Брак сum manu и sine manu :сравнительная характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 16:19, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – анализ понятия и правовых отношений брака и семьи Сине Ману в Древнем Риме.
Задачи:
1. дать понятие и рассмотреть виды, а также порядок заключения брака;
2. рассмотреть личные и имущественные отношения супругов;
3. рассмотреть личные и имущественные отношения родителей и детей в древнеримской семье;

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …3
Глава I Становление гражданского права
§ 1.1история гражданского права ……………………………………..4
§ 1.2 история развития гражданского права в России ……………….6
§ 1.3 источники гражданского права …………………………………7
Глава II характеристика гражданского права в 18 веке.
§ 2.1 гражданское право в первой четверти 18 в…………………....9
§ 2.2 право собственности……………………………………………15
§ 2.3 семейное право………………………………………………….17
§ 2.4 наследственное право …………………………………………..19
§ 2.5 обязательственное право………………………………………..20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………..22
Список источников и литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . ……….23

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 240.28 Кб (Скачать файл)

В отличие от узаконения, дававшего положение законных детей  лицам, рожденным от данных родителей, но вне брака, усыновление устанавливало  отцовскую власть над посторонним  лицом.

Усыновление различалось  двух видов: если усыновлялось лицо, не находящееся под отцовской властью ( persona sui iuris ) это называлось arrogatio ; если же усыновление производилось в отношении лица, находящегося под отцовской властью (persona alieni iuris), оно называлось adoptio.

По праву Юстиниана arrogatio совершалось путем получения  на то императорского рескрипта; adoptio —  путем занесения в судебный протокол ( apud acta ) соглашения прежнего домовладыки  усыновляемого с усыновителем в  присутствии усыновляемого.

Необходимые условия усыновления: а) усыновлять может, как правило, только мужчина (женщина — в виде исключения, именно если она до усыновления имела  детей и ихпотеряла); б) усыновитель не должен быть подвластным (должен быть persona sui iuris ); в) усыновитель должен быть старше усыновляемого не меньше, чем на 18 лет (так как, по выражению римских юристов, «усыновление подражает природе», adoptio naturam imitatur , D . I .7.40.1).

В отношении аррогации  требуется еще, чтобы магистрат  произвел расследование обстоятельств  дела и выяснил, не отразится ли усыновление  невыгодно на интересах усыновляемого.

В результате arrogatio самостоятельное  лицо поступает под отцовскую  власть со всеми ее последствиями, в  том числе с взаимным (между  усыновителем и усыновленным) правом наследования. Последствием adoptio было прекращение родительской власти прежнего домовладыки и установление власти усыновителя.

3. Личные права и обязанности родителей и детей коренным образом были различны на разных этапах римской истории. В древнейшее время отец имел в отношении своих детей право жизни и смерти, право продажи детей и т.п. С течением времени эта суровая власть смягчалась. В конце концов власть отца свелась к его праву применять домашние меры наказания детей, к обязанности детей оказывать уважение родителям, в связи с чем дети не могли предъявлять к родителям порочащих исков, не могли вступать в брак без согласия родителей и т.п. Родители и дети взаимно были обязаны в случае необходимости предоставлять друг другу алименты. Отцу давался иск против всякого третьего лица, удерживающего его подвластного (так называемая filii vindikatio ).

4. Имущественное положение подвластных детей. Подвластный сын имеет commercium , т.е. может совершать имуще, ственные сделки. Но все, что он приобретает, осуществляя это commercium , автоматически (независимо от его воли, g отличие от представительства, см. ниже, разд. VI, гл. Ill , § j ) поступает в имущество отца: по исконному римскому правилу подвластный не может иметь ничего своего. Однако обязанным по сделкам подвластного признавался он сам, хотя никакое собственного имущества подвластный в республиканский период не имел. В случае совершения подвластным правонарушения, деликта, потерпевшему давался (как и в случае правонарушения раба, см. разд. III, § 4, п. 3) особый иск, actio noxalis (от слов noxae dedere - выдать головой для возмещения вреда); отцу принадлежало право или уплатить потерпевшему сумму понесенного им ущерба, или выдать подвластного в кабалу потерпевшему на срок, необходимый для отработки суммы причененного ущерба. Если правонарушитель переходил под власть другого домовладыки, то и ответственность по actio noxalis переходила на нового домовладыку: noxa caput sequitur , ответственность следует за (виновным) лицом.

С развитием торговли, с  оживлением хозяйственных связей такое  положение стало невыгодным для  самого домовладыки. Фактическая невозможность  что-либо взыскать с подвластного и  юридическая безответственность домовладыки  по сделкам подвластного приводили  к тому, что третьи лица не склонны  были вступать в сделки с подвластными. Между тем хозяйственный интерес  домовладыки требовал широкого использования  подвластных (как и рабов) не только для совершения в хозяйстве различных  фактических услуг и работ, но также и юридических действий. На этой хозяйственной основе, с  одной стороны, расширяется имущественная  правоспособность и дееспособность подвластного, а с другой стороны, признается ответственность домовладыки  по сделкам подвластных.

Выше (разд. III, § 4) уже указывалось, что в Риме вошло в обычай выделять подвластному сыну, а равно и рабу имущество в самостоятельное  управление (стадо, сельскохозяйственный земельный участок и т.д.). Такое  имущество называлось peculium . На этой почве складывались такие же отношения, какие описаны выше по поводу рабского пекулия. Равным образом третьи лица, вступившие в сделки с подвластными, имели к домовладыке такие  же дополнительные иски, какие давались из сделок рабов ( actio de peculio ; actio de in rem verso ; actio institoria ; actio exercitoria ; actio quod iussu ).

Пекулий — имущество, предоставляемое  подвластному только в управление и  пользование; собственником пекулий  остается домовладыка. В случае смерти подвластного пекулий не переходит  по наследству, а просто возвращается в непосредственное обладание отца. Наоборот, в случае смерти домовладыки  пекулит переходит к его наследникам  наряду со всем бальным его имуществом. Если подвластный сын освобождался от отцовской власти и отец при  этом не потребовал возврата пекулия, пекулий остается подаренным сыну.

В связи с выделением пекулия  подвластному произошли и некоторые  другие изменения. Общим принципом  древнеримского семейного права  была недопустимость каких-либо обязательств внутри семьи ни между домовладыкой и подвластным, ни между подвластными одного и того же домовладыки. В связи  с практикой выделения подвластному пекулия было признано возможным  установление обязательственных отношений  между членами одной и той  же семьи, но только эти обязательства  не были снабжены исковой защитой, а  были лишь «натуральными» (см. ниже, разд. VI, гл. I, § 2).

С течением времени наряду с названным видом пекулия (носившим название peculium profecticium , поступившим  от отца) появились другие виды пекулия, значительно расширившие имущественную  самостоятельность подвластных  и сделавшие их настоящими участниками  гражданского оборота. Именно в начале принципата появляется так называемый peculium castrense (военный пекулий), т.е. имущество, которое сын приобретает на военной  службе или в связи с военной  службой (жалованье, военная добыча, подарки при поступлении на военную  службу и т.п.). Военный пекулий  состоял не только в фактическом  управлении подвластного, но и принадлежал  ему на праве собственности, впрочем, с одним ограничением: если подвластный  умирал, не оставив завещательного распоряжения относительно военного пекулия, это имущество поступало к  домовладыке на тех же основаниях, как и обыкновенный пекулий.

С начала IV в. н. э. юридическое  положение военного пекулия было распространено на всякого рода приобретения сына, сделанные на государственной, придворной, духовной службе, а также  на службе в качестве адвоката ( peculium quasi - castren - se ). Установлением права  собственности подвластного сына на оенный и квазивоенный пекулий расширение имущественной амостоятельности сына не остановилось. В период абсолютной монархии за подвластным признали право  собственности на мущество, получаемое по наследству от матери и вообще приобретаемое  с материнской стороны.

Право собственности сына на имущество матери огранивалось лишь тем, что отцу принадлежало право  пожизненного пользования и управления этим имуществом; впрочем, сын не подвергался  и этому ограничению, если имущество  было приобретено вопреки воле отца или если лицо, предоставившее имущество, поставило соответствующее условие. При Юстиниане развитие этого  института завершилось тем что все, приобретенное подвластными не на средства отца' было признано принадлежащим подвластным.

Отцовская власть прекращается: а) смертью домовладыки (лица, состоящие под властью не непосредственно, например, внуки при живом их отце, со смертью домовладыки поступают под власть того, кто стоял между домовладыкой и подвластным; в данном примере — под властью отца); б) смертью подвластного (достижение совершеннолетия не прекращало отцовской власти); в) утратой свободы или гражданства домовладыкой или подвластным; г) лишением домовладыки прав отцовской власти (за то, что он оставил подвластного без помощи, и т.п.); д) приобретение подвластным некоторых почетных званий.

Отцовская власть прекращалась также эманципацией подвластного, т.е. освобождением из под власти по воле домовладыки и с согласия самого подвластного. В праве юстинианового  времени эманципация совершалась: а) получением императорского рескрипта, заносившегося в протокол суда; б) заявлением домовладыки, также заносившемся в судебный протокол; в) фактическим  предоставлением в течение продолжительного времени самостоятельного положения  подвластному.

Эманципация могла быть отменена ввиду неблагодарности эманципированного  в отношении прежнего домовладыки, например нанесения тяжких обид.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Римское право знало два  вида брака: Cum Manu – брак, уста-навливающий власть мужа над женой, и Sine Manu – брачное сожительство с равноправием супругов.

Вступление в брак Cum Manu Неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была персоной своего права, то, вступив в такой брак, она становилась персоной чужого права. Если она была под властью своего отца и агнаткой всех членов его семьи, то, вступив в брак, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца семейства, и, став юридически чужой своей старой семье, становилась членом агнатиче-ской семьи мужа.

Второй вид брака –  это брак Sine Manu, Не порождал власти мужа над женой и первоначально не устанавливал вообще юридической связи между мужем и женой: юридически чужая мужу и своим детям, жена пребывала в том же семейном положении, в каком она была до вступления в брак; со старой семьей ее связывала агна-тическая связь.

Законы XII таблиц допускали  установление власти мужа над женой  путем своеобразной «приобретательной  давности» – истечение года непрерывной  совместной жизни с женой. Но женщина, вступившая в брак без совершения брачных формальностей, могла предупредить возникновение manus, покинув на три  ночи дом мужа, таким образом она  прерывала срок давности.

Заключение брака Cum Manu Требовало совершения определенных обрядов, это был акт формальный. Брак Sine Manu Рассматривался как некоторые фактические отношения, с которыми связывались определенные юридические последствия (в отношениях отца с детьми, позднее и в некоторых отношениях между мужем и женой), но для того, чтобы эти последствия возникли, нужно было одно: вступление жены в дом мужа при наличии согласия брачующихся, а при соответствующих условиях также и лиц, осуществляющих над ними отеческую власть. Заключение брака Sine Manu Было актом неформальным.

Брак Cum Manu Мог быть расторгнут только по инициативе мужа, для расторжения бракаSine Manu Достаточно было инициативы жены.

Lex Iulia De Adulteriis (18 г. до н. э.) Установил уголовную от-ветственность за нарушение супружеской верности (adulterium), карая при этом не только виновных, но и попустителей, к числу кото-рых относились отец и муж виновной жены, не возбудившие против нее обвинения.

Карая супружескую измену, Август исключил наказание за внебрачное сожительство лиц, между которыми брак был воспрещен законом, как, например, браки между лицами сенаторского сословия и вольноотпущенниками. Такое  сожительство с намерением установить брачные отношения, если одна из сторон не состояла в законном браке, называлось конкубинатом и рассматривалось  как неполноценный брак. Дети, рожденные  от такого сожительства, имели право  наследовать имущество после  смерти своих родителей.

В целях стимулирования рождаемости Lex Iulia et Papia Popea в 4 г. н. э. установил для  мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и  для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоящих в браке и не имевших  детей, ряд ограничений в имущественных  правах; также состоящие в браке  не могли получать имущество по завещаниям, а состоящие в браке, но бездетные  могли получать только половину от завещанного им.

При этом понятие бездетности  являлось условным и различным для  мужчин и для женщин: мужчина не бездетен, если у него один ребенок, женщина – только если у нее  трое, а у вольноотпущенницы даже четверо детей.

Заключению брака обыкновенно  предшествовало обручение. В древнейшее время обручение лиц совершалось  их paterfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали  жених и невеста с согласия paterfamilias сторон.

Обручение проходило в  форме стипуляции – устной обязанности paterfamilias передать невесту жениху.

В случае нарушения обязательства  противная сторона имела право  потребовать возмещения причиненного ущерба. Виновная сторона лишалась чести и не могла представлять чужие интересы в суде. Виновной стороне не возвращались подарки, сделанные  во время обручения. В случае смерти жениха невеста и ее наследники сохраняли  половину обручальных подарков.

Римское право знало три  способа установления manus:

А)  confarreatio (брак патрициев),

Б)  coemptio,

В)  usus.

Церемония confarreatio совершалась  в присутствии жрецов и 10 свидетелей, представлявших, быть может, древнейшие 10 курий (данной трибы). Только человек, рожденный от брака, заключенного с  соблюдением сакральной процедуры, и состоящий в таком браке, мог стать жрецом.

Coemptio – это плебейская  форма брака, совершаемая как  «воображаемая» покупка жены  мужем. Вероятно, в архаические  времена присутствовала подлинная  покупка жены. Coemptio производилось  в тех же формах, в каких  покупались наиболее ценные вещи  – а именно, земля и рабы (в  форме mancipacio).

Usus представлял своеобразное  применение приобретательной давности  к области брачных отношений.

Условия вступления в брак.

1. Достижение брачного  возраста, который в Риме совпадал  с возрастом совершеннолетия.  После некоторых колебаний брачный  возраст для мужчин был определен  в 14 лет, а для женщин в  12 лет.

2. Согласие на брак. В  древнейшие времена согласие  давали отцы семейств. Однако  постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак лицам,  подвластным домовладыкам, нужно  было получить не только согласие paterfamilias, но и согласие того  лица, кто мог занять место  paterfamilias жениха в будущем. Так,  согласие на брак внука давал  не только его paterfamilias, – дед,  но и отец, подчиненный власти  того же деда, ибо после смерти  деда внук окажется под властью  своего отца, которому сын не  вправе навязать наследников,  будущих детей от заключенного  брака. Наоборот, внучка, вступая  в брак, не только не навязывает  наследников своему деду и  отцу, но и сама перестает быть  их наследницей, вступая в агнатическую  семью своего мужа. 3. Брак запрещался  между близкими родственниками. В древнейшие времена вплоть  до седьмого колена.

Личные и имущественные  отношения супругов Были глубоко различны в браке cum manu и sine manu.

Информация о работе Брак сum manu и sine manu :сравнительная характеристика