Экспортный потенциал малого и среднего бизнеса России и меры государственной поддержки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 23:11, курсовая работа

Краткое описание

Экспортный потенциал является составной, органической частью национальной экономики. Он представляет собой способность национальной экономики производить продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках, и экспортировать ее в достаточных объемах по мировым ценам. Его стратегическая роль заключается в том, что он должен стать инструментом активизации имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществом российской экономики в международном разделении труда, средством содействия выходу нашей страны на путь стабильного и ускоренного качественного экономического роста

Содержание

Введение 1
I. Теоретические основы экспортного потенциала предприятий 3
II. Экспортный потенциал малого и среднего бизнеса России и меры государственной поддержки 8
1. Глобализация рынков и конкурентоспособность малых и средних предприятий России 8
2. Место малых и средних предприятий в мировой экономике. Текущая ситуация в России 10
3. Международный опыт поддержки малых и средних предприятий, в том числе и экспортно-ориентированных 13
4. Экспортная (внешнеэкономическая) деятельность малых и средних предприятий 15
5. Взаимодействие органов исполнительной власти с малыми и средними предприятиями - экспортерами 19
6. Государственная поддержка малого предпринимательства в России 28
Заключение 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая готовое.docx

— 80.23 Кб (Скачать файл)

Большинство предприятий проходят четкий и общепризнанный цикл развития бизнеса, который начинается с появления на местном рынке, разработке успешного товара или услуги, создания клиентской базы и последующего обеспечения устойчивого и прибыльного внутреннего рынка. Когда предприятие достигает этой высокой стадии развития, то оно может сформировать новые цели по развитию бизнеса за пределами существующего рынка и оказывается подготовленным к выходу на мировые рынки [10].

Однако, внешнеэкономическая деятельность по целому ряду причин оказывается сложнее, чемдеятельность на внутреннем рынке. Ни одно предприятие не может начать экспортную деятельность без достижения необходимого минимального уровня развития навыков менеджмента, производства,  внедрения системы менеджмента качества и качества продукта / услуги, креативного дизайна и финансовой стабильности. Кроме того, такое предприятие нуждается в целом ряде услуг, которые могут и должны оказывать организации – поставщики деловых услуг всем малым и средним предприятиям, совершающим первые шаги в сфере экспорта и исследующим существующие возможности внешнеэкономической деятельности.

Естественно, что принятие решения о начале внешнеэкономической деятельности требует серьезного анализа существующего потенциала и финансовых возможностей предприятия (или способов привлечения необходимых финансовых средств), определения продукции / услуг с экспортным потенциалом и изучения соответствующих экспортных рынков. Необходимо также иметь четкое представление о прочих многочисленных аспектах данного вида деятельности – российское и международное законодательство, таможенное право, маркетинг и менеджмент экспортной деятельности, внешнеторговые контракты и транспортировка продукции, и многое другое.

Именно поэтому можно выделить три основных группы трудностей, с которыми приходится сталкиваться те МСП, которые стремятся реализовать свой экспортный / внешнеэкономический потенциал:

• недостаточность ресурсов и возможностей по их привлечению (финансы, персонал, оборудование и т.д.);

• недостаток информации о возможностях международных рынков и потенциальных партнерах, а также требованиях по вхождению на эти рынки;

• административные и нормативно-законодательные барьеры [14].

В соответствии с приоритетами, установленными правительством страны, в ближайшие годы развитие экономики России должно происходить в сфере инноваций и экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, производимой малыми и средними предприятиями. Однако, такие предприятия нуждаются в серьезной государственной поддержке. Именно поэтому в настоящее время государством все больше внимания уделяется поддержке экспортно-ориентированных малых и средних предприятий; для этого разрабатываются специальные программы и выделяется соответствующее финансирование.

Продвижение продукции (товаров, услуг) МСП на высококонкурентные рынки требует, помимо высокого технического уровня продукции, соответствующего мировым стандартам, еще и огромных финансовых расходов на маркетинг, рекламу, покрытие операционных издержек, среди которых существенная доля приходится на оплату консультационных, информационных и правовых услуг [15].

Программы развития экспорта МСП, реализуемые Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, нацелены на увеличение стоимостного объема российского экспорта МСП, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки,  наукоемких товаров, технологий и услуг. Правительство России с каждым годом увеличивает объем финансирования мероприятий,  направленных на поддержку малого бизнеса:

• 1,5 млрд. руб. в 2005 г.,

• 3 млрд. руб. - в 2006 г.,

• 3,8 млрд. рублей – в 2007 году.

В перспективном финансовом плане на 2008-2010 годы финансирование мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства предусмотрено в следующих объемах:

• 2008 г. – 3,85 млрд. руб.,

• 2009 г. – 4,35 млрд. руб.,

• 2010 г. – 4,45 млрд. рублей.

Эксперты Минэкономразвития полагают, что в среднесрочной перспективе эти меры обеспечат двукратный рост объема валовой выручки малых предприятий-участников программы и повысят на 30% долю субъектов малого предпринимательства в общем объеме экспорта, а также позволятдостичь следующих основных показателей:

• доли субъектов малого и среднего предпринимательства в ВВП – не менее 60%;

• доли населения, занятого на предприятиях малого и среднего бизнеса – не менее 50%;

• доли в валовом внутреннем продукте – не менее 40%.

Достижение этих целей станет возможным только в том случае, если государство будет развивать следующие ключевые факторы конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства на международных рынках:

• финансовые ресурсы / гарантийная поддержка МСП - экспортеров,

• федеральная и региональная инфраструктура содействия в сфере ВЭД, включая государственные агентства по продвижению продукции на внешние рынки,

• человеческие ресурсы,

• знания и технологии,

• государственное регулирование предпринимательской деятельности,

• программы поддержки [16].

 

  1. Взаимодействие органов исполнительной власти с малыми и средними предприятиями - экспортерами

Роль и функции различных органов исполнительной власти в части взаимодействия с экспортерами определяются законодательной основой их функционирования предусматривают различную тесноту и специфические формы взаимоотношений с участниками ВЭД, административными органами субъектов федерации, общественными и некоммерческими организациями.

Предприятиям и организациям, участвующим во внешнеэкономической деятельности и процессах перемещения капитала, крайне необходимо знать структуру и функции тех организаций, которые способны оказать им практическое содействие в успешной работе на международных рынках.

Таблица 2. Функции органов исполнительной власти

Федеральные органы

исполнительной власти

Функции в сфере ВЭД,

согласно законодательству

Федеральная таможенная

служба РФ

• контроль и надзор в области таможенного дела;

• агент валютного контроля;

• специальные функции по борьбе с контрабандой, иными

преступлениями административными правонарушениями;

• взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, Федеральная таможенная

служба РФ

специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов;

• контроль правильности исчисления и своевременности уплаты

указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их

принудительному взысканию;

• таможенное оформление и таможенный контроль;

• принятие в установленном порядке предварительных решений

о классификации товара в соответствии с Товарной

номенклатурой внешнеэкономической деятельности, о

происхождении товара из конкретной страны (стране

происхождения товара);

• обеспечение ведения и опубликование Товарной номенклатуры

внешнеэкономической деятельности, подготовка, утверждение

и опубликование решений по вопросам, связанным с

толкованием Товарной номенклатуры;

• выдача квалификационных аттестатов специалистов по

таможенному оформлению;

• метрологическое обеспечение деятельности таможенных

органов.

Министерство

экономического развития и

торговли РФ

• разработка и предоставление в Правительство Российской

Федерации проектов федеральных конституционных законов,

федеральных законов и актов Президента Российской

Федерации и Правительства Российской Федерации по

следующим вопросам:

  • торгово-экономические отношения с иностранными государствами;
  • торгово-экономические отношения и экономическая интеграция Российской Федерации с государствами - участниками СНГ;
  • создание российским экспортерам товаров и услуг благоприятных условий для доступа на рынок зарубежных стран;
  • государственная поддержка экспорта;
  • государственная поддержка выставочоно-ярмарочной деятельности;

• руководство деятельностью торговых представительств

Российской Федерации в иностранных государствах;

• развитие экономических отношений Российской Федерации с

иностранными государствами, их союзами и международными

организациями.

Федеральная налоговая

служба Российской

Федерации

• соблюдение валютного законодательства Российской

Федерации в пределах компетенции налоговых органов

(возврат НДС, применение  нулевой ставки при экспорте);

• обеспечение в качестве уполномоченного федерального органа

исполнительной власти представления в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных

платежей и требований Российской Федерации по денежным

обязательствам (банкротство предприятия – задолжника по

таможенным платежам);

• контроль и надзор за осуществлением валютных операций

резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями.

Центральный Банк

Российской Федерации

• осуществление эффективного управления золотовалютными

резервами Банка России;

• организация и осуществление валютного регулирования и

валютного контроля в соответствии с законодательством

Российской Федерации;

• определение порядка осуществления расчетов с

международными организациями, иностранными

государствами, а также с юридическими и физическим лицами;

• установка и публикация официальных курсов иностранных

валют по отношению к рублю;

• установка порядка и условий осуществления валютными

биржами деятельности по организации проведения операций

по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет

выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным

биржам на организацию проведения операций по покупке и

продаже иностранной валюты;

• проведение анализа и прогнозирования состояния экономики

Российской Федерации в целом и по программам, прежде всего

денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых

отношений, публикация соответствующих материалов и

статистических данных.

Федеральная служба

финансово-бюджетного

надзора

• осуществление контроля и надзора в финансово-бюджетной

сфере;

• осуществление функций органа финансового контроля;

• обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами (за

исключением кредитных организаций и валютных бирж)

валютного законодательства Российской Федерации,

требований актов органов валютного регулирования и

валютного контроля;

• обеспечение соблюдения соответствия проводимых валютных

операций условиям лицензий и разрешений.

Федеральная служба по

финансовому мониторингу

• представление РФ в международных организациях по

вопросам противодействия легализации (отмывания) доходов,

полученных преступным путем, и финансированию терроризма

и участие в их деятельности;

• взаимодействие с органами государственной власти,

организациями, должностными лицами и гражданами

иностранных государств как в РФ, так и за рубежом;

• осуществление в соответствии с международными договорами

РФ взаимодействия и информационного обмена с

компетентными органами иностранных государств;

• подготовка и внесение в Минфин РФ предложений по

определению перечня государств (территорий), которые не

участвуют в международном сотрудничестве;

• осуществление программ международного сотрудничества,

подготовка и заключение международных договоров РФ в

сфере компетенции; • изучение международного опыта и практики противодействия

легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным

путем и финансированию терроризма.

Федеральная служба

государственной статистики

• представление в установленном порядке статистической

информации Президенту Российской Федерации,

Правительству Российской Федерации, Федеральному

Собранию Российской Федерации, органам государственной

власти, средствам массовой информации, организациям и

гражданам, а также международным организациям;

• разработка и совершенствование научно обоснованной

официальной статистической методологии для проведения

статистических наблюдений и формирования статистических

показателей , обеспечение соответствия указанной

методологии международным стандартам;

• сбор статистической отчетности и формирование на ее основе

официальной статистической информации;

• реализация обязательств Российской Федерации, вытекающих

из членства в международных организациях и участия в в

международных договорах, осуществление международного

сотрудничества в области статистики.


 

 

В данной таблице представлены основные функции, закрепленные законодательно и являющиеся обязательными к исполнению, т.н. "нормативные" по отношению к участникам ВЭД в субъекте федерации. Стратегия проведения административной реформы в России предполагает формирование условий и разработку форм дальнейшего эффективного сотрудничества и взаимодействия между хозяйствующими субъектами, административными органами субъектов федерации, всеми участниками ВЭД в целях повышения социально-экономической эффективности глобализационных процессов. Поэтому федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы строят новую систему взаимодействия с российскими предпринимателями [18].

Среди территориальных органов федеральных органов исполнительной власти наибольшую активность по содействию участникам ВЭД и установлению с ними доверительных отношений в настоящее время демонстрирует Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС РФ).  В ФТС РФ создан Консультативный совет по реализации таможенной политики, а в январе 2007 года в рамках Управления по связям с общественностью создан Отдел сотрудничества с участниками ВЭД и иностранными инвесторами.

Главной задачей отдела является обеспечение взаимодействия с участниками ВЭД в соответствии с подпунктом 14 ст. 408 Таможенного Кодекса России в целях создания благоприятного инвестиционного климата и привлечения иностранных инвестиций в экономку Российской Федерации. Отдел выполняет функции по обеспечению деятельности Консультативного совета по таможенной политике при ТФС России, методическое обеспечение деятельности Консультативных советов по работе с участниками ВЭД при Региональных таможенных управлениях, организацию и проведение различных мероприятий с участием руководства ФТС России, экспертов таможенных органов и представителей деловых кругов (российских и иностранных), участвует в разработке проектов документов ФТС России, затрагивающих интересы бизнес-сообщества [17].

 

  1. Государственная поддержка малого предпринимательства в России

Реализация в 2005-2007 годах мер по государственной поддержке малого предпринимательства осуществлялась в соответствии с разработанным Минэкономразвития России постановлениемПравительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 249 «Об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» (действие постановления № 249 продлено на 2006-2007 года).  Программы развития экспорта МСП, реализуемые Минэкономразвития России посредством со- финансирования региональных инициатив и проектов в рамках вышеуказанного Постановления Правительства РФ, нацелены на увеличение стоимостного объема российского экспорта МСП,  расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоемких товаров, технологий и услуг. Поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих товары, работы, услуги, предназначенные для экспорта, предусматривает целый ряд специальных мер, а именно:

• субсидирование процентных ставок по кредитам;

• субсидирование затрат по участию в зарубежных выставках;

• компенсация затрат на сертификацию;

• компенсация затрат по разработке средств индивидуализации юридического лица;

• компенсация затрат на защиту интеллектуальной собственности.

Выделение федеральных средств на государственную поддержку малого предпринимательства позволило повысить объем расходов региональных бюджетов на данный вид поддержки. Так, анализ материалов, представленных субъектами Российской Федерации на конкурс Минэкономразвития России в 2007 году, свидетельствует о том, что рост расходов в 2007 году составил 20% по отношению к 2006 году и 70% по отношению к 2005 году. По ряду регионов (Астраханская область,  Республика Саха (Якутия), Кабардино-Балкарская Республика, Смоленская область, Республика Дагестан и др.), например, за 3 последних года расходы на поддержку и развитие предпринимательства увеличились в 7 - 40 раз.  Реализация мер Правительства Российской Федерации по государственной поддержке малого предпринимательства, предусматривающая более эффективные принципы и механизмы со- финансирования региональных программ поддержки предпринимательства, имеет большое значение для стимулирования активности органов местного самоуправления и проявления ими инициативы по созданию и реализацию конкретных программ поддержки МСП, в том числе и тех, которые занимаются ВЭД. Именно этот подход к поддержке данной целевой группы предприятий и закрепляется статьей 24 Федерального закона №209-ФЗ от 24.07.2007. Органы государственной власти и органы местного самоуправления получают непосредственную возможность:

• устанавливать и развивать сотрудничество с различными международными организациями и иностранными государствами в области развития малого и среднего предпринимательства;

• содействовать в продвижении на рынки иностранных государств российских товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности;

• создавать благоприятные условия для российских участников внешнеэкономической деятельности [15].

Однако, для реализации этих возможностей необходимо включение в программы поддержки предпринимательства, осуществляемых на региональном или муниципальном уровне, специального раздела по экспорту и выделение соответствующих финансовых средств, что дает возможность для получения софинансирования из федерального бюджета в рамках программ Минэкономразвития России. В большинстве регионов России такие программы и соответствующие законы уже существуют, но при этом новый закон дает возможность эти программы / разделы дополнить и расширить. Кроме того, необходимо наличие специализированной инфраструктуры, обладающей необходимыми человеческими, техническими и финансовыми ресурсами, возможность создания которой и закрепляется сейчас статьей 24 Федерального закона №209-ФЗ от 24.07.2007 – на органы власти субъектов РФ и муниципальных образований возлагается функция формирования инфраструктуры поддержки тех малых и средних предприятий, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью [13].

Информация о работе Экспортный потенциал малого и среднего бизнеса России и меры государственной поддержки