Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2015 в 18:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ законодательства РК о некоммерческих организациях и выработка предложений по повышению эффективности его применения и совершенствования.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие, признаки и правоспособность некоммерческой организации как юридического лица на основе законодательства о некоммерческих организациях;
2. рассмотреть организационно-правовые формы некоммерческих организаций на основе законодательства о некоммерческих организациях и выработать предложения по повышению эффективности такого нормативного регулирования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…..3
1. ОСОБЕННОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………………………..………...4
1.1Понятие и форма некоммерческих организаций…………………………...4
1.2 Правоспособность юридического лица………………………………….…8
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ ОСОБЕННОСТИ……………………………………..15
2.1 Учреждение………………………………………………………………….15
2.2 Общественные объединения…………………………………………… .... 17
2.3 Иные виды некоммерческих организаций………………………………... 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
Не допускается деятельность политических партий и профессиональных союзов других государств, партий на религиозной основе, а также финансирование политических партий и профессиональных союзов иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями.
Не допускается
создание и деятельность общественных
объединений, посягающих на здоровье и
нравственные устои граждан, а также деятельность
незарегистрированных общественных объединений
(ст.ст. 4,5 Закона РК от 31 мая 1996 г. «Об общественных
объединениях»).
В соответствии с Законом
РК от 2 июля 1996 г. «О политических партиях»
политической партией признается добровольное
объединение РК, соответствующее их политической
воле путем участия через своих представителей
в осуществлении государственной власти
(ст. 1 Закона). Членом политической партии
может быть гражданин РК, достигший восемнадцатилетнего
возраста. Членство иностранных граждан,
лиц без гражданства, а также коллективное
членство в политических партиях не допускается.
Военнослужащие, работники органов национальной
безопасности, правоохранительных органов
и судимые не должны состоять в политических
партиях, выступать в поддержку какой-либо
политической партии. Президент РК, на
период осуществления своих полномочий,
приостанавливает свою деятельность в
политической партии (ст.8 Закона).
Для государственной регистрации
политических партий в их составе должно
быть не менее 50 тысяч граждан, представляющих
более половины областей Республики Казахстан
(ст. 10 Закона)13.
В Законе РК от 9 апреля 1993 г. «О профессиональных союзах» закреплено, что профессиональные союзы в Республике Казахстан (профсоюзы) – это самостоятельные, с фиксированным индивидуальным членством общественные объединения, добровольно создаваемые гражданами на основе общности их профессиональных интересов для представления и защиты трудовых, а также других социально- экономических прав и интересов своих членов и улучшения условий труда (ст. 1 Закона).
Положения Закона «О профессиональных союзах» применяются к иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим и работающим в Республике Казахстан, а также могут применяться к гражданам Республики Казахстан, работающим в порядке командирования за пределами республики.
Профессиональный союз создается по инициативе группы граждан не менее десяти человек, созывающих учредительный съезд (конференцию, собрание), на котором утверждается устав союза и формируются руководящие органы.
Условия и порядок приобретения и утраты членства определяются уставом профессионального союза.
Правоспособность профессионального союза как юридического лица возникает с момента регистрации14.
Регистрация профессиональных союзов производится в соответствии с Законом об общественных объединениях.
Регистрирующий орган не осуществляет контроль за деятельностью профсоюзов (ст. 8 Закона).
Особо следует отметить, что цель создания общественного объединения должна быть позитивной. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики Казахстан, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание, не предусмотренных законодательством, военизированных формирований. Не допускается также создание и деятельность общественных объединений, посягающих на здоровье и нравственные устои граждан, а также деятельность незарегистрированных общественных объединений. В отличие от Казахстана, в некоторых странах деятельность незарегистрированных объединений возможна.
Учитывая цели создания, социальную значимость и возможности влияния на общественные процессы в стране, закон устанавливает требования к минимальному количеству участников (членов) организации. В Казахстане общественное объединение создается по инициативе группы граждан РК не менее десяти человек (за исключением политических партий). Возможность членства (участия) в общественной организации иностранцев и лиц без гражданства должна быть предусмотрена в уставе организации. Прямой запрет на иностранное участие предусмотрено только дня политических партий.
Классификацию общественных объединений можно провести по различным признакам. По территориальному признаку различаются республиканские, региональные и местные общественные объединения. Объединения, имеющие свои структурные подразделения (филиалы и представительства) на территории более половины областей Республики Казахстан, признаются республиканскими; на территории менее половины) областей - региональными; объединения, действующие в пределах одной области, являются местными. По целям и направлениям деятельности можно различать научные, спортивно-оздоровительные, благотворительные, культурно-просветительские, экологические, местного самоуправления и много других видов объединений, перечень которых не может быть исчерпывающим. Наименование общественного объединения может при этом носить самый разный характер (Общество «зеленых», Борьбы с наркоманией, Охраны памятников истории и культуры, Ветеранов войны и труда, Воинов-интернационалистов и т.д.)15.
Возможно выделение общественных объединений по характеру участия в организации. Существуют общественные объединения, основанные на членстве, с уплатой членских взносов, с выдачей документов, подтверждающих такое членство (членские билеты, партийные билеты и т.д.). В других общественных объединениях достаточно быть участником, разделяя ее цели и программы.
Отдельным видам общественных объединений посвящено специальное законодательство, учитывающее особенности таких объединений. К ним относятся политические партии, профессиональные союзы, органы местного самоуправления и общественной самодеятельности.
2.3 Иные виды некоммерческих организаций
Потребительские кооперативы. Правовой статус потребительских кооперативов определяется нормами ГК, Закона «О некоммерческих организациях», Закона «О потребительском кооперативе» и другими нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст. 108 ГК потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных (паевых) взносов.
В случаях, предусмотренных законодательными актами, в потребительский кооператив могут вступать юридические лица.
Для потребительских кооперативов, таким образом, характерны следующие особенности: 1) они основаны на членстве; 2) членство основано на объединении имущества (паев); 3) создаются для удовлетворения материальных и иных потребностей, как правило, своих членов16.
Членами кооператива являются граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста. Юридические лица могут приобретать права члена кооператива только в случаях, предусмотренных законодательными актами[23, с.408].
Потребительские кооперативы могут быть созданы гражданами в количестве не менее двух человек. Максимальное количество членов кооператива не ограничивается. В отличие от производственных кооперативов, где требуется личное трудовое участие его членов, в потребительском кооперативе оно не обязательно.
Имущество кооператива распределяется на доли (паи) членов кооператива пропорционально их вкладам. Доля в имуществе кооператива является самостоятельным имущественным правом, в отношении которого могут быть совершены различные юридические операции. Так, например, каждый член кооператива вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, заложить свою долю либо распорядиться ею иным способом с соблюдением условий, предусмотренных законом и уставом. В частности, доля может быть отчуждена или заложена до полной оплаты имущественного (паевого) взноса лишь в той части, в которой взнос уже оплачен; при продаже доли остальные члены кооператива имеют право преимущественной покупки (ст.ст. 28-29 Закона «О потребительском кооперативе»).
В определенных случаях доля члена кооператива подлежит выделу. Такое право член кооператива имеет при ликвидации потребительского кооператива, при выходе из кооператива, в том числе при исключении, (п. 5 ст. 108 ГК, ст. 33 Закона «О потребительском кооперативе»). Наследники умершего члена кооператива имеют первоочередное право на принятие в члены кооператива, если иное не предусмотрено уставом кооператива. Если кооператив в соответствии с уставом отказывает наследнику в членстве в кооперативе либо наследник отказывается от такого членства, наследнику выплачивается доля наследодателя в имуществе кооператива, пропорциональная его паю.
Членство в кооперативе обязывает не только вносить имущественный (паевой) взнос, но и возлагает дополнительные имущественные обязанности. Так, например, установлено, что члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов. Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса членов кооператива (п. 12 ст. 108 ГК).
В зависимости от целей создания потребительские кооперативы, делятся на различные виды (жилищные, жилищно-строительные, дачные гаражные, сельские потребительские кооперативы и т.д.). До принятия Закона «О некоммерческих организациях» наиболее спорной была правовая природа кооперативов собственников квартир (далее - КСК). Были все основания полагать, что они являются разновидностью потребительских кооперативов. Однако, исходя из того, что имущество КСК не делится на паи и его члены не объединяют имущественные (паевые) взносы, Закон «О некоммерческих организациях» признал КСК самостоятельной формой некоммерческих организаций (ст. 17).
Жилищные и жилищно-строительные кооперативы. Правовое положение жилищных и жилищно-строительных кооперативов регулируется ГК и Законом «О жилищных отношениях». В соответствии со ст. 52 Закона «О жилищных отношениях» жилищные кооперативы образуются для приобретения жилого дома, в котором квартиры либо, иное жилое помещение предоставляется членам кооператива. Жилищно-строительные кооперативы образуются для строительства жилого дома и последующего использования жилых помещений для проживания членов кооператива. После завершения строительства жилого дома жилищно-строительный кооператив приобретает статус жилищного кооператива17.
Численность членов жилищного и жилищно-строительного кооператива не может быть менее трех граждан, достигших совершеннолетия.
Главная особенность правового положения указанных кооперативов заключается в том, что до полной оплаты паевого взноса собственником квартиры признается не член кооператива, а сам кооператив. До такого момента члену кооператива принадлежит только право пользования жилищем. Внесение полной суммы паевого взноса служит основанием для приобретения членом кооператива права собственности на кооперативную квартиру (помещение) (п. 3 ст. 57 и п. 1 ст. 63 Закона «О жилищных имениях»). В частности, на основании документа, подтверждающего и у паевого взноса в полном объеме, паенакопители обязаны зарегистрировать свое право собственности в регистрирующих органах актерства юстиции РК (центрах по недвижимости). Если все члены кооператива приобретут право собственности на кооперативные квартиры, жилищный кооператив может быть преобразован в КСК иное объединение собственников по управлению объектом кондоминиума
Сельские потребительские кооперативы. Их правовое положение регулируется нормами ГК, Законом «О некоммерческих организациях и специальным Законом «О сельской потребительской кооперации».
Согласно Закону «О сельской потребительской кооперации» сельским потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для удовлетворения материальных и иных потребностей членов (пайщиков), осуществляемое путем объединения его членами имущественных (паевых) взносов.
Сельские потребительские кооперативы обладают, таким образом, всеми признаками потребительских кооперативов с некоторыми особенностями: 1) членами сельского потребительского кооператива могут быть и юридические лица; 2) сельские потребительские кооперативы создаются за счет имущественных (паевых) взносов для осуществления торговой, заготовительной, сбытовой, перерабатывающей, обслуживающей, снабженческой и иной деятельности, не запрещенной законодательством; 3) такие кооперативы могут создаваться для удовлетворения материальных и иных потребностей не только своих членов, но и других граждан, проживающих в сельской местности18.
Количество членов (пайщиков) сельского потребительского кооператива не должно быть менее двух. Членами (пайщиками) сельского потребительского кооператива могут быть граждане, достигшие 18-летнего возраста, и юридические лица. Граждане и юридические лица могут быть членами нескольких сельских потребительских кооперативов. Члены сельских потребительских кооперативов так же, как и члены других потребительских кооперативов, имеют долю в имуществе кооператива, с которой они могут совершать предусмотренные законом юридические операции и имеют другие права (отчуждать, передавать по наследству, получать в случае ликвидации кооператива стоимость части имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или по соглашению всех членов кооператива часть этого имущества в натуре, пропорциональной его паю; выделять свою долю в имуществе сельского потребительского кооператива и получать ее стоимость или по соглашению всех членов кооператива - имущество в натуре пропорционально его паю в случае выхода из него и т.д.)19.
Информация о работе Анализ законодательства РК о некоммерческих организациях