США, Швейцария, Канада) [7].

При выборе направлений и характера развития экспортного потенциала государство исходит из концепции осуществляемой им внешнеэкономической политики. При этом следует отметить, что для любой хозяйствующей системы весьма актуальна проблема рационального сочетания либерализма и протекционизма. История развития мировой экономики свидетельствует, что наибольшая открытость и либерализация торговли были характерны для стран в периоды высоких темпов экономического роста, сильного экспортного потенциала (например, Англия XIX – XX веков, США после Второй мировой войны). И, напротив – в период экономического спада, ослабления экспортного потенциала преобладает политика протекционизма. Зарубежный опыт демонстрирует примеры весьма результативного сочетания средств реализации экспортных возможностей на основе имеющихся конкурентных преимуществ. Оптимально ориентированными на использование преимуществ импортозамещения и развития экспорта следует признать страны, которые в настоящее время лидируют по темпам наращивания экспорта: Финляндия, Норвегия, Япония [6].

Раскрывая сущность экспортного потенциала, необходимо обозначить стимулы, побуждающие экономическую систему и ее субъекты экспортировать свои ресурсы и продукцию. Мотивы вовлечения национальной структуры хозяйства в экспортную деятельность могут быть следующими:

1) возможность повышения  эффективности использования природных  ресурсов и преимуществ территориального  разделения труда;

2) уменьшение уровня безработицы, и как следствие – улучшение  ситуации на рынке труда;

3) повышение конкурентоспособности  отраслей промышленности;

4) увеличение притока  инвестиций отечественного и  иностранного происхождения;

5) приток валютных ресурсов. Чем выше объем экспорта страны, тем больше возможностей пополнить  доходы бюджета. Экспортные производства  укрепляют финансово-экономическое  положение, обеспечивая приток налогов  с предприятий и граждан;

6) улучшение платежного  баланса: рост экспорта способствует  достижению положительного сальдо баланса;

7) улучшение экономической  структуры страны и увеличение  возможностей экономического роста. Это позволит повысить уровень  и качество жизни населения, создаст  соответствующую инфраструктуру  хозяйства и повысит общую  привлекательность страны [5].

Развитие экспортного потенциала – процесс поэтапный, и каждому этапу соответствует набор методов и средств, применение которых осуществляется по определенной схеме (в соответствии с рисунком 1).

Рисунок 1 – Содержание процесса развития экспортного потенциала страны

На первом этапе проводится анализ влияния факторов, определяющих общий потенциал системы, ее конкурентные преимущества и недостатки.

На втором оцениваются основные направления внешнеэкономической деятельности. Эта работа закладывает основы стратегии развития экспортного потенциала страны и ее исходными принципами должны стать:

- учет тенденций развития  мирового хозяйства и определение  местонахождения национальной системы  в структуре мирохозяйственных  связей;

- оценка внутреннего экономического  состояния хозяйствующей системы.

Третий этап анализ и прогнозирование возможных вариантов расширения экспорта. Проводится тщательный отбор направлений экспортной политики и совершенствуется структура экспорта [5].

На четвертом этапе осуществляется отбор приемлемых методов регулирования внешнеэкономической деятельности, а также определяются меры стимулирования экспорта.

После выбора приемлемого варианта стратегии разрабатывается механизм ее реализации. При этом предпочтение должно быть отдано конкретным программам совершенствования хозяйственного механизма внешнеэкономической деятельности. Критерием их эффективности может служить степень удовлетворения общественных и экономических потребностей (повышение доходов, рентабельности экспортного комплекса, снижение безработицы).

В современном мире организационно-экономическим мерам сбыта продукции на внешнем рынке отводится ведущая роль (в соответствии с рисунком 2). Если ранее главенствующие позиции занимало производство продукции самого широкого ассортимента, то сегодня экономический потенциал определяется возможностями скорейшей организации производства и сбыта новых товаров и услуг с максимально эффективным использованием средств кооперации и производственного потенциала других стран и территорий. [8].

В этих условиях основными задачами реконструкции и развития хозяйственного комплекса страны могут быть не только постепенное обновление производственных систем, но и формирование благоприятных условий для организации новых производств, а также реализация инновационных проектов [9].Обеспечению доступа к наиболее эффективным мировым финансовым и технологическим ресурсам будет способствовать расширение объема экспортных поставок и их доли в валовом внутреннем продукте. Поэтому сохранение и расширение экспортного потенциала является в современной экономической ситуации одним из приоритетных направлений развития системы национального хозяйства.

 

Рисунок 2 – Модель содействия экспорту и ее влияние на развитие экономики страны

В период резких экономических изменений особую актуальность приобретает стабилизирующая функция экспорта. Отличие тенденций развития национального рынка от мирового состоит в сравнительной устойчивости последнего, поэтому в условиях кризиса национальной экономики экспорт служит стабилизирующим звеном, удерживающим производства от полного финансового краха.

Экономический потенциал нашей страны составляют предприятия машиностроительной, нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности.

Наращивание экспорта явилось результатом активизации инвестиционного процесса, концентрации инвестиций, в первую очередь прямых, в перспективных высокотехнологичных экспортных производствах. Значительная часть экспортной выручки направлялась на инвестиционный импорт, рост которого позволил ускорить техническое перевооружение и модернизацию производств, способствовал выходу на новые рынки и обусловил некоторый рост загрузки производственных мощностей. Вместе с тем реализация возможностей некоторых предприятий-экспортеров остается низкой, хотя, как известно, полное использование мощностей составляющих экспортный потенциал страны, является важным условием его роста.

За последние 10 лет заметно изменилась географическая структура экспорта товаров. Если в 1995 г. экспорт товаров в страны СНГ составлял 63%, а вне СНГ – 37% общего объема, то в 2004 г. внешнеторговая ориентация изменилась в сторону роста экспорта в страны вне СНГ – соответственно 53,1 и 46,9% [5].

Значительный рост экспорта в страны дальнего зарубежья обеспечивался главным образом за счет повышения конкурентоспособности отечественной продукции, а также развития инфраструктуры внешней торговли.

 

    1.   Экспортный потенциал малого и среднего бизнеса России и меры государственной поддержки

  1. Глобализация рынков и конкурентоспособность малых и средних предприятий России

Согласно недавно опубликованному докладу ВТО о мировой торговле в 2006 году и перспективах на 2007 год, "в прошлом году объемы мировой торговли в реальном выражении выросли на 8% - это второй по величине результат с 2000 года. Мировой экспорт товаров в 2006 году вырос на 15% - до 11,76 трлн долларов США, а экспорт услуг на 11% - до 2,71 трлн долларов США. Как считают авторы доклада, такой результат был достигнут благодаря высокому росту мировой экономики (3,7%) и благоприятному инвестиционному климату. В 2006 году в списке ведущих стран-экспортеров наметились серьезные изменения: первое место в нем твердо занимает Германия – 9,2% мирового экспорта. Второе место пока еще принадлежит США (8,5%), но, начиная со второй половины 2006 года, Китай демонстрирует более серьезный рост экспорта и, если так будет продолжаться, то обойдет США в мировом рейтинге экспортеров уже в ближайшее время. Россия же теряет позиции как экспортер – если в 2004 году Россия добилась рекордных темпов роста экспорта (31%), то вот уже второй год рост российского экспорта остается на уровне примерно 6%. Впрочем, скачок был обусловлен ростом цен на нефть, а физические объемы экспорта растут медленно. В списке стран- экспортеров Россия занимает 13-е место, а ее доля в мировом экспорте составляет порядка 2,5%" [10].

Глобализация мировой экономики является объективным процессом, отражающим реальности современного этапа развития многих стран и транснационального производства. Основные движущие силы глобализации, делающие ее необратимым и динамичным процессом, – ускорение научно- технического прогресса, расширение деятельности транснациональных корпораций (ТНК) и международной производственной кооперации, интенсификация обмена наукоемкой продукцией и высокими технологиями, активизация торговли финансовыми, компьютерными, информационными и другими видами деловых услуг. Процессы глобализации, создающие благоприятные возможности для стабильного и эффективного развития всей системы мирохозяйственных связей, одновременно выдвигают перед их участниками – странами и отдельными предприятиями — новые и все более жесткие требования в отношении стандартов коммерческой деятельности, технического уровня и качества поставляемых товаров и услуг. Тем, кто не соответствует этим требованиям, грозит неизбежный проигрыш в конкурентной борьбе и прозябание на периферии мировой экономики. Кроме того, присоединение России к ВТО неизбежно приведет к усилению конкуренции на внутреннем рынке, поэтому подготовка предприятий к выходу на внешние рынки дает возможность предприятиям заранее подготовиться к тяжелой конкурентной борьбе за клиентов / рынки сбыта с международными компаниями [14].

Во многих странах мира малые и средние предприятия в большинстве случаев работают на удовлетворение потребностей внутреннего рынка, а крупные - на внешние рынки. В свете глобализации мировой экономики в последние годы малые и средние предприятия многих стран, освоившие новые формы и методы международного сотрудничества и внедрившие инновационные подходы в производстве и управлении, также начали доказывать свое право на участие в системе внешнеэкономической деятельности. В связи с этим все большее количество малых и средних предприятий России уже все чаще и чаще задумывается о ведении внешнеэкономической деятельности (в том числе и экспорте) как о стратегической альтернативе развития бизнеса, которая поможет им стать еще более конкурентоспособными (в том числе, и на внутренних рынках) и устойчивыми с долгосрочной точки зрения [12].

Все современные исследователи-экономисты признают тот факт, что именно экспорт является сегодня тем "мотором", который вносит наибольший вклад в развитие мировой экономики. В наши дни на экспорт приходится свыше 20% мирового ВНП, и эта доля постоянно растет в связи с опережающим ростом мировой торговли по сравнению с мировым производством.

С точки зрения государства увеличение экспорта способствует росту занятости и объемов национального производства, стимулирует экономический рост. С точки зрения предприятий экспортпомогает увеличить объемы сбыта, оптимально использовать производственные мощности, уменьшить риски колебаний конъюнктуры на внутреннем рынке и улучшить финансовую стабильность[11].

Информация о работе Экспортный потенциал малого и среднего бизнеса России и меры государственной поддержки