Брак сum manu и sine manu :сравнительная характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 16:19, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – анализ понятия и правовых отношений брака и семьи Сине Ману в Древнем Риме.
Задачи:
1. дать понятие и рассмотреть виды, а также порядок заключения брака;
2. рассмотреть личные и имущественные отношения супругов;
3. рассмотреть личные и имущественные отношения родителей и детей в древнеримской семье;

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …3
Глава I Становление гражданского права
§ 1.1история гражданского права ……………………………………..4
§ 1.2 история развития гражданского права в России ……………….6
§ 1.3 источники гражданского права …………………………………7
Глава II характеристика гражданского права в 18 веке.
§ 2.1 гражданское право в первой четверти 18 в…………………....9
§ 2.2 право собственности……………………………………………15
§ 2.3 семейное право………………………………………………….17
§ 2.4 наследственное право …………………………………………..19
§ 2.5 обязательственное право………………………………………..20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………..22
Список источников и литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . ……….23

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 240.28 Кб (Скачать файл)

2. Состоянием физической  зрелости и наличием определенных  сексуальных качеств партеров. Не  может рассматриваться в качестве  такового "брак" между людьми  одного пола, а также между  партнерами несоответствующего  традиционным представлениям возраста. Брачный возраст был установлен  в 14 лет для мужчин и в  12 лет для женщин.

3. Согласием партнера;

4. Наличием половой  связи между партнерами в браке.  Тот брак, при котором сексуальные  отношения заранее исключаются,  не может считаться действительным;

5. Стремлением партеров  заключить именно брачный союз;

6. Постоянной совместной  жизнью супругов: партнеры в браке  ведут общее хозяйству, живут  вместе и т. п.

Отсутствие любого из вышеперечисленных условий ставит под сомнение правовой смысл брачного союза, переводит отношения мужчины  и женщины в другое качество либо служит основанием для признания  брака недействительным.

Правовой предпосылкой для заключения брака было предполагаемое ius conubii в лице, которое вступало в  него. До Юстиниана на этом основании  не могли заключать законного  римского брака некоторые категории  чужеземцев. По законодательству Юстиниана, когда права римского гражданства  имели почти все подданные  Римского государства, отсутствие conubium могло быть следствием близкого родства  или свойства.

Родство определялось по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого, называются родственниками по прямой линии. Степени агнатического  родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так сын- агнат отца первой степени, внук- агнат деда второй степени. Лица, происходящие не одно от другого, а от общего предка, называются родственниками по боковой линии. Родство  по боковой линии определялось общим  числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas. Таким образом братья были агнатами второй степени.

Брак в Риме заключался неформально: достаточно было выражения  согласия брачующихся (несомненно, в  презумпции, что все условия законного  брака налицо ) и отведения невесты  в дом жениха. Если брак заключался cum manu mariti, то для установления власти мужа требовалось совершение определенных формальных актов (при этом древнейшее римское право знало три способа  установления manus: confarreatio, coemptio, usus).

Собственно заключение брака распадается на два раздельных в своем правовом значении события: обручение и собственно брачная  церемония. Обручение обыкновенно  предшествует браку. В древнейшее время  обручение лиц alieni iuris совершалось  их paterfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали  жених и невеста с согласия paterfamilias обоих. В древнейшее время  нарушение обручения давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому  праву нарушение обручения влекло за собой только infamia и ограничение  права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи сторона, нарушившая обручение теряла право на возвращение  сделанных ею подарков.

Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим  все предусмотренные правом последствия  личного и имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры  только символизировали заключение брака, но не считались формальными  условиями наступления брачных  связей. С развитием права шел  процесс отмирания или ослабления роли старых форм заключения брака. Параллельно  ему происходило утверждение  неформального совершения брака  путем простого соглашения, за которым  должно было, однако, необходимо следовать deductio feminae in domum nuptias.

Брак признавался  ничтожным: между родственниками по прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых  хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства. Аналогичные  правила применялись и к свойственникам. Помимо изложенных условий законности брака предъявлялись еще некоторые  специфические требования. К примеру, провинциальный магистрат не мог  вступать в брак с гражданкой данной провинции.

Прекращался брак, заключенный по всем правовым требованиям, также только по правовым основаниям. Таковыми являлись:

1. Смерть супруга

2. Заявление об  отказе от брачного союза- развод

3. Утрата супругом  его гражданского правового качества  в связи с изменением его  сословного положения, тем более-  утратой свободы, или изменением  гражданства.

Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов (divortium), так и по одностороннему заявлению  отказа от брачной жизни (repudium). Свобода  развода была одним из начал римского брачного права. И, не смотря на множество  разводов в конце периода республики и в период империи, не смотря на то, что разводы противоречили учению христианской церкви о браке, свобода развода никогда не была ни отменена, ни даже ограничена, если не считать ряда имущественных последствий для супруга, по инициативе или по вине которого брак был прекращен разводом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 74. Общая история брака.

Новейшими исследованиями в  области социологии неоспоримо доказано, что семья, как постоянный, по идее своей, пожизненный, союз между мужчиной и женщиной, отнюдь не является и  исконным, так сказать, человечеству прирожденным, институтом. Появлению  семьи в его указанном значении предшествовал долгий период иных форм отношений между полами и, по-видимому, первым зародышем семьи было похищение  жен из чужого племени. Симуляция  похищения, играющая такую большую  роль в брачных обрядах почти  всех народов, а также различные  легенды, служат тому подтверждением. Есть они и в истории римского права – например, известная легенда  о похищении сабинянок. 
 
Как бы то ни было, но память римского народа не сохранила никаких следов периода, предшествовавшего установлению семьи. Правда, некоторые из современных исследователей усматривают историческую противоположность между патрициями и плебеями, между прочим, и в различии их семейного строя: патриции жили уже патриархальным строем, меж тем как плебеи еще оставались в стадии матриархата[1], – но эта гипотеза отнюдь не опирается на сколько-нибудь прочные данные. 
 
С тех пор как мы знаем что-нибудь о римлянах, мы находим у них уже прочно сложившийся патриархальный строй, в основе которого лежит моногамная семья с абсолютным домовладыкой во главе, власть которого (первоначально носящая общее название manus) объединяет все элементы семьи в одно крепкое целое. 
 
Эта патриархальная семья cum manu над женой устанавливалась посредством брака в троякой форме (Gai. 1. 110 и сл.). 
 
Первая из этих форм – confarreatio. Эт. е. акт религиозный; совершается он в присутствии 10 свидетелей, которых считают за представителей 10 курий, при участии жрецов (pontifex maximus и flamen Dialis) и состоит в целом ряде различных сакральных обрядов, сопровождаемых «certis et solemnibus verbis». Среди этих обрядов центральное место занимает освящение и вкушение женихом и невестой особого хлеба – panis farreus, откуда и самая форма получила свое название. 
 
Вторая форма – coёmptio, т. е. покупка жены у ее paterfamilias или у ее опекуна. Как и всякая покупка в то время, она совершается в форме mancipatio: в присутствии 5 свидетелей и весовщика (libripens) с весами жених произносит соответствующую формулу и затем передает металл домовладыке невесты. Но, по-видимому, этому акту mancipatio предшествовал обмен вопросов о согласии; сначала жених спрашивал невесту «an tu mihi materfamilias esse velis» и получал от нее утвердительный ответ; затем такой же вопрос предлагала она. Вероятно, эти обоюдные ответы о согласии давались также в известных, обрядами санкционированных словах; по-видимому, обычной фразой невесты было: «ubi tu Gajus, ibi ego Gaja». Но во всяком случае юридический момент акта лежал не в этих брачных обрядах, а в акте mancipatio. Весьма возможно, что в более раннее время coёmptio была подлинной реальной покупкой жены, но уже очень рано она стала простой формой – imaginaria venditio. 
 
Историческое соотношение этих двух форм между собой неясно; многие ученые (Dirard, Costa и др.) считают confarreatio формой специально патрицианской, а coёmptio формой, возникнувшей у плебеев и лишь впоследствии ставшей общей. Думают даже, что confarreatio навсегда осталась для плебеев недоступной. 
 
Помимо этих двух форм, manus над женщиной, а следовательно и семья, могла быть установлена usu, т. е. фактическим брачным сожительством в течение года. Мы имеем здесь применение к семейственным отношениям вещно-правового института давности: подобно тому как владение вещью в течение двух лет для недвижимости и одного года для ceterae res превращалось в собственность, так и здесь сожительство в течение года давало мужу manus над женой. В древнейшем своем применении usus имел, вероятно, своею целью санкционировать брак, заключенный с каким-нибудь пороком в форме, или брачное сожительство, возникнувшее вовсе бесформально, например, путем похищения. 
 
Брак, возникнувший одним из указанных способов, есть брак cum manu: жена, как в личном, так и имущественном отношении подпадает под власть мужа (или его paterfamilias), занимает место дочери – filiae locum optinet (Gai. I. 111). Она входит всецело в состав его familia, делается агнаткой как его самого, так и всех его родственников. Вместе с тем она окончательно порывает все агнатические связи со своей прежней семьей, делается для своих родителей, братьев и т. д. юридически чужой со всеми последствиями такого отчуждения (теряет права наследования и т. д.). Как filia, она подлежит власти своего мужа со всеми аттрибутами ее абсолютности. 
 
Только такой строго патриархальный брак cum manu был известен римлянам в древнейшее время. Но уже в эпоху XII таблиц стал намечаться брак иного характера. Законы XII таблиц, санкционируя установление manus посредством usus, говорят в то же время, что жена может воспрепятствовать установлению manus, прервать течение давности удалением из дома мужа на три ночи – usurpatio trinoctio. Законы XII таблиц имеют при этом в виду, очевидно, не полный разрыв сожительства, а только устранение manus: пробыв три ночи вне дома мужа, жена снова возвращается к нему и продолжает совместную жизнь; к концу года снова уйдет на три ночи и т. д. Т. обр., брачное сожительство будет продолжаться всю жизнь, с тем только отличием от обыкновенного брака, что жена все время будет свободной от власти мужа, будет юридически для него чужой, сохраняя свое прежнее положение в старой семье. 
 
Конечно, с строго юридической точки зрения, такое сожительство не должно было бы считаться в собственном смысле браком; тем не менее римское право уже ранней эпохи признало его за matrimonium justum: дети от такого сожительства считаются не внебрачными детьми, а детьми законными; они подлежат власти (patria potestas) отца, входят, как агнаты, в его семью и т. д. Жена, мать этих детей, есть uxor своего мужа, а не наложница, но только она не подлежит manus mariti, стоит в брачном сожительстве рядом с мужем, как существо свободное и самостоятельное. 
 
Каким образом произошло признание брака sine manu за matrimonium justum и где реальный корень его в истории, мы не знаем. По мнению некоторых (напр., Mayr), он возник впервые в браках между патрициями и плебеями до общего признания между ними jus connubii (т. е. до lex Canuleia). Как бы то ни было, но появление этого нового брака знаменует собою в римской истории крупнейший поворотный пункт. В непроницаемом единстве староримской патриархальной семьи была пробита первая брешь: если прежде paterfamilias закрывал собою всех членов своей семьи, над которыми он властвовал со всею юридической неограниченностью, то теперь в браке sine manu жена вышла из этой патриархальной оболочки и стала рядом с мужем, как личность самостоятельная. Вместе с тем впервые возник вопрос о юридическом определении отношений между этими двумя самостоятельными личностями. Если ранее, в браке cum manu, семейственные отношения представляли лишь разновидность вещных (manus принципиально равна dominium), то только в браке sine manu появились впервые отношения особенного, семейственного характера. 
 
Появление брака sine manu не уничтожило сразу брака cum manu; как мы уже видели много раз в истории римского права, и здесь новая форма сначала стоит только рядом со старой и лишь постепенно выступает на первый план, побеждая старую своей внутренней силой. Долгое время оба вида брака существуют рядом, но уже во второй половине республики брак sine manu делается преобладающим. Старые формы установления manus постепенно вымирают. Ранее других пришел в забвение usus. Confarreatio поддерживается в жизни дольше тем, что для занятия некоторых сакральных должностей (напр., flamen Dialis) необходимо было рождение в конфарреационном браке. Но уже в начале империи в этом отношении встречаются большие затруднения: круг возможных кандидатов суживается все более и более; очевидно, manus mariti отпугивает жен от этой формы. Ввиду этого в 23 г. по Р. Х. издан был закон, освобождающий confarreatio от этого цивильного последствия, и в таком виде (без manus) confarreatio продолжала встречаться вплоть до полного исчезновения язычества. Наконец, coёmptio сохраняется также еще в эпоху классических юристов (Гай говорит о ней, как о форме практической), но уже не как способ установления настоящего брака, а как coёmptio fiduciarea в целях приобретения женщиной некоторых льгот – напр., для освобождения от законных опекунов и для замены их опекуном по избранию (tutelae evitandae gratia: женщина выходит фиктивно замуж, вследствие чего опека агнатов над ней прекращается; вслед за тем ее фиктивный муж реманципирует ее тому, кого она желала бы иметь своим опекуном; этот последний эманципирует ее в свою очередь, но, как manumissor, остается ее опекуном – Gai. I. 115). Однако, с IV столетия по Р. Х. coёmptio уже и в этом искусственном виде не встречается. 
 
Т. обр., уже в эпоху классических юристов единственным видом настоящего брака является брак sine mani. Его историческое происхождение объясняет и всю его юридическую природу. Возникнув из простого брачного сожительства для избежания manus, новый брак заключается и в позднейшее время путем простого брачного соглашения («nuptias consensus facit» – fr. 15. D. 35. 1), за которым следует привод жены в дом мужа – deductio in domum, – сопровождаемый, конечно, различными бытовыми обрядами, но все эти обряды юридического значения не имеют. Полная бесформальность брака, при формальности целого ряда других, менее важных юридических актов, представляется, конечно, странностью, но эта странность объясняется именно историческим происхождением брака sine manu. Эта бесформальность сохранилась в римском праве до самого конца; лишь уже в Византии была установлена необходимость церковного венчания. 
 
Как сожительство, зиждущееся на свободном соглашении мужа и жены, брак sine manu может быть и прекращен свободным желанием любого из супругов. И в этом отношении должна быть отмечена глубокая разница между двумя видами брака. Брак cum manu, сущностью которого являлась односторонняя власть мужа, мог быть расторгнут только по одностороннему же решению мужа (но не по желанию жены); единственным ограничением служила только необходимость соблюдения принципа contrarius actus: брак, заключенный посредством confarreatio, мог быть расторгнуть посредством такого же сакрального акта diffarreatio, брак коэмпционный – посредством remancipatio. Брак sine manu, напротив, мог быть расторгнуть не только по взаимному согласию обоих супругов (divortium mutuo dissensu), но и односторонним заявлением как со стороны мужа, так и со стороны жены (repudium). Каких-либо законных причин для развода совершенно не требовалось. 
 
В конце республики, под влиянием общего морального распада, семейная жизнь пережила особенно острый кризис. Разврат вне семьи и в семье приобрел ужасающие размеры; отношения брачные стали сплошь и рядом уродливыми; супруги старались избежать детей; свободой разводов стали злоупотреблять, преследуя при этом чисто спекулятивные цели. Для борьбы со всем этим император Август издал ряд весьма решительных законов. Такова прежде всего lex Julia de adulteriis, закон 18 г. до Р. Х., устанавливающий наказания за прелюбодеяния (relegatio); наказанию подвергаются не только непосредственные виновники, но и попустители; в качестве таковых подлежат наказанию муж и отец виновной жены, если они не возбуждают преследования. В связи с этим находится другой закон либо того же 18 г. до Р. Х., либо 4 г. по Р. Х. (спорно[2]) – lex Julia de maritandis ordinibus, внесший целый ряд весьма существенных положений в область брачного права. Этот закон был дополнен затем в 9 г. по Р. Х. по предложению консулов Папия и Поппея, причем эти дополнения у позднейших юристов объединяются с предыдущим законом под общим именем lex Julia et Papia Poppaea. 
 
Вся совокупность брачного законодательства Августа наложила свой отпечаток на всю дальнейшую историю римских семейственных отношений и вызвала к жизни целый ряд весьма существенных юридических явлений. 
 
Карая adulterium и stuprum, Август изъял от наказания тот случай, когда сожительство имеет внебрачный характер вследствие препятствий, полагаемых самим законом – напр., вследствие запрещения браков между лицами сенаторского сословия и вольноотпущенницами. Сожительство при таких условиях, если оно сопряжено с брачными намерениями обеих сторон и если ни одна из них не состоит в законном браке, не подлежит наказнию – extra poenam legis est. Такое сожительство называется конкубинатом и отличается от всех прочих случайных связей; дети, рожденные от конкубината, хотя и не являются законными, но зато отличаются и от незаконных (spurii или vulgo concepti); они – liberi naturales. С течением времени им предоставляются даже известные ограниченные права наследования, право быть известным образом узаконенными и т. д. Вследствие этого на конкубинат начинают смотреть, как на некоторый суррогат брака, и Павел в своих sententiae (II. 20. 1) говорит даже, что «concubina ab uxore solo dilectu separatur» (хотя это и далеко не точно). Так рядом с браком в истинном смысле слова возникло брачное сожительство, т. ск., низшего порядка – некоторые inaequale conjugium. Но оно является, конечно, только редким исключением. 
 
Борясь, далее, с наклонностью к безбрачию и бездетности, Август прибег к следующей чрезвычайной мере. Lex Julia et Papia Poppaea устанавливает прямую обязанность для всех мужчин в возрасте от 25 до 60 л. и для всех женщин в возрасте от 20 до 50 л. состоять в браке и иметь детей. Лица, не выполняющие этой обязанности, подвергаются известным и весьма существенным ограничениям: не состоящие в браке (coelibes) не могут вовсе ничего получать по завещаниям, а состоящие в браке, но не имеющие детей (orbi), могут получать только половину. Все то, что они получить не могут (incapaces), является caducum и идет или в пользу других лиц, назначенных в том же завещании, или же в казну. При этом Август определяет даже количество детей, которое необходимо иметь, чтобы не считаться за бездетных: для мужчин достаточно одного ребенка, а для женщин нужно три (для вольноотпущенниц даже четыре). Женщины, удовлетворяющие этому требованию, имеющие т. н. jus trium liberorum, помимо неограниченного права получать по завещаниям, пользуются и другими преимуществами. – Но этот столь решительный закон, разумеется, своей цели достигнуть не мог, и если впоследствии положение дела в этом отношении улучшилось, то в зависимости от некоторого общего улучшения в состоянии римского общества, а не от кар закона. Своими постановлениями о caduca lex Julia et Papia Poppaea вызвал только разнообразные средства для своего обхода и большую путаницу. Тем не менее, правила эти существовали в течение всего классического периода и были отменены только Константином. 
 
Наконец, законодательство Августа обратило внимание и на отношения между супругами во время брака, и на вопрос о его расторжении. Ниже мы познакомимся с некоторыми реформами в области отношений по поводу приданого (dos), которые имели целью гарантировать жену от произвольных распоряжений со стороны мужа. В вопросе о разводе Август, не затрагивая самого принципа свободы разводов, в lex Julia de adulteriis предписал, чтобы расторжение брака было объявляемо в присутствии семи свидетелей, причем обыкновенно это делалось в виде вручения разводного письма – libellus repudii. За этим чисто формальным ограничением, свобода разводов сохранилась в римском праве до самого конца. Правда, вопрос о причинах развода не остается вовсе безразличным; развод без основательной причины (sine justa causa) влечет за собой для стороны виновной известные имущественные штрафы: если жена подала повод к разводу своим поведением или если она дала развод без всякого повода со стороны мужа, она теряет в пользу последнего свое приданое; если в том же повинен муж, он теряет в пользу жены т. н. donatio propter nuptias. Но этим исчерпывается все: брак даже при полном отсутствии причин будет расторгнут; какой-либо проверки основательности причин со стороны суда или какого-нибудь иного учреждения римское право до конца не знало. «Libera matrimonia esse» (с. 1 С. 8. 38) – такова общая основная идея римского свободного брака от первого момента его появления в истории до законодательства Юстиниана, и даже христианская религия в Риме этого принципа не уничтожила. Таким последовательным проведением принципа равенства и свободы обеих сторон в браке римское право явило чрезвычайно любопытный пример разрешения трудной и острой проблемы. 
 
Вступление во второй брак по прекращении первого (хотя бы путем развода) в течение всего республиканского и классического периода не встречало никаких препятствий со стороны закона и не навлекало на вступившего в новый брак супруга никаких ограничений. Даже напротив, lex Julia et Papia Poppaea лиц, не вступивших в новый брак по прошествии известного времени после прекращения первого, подвергал правилам об incapacitas. В послеклассическом праве, однако, появляются уже известные ограничения, имеющие своей целью оградить интересы детей от первого брака: parens binubus лишается права распорядиться всем тем, что он получил от первого брака (так называемым lucra nuptialia); он может только этим имуществом пользоваться; после же его смерти оно должно во всяком случае перейти к его детям от первого брака. Кроме того, своему новому супругу он не может ни подарить, ни завещать более того, что он оставляет каждому из своих детей от первого брака. 
 
Вдова, вступающая во второй брак, должна сверх того соблюсти т. н. траурный год, т. е. промежуток в 10 месяцев со времени прекращения первого. Целью этого ограничения является, с одной стороны, соблюдение известного пиетета к покойному мужу, а с другой стороны, устранение т. н. turbatio sanguinis, т. е. затруднений в определении того, кто должен считаться отцом ребенка, если таковой родится в течение 10 месяцев по прекращении первого брака. Но предписание о траурном годе не создает препятствия абсолютного: брак, заключенный вопреки ему, не будет ничтожным; только вдова, нарушившая траурный год, подвергается известным карам, – infamia, потере lucra nuptialia, ограничениям в сфере наследования. 
 
Таковы основные явления в общей истории римского брака. В ряду других народов не только старого, но и нового мира Рим занимает в этом отношении совершенно исключительное место. Везде развитие брачных отношений начиналось с патриархальной семьи, в которой муж имеет неограниченную власть над женой, и везде это историческое развитие сводилось к постепенному ослаблению этой власти: идея права мужа над личностью жены сменяется идеей опеки над нею; а эта последняя – идеей главенства мужа в общесемейных делах. Везде права жены постепенно выростали, но старые, пережитые стадии власти и опеки мужа долго оставляли и до сих пор оставляют свои следы в юридическом положении замужней женщины. Римское право, знавшее в начале также только патриархальный брак с manus mariti, созданием брака без manus совершило сразу огромный исторический прыжок и надолго опеределио другие народы в развитии брачных отношений: оно сразу создало брак, в котором ни о каких правах мужа над личностью жены, даже ни о какой опеке над нею нет речи; оба супруга равны друг другу и независимы один от другого. 
 
С другой стороны, римское право смотрит на этот брак, как на союз совершенно свободный, зиждущийся только на продолжающемся согласи супругов; по желанию каждого он может быть расторгнут. Всякий контроль государства, приводящий по необходимости – то в большем, то в меньшем количестве случаев (при отсутствии законных причин развода) – к принудительному продолжению брака, римскому праву был противен. Как бы ни относиться к этой трудной проблеме, во всяком случае и здесь римское право далеко оставляет за собою все, даже самые современные, законодательства и свидетельствует о том, что признание полной свободы разводов отнюдь не ведет ни к разрушению семьи, ни к гибели общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брак. Понятие, сущность, виды

Брак (matrimonium) – «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого нрава» (Модестин).

Как проявление требований «человеческого права» брачный союз подчиняется установлениям гражданского права (публичного и частного), как  проявление требований «божественного права» брачный союз должен отвечать высшим предписаниям морального и религиозного характера.

Правильный брак – союз, заключенный мужчиной и женщиной одного правового качества; этот брак заключался в специальных, признанных законами формах, этот брак рождал все предусмотренные правом личного и имущественного характера последствия для супругов.Неправильный брак или вообще брачный союз – союз между партнерами разного права (между римлянином и женщиной другого гражданства, между перегринами и т. п.); этот брак рождал все правовые последствия для супругов, но не в соответствии с предписаниями цивильного права.

Брак характеризовался:

  • взаимностью: в него вступают два партнера, причем безусловное равенство сторон не является обязательным условием брака;
  • состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партеров;
  • согласием партнера;
  • наличием половой связи между партнерами в браке;
  • стремлением партеров заключить именно брачный союз;
  • постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее хозяйство, живут вместе и т. п.

Отсутствие любого из вышеперечисленных  условий ставило под сомнение правовой смысл брачного союза, переводило отношения мужчины и женщины  в другое качество либо служило основанием для признания брака недействительным.

Виды римского брака:

  • matrimonium justum – законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii;
  • matrimonium juris gentium – брак между лицами, не имеющими jus conubii.

Виды законного  римского брака:

  • cum manu mariti – брак с властью мужа, в силу которой жена (uxor) поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа;
  • sine manu mariti – брак без власти мужа, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. В отличие от конкубината обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть – по давности. Женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом дав-ностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею (Законы XII Таблиц).

Cum manu и sine manu mariti различались  между собой как по формальным  основаниям (порядок заключения, расторжения  и т. д.), так и по существу (содержание имущественных и личных  отношений супругов).

 

 

 

 

 

 

«СЕМЬЯ  И БРАК В РИМСКОМ ПРАВЕ» 

 

1. Правовые черты римской семьи

Понятие и особенности римской семьи  

 Римскую семью (familia) мог основать  только римский гражданин как  обладатель jus conubi.  

 В отличие от семей других  народов, в которых правовое  значение имеет кровное (когнатическое)  родство, в римской семье юридически  значимым было агнатическое гюдство,  основанное на власти и подчинении. Соответственно члены римской  семьи делились на подчиненных  (persona aliena juris) и главу семьи (paterfamilias), осуществлявшего власть над ними. Главный признак правового  положения paterfamilias - независимость от чьей-либо власти в семейном порядке (persona sui lurjs), т. е. его власть над членами семьи (которая могла быть потенциальной) — второстепенный признак, вытекающий из первого.  

 Домовладыка имел полную  власть над всеми членами семьи  (женой, детьми, внуками, правнуками, женами сыновей и т. д.), включающую  право жизни и смерти, отказа  от новорожденного, продажи в  рабство, телесных наказаний,  выдачи по ноксальному иску, расторжения  брака женатых сыновей, изгнания  из дома. Он полностью обладал  также имуществом семьи и распоряжался  им по своему усмотрению. Никакие  обстоятельства не освобождали  сыновей и внуков от подчинения  домовладыке: ни возраст, ни  занятие должности магистрата. Оно  прекращалось лишь со смертью  или по воле paterfamilias. С его смертью  сыновья, освободившись от patria potestas своего отца, становились домовладыками,  жены сыновей переходили под  власть своих мужей, внуки - под власть своих отцов, над  вдовой (теперь — persona sui juris) учреждалась  опека сыновей. Сами римляне  осознавали исключительность положения  paterfamilias: «Едва ли еще есть, какие-нибудь  люди, которые имели бы над  детьми своими такую же власть, как мы», - писал Гай (D.50.16,196).            

 Новейшие исследования, в частности  работы английского профессора  Дж. Крука свидетельствуют, о том,  что с течением времени обычаи  и общественное мнение значительно  ограничивали возможный произвол домовладыки. Как выясняется, пожизненная власть над взрослыми сыновьями в общественной жизни не играла никакой роли. Вопреки утвердившемуся мнению, женатые сыновья, занимавшие высокие должности, в действительности не были лишены собственных средств. Они жили отдельно и получали годовое содержание. Так, согласно Цицерону, Секст Росций имел в собственном распоряжении три поместья. Другой молодой человеку Целий, жил отдельно в доме на Палатине. Лишение сыновей наследства при отсутствии серьезных причин расценивалось как furor (безумие). Ограничения patria potestas вводились с давних пор. Согласно традиции, еще Ромул запретил лишать жизни новорожденных. Затем было запрещено право отца продавать детей в рабство, а убийство их квалифицировалось как преступление. Магистраты и суд восстанавливали в правах наследников, несправедливо лишенных наследства. Был издан ряд законов, ограничивающих произвол при отчуждении имущества. Таким образом, власть домовладыки, хотя и сохранявшаяся на протяжении всей римской истории, подверглась значительной корректировке.  

 На patria potestas основывалась римская  семья и, как уже отмечалось, агнатическое родство, которое,  в свою очередь, являлось основанием  возникновения права наследований, а также установления опеки  над недееспособными. Поскольку  римская семья — это совокупность  лиц, подчиненных одной и той  же patria potestas, вес они — агнаты  главы семьи; Агнатами являлись  не только кровные родственники (сын, дочь, внуки), но некровные  (жена подвластного сына или  усыновленный). Причем агнатическое  родство возникало по мужской  линии. Так, дочь paterfamilias, выйдя  замуж, становилась агнаткой в семье мужа, агнатические связи с семьей отца прекращались.  

 Социальные процессы, следовавшие  за развитием экономических отношений, последовательно ограничивавшие patria potestas с одновременным расширением личных и имущественных прав подвластных, привели в конечном счете к вытеснению агнатического родства когнатическим. Инициатива в этой эволюции принадлежала претору, затем была продолжена императорским законодательством. Окончательно принцип когнатического родства был утвержден Новеллами Юстиниана.   

 В когнатическом родстве  различаются линии и степени.  Линия называется прямой восходящей, если речь идет о лицах, происходящих  один от другого, от потомка  к предку (внук, сын, отец), и прямой  нисходящей, если речь идет о  происхождении от предка к потомку (отец, сын, внук). Боковая линия объединяет лиц, имеющих общего предка (брат и сестра, дядя и племянник).  

 Степень родства как в  прямой, так и в боковой линии  определяется числом рождений  между двумя родственниками, на которое они отстоят одно от другого. Мать и сын находятся в первой степени родства — их родство возникло в результате рождения сына. Родные брат и сестра — родственники второй степени, дядя и племянник — третьей. Боковое родство может быть полнородным (при общности отца и матери) и неполнородным: единокровным (при общем отце) и единоутробным (при общей матери).  

 От родства отличается свойство, представляющее собой отношение  одного из супругов к родственникам  другого. Следовательно, родственники супругов между собой в свойстве не сострят. Степень свойства соответствует степени родства между супругом и тем из его родственников, применительно к которому определяется степень свойства, связывающего его с другим супругом. Так, сестра жены состоит во второй степени свойства с ее мужем. Отношения свойства прекращаются расторжением брака.

Узаконение и усыновление  

Patria potestas приобреталась рождением детей в римском браке. Законными считались дети, зачатые в браке, каковыми были родившиеся не ранее 182 дней после свадьбы и не позже 300 дней после смерти мужа.  

Информация о работе Брак сum manu и sine manu :сравнительная характеристика