Экспортный потенциал малого и среднего бизнеса России и меры государственной поддержки
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 23:11, курсовая работа
Краткое описание
Экспортный потенциал является составной, органической частью национальной экономики. Он представляет собой способность национальной экономики производить продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках, и экспортировать ее в достаточных объемах по мировым ценам. Его стратегическая роль заключается в том, что он должен стать инструментом активизации имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществом российской экономики в международном разделении труда, средством содействия выходу нашей страны на путь стабильного и ускоренного качественного экономического роста
Содержание
Введение 1 I. Теоретические основы экспортного потенциала предприятий 3 II. Экспортный потенциал малого и среднего бизнеса России и меры государственной поддержки 8 1. Глобализация рынков и конкурентоспособность малых и средних предприятий России 8 2. Место малых и средних предприятий в мировой экономике. Текущая ситуация в России 10 3. Международный опыт поддержки малых и средних предприятий, в том числе и экспортно-ориентированных 13 4. Экспортная (внешнеэкономическая) деятельность малых и средних предприятий 15 5. Взаимодействие органов исполнительной власти с малыми и средними предприятиями - экспортерами 19 6. Государственная поддержка малого предпринимательства в России 28 Заключение 34
Закон допускает возможность
создания подобной инфраструктуры с вложением
бюджетных средств и привлечения финансирования
из федерального бюджета посредством
программ поддержки, реализуемых Минэкономразвития
России. Подобные организации могут выполнять
целый ряд функций, направленных на расширение
участия субъектов МСП во внешнеэкономической
деятельности: создавать базу данных МСП,
обладающих экспортным потенциалом, и
распространять эти данные через различные
деловые сети; содействовать в привлечении
инвестиций; заниматься повышением квалификации
сотрудников МСП, отвечающих за ВЭД и т.д.
Необходимо также отметить,
что новый закон не ограничивает направления,
формы и способы поддержки МСП, ведущих
внешнеэкономическую деятельность, а,
наоборот, стимулирует сами предприятия
/ структуры поддержки на разработку предложений,
которые можно было бы реализовать для
стимулирования экспортного потенциала
компаний [11].
Евро Инфо Корреспондентский
Центр – Россия
Для обеспечения информационной
поддержки МСП - участников ВЭД предусмотрено
создание и развитие на территории России
специальных информационно-аналитических
центров, обеспечивающих доступ к международным
информационным и деловым сетям, а также
осуществляющих сбор, обработку и анализ
информации на местах, для размещения
на российских сайтах баз данных о предпринимательстве,
сведения о спросе, ценах и особенностях
рынков товаров и услуг в различных регионах
страны и за рубежом, для содействия усилению
межрегионального обмена товарами и услугами
и выходу субъектов малого предпринимательства
на внешний рынок. Наличие подобных
сетей будет способствовать включение
предпринимателей в систему современного
информационного обмена, в том числе дистанционного,
что позволит значительно улучшить условия
и эффективность их работы.
В качестве одного из успешно
действующих примеров таких сетей можно
привести сеть Евро Инфо Центров. Эта сеть
является одной из европейских деловых
сетей, содействующих созданию и развитию
информационной среды для МСП. Первые
центры в рамках этой сети появились в
1987 году в соответствии с решением Генерального
Директората «Предпринимательство и промышленность»
Европейской Комиссии. С тех пор их количество
постоянно возрастает; в настоящее время
сеть Евро Инфо Центров и Евро Инфо Корреспондентских
Центров объединяет более 300 центров,
действующих в почти 50 странах мира. Евро
Инфо Корреспондентские Центры создаются
в странах, не входящих в Евросоюз,
и, в отличие от Евро Инфо Центров, не финансируются
из бюджета ЕС [20].
Обычно Евро Инфо Центры создаются
на базе местных организаций, обладающих
доступом ко всей необходимой информации,
и готовых полностью поддерживать развитие
Центров, как с финансовой, так и ресурсной
стороны. Евро Инфо Центры имеют прямой
доступ в Европейскую Комиссию, их деятельность
поддерживается специальной командой
экспертов, находящихся в Брюсселе, которые
содействуют в подготовке ответов на наиболее
трудные вопросы.
Особое внимание в сети Евро
Инфо Центров уделяется международному
деловому сотрудничеству, центры-члены
сети содействуют предприятиям и компаниям
в установлении и развитии взаимовыгодных
контактов.
В апреле 2004 года была начата
деятельность по созданию специальной
базы данных делового сотрудничества,
доступ к которой имеют все центры. К концу
2004 года в этой базе данных насчитывалось
уже свыше 3000 компаний. Также, являясь
частью специальной европейской деловой
информационной системы (b2europe initiative), Евро
Инфо Центры могут отправить запрос МСП
к представителям более специализированной
сферы деятельности.
С 1 января 2008 года сеть Евро
Инфо Центров будет объединена с европейской
сетью Центров Поддержки Инноваций и Трансфера
Технологий (IRC), что даст возможность объединить
вопросы выхода на внешние рынки с инновационными
аспектами деятельности компаний и трансфером
технологий.
Евро Инфо Корреспондентский
Центр в России (http://www.euroinfocenter.ru/) создан
в рамках проекта Тасис "Поддержка экспортно-ориентированных
инновационных малых и средних предприятий",
реализуемого в настоящее время в рамках
программы сотрудничества ЕС и России
(Тасис) на базе Российского Агентства
поддержки малого и среднего бизнеса.
ЕИКЦ Россия действует на основании соглашения
между Генеральным директоратом по
предпринимательству и промышленности
Европейской Комиссии и Российским Агентством
поддержки малого и среднего бизнеса,
подписанного 06.07.2007, при поддержке Министерства
экономического развития и торговли Российской
Федерации. Центр функционирует на базе
Российского Агентства с 1 августа
2007 года [19].
Российский ЕИКЦ является членом
и официальным информационным агентом
общей сети Евро Инфо Центров и зарегистрирован
под номером RU 328. На территории страны
может действовать только один официальный
Евро Инфо Корреспондентский Центр, который,
тем не менее, имеет право на создание
собственной сети региональных ЕИКЦ.
В настоящее время уже запущен
в действие процесс создания и развития
российской сети региональных подразделений
ЕИКЦ – информационно-аналитических центров,
содействующих малым и средним предприятиям,
в реализации их экспортного / внешнеэкономического
потенциала. В перспективе такие центры
могут и должны перерасти в региональные
центры продвижения регионов и привлечения
инвестиций в предприятия малого и среднего
бизнеса.
Подобная сеть может содействовать
решению одной из важных задач, стоящей
перед любым малым и средним предприятием,
стремящимся к выходу на внешние рынки
со своей продукцией / услугами, а именно
– доступу к актуальной информации о текущем
состоянии рынков и их требованиях,
потенциальных партнерах и существующих
возможностях.
Проект по созданию и развитию
региональной сети Евро Инфо Корреспондентских
Центров в Российской Федерации осуществляется
в тесном сотрудничестве с Минэкономразвития
России в интересах решения приоритетных
задач по укреплению инновационного и
экспортного потенциала российских МСП
и стимулирования их внешнеэкономической
деятельности. Создание подобной сети
соответствует основным направлениям
государственной поддержки малого и среднего
бизнеса, предусмотренным Федеральным
законом №209-ФЗ от 24.07.2007 (статья 24).
Цель деятельности российского
ЕИКЦ - оказание информационно-консультационной
поддержки предприятиям и компаниям России
и стран Евросоюза, заинтересованным в
установлении и развитии взаимного делового
сотрудничества.
Основные задачи Центра:
• распространение информации
о ЕС, его целях и задачах, законодательстве,
текущей политике и стратегии развития;
• содействие в установлении
деловых связей между российскими и европейскими
компаниями, в продвижении российских
предприятий на европейский рынок;
• предоставление информации
о требованиях и возможностях рынков ЕС
и России;
• предоставление различной
деловой информации по запросам российских
предприятий и компаний из стран ЕС;
• облегчение доступа российских
предприятий к необходимой информации
о программах и проектах поддержки предпринимательства,
финансируемых Евросоюзом.
В соответствии с некоммерческим
статусом ЕИКЦ услуги предоставляются
Центром на безвозмездной основе, поэтому
доступны всем предприятиям. К ним относятся:
информационно-консультационные
услуги:
• о политике и программах ЕС
по поддержке малого и среднего бизнеса;
• о законодательстве ЕС и России
в области предпринимательской и внешнеэкономической
деятельности;
• о тарифной политике и таможенном
регулировании в странах ЕС;
• о едином рынке ЕС и предоставляемых
им возможностях для продвижения продукции
и услуг российских предприятий;
• о проводимых конкурсах государственных
закупок (тендерах) ЕС и возможностях участия
в них российских предприятий;
• предоставление контактных
данных о европейских и российских производителях,
экспортёрах и импортерах;
• о стандартах качества и других
требованиях ЕС к товарам и услугам;
•о проектах Евросоюза в области
содействия развитию предпринимательской
деятельности и возможностях доступа
российских малых и средних предприятий
к источникам финансирования (фондам)
ЕС [18].
7.
Содействие развитию делового сотрудничества
Россия-ЕС и продвижению российских предприятий
на европейский рынок:
• содействие в поиске потенциальных
деловых партнеров с учетом потребностей
российских и европейских компаний;
• информационный обмен коммерческими
предложениями, запросами и деловой информацией
с использованием возможностей сети Евро
Инфо Центров, Российского Агентства поддержки
малого и среднего бизнеса, ТПП РФ и других
ресурсов;
• распространение данных о
заинтересованных российских компаниях
и их намерениях по установлению деловых
связей с европейскими партнерами через
специальную базу данных «Деловое сотрудничество»
сети Евро Инфо Центров.
Планируется, что, в соответствии
с государственной программой поддержки
малого и среднего предпринимательства,
реализуемой Минэкономразвития России,
сеть российских региональных ЕИКЦ должна
создаваться под эгидой региональных
администраций на базе заинтересованных
местных организаций, которые являются
элементом инфраструктуры поддержки предпринимательства,
обладают необходимым потенциалом для
осуществления данного вида деятельности
и дальнейшего развития, информационными
/ человеческими / техническими / финансовыми
ресурсами для обеспечения деятельности
региональных ЕИКЦ в соответствии с поставленными
перед ними задачами [16].
Заключение
В заключении я хочу подвести
итоги своего исследования в отношении
развития экспортного потенциала России
и продвижения конкурентоспособных товаров
и технологий на внешний рынок.
В целом, российский экспорт
в настоящее время достаточно развит,
особенно его топливно-энергетическая
сфера. Она достаточно быстрыми темпами
развивается, спрос на данные ресурсы
стабилен и у нашей страны появляются
все новые партнеры, подписаны сотни контрактов.
Проблема в основном состоит лишь в том,
что Россия отдает преимущественно сырье,
а не уже готовые продукты, за которые
можно было бы получить большую прибыль.
Следует отметить, что инвестиционный
климат в РФ достаточно благоприятен,
то есть есть и сферы для вложения капитала,
и предложения для покупки тех или иных
ценных бумаг. Российская экономика переживает
такой период, когда иностранные вложения
достаточно существенны. Главное, чтобы
средства вкладывались в развитие российских
отраслей, а не в развитие иностранных
компаний на территории страны.
Большинство российской продукции
имеет высокую конкурентоспособность.
Сейчас преимущественно развиваются отрасли
промышленности, выпускающие сырье, технологически
простые полуфабрикаты и достаточно узкий
круг товаров конечного спроса. И, скорее
всего, данное экспортное направление
сохранит запас ценовой конкурентоспособности.
В настоящее время Россия быстрыми
темпами начинает выдвигать свои технологии
на мировой уровень. Приоритетные направления
развития науки и техники: информационные
технологии и электроника, производственные
технологии, новые материалы и химические
продукты, технологии живых систем, транспорт,
топливо и энергетика, экология и рациональное
природопользование, фундаментальные
исследования.
Можно сделать уверенный вывод
о том, что в России имеется хороший потенциал
для коммерциализации разработок. Однако
значительные препятствия на пути коммерциализации
технологий создает недооценка российскими
технологами, подобно многим технологам
во всем мире, роли финансов и менеджмента
в коммерциализации технологий. Технология,
финансы и менеджмент то, что необходимо
учитывать при обсуждении возможности
использования российских технологий.
В целом, Россия имеет очень
высокий экспортный потенциал в развитии
большинства отраслей, но должны быть
существенно усовершенствованы отношения
и тогда наша страна сможет стать одним
из лидеров на мировой арене.
Список
используемой литературы.
1) МВФ - прогноз развития
мировой экономики. // Бюлл. иностр. коммер.
информ, 2004. № 49, С -.9.
2) Экономическая энциклопедия.
М.: Экономика, 1999, 0.588.