Анализ законодательства РК о некоммерческих организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2015 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ законодательства РК о некоммерческих организациях и выработка предложений по повышению эффективности его применения и совершенствования.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие, признаки и правоспособность некоммерческой организации как юридического лица на основе законодательства о некоммерческих организациях;
2. рассмотреть организационно-правовые формы некоммерческих организаций на основе законодательства о некоммерческих организациях и выработать предложения по повышению эффективности такого нормативного регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…..3

1. ОСОБЕННОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………………………..………...4
1.1Понятие и форма некоммерческих организаций…………………………...4
1.2 Правоспособность юридического лица………………………………….…8

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ ОСОБЕННОСТИ……………………………………..15
2.1 Учреждение………………………………………………………………….15
2.2 Общественные объединения…………………………………………… .... 17
2.3 Иные виды некоммерческих организаций………………………………... 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kurrab_nekom_yur_litsa.docx

— 62.73 Кб (Скачать файл)

Следует обратить внимание, что п. 1 ст. 35 ГК допускает возможность установления ограничений на занятие отдельными видами деятельности законодательными актами.

Так, согласно п. 1 ст. 9 Закона «Об охранной деятельности», охрана объектов подлежащих в соответствии с законодательством государственной охране, является государственной монополией, которая может осуществляться исключительно специализированными охранными подразделениями органов внутренних дел, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан. Также отметим, что указанный Закон установил ограничение правоспособности для иностранных юридических лиц:

- на территории  РК запрещается деятельность  охранных организаций иностранных  государств;

- иностранные  организации не вправе учреждать  или быть учредителями (участниками) частных охранных организаций, а  также иметь в доверительном  управлении частную охранную  организацию.

Сами участники юридического лица посредством принятия соответствующего решения его высшим органом (причем как при создании, так и в процессе деятельности - внесением изменений в учредительные документы) также могут изменить универсальную правоспособность юридического лица на специальную.

Некоммерческие организации, как и государственные предприятия, обладают специальной правосубъектностью, т.е. имеют право осуществлять лишь те виды деятельности, которые прямо предусмотрены их уставами (положениями). При этом Кодекс требует указывать в учредительных документах этих юридических лиц предмет и цели их деятельности (ч. 1 п. 3 ст. 41 ГК). Очень узкой правосубъектностью обладают государственные учреждения7.

Отдельными законодательными актами может быть установлено ограничение правоспособности как некоммерческих, так и коммерческих юридических лиц, которые специально создаются для осуществления отдельных видов деятельности. Речь идет о таких юридических лицах, как банки, страховые организации, биржи, охранные организации и т.д.

Например, согласно п. 3 ст. 11 Закона «О страховой деятельности» страховой (перестраховочной) организации запрещается осуществление сделок и проведение операций в качестве предпринимательской деятельности, не предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи.

И, наконец, некоторые виды деятельности подлежат лицензированию. Юридические лица вправе осуществлять их лишь при наличии соответствующей лицензии. Перечень лицензируемых видов деятельности устанавливается законодательством о лицензировании и является достаточно объемным. Правоспособность организации в сфере лицензируемой деятельности возникает с момента получения такой лицензии и прекращается в момент ее изъятия, истечения срока действия или признания недействительной в установленном порядке.

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя обязанности через свои органы.

По вопросу о понятии «орган юридического лица» в учебной и научной литературе высказаны различные суждения. Некоторые авторы считают, что органом является часть юридического лица, структурное звено, которое формирует и выражает вовне его волю. Именно через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Другие понимают под органом лицо (группу лиц), которое вырабатывает, формирует и выражает волю организации и руководит ею. Предлагается и нейтральная позиция, по которой к органам юридического лица относятся должностные лица и коллектив-мыс звенья юридического лица.

Наконец, в казахстанской юридической литературе высказано мнение о том, что орган юридического лица не может представлять собой большую реальность, чем само юридическое лицо. Орган юридического лица - понятие такое же идеальное, не существующее в реальной, обыденной жизни, как и само юридическое лицо. Отсюда следует, что орган юридического лица - это условная юридическая конструкция, создаваемая правом с целью дать возможность сформировать и выразить волю организации, отстаивать ее интересы.

Существуют различные основания классификации органов юридического лица: по характеру полномочий (основные и дополнительные, обязательные и добровольные), по числу входящих в них должностных лиц (коллегиальные и единоличные), по порядку формирования или способу приобретения полномочий (выборные и назначаемые), а также по срокам деятельности (постоянные и временные). Особая структура управления установлена в отношении государственного предприятия: органом предприятия как юридического лица является его руководитель, который назначается уполномоченным органом и ему подотчетен. Руководитель госпредприятия действует на принципах единоначалия и самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия в соответствии с его компетенцией8.

Выделяют также волеобразующие и волеизъявляющие органы: органы юридического лица могут создаваться для формирования его воли («волеобразующие органы», например, общее собрание акционеров, и для одновременного выражения его воли вовне, по отношению ко всем третьим лицам - участникам имущественного оборота «волеизъявляющие», то есть исполнительные органы).

В вопросе об органах юридического лица крайне важным является вопрос о разграничении их компетенции, поскольку, во-первых, юридическое лицо, по общему правилу, несет ответственность перед третьими лицами по обязательствам, принятым органом юридического лица с превышением его полномочий, установленных учредительными документами (п. 4 ст. 44 ГК), во-вторых, нарушение органом своей компетенции в некоторых случаях способно привести к признанию заключенной юридическим лицом сделки недействительной (п. 11 ст. 159 ГК).

      Неисследованность условий и порядка осуществления предпринимательской деятельности некоммерческих организаций привела к тому, что на практике особенности предпринимательской деятельности этих организаций нередко игнорируются. Многие некоммерческие организации, не изменяя своего правового статуса, фактически превратились в коммерческие организации, необоснованно использующие льготы, предоставляемые для достижения общественно полезных целей деятельности, для своего корпоративного обогащения.

     Ряд из них носит общий характер, в особенности это касается  условий осуществления предпринимательской  деятельности. Многие нормы получили  неоднозначное толкование и практическое  применение.  Недостаточность правового  регулирования предпринимательской  деятельности некоммерческих организаций  обусловливает необходимость совершенствования  соответствующих нормативных правовых  актов, дальнейшего развития содержащихся  в них общих положений9.

      Работа по систематизации законодательства  о некоммерческих организациях  и устранению противоречий в  нем должна быть направлена  на создание благоприятной правовой  среды для некоммерческих организаций, эффективных гарантий свободы  объединений и независимости  некоммерческих организаций, развитие  гражданского общества, наиболее  полного использования потенциала  граждан и их объединений в  социально-экономическом и общественно-политическом  развитии страны. Необходимо создание  непротиворечивого и системного  похода к правовому регулированию  деятельности некоммерческих организаций.

 

 

 

2.  ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ  ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ  И ИХ ОСОБЕННОСТИ

2.1 Учреждение

Учреждением признается организация, созданная и финансируемая его учредителем для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 105 ГК).

      Раньше в ГК Республики Казахстан было одно понятие «учреждение», под которым понималась организация, созданная и финансируемая её учредителем для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п.1 ст. 105 ГК). 
Учредителями могли быть и государство, и частные лица. Имущество закреплялось учредителями за учреждением на праве оперативного управления (ст. 202 ГК).

    Однако в соответствии с Законом от 16 декабря 1998 г. в ГК были внесены изменения. Появилась такая форма некоммерческих организаций как государственное учреждение, под которым понимается учреждение, создаваемое государством и содержащееся только за счет государственного бюджета или бюджета (сметы расходов) Национального Банка РК (п.2 ст. 1-5 ГК)10. 
     Проблема заключалась в том, что эта формула хорошо работает для государственных органов (министерства, ведомства, акиматы, маслихаты и т.п.). Им действительно незачем заниматься деятельностью, приносящей доходы (платными услугами). Но удар пришелся по государственным учреждениям, которые не являются государственными органами (учреждения культуры, образования, науки и т.п.). Они при недостаточности государственного финансирования зачастую жили за счет других источников, оказывая, в частности, платные услуги. После принятия Закона 1998 г. многих из них сняли с государственного финансирования и перевели в разряд казенных предприятий.

      В п.2 ст.8 Закона о некоммерческих организациях установлено, что в зависимости от формы собственности учреждения подразделяются на государственные и частные.

    Особенности правового положения государственного учреждения заключаются в том, что, во-первых, они не могут создавать, а также выступать учредителем (участником) другого юридического лица, за исключением тех учреждений, которым в установленном порядке передано право владения, пользования, распоряжения государственной собственностью (п. 3 ст. 105 ГК). Имеется в виду Правительство и министерства. Во-вторых, гражданско-правовые сделки, заключаемые государственными учреждениями, подлежат регистрации в порядке, определенном правительством РК (п.1 ст. 44 ГК).

В правовом положении государственных учреждений есть некоторые особенности. Во-первых, установлено, что они не могут создавать, а также выступать учредителем (участником) другого юридического лица, за исключением тех учреждений, которым в установленном порядке передано право владения, пользования, распоряжения государственной собственностью (п. 3 ст. 105 ГК). Исключение касается, например, Правительства, министерств, которые вправе создавать (учреждать) другие юридические лица. Во-вторых, гражданско-правовые сделки, заключаемые государственными учреждениями, подлежат регистрации в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. Третья особенность касается ответственности. При недостаточности у государственного учреждения денег ответственность по обязательствам несет Правительство Республики Казахстан или соответствующий местный исполнительный орган. До недавнего времени ответственность государственного учреждения по своим обязательствам носила ограниченный характер, так как в п. 1 ст. 44 ГК было установлено, что по договорным обязательствам ответственность наступает в пределах утвержденной сметы на содержание государственного учреждения в соответствии с законодательством. Приведенное положение кодекса вызвало справедливую критику.

Отрицательное заключение в отношении указанной нормы ГК было дано Конституционным Советом, который в своем Постановлении от 3 ноября 1999 г. указал, что Конституция РК не позволяет ограничивать ответственность учреждения пределами утвержденной сметы на их содержание, поскольку устанавливает принцип равной защиты государственной и частной собственности. В связи с этим Законом РК от 20 мая 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Казахстан» в п. 1 ст. 44 ГК были внесены изменения, в соответствии с которыми норма, ограничивающая ответственность государственного учреждения в пределах утвержденной сметы, была исключена.

Другим видом учреждения является частное учреждение, которым признается не являющаяся частью государственной структуры организация, созданная физическими и (или) негосударственными юридическими лицами для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера11.

Частное учреждение, таким образом, характеризуется тем, что оно основано на частной собственности. Из определения вытекает, что частное учреждение может быть создано не одним, а несколькими физическими лицами и (или) негосударственными юридическими лицами.

 

2.2 Общественные объединения

 

Общественное объединение является той формой некоммерческой организации, в рамках которой граждане могут активно участвовать в социальной, политической жизни страны, защищать свои интересы, в том числе корпоративного характера, обеспечивать себе благоприятную среду обитания и отстаивать другие социально значимые интересы. В этой связи правовое положение общественных объединений имеет большое значение в общественной жизни страны. Общественные объединения как форма юридического лица не являются новым явлением для Казахстана, хотя в советский период такие объединения назывались общественными организациями. Но по сравнению с советским периодом в настоящее время появилось множество новых общественных объединений и существенно изменилось их правовое положение. Это подтверждается, например, наличием в стране многопартийности, узаконением различных форм религиозных организаций и т.д12.

Общественными объединениями в Республике Казахстан признаются политические партии, профессиональные союзы и другие объединения граждан, созданные на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству (п. 1 ст. 106 ГК).

Не допускается слияние общественных и государственных институтов, незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства, возложение на общественные объединения функций государственных органов и государственное финансирование общественных объединений.

Общественные объединения могут сотрудничать и взаимодействовать с государственными органами, заключая с ними соглашения, и могут по договорам с государственными органами выполнять для них определенные работы, предусмотренные законодательством.

Общественные объединения создаются и действуют в целях реализации и защиты политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, развития активности и самостоятельности граждан; удовлетворения профессиональных и любительских интересов; развития научного, технического и художественного творчества, охраны жизни и здоровья людей, охраны окружающей природной среды; участия в благотворительной деятельности; проведения культурно-просветительной, спортивно-оздоровительной работы; охраны памятников истории и культуры; патриотического и гуманистического воспитания; расширения и укрепления международного сотрудничества; осуществления иной деятельности, не запрещенной законодательством Республики Казахстан. 
     Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики Казахстан, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований. 
     На территории Республики Казахстан запрещается создание общественных объединений по типу военизированных формирований, имеющих военизированную структуру, форму, специальные знаки отличия, гимны, флаги, вымпелы, особые условия внутренней дисциплины и управления, оружие, в том, числе имитированное.

Информация о работе Анализ законодательства РК о некоммерческих организациях