Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 15:12, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: анализ социально-экономических, политических и административных реформ России и стран СНГ.
Ввиду ограничения объема данной курсовой работы и объёмности рассматриваемой темы, акцент будет сделан на анализе социально-экономических и политических изменений в России 1991-2012 гг., а также экономических изменений в странах СНГ до 2002 года и анализе политических особенностей стран СНГ.
Введение……………………………………………………………….…………3
Глава 1. Анализ преобразований в России………………………….………4
1.1. Образование РФ………………………………………………………….4
1.2. Политика «шокотерапии»…………………………………..………….6
1.3. Экономическая политика правительства 1993-2001 гг. ……..…….9
1.4. Социальные изменения в обществе 1994-2000 гг. …………………11
1.4. Политическая жизнь 2000-2012 гг. ……………...……..……………16
Глава 2. Анализ преобразований в СНГ……………………………….…..22
2.1. Анализ экономический преобразований………………………….....22
2.2. Анализ политических изменений………………………………...…..25
Заключение …………………………………………………………..………..30
Список использованной литературы……………………………...………..31
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Анализ преобразований в России………………………….………4
1.1. Образование РФ………………………………………………………….4
1.2. Политика «шокотерапии»…………………………………..……
1.3. Экономическая политика правительства 1993-2001 гг. ……..…….9
1.4. Социальные изменения в обществе 1994-2000 гг. …………………11
1.4. Политическая жизнь 2000-2012 гг. ……………...……..……………16
Глава 2. Анализ преобразований в СНГ……………………………….…..22
2.1. Анализ экономический преобразований………………………….....
2.2. Анализ политических изменений………………………………...…..25
Заключение …………………………………………………………..………..
Список использованной литературы……………………………...………..
Введение
В конце 80-х годов XX в. произошло крупнейшее геополитическое событие: распад социалистической системы в Восточной Европе. Бывшие союзные республики, провозгласившие независимость, и страны бывшего соцлагеря взяли курс на построение свободного рынка и демократического общества.
Что добились страны в результате проведенных реформ? С какими трудностями они столкнулись и какие меры предпринимали? Что уже сделано, а что еще предстоит сделать?
Цель данной курсовой работы: анализ социально-экономических, политических и административных реформ России и стран СНГ.
Ввиду ограничения объема данной курсовой работы и объёмности рассматриваемой темы, акцент будет сделан на анализе социально-экономических и политических изменений в России 1991-2012 гг., а также экономических изменений в странах СНГ до 2002 года и анализе политических особенностей стран СНГ.
При проведении исследования экономических изменений стран СНГ до 2002 года для сравнения будет представлен опыт экономических изменений стран Центральной и Восточной Европы.
В конце работы будет сделан вывод о целесообразности продолжения реформ в странах СНГ и попыток построения демократического общества.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В РОССИИ
1.1. Образование РФ
Роспуск КПСС после Августовского путча, прекращение существования СССР и переименование Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) в Российскую Федерацию (РФ) в декабре 1991 г. еще не означали, что покончено с советским социалистическим строем. В 1992 г., стремясь выйти из затяжного кризиса, порожденного всей системой "развитого социализма", Россия вступила на путь радикальных реформ. Суть экономических реформ заключалась в переходе к рыночной экономике, в основе которой лежат свобода товарно-денежных отношений и частное предпринимательство. Суть политических – в замене Советов отделенными друг от друга органами законодательной и исполнительной власти, избранными населением путем истинно демократических выборов.
К концу 1991 г. социалистическая система народного хозяйства, слегка подновленная полурыночными мерами периода "перестройки", всё равно оказалась на грани краха. Стремительно нарастал дефицит бюджета, который правительство СССР пыталось покрывать внешними займами и выпуском ничем не обеспеченных бумажных денег. Закономерным результатом такой политики стала инфляция; в условиях, когда цены устанавливает государство, она проявлялась в исчезновении товаров из магазинов, откуда они перекачивались на "черный рынок", в беспрерывном росте цен и спекулятивном обмене рублей на доллары на "черном рынке", в недофинансировании промышленных предприятий, колхозов и совхозов. Это вело к спаду, производства и сокращению с каждым месяцем числа занятых в производстве (за период с января по сентябрь 1991 г. число работающих сократилось на 9,9 млн. человек по сравнению с 1990 г.).
В итоге потребительский рынок развалился окончательно: товарный дефицит стал повсеместным, прилавки магазинов опустели, за продуктами питания и промышленными товарами, которые "выбрасывали" в продажу, стояли длинные очереди. А государственные запасы были почти исчерпаны.[2]
Острое недовольство населения унизительно низким уровнем обеспечения продовольственными и промышленными товарами, ростом преступности, нерешенностью жилищной проблемы и обострением межнациональных отношений трансформировалось в негативное отношение к власти в самых разных слоях населения. В 1991 г. страна подошла к пику социальной напряженности.
Таким образом, решительный переход к радикальным рыночным реформам стал единственным способом спасения страны от надвигающегося голода и социального взрыва.
В конце октября 1991 г. на V съезде народных депутатов РСФСР президент России Б.Н. Ельцин заявил о необходимости решительного реформирования экономики. Правительство провозгласило программу радикальных рыночных реформ, цель которой состояла в уничтожении старой плановой системы и командных методов руководства экономикой, переход к свободному рынку, который регулируется объективными экономическими законами. Ввиду масштабности преобразований президент заявил о своей готовности лично возглавить правительство и попросил у съезда согласия на предоставление дополнительных полномочий; таковые были ему даны сроком на один год.
Дополнительные полномочия позволяли Б.Н. Ельцину издавать указы, противоречащие Конституции, и изменять структуру высших органов исполнительной власти (с последующим утверждением Верховным Советом), определять персональный состав правительства и администрации субъектов федерации. Основополагающими документами на начальном этапе радикальных преобразований стали указы президента о либерализации цен и свободе торговли, о реформировании колхозов и совхозов, а также два закона о порядке приватизации.
1.2. Политика "шокотерапии"
В ноябре 1991 г. на пост заместителя председателя правительства России по вопросам экономической политики, министром экономики и финансов был назначен Т.Е. Гайдар. Именно он и его единомышленники (А.Н. Шохин, А.Б. Чубайс, П.О. Авен, А.А. Нечаев) приступили к проведению политики "шоковой терапии". В основе ее лежала убежденность в способности свободного рынка к саморегулированию, в благотворном влиянии рыночных отношений на все сферы жизни общества. Они отвергали всякое государственное регулирование экономической жизни, считая главным регулятором и двигателем экономического развития свободную конкуренцию.
Переход к свободному рынку включал в себя отпуск цен на товары, либерализацию внутренней и внешней торговли и приватизацию государственной собственности.
В результате отпуска цен на товары и продукты питания, по замыслу реформаторов, должно было произойти автоматическое определение их рыночной стоимости, должен был установиться баланс спроса и предложения и, как следствие, - исчезнуть дефицит товаров. Либерализация торговли должна была улучшить товарооборот и систему торговли за счет частной инициативы. Приватизация государственной собственности (передача ее за плату или безвозмездно в частные руки) должна была способствовать созданию среднего класса - устойчивого слоя предпринимателей.[1]
Либерализация цен и торговли началась 2 января 1992 г. Роль стихийного регулятора цен и производства была отдана деньгам, правительство полностью устранилось от контроля над формированием цен. Следствием такой позиции стал их резкий и невиданный рост: в январе 1992 г. он составил 1000 – 1200 %, к концу 1992 г. цены выросли более чем в 30 раз (реформаторы ожидали, что при оптимистическом течении событий цены вырастут всего в 3 - 4 раза, при пессимистическом - в 8 - 10 раз).
Возник "заколдованный круг": стремясь уменьшить потери, предприятия повышали цены на продукцию, покупательная способность рубля и возможности населения снижались. Заработная плата на протяжении 1992 г. увеличилась лишь в 12 раз. Начался лавинообразный рост дефицита государственного бюджета, для покрытия которого правительство увеличило выпуск бумажных денег. Следствием этого стала высокая инфляция.
Она, в свою очередь, привела к острой нехватке наличных денег и полному обесцениванию вкладов населения в сберегательных банках.
Выход из кризиса правительство видело в ускорении либерализации экономики, в углублении рыночных отношений. Поэтому оно настаивало на продолжении "шоковой терапии". Б.Н. Ельцин разделял эту точку зрения. В июне он назначил Е.Т. Гайдара исполняющим обязанности главы правительства. Но, поскольку негативные последствия экономических реформ вызывали растущую критику в Верховном Совете, он ввел в состав правительства опытных хозяйственников - В.С. Черномырдина, В.Ф. Шумейко и Г.С. Хижу, - уравновесив этой уступкой назначение Е.Т. Гайдара.
В августе 1992 г. Б.Н. Ельцин подписал указ о приватизационных чеках (ваучерах). Вся государственная собственность, подлежащая приватизации, была поделена в равных долях между гражданами страны.
Суть приватизации, как ее понимали разработчики во главе с А.Б. Чубайсом, состояла в том, чтобы дать всем гражданам равные стартовые возможности для участия в рыночных отношениях в виде доли в общей государственной собственности. Рыночной цены предприятий на момент проведения "ваучеризации" не существовало, и за основу была взята их балансовая стоимость; сумму балансовых стоимостей и разделили на общее количество населения. Доля каждого оказалась эквивалентна 10 тыс. руб. (номинальная стоимость ваучера), что было достаточно большой суммой в августе 1992 г. (для сравнения, легковой автомобиль стоил около 20 тыс. руб.).
В результате начального, "ваучерного", этапа приватизации (1993 - 1994 гг.) в стране появились 40 млн. акционеров. Вместе с тем практически все акционеры были чисто номинальными, так как никаких действенных правовых механизмов вложения ваучеров в экономику (скупки на них акций предприятий) разработано не было.
Владельцам ваучеров предложили либо использовать их при закрытой подписке на акции своего предприятия, либо участвовать в чековом аукционе, либо купить акции чековых инвестиционных фондов. Таким образом, сам приватизационный чек еще не давал возможности непосредственно участвовать в приватизации, его владелец был обязан отдать его посреднику.[9]
В результате ваучеры оказались втянутыми в спекулятивный оборот. В условиях инфляции на черном рынке за ваучер давали все меньше денег.
Поскольку рассчитывать на рост отечественного производства в создавшихся условиях не приходилось, а дефицит товаров еще не был ликвидирован, правительство с целью насыщения рынка пошло на либерализацию внешней торговли. Широкие круги частных предпринимателей получили возможность проводить экспортные и импортные операции. И внутренний рынок в довольно короткие сроки был насыщен иностранными продовольственными и промышленными товарами. Расцвела уличная торговля с рук, в палатках и киосках, быстро росло количество больших и маленьких рынков. Но все же, значительная часть населения не могла позволить себе покупать многие товары из-за их дороговизны.
1.3. Экономическая политика правительства 1993 – 2001 гг.
К концу 1992 г. инфляция превзошла самые пессимистические прогнозы, бюджет был подорван. Стало очевидным, что "шоковая терапия" как метод быстрого перехода к рынку, вопреки расчетам реформаторов, не принесла быстрого положительного результата, но вызвала многие отрицательные последствия, поставив страну на грань социального взрыва.
В декабре 1992 г. на VII съезде народных депутатов, большинство которого составляли противники либеральных реформ, работа правительства была признана неудовлетворительной. "Гайдар остается", - твердо заявил Б.Н. Ельцин. Но все его попытки сохранить Е.Т. Гайдара закончились неудачей, и первый вице-премьер сам подал в отставку.
Назначенный в декабре 1992 г. на пост премьер-министра В.С. Черномырдин - крупный советский хозяйственник, с большим опытом работы в газовой промышленности - выражал интересы так называемого директорского корпуса. Он считал необходимым продолжать реформы, но при этом усилить социальную защиту населения и государственное регулирование. Именно поэтому противники "шоковой терапии" связывали с ним немалые надежды. Директора предприятий, в частности, ждали от него значительного усиления бюджетного финансирования.[3]
Первым шагом В.С. Черномырдина на посту премьер-министра было решение о поддержке топливно-энергетического комплекса. Создавалась иллюзия, что приоритетом для нового правительства становятся базовые отрасли. Однако существенных перемен не происходило.
В конце 1996 г. завершилась "первая пятилетка" реформирования экономики России. В этом году объем потребляемых населением благ и услуг составлял лишь около 60 % от уровня 1991 г. Создаваемый хозяйственный механизм регулируемого рынка постоянно давал сбои, правительство теряло ресурсы и рычаги управления.
В марте 1998 г. президент снял В.С. Черномырдина с поста премьер-министра. Почти за семь лет работы возглавляемому им правительству не удалось ни преодолеть кризис, ни двинуть вперед реформы, чтобы довести их до такой стадии, когда общество могло бы оценить их положительные последствия.
В апреле 1998 г. под давлением Б.Н. Ельцина Государственная Дума утвердила на пост председателя правительства 35-летнего министра энергетики С.В. Кириенко, работавшего до этого в его составе немногим более трех месяцев. Под его руководством была разработана антикризисная программа. Основные положения этой программы сводились к расширению прав налоговых органов, ужесточению контроля над проведением экспортно-импортных операций, снижению тарифов на транспортные перевозки. В Международном валютном фонде был также получен очередной заем.
Объективные условия, в которых работало новое правительство, были крайне сложными. Весной 1998 г. из-за продолжавшегося падения мировых цен на нефть доходы бюджета от экспорта энергоносителей сократились вдвое. В мае страна вступила в новый экономический кризис. Его причинами были: финансовый кризис в Юго-Восточной Азии, значительное сокращение золотовалютных резервов Центрального банка России, массовые акции протеста шахтеров, слухи о девальвации рубля.