Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 17:45, курсовая работа
Цель данной работы: раскрыть понятие юридической ответственности за нарушение таможенных правил и проанализировать судебную практику привлечения лиц к ответственности за нарушение таможенных правил в Российской Федерации.
Введение 3
Глава I. Институт юридической ответственности 5
1. Юридическая ответственность 5
1.1. Понятие и признаки юридической ответственности 5
1.2. Виды юридической ответственности 8
2. Административная ответственность в области таможенного дела (за нарушение таможенных правил) 15
2.1. Признаки, основания возникновения, условия привлечения к административной ответственности 15
2.2. Законодательство об административных правонарушениях 20
2.3. Двусубъектность ответственности и условия привлечения физических лиц, юридических лиц, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей к ответственности 26
3. Меры юридической ответственности 30
3.1. Понятие и виды мер юридической ответственности 30
3.2. Меры административной ответственности в области таможенного дела (за нарушение таможенных правил) 35
Глава II. Обзор практики привлечения лиц к ответственности за нарушение таможенных правил в Российской Федерации 37
Заключение 43
Список использованных источников 46
Основание
административной
Исходя из указанной характеристики, административная ответственность – это возлагаемая в установленном законом порядке обязанность лица, виновного в совершении правонарушения, претерпеть определенные лишения личного, имущественного организационного характера за совершение административного правонарушения. [34]
Сроки давности привлечения к административной ответственности предусмотрены ст. 4.5 КоАП РФ; ст. 69 КоАП РК; ст. 7.6 КоАП РБ.
Срок давности привлечения лица к административной ответственности – это период времени, в течение которого может быть вынесено постановление о назначении наказания по соответствующему делу об административном правонарушении. По истечении данного срока лицо не может быть привлечено к ответственности.
За нарушение таможенного и валютного законодательства срок давности на территории Республики Казахстан и Российской Федерации составляет один год со дня совершения административного правонарушения, а на территории Республики Беларусь – три года.
В случаях с длящимся правонарушением (когда лицом длительное время не исполняется возложенная на него обязанность, например, по доставке товаров, перевозимых в соответствии с внутренним таможенным транзитом) указанный срок начинает исчисляться со дня его обнаружения таможенным органом.
При отказе в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но наличии в действиях лица признаков административного правонарушения срок привлечения к административной ответственности начинает исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания. [7]
2.2. Законодательство об административных правонарушениях
Правовую основу юридической ответственности в области таможенного дела составляет система правовых источников от Конституции РФ до ведомственных актов. К числу актов, регламентирующих правоохранительную деятельность, следует относить: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Таможенный кодекс Таможенного союза, приказы ФТС (ГТК). Особое место среди правовых источников занимают регламенты, в том числе типовые и административные. По общему правилу регламент устанавливает общие правила организации деятельности, как всего органа, так и его подразделений по реализации отдельных функций, полномочий. Обладая одним из ключевых признаков - организации деятельности, регламент является административным актом государственного органа. Он утверждается приказом или распоряжением и служит своего рода "инструкцией" для должностных лиц и информационно-контролирующим документом для участников таможенных правоотношений при реализации отдельных функций таможенных органов.
В настоящее
время в практике работы ФТС РФ
применяются как
Административные
регламенты являются процессуально-правовыми
актами, обеспечивающими реализацию
отдельных государственных
В странах Таможенного Союза актами законодательства об административных правонарушениях являются Кодексы об административных правонарушениях (КоАП РФ; КоАП РК; КоАП РБ). В данных нормативных правовых актах содержатся принципы административного законодательства, определены виды административных наказаний и правила их применения, единый для всех органов административной юрисдикции порядок производства по делам об административных правонарушениях, включая применение мер обеспечения, порядок исполнения постановлений о назначении наказаний, а также исчерпывающий перечень нарушений и меры ответственности за несоблюдение нормативных предписаний, установленных на федеральном уровне. Установление либо исключение административной ответственности за совершаемые деяния возможно лишь путем внесения изменений в указанный кодекс.
Законодательство об административных правонарушениях в Российской Федерации состоит из Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. [14]
Кодекс состоит из
Общей и Особенной частей. В
Общей части определены понятие
административного
Административное и
В соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации и по предметам ее совместного ведения с субъектами Федерации законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным законам, а в случае такого противоречия действует федеральный закон. [16]
То есть, не подлежит применению любой
нормативный правовой акт субъекта
Российской Федерации по вопросам административного
и административно-
Кодекс об административных правонарушениях основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора. [14]
Примером такого договора
может служить Договор об особенностях
уголовной и административной ответственности
за нарушение таможенного
Договор определяет особенности привлечения к уголовной и (или) административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств – членов таможенного союза (Сторон), контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.
Виды преступлений и административных правонарушений, а также порядок и принципы привлечения лиц к уголовной и (или) административной ответственности определяются законодательством Сторон с особенностями, установленными международным договором.
Лицо, совершившее административное правонарушение на таможенной территории таможенного союза, подлежит привлечению к административной ответственности по законодательству той Стороны, на территории которой выявлено административное правонарушение.
В случае недоставки товаров и документов на них в место доставки, установленное таможенным органом отправления, лицо подлежит привлечению к административной ответственности по законодательству той Стороны, таможенными органами которой товары выпущены в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
Административный процесс (производство) ведется (осуществляется) по законодательству Стороны, в которой лицо привлекается либо подлежит привлечению к административной ответственности.
Каждая Сторона обязуется принять меры по внесению изменений в свое законодательство, предусматривающее уголовную и административную ответственность за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства Сторон, и приведению к единообразному определению противоправности таких деяний. [25]
В соответствие
с данным договором и в связи
со вступлением Российской Федерации
наряду с Республикой Казахстан
и Республикой Беларусь в таможенный
союз Евразийского экономического сообщества
и принятием новых нормативных
актов таможенного
В частности, необходимым является изменение диспозиций ряда статей (частей статей) главы 16 Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях, оперирующих устаревшими понятиями (терминами).
Так, в ряде статей (частей статей) используются термины "внутренний таможенный транзит" и "международный таможенный транзит" (ч. 3 ст. 16.1, ч. 1 ст. 16.6, КоАП РФ и так далее). Однако термины "внутренний таможенный транзит" и "международный таможенный транзит" введены Таможенным кодексом РФ.
С момента введения в действие Таможенного кодекса Таможенного союза, а позже и Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" сами понятия "таможенная процедура внутреннего таможенного транзита" и "таможенный режим международного таможенного транзита" упразднены и вместо них введено понятие "таможенная процедура таможенного транзита", которое обобщает и сводит воедино действия по транзитной перевозке по таможенной территории таможенного союза товаров, находящихся под таможенным контролем. Законодательно закреплено, что ст. ст. 79 и 167 ТК РФ утратили силу.
Аналогично можно говорить и о ряде других терминов, таких как: "таможенный режим", "таможенная процедура", "таможенная территория Российской Федерации", "таможенная территория Российской Федерации", "таможенная граница Российской Федерации".
Частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Следовательно, административная ответственность за те или иные деяния должна быть прямо установлена нормами законодательства об административных правонарушениях. При этом административная ответственность за нарушение таможенных правил устанавливается исключительно нормами федерального законодательства об административных правонарушениях (КоАП РФ) ввиду того, что вопросы таможенного регулирования находятся в ведении Российской Федерации (п. "ж" ст. 71, ст. 74 Конституции РФ). [16]
То есть установленные КоАП РФ нормы административной ответственности подлежат буквальному толкованию, "когда объем толкования полностью совпадает с текстом правовой нормы".
Однако очевидно, что при буквальном толковании диспозиций вышеуказанных статей (частей статей) КоАП РФ, содержащих устаревшую терминологию, невозможно применить их к существующим правоотношениям и на законных основаниях привлечь лиц к административной ответственности за нарушение таможенных правил.
Следовательно, дабы не прибегать к неправомерному расширительному (распространительному) толкованию диспозиций вышеуказанных статей (частей статей) КоАП РФ, устанавливающих административную ответственность за нарушение таможенных правил, они подлежат изменению в части используемой терминологии.
В противном случае за реально совершаемые нарушения таможенных правил не могут быть возбуждены соответствующие дела об административных правонарушениях (как за правонарушения, не предусмотренные нормами КоАП РФ), либо при попытках привлечения лиц к административной ответственности на основе устаревших норм КоАП РФ (фактически неприменимых к существующим правоотношениям при буквальном толковании) соответствующие постановления по делам об административных правонарушениях обречены на их оспаривание в административном или судебном порядке и, как следствие, их отмену. [17]
Информация о работе Юридическая ответственность за нарушение таможенных правил