Юридическая ответственность за нарушения таможенных правил

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 08:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы по данной теме является исследование теоретических и практических аспектов юридической ответственности за нарушения таможенных правил.
Поставленная цель реализуется с помощью следующих задач:
Изучение понятия юридической ответственности за нарушения таможенных правил как механизма регулирования общественных отношений, выделение ее особенностей, классификации;
анализ административного и уголовного законодательства об ответственности за нарушение таможенных правил;
анализ судебной практики по делам нарушения таможенных правил.

Содержание

Введение 3
Юридическая ответственность за нарушения таможенных правил 5
Понятие юридической ответственности, признаки, виды 5
Нарушение таможенных правил как основание для привлечения
к юридической ответственности 7
Законодательство об ответственности за нарушения
таможенных правил 11
Административная ответственность в сфере таможенного дела 11
Уголовная ответственность за нарушения таможенных правил 22
Анализ судебной практики по делам нарушения таможенных
правил 30
Заключение 34
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 90.36 Кб (Скачать файл)

По статье 16.15. могут быть привлечены к ответственности лица, осуществляющие деятельность в сфере  таможенного дела: таможенный представитель, таможенный перевозчик, владелец склада временного хранения, владелец таможенного  склада, владелец магазина беспошлинной торговли, уполномоченный экономический  оператор, в обязанности которых входит представление таможенным органам отчетности по своей деятельности. Нарушение такой обязанности влечет предупреждение или наложение штрафа.

Временное хранение товаров  – хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов. По общему правилу срок временного хранения товаров составляет два месяца. По письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный орган продлевает указанный срок. Предельный срок временного хранения товаров не может превышать 4 месяца, а в отношении международных почтовых отправлений, хранящихся в местах международного почтового обмена, а также не полученного или не востребованного пассажиром багажа, перемещаемого воздушным транспортом – 6 месяцев [5]. Несоблюдение указанных сроков является основание для привлечения к ответственности граждан, должностных и юридических лиц путем наложения административного штрафа (статья 16.16.).

Выпуск товаров – действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих помещению под таможенные процедуры [5]. Представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации, в соответствии со статьей 16.17., влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц.

Объектом правонарушения, закрепленного статьей 16.18. КоАП РФ, является порядок осуществления  и условия таможенной процедуры  временного ввоза и таможенной процедуры  временного вывоза. Срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта и не может превышать 2 года со дня помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза. Для отдельных категорий товаров в зависимости от целей их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза Комиссией таможенного союза могут устанавливаться более короткие или более продолжительные сроки. Срок временного вывоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого вывоза [5]. По истечении указанных сроков физическое лицо обязано вывезти (ввезти) товары, находящиеся под таможенной процедурой временного ввоза (вывоза). За нарушение данного положения физическое лицо подвергается административному наказанию в виде штрафа.

За нарушение порядка  таможенной процедуры установлена  ответственность для физических лиц, должностных лиц и юридических  лиц в форме административного  штрафа (статья 16.19.). Такой порядок  закреплен Таможенным кодексом ТС, ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», международными договорами государств-членов ТС и подзаконными нормативно-правовыми актами РФ в области таможенного дела.

Условно выпущенными считаются  товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего  потребления, в отношении которых: предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами; ограничения по пользованию и (или) распоряжению связаны с представлением документов, после выпуска товаров; государством-членом ТС применяются ставки ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом. Условно выпущенные товары могут использоваться только в целях, соответствующих условиям представления льгот. Условно выпущенные товары запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом [5]. Нарушение указанных положений статьи 222 Таможенного кодекса ТС, а также пользование арестованными товарами без разрешения таможенных органов является основанием для привлечения к ответственности, в первом случае, физических, должностных и юридических лиц путем наложения штрафа с конфискацией, во втором случае, должностных и юридических лиц путем наложения штрафа (статья 16.20.).

Статья 16.21. направлена на пресечение противоправных действий, способствующих перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу  ТС с нарушением таможенных правил, а также приобретению, хранению либо транспортировке таких товаров путем привлечения к административной ответственности должностных и юридических лиц в виде наложения административного штрафа и конфискации. Возбуждению дела по данной статье часто предшествует привлечение к ответственности по другим статьям главы 16 КоАП РФ [22].

Статья 16.22. устанавливает  ответственность за нарушение сроков уплаты таможенных платежей. К таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

5) таможенные сборы [5].

К ответственности привлекаются физические лица, юридические лица, должностные лица путем наложения  административного штрафа таможенными  органами.

Незаконное осуществление  деятельности в области таможенного  дела (статья 16.23.) заключается в осуществлении деятельности в области таможенного дела лицами, не включенными в реестр таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев склада временного хранения, владельцев таможенного склада, владельцев магазина беспошлинной торговли, уполномоченных экономических операторов, а также в непредоставлении информации (нарушение срока предоставления) таможенному органу о приостановлении деятельности лица, об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в один из реестров. За такое правонарушение предусмотрено наказание в виде административного штрафа, предупреждения (в случае непредоставления информации).

Согласно ст. 344 Таможенного  кодекса ТС с временно ввезенными транспортными средствами международной перевозки допускается совершать обычные операции по их техническому обслуживанию или ремонту, которые потребовались при их следовании на таможенную территорию таможенного союза либо нахождении на указанной территории. На таможенной территории Таможенного союза не допускается использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся и завершающейся на таможенной территории Таможенного союза, а также передача временно ввезенных транспортных средств международной перевозки иным лицам, в том числе в аренду, за исключением передачи их для ремонта, технического обслуживания, хранения либо передачи в целях завершения операции перевозки путем немедленного вывоза транспортного средства международной перевозки. За нарушение указанных положений предусмотрена ответственность в виде административного штрафа, за нарушение условий пользования транспортными средствами, временно ввезенными физическими лицами – административный штраф с конфискацией (статья 16.24.).

Таким образом, существует множество  нарушений таможенных правил, за которые  предусмотрена административная ответственность. Виды таких нарушений названы  в главе 16 КоАП РФ. За правонарушения в области таможенного дела могут  назначаться наказания в виде предупреждения, административного  штрафа и конфискации орудия совершения или предмета административного  правонарушения.

 

 

    1. Уголовная ответственность за нарушения таможенных правил

 

Наиболее серьезным  видом юридической ответственности  является уголовная ответственность, которая наступает за совершение преступлений как наиболее опасных  посягательств на общественные отношения.

Согласно ст. 14 Уголовного кодекса РФ преступлением признается виновно совершенное общественно  опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Уголовное законодательство РФ не содержит понятия уголовной ответственности. Во многих учебных и научных работах уголовная ответственность определяется как обязанность лица, совершившего преступление, претерпеть лишения личного или имущественного характера, то есть получить наказание, назначенное за совершение данного преступления [25].

Основанием уголовной  ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления [6]. В данной формулировке закреплены два аспекта основания привлечения к уголовной ответственности: фактическое и юридическое. Под фактическим основанием понимается сам факт совершения физическим лицом общественно опасного деяния, юридическое основание – наличие в совершенном деянии состава преступления.

Уголовный кодекс РФ содержит несколько статей, предусматривающих  ответственность за нарушение таможенных правил. Следует проанализировать данные положения.

Статья 189. Незаконные экспорт  из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые  могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники. Уголовная ответственность наступает в случае нарушения предусмотренного законодательством запрета и в обход экспортного контроля, при этом виновный (руководитель юридического лица или физическое лицо) должен быть осведомлен о содержании и характере экспортируемых материалов, сырья, оборудования и умышленно уклоняться от экспортного контроля [23]. Экспортный контроль – комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения (ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие), средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов. Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются Указами Президента РФ. Экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности [11]. Нарушением порядка экспортного контроля считается незаконный экспорт оборудования, технологий, научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль; передача этих же предметов иностранной организации или ее представителю без их вывоза с территории России; выполнение для иностранной организации или ее представителя как в пределах России, так и за ее пределами работ, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль [23]. Наказанием за такое преступление является штраф или лишение права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью, принудительные работы либо лишение свободы.

Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран. Положения данной статьи преследуют цель сохранения культурного достояния и наследия РФ. Вывозу из Российской Федерации не подлежат следующие категории культурных ценностей:

- движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ;

-   движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры;

-        культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации;

-        культурные ценности, созданные более 100 лет назад [9].

Вывоз культурных ценностей может осуществляться в соответствии с решением о возможности их вывоза, принимаемым государственными органами. Соответствующим государственным органом выдается свидетельство на право вывоза культурных ценностей. Временный вывоз культурных ценностей осуществляется музеями, архивами, библиотеками, другими юридическими, а также физическими лицами: для организации выставок; для осуществления реставрационных работ и научных исследований; в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью; в иных необходимых случаях [9]. К уголовной ответственности за нарушения данных правил привлекается собственник культурных ценностей, лицо, уполномоченное им для временного вывоза культурных ценностей либо должностное лицо или другой представитель организации, уполномоченный ею на временный вывоз предметов достояния народов РФ и зарубежных стран. Наказывается принудительными работами или лишением свободы со штрафом.

Статья 193. Невозвращение  из-за границы средств в иностранной  валюте. Осуществление валютного контроля осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 10 декабря 2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Под иностранной валютой понимаются:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и  являющиеся законным средством наличного  платежа на территории иностранного государства (группы иностранных государств);

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и  международных денежных или расчетных единицах [12].

Информация о работе Юридическая ответственность за нарушения таможенных правил