Юридическая ответственность за нарушения таможенных правил

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 08:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы по данной теме является исследование теоретических и практических аспектов юридической ответственности за нарушения таможенных правил.
Поставленная цель реализуется с помощью следующих задач:
Изучение понятия юридической ответственности за нарушения таможенных правил как механизма регулирования общественных отношений, выделение ее особенностей, классификации;
анализ административного и уголовного законодательства об ответственности за нарушение таможенных правил;
анализ судебной практики по делам нарушения таможенных правил.

Содержание

Введение 3
Юридическая ответственность за нарушения таможенных правил 5
Понятие юридической ответственности, признаки, виды 5
Нарушение таможенных правил как основание для привлечения
к юридической ответственности 7
Законодательство об ответственности за нарушения
таможенных правил 11
Административная ответственность в сфере таможенного дела 11
Уголовная ответственность за нарушения таможенных правил 22
Анализ судебной практики по делам нарушения таможенных
правил 30
Заключение 34
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 90.36 Кб (Скачать файл)

Объективная сторона преступления характеризуется признаками, аналогичными признакам правонарушения.

Субъективная сторона  преступления подразумевает формы  вины, о которых уже было сказано  выше. Однако статьей 27 УК РФ предусмотрены  иные виды преступлений, совершенных  по неосторожности: по легкомыслию  или небрежности.

Таким образом, нарушениями  таможенных правил являются административные правонарушения и преступления в  сфере таможенного дела. Лицо может  быть привлечено к ответственности  при наличии фактического основания – состава правонарушения (преступления).

  1. Законодательство об ответственности за нарушения таможенных правил

 

    1. Административная ответственность в сфере таможенного дела

 

Под административной ответственностью в области таможенного дела понимается применение уполномоченными органами, должностными лицами, судьями установленных  государством мер административного  воздействия, ограничивающих имущественные (неимущественные) права, к лицу в  случае совершения им административного  правонарушения, закрепленного главой 16 КоАП РФ [17]. 

Административная ответственность  отличается от других видов юридической  ответственности рядом признаков:

  1. Основанием привлечения к административной ответственности является совершение лицом административного правонарушения.
  2. Двусубъектность административной ответственности.

К административной ответственности  может быть привлечено одновременно и физическое, и юридическое лицо.

  1. Особый порядок и процедура привлечения к административной ответственности.

Процедура привлечения к  ответственности относительно простая  и непродолжительная, например, применение мер административного воздействия  на месте совершения правонарушения с минимальным оформлением.

  1. Субъектами административной юрисдикции являются уполномоченные органы, должностные лица и судьи.

Подробный перечень лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать  административные наказания, указан в  главе 23 КоАП РФ.

  1. Административные наказания применяются по отношению к неподчиненным им правонарушителям [24].

Следует сказать также  об основаниях наступления административной ответственности, которые представляют собой совокупность взаимосвязанных  юридических фактов, явлений и  событий, наступление которых приводит к возникновению, изменению или  прекращению административных правоотношений. К таким основаниям относятся  нормативное, фактическое и процессуальное. Под нормативным основанием понимается норма права, содержащая запрет или  предписание, а также устанавливающая  ответственность за нарушение закрепленного  правила поведения. Фактическое  основание – факт совершения деяния (противоправное, виновное, общественно  вредное, наказуемое деяние деликтоспособного лица). Процессуальное основание – непосредственное обнаружение или получение из источников, указанных в КоАП РФ, достаточных данных, подтверждающих событие административного правонарушения в качестве повода к возбуждению дела об административном правонарушении [24].

Теперь следует проанализировать главу 16 КоАП РФ, которая содержит перечень административных правонарушений в  области таможенного дела.

Статья 16.1. «Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки» предусматривает административную ответственность за нарушение установленного таможенным законодательством ТС и законодательством государств-членов ТС порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС, а также порядка проведения таможенного контроля, порядка предоставления документов и сведений о товаре. К ответственности за такое правонарушение могут привлекаться физические лица, должностные и юридические лица, причем лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. За совершение правонарушения, закрепленного данной статьей, предусмотрено административное наказание, налагаемое судьей, в форме административного штрафа и конфискации [22].

Статья 16.2. устанавливает  объектом правонарушения порядок декларирования товаров. Таможенное декларирование –  заявление декларантом таможенному  органу сведений о товарах, об избранной  таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. Декларированию подлежат товары при  помещении под таможенную процедуру  [5]. Достоверное декларирование товаров – их точное описание, которое позволяет идентифицировать такие товары для таможенных целей. Положения данной статьи применяются по отношению к декларанту либо таможенному представителю, которые могут быть подвергнуты административному наказанию в виде штрафа, конфискации. В случае наложения штрафа дело может рассматриваться таможенным органом, при назначении конфискации дело рассматривает судья. Указание в таможенной декларации недостоверных сведений о таможенной стоимости товара является, кроме того, фактом неполной уплаты суммы налога, который регулируется ст. 122 Налогового кодекса РФ [7]. Таким образом, одно и то же деяние может порождать ответственность и по налоговому законодательству, и по административному.

Частным случаем нарушения  порядка декларирования товаров  является недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ (статья 16.4.). При перемещении через таможенную границу ТС физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, наличные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат декларированию путём подачи пассажирской таможенной декларации [4]. К ответственности привлекается физическое лицо путем наложения штрафа.

Статья 16.3. устанавливает  ответственность за несоблюдение запретов и ограничений на ввоз товаров  на таможенную территорию ТС или в  РФ и вывоз товаров с таможенной территории ТС или из РФ, включающих в себя меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования [5]. Для привлечения к ответственности по данной статье необходимо точно определить, какие запреты и ограничения применялись, ведь это будет влиять на размер административного взыскания в виде штрафа или конфискации. Субъектами правонарушения являются физические, должностные, юридические лица.

Предусмотрена также административная ответственность за нарушение режима зоны таможенного контроля, то есть действия лиц по перемещению товаров  и транспортных средств через  границу зоны таможенного контроля, а также осуществление производственной деятельности без разрешения таможенного  органа (статья 16.5.).  Согласно ст. 97 Таможенного кодекса ТС зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, созданные для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций. Наказанием за такое правонарушение будет предупреждение или административный штраф в отношении физических (за исключением должностных лиц таможенных органов) и юридических лиц.

Статья 16.6. КоАП РФ предусматривает  ответственность таможенного перевозчика  за непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы в форме наложения административного  штрафа установленного размера. Если в ходе перевозки возникли обстоятельства, препятствующие доставке товаров в место доставки, перевозчик обязан уведомить таможенные органы о таких обстоятельствах [26].

Одной из важнейших задач  предоставления документов, содержащих сведения о товаре, является правильное определение таможенной стоимости  перемещаемых товаров. Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации [3]. Именно поэтому ответственность за правонарушение, предусмотренное статьей 16.7. имеет большую значимость для обеспечения экономической безопасности государства. Наказанию в виде штрафа могут быть подвергнуты как физические, должностные лица, так и юридические лица. Конфискация товаров либо предметов административного правонарушения назначается только судом в отношении физических и юридических лиц.

Статья 16.8. определяет ответственность  владельца водного судна или лицо, управляющее судном, которое причаливает к водному судну или другому плавучему средству, находящемуся под таможенным контролем в виде наложения административного штрафа. Под причаливанием понимается подход и швартовка. Причаливание допускается в случае аварии, стихийного бедствия, угрозы безопасности людей, судов, товаров, необходимость оказания срочной медицинской помощи членам экипажа и пассажирам и других случаях, требующих немедленного реагирования [22].

В соответствии со статьей 16.9. КоАП РФ мерой ответственности за недоставку товаров, перемещаемых под  таможенным транзитом, в место доставки, выдачу без разрешения таможенного  органа или утрату товаров, а также  недоставку документов на них является административный штраф. Если таможенные орган посчитает необходимым назначение дополнительного наказания в виде конфискации, дело подлежит передаче на рассмотрение судьи. 

Согласно ст. 215 Таможенного  кодекса ТС таможенный транзит – таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования. Предельный срок таможенного транзита не может превышать срок, определяемый из расчета двух тысяч километров за 1 месяц. Таким образом, за несоблюдение срока таможенного транзита, маршрута перевозки товаров в отношении таможенного перевозчика предусмотрена ответственность в виде предупреждения или административного штрафа.

Статья 16.11. устанавливает  меру наказания лиц, ответственных  за сохранность средств идентификации, в форме административного штрафа. Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации. Средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров [5].

Объектом правонарушения, указанного в статье 16.12., является порядок  предоставления таможенной декларации и документов и сведений.  Сроки подачи декларации на товары установлены статьей 185 Таможенного кодекса Таможенного союза. Таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, подается до истечения срока временного хранения товаров. Таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории таможенного союза, подается до их убытия с таможенной территории таможенного союза. Таможенная декларация в отношении товаров, являвшихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, подается в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда об освобождении от уголовной (административной) ответственности и иных случаях. Нарушение указанных сроков, а также сроков представления необходимых документов и сведений, нарушение лицами обязанности по хранению документов влечет наложение административного штрафа.

Разгрузка, перегрузка (перевалка) и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а  также замена транспортных средств  международной перевозки, перевозящих  такие товары, допускаются с разрешения таможенного органа отправления  или таможенного органа, в регионе  деятельности которого осуществляется соответствующая грузовая операция. Если операции в отношении товаров  и транспортных средств международной  перевозки могут быть осуществлены без повреждения наложенных таможенных пломб и печатей либо если на товары таможенные пломбы и печати не наложены, осуществление таких операций допускается  после уведомления таможенного  органа [5]. За нарушение данного положения статьей 16.13. КоАП РФ предусмотрена ответственность граждан, должностных и юридических лиц в виде административного штрафа. 

Статья 16.14. закрепляет ответственность  владельца склада временного хранения, таможенного склада, лиц, помещающих товары на временное хранение в форме  административного штрафа за нарушения  порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций. Такой порядок определен Таможенным кодексом ТС, Федеральным законом  «О таможенном регулировании в РФ» и иными нормативно-правовыми актами, в том числе Приказом ФТС от 6 апреля 2011 года № 715 «Об утверждении порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах». Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители вправе совершать с товарами, находящимися на временном хранении, обычные операции, необходимые для обеспечения их сохранности в неизменном состоянии, в том числе осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах места временного хранения. Взятие проб и образцов товаров, исправление поврежденной упаковки, а также операции, необходимые для подготовки товаров к последующей транспортировке, могут совершаться с разрешения таможенного органа [5].

Информация о работе Юридическая ответственность за нарушения таможенных правил