Брак сum manu и sine manu :сравнительная характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 16:19, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – анализ понятия и правовых отношений брака и семьи Сине Ману в Древнем Риме.
Задачи:
1. дать понятие и рассмотреть виды, а также порядок заключения брака;
2. рассмотреть личные и имущественные отношения супругов;
3. рассмотреть личные и имущественные отношения родителей и детей в древнеримской семье;

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …3
Глава I Становление гражданского права
§ 1.1история гражданского права ……………………………………..4
§ 1.2 история развития гражданского права в России ……………….6
§ 1.3 источники гражданского права …………………………………7
Глава II характеристика гражданского права в 18 веке.
§ 2.1 гражданское право в первой четверти 18 в…………………....9
§ 2.2 право собственности……………………………………………15
§ 2.3 семейное право………………………………………………….17
§ 2.4 наследственное право …………………………………………..19
§ 2.5 обязательственное право………………………………………..20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………..22
Список источников и литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . ……….23

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 240.28 Кб (Скачать файл)

 Своеобразными гарантиями имущественных  интересов супругов являлись dos —особое  приданое со стороны невесты  и donatio ante nuptias — предбрачный дар  со стороны жениха. Dos представляет  собой имущество, выделенное невестой, ее paterfamilias либо третьим лицом  с целью облегчения мужу бремени  семейных расходов. В эпоху брака  cum manu, а также до широкого распространения  брака sine manu, оно составляло собственность  мужа и не подлежало возврату  ни при каких обстоятельствах.  По-видимому, было немало случаев,  когда недобросовестные мужья  получив dos, разводились с женами. Поэтому было выработано правило,  в соответствии с которым муж  обязывался вернуть приданое в случае его смерти или при расторжении брака. Соблюдение этого правила обеспечивалось специальным иском, который со временем стал использоваться для возвращения приданого и при отсутствии обязательства мужа, если развод имел место по его инициативе. В результате различных модификаций правового режима приданого законом Августа 18 г. мужу запрещалось без согласия жены отчуждать недвижимость, полученную в качестве dosi а при Юстиниане отчуждение такой недвижимости не допускалось и при согласии жены. Сложившемуся правовому режиму приданого соответствовал афоризм: «Хотя приданое находится в имуществе мужа, оно принадлежит жене». Муж становится собственником приданого лишь в том случае, если развод произошел по инициативе или по вине жены, а также в случае ее смерти. Однако после смерти жены приданое возвращается ее отцу, если оно было установлено им.   

 Предбрачный дар жениха или  его paterfamilias был эквивалентен  приданому и в соответствии  со своим названием преподносился  (в связи с запретом дарственных  актов между супругами) невесте  до вступления в брак. Практически,  это были ценности, предназначенные  жене в том случае, если развод  произойдет по вине мужа. При  Юстиниане дарение могло быть  совершено и после вступления  в брак, но независимо от этого  обусловленное дарением имущество  становилось собственностью жены  лишь тогда, когда развод был  вызван инициативой мужа или  его виной.  

 В сущности, приданое и дарение  выполняли штрафную функцию в  интересах одного или другого  супруга. Если брак продолжался,  то вся масса имущества, обусловленная  и приданым, и дарением, находилась во владении мужа. И то, и другое оставалось у мужа, если в разводе была повинна жена. Если же виновен был муж, то и dos, и donatio переходили жене.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Брак и его виды. Правовые отношения супругов

 

Семья образуется посредством брака. Классический юрист  Модестин определял брак как "союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и  человеческого права." Это идеалистическая  трактовка брака не соответствовала  реальному положению вещей: даже в классический период женщина была далеко не равноправным товарищем мужа. По мнению О. Омельченко, в этом общем понимании отразилось подчинение регулирования брачно - семейных связей правовым нормам двоякого происхождения: как проявление требований "человеческого права" брачный союз подчиняется установлениям гражданского права, как проявление требований "божественного права" брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям морального и религиозного характера, предпосланным человеческому праву.

Римлянам  известны два вида брака: законный римский  брак и брак между перегринами  и другими свободными, которые  не имели права вступать в римский  законный брак (iustum matrimonium). Фактически брачные отношения людей, которые  не могли вступить в римский законный брак, получили название конкубинат. Итак, конкубинат – устойчивое сожительство с целью создать семью. Последнее отличало брачное сожительство от случайной или временной половой связи. Конкубинат практически не порождал никаких правовых последствий:

  1. Дети от этого барка не могли стать наследниками отца.
  2. На них не распространялась отцовская власть, алиментирование.
  3. Женщина не принимала имени жившего с ней мужчины.

Вопреки тому, что в целом римская семья  являлась моногамной, мужчина в республиканскую  эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой.

Наихудший вид брака – это брак замужней женщины с не женатым мужчиной, при котором основное наказание  ответственность за связь с мужчиной, несла женщина.

Был еще  один вид брачных отношений это  брак между рабами – контурберниум.

Римский законный брак, в свою очередь, так  же делился на два вида: брак с  мужней властью (cum manu) и брак без  мужней власти (sine manu). Брак с мужней властью заключался посредствам  трех способов. Первый – религиозный, в присутствии десяти свидетелей из разных провинций Римской империи  у статуи Юпитера – «обряд поедания лепешки». Этот брак был особенно необходим  для тех римских граждан, кто  готовил себя в жрецы. Такой брак получил широкое распространение  среди зажиточной, обеспеченной части  римского общества, будущих государственных  служащих. Второй способ заключения брака  – покупка жены у ее отца по правилам манципации с помощью меди и весов. Третий способ – usus – по этому браку жена в конце очередного года должна была уходить на три дня из дома мужа, чтобы прервать срок давности владения ею мужем. В случае, если жена не использовала свое право на три ночи уходить из дома мужа, брак sine manu прерывался и превращался в cum manu.

При браке cum manu власть мужа на женщину по сути дела не ограничивалась. Муж имел право  убить жену не только в случае измены, но и в случае нарушения запрета  пить вино, за похищение ключей от винного  погреба. Римские женщины в классическую эпоху принимали только имя своего рода (nomen). Например, женщина рода Юлиев носила имя Юлия. Если дочек было несколько, то старшая называлась Юлия первая (Maior), следующая сестра – Secunda – вторая или Minor (младшая),третья – Tersia и т.д.

При браке sine manu жена выходит из неограниченной власти домовладыки. За мужем сохранялось  право на выбор места жительства и методы воспитания детей. В этом браке появляется независимость, свобода  развода у женщины. У последних  временами сосредотачивались огромные богатства, так как в имущественных  отношениях при этом браке лежал  принцип раздельности имущества. Участившиеся разводы, браки по расчету отрицательно сказывались на нравственных устоях римского общества.

Стремясь  парализовать неустойчивость брачных  отношений и злоупотреблением свободы  развода, Август внес ряд значительных изменений в семейное право. Была установлена уголовная ответственность  за нарушение супружеской верности, введены некоторые имущественные  ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в  возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в  браке и не имевших детей. Эти  и некоторые другие меры не поколебали основной концепции брака sine manu как  свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены. Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейших черт римского брачного права.

Для вступления в римский брак требовалось:

  1. Взаимность желания жениха и невесты, желательно при согласии домовладыки. Если согласия не было, то такое разрешение можно бвло получить через магтистрат.
  2. Достижение брачного возраста ( 14 лет для мужчины, 12 – для женщины).
  3. Не допускался брак: для лиц, уже состоящих в нерасторгнутом браке; между лицами разных религий; между сенаторами и вольноотпущенниками; сенаторами и актрисами; между отчимом и падчерицей; между свекром и бывшей невесткой; между дядей и племянницей; между тетей и племянником; не мог взять в жены вдову младший брат умершего.
  4. Обязательное условие – отсутствие родства по прямой линии до шестой степени родства. Брак между родственниками являлся уголовным преступлением (инцест).

Интересно, что в христианскую эпоху крестный отец и крестная мать в Римской  империи также считались родственниками, а их дети и внуки не могли между  собой свободно вступить в брак. Вместе с тем нужно отметить, что  далеко не всегда эти требования выполнялись. И, прежде всего, верхами римского общества.

Попытки римских законодателей бороться с этими негативными тенденциями  путем введения в 149 г. до н.э. крупного штрафа в 10 тыс. сестерций, а в классическую эпоху и к смертной казни за мужеловство потерпели полный крах.

Неоднозначное правовое происхождение института  брака в целом определило сложность  его юридической конструкции  в римском праве. Брак характеризуется:

  1. Взаимностью: в него вступают два партнера, причем безусловное равенство сторон не является обязательным условием брака;
  2. Состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партеров. Не может рассматриваться в качестве такового "брак" между людьми одного пола, а также между партнерами несоответствующего традиционным представлениям возраста. Брачный возраст был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.
  3. Согласием партнера;
  4. Наличием половой связи между партнерами в браке. Тот брак, при котором сексуальные отношения заранее исключаются, не может считаться действительным;
  5. Стремлением партеров заключить именно брачный союз;
  6. Постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее хозяйству, живут вместе и т. п.

Отсутствие  любого из вышеперечисленных условий  ставит под сомнение правовой смысл  брачного союза, переводит отношения  мужчины и женщины в другое качество либо служит основанием для  признания брака недействительным.

Правовой  предпосылкой для заключения брака  было предполагаемое ius conubii в лице, которое вступало в него. До Юстиниана  на этом основании не могли заключать законного римского брака некоторые категории чужеземцев. По законодательству Юстиниана, когда права римского гражданства имели почти все подданные Римского государства, отсутствие conubium могло быть следствием близкого родства или свойства.

Родство определялось по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого, называются родственниками по прямой линии. Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так сын- агнат отца первой степени, внук- агнат деда второй степени. Лица, происходящие не одно от другого, а от общего предка, называются родственниками по боковой линии. Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas. Таким образом братья были агнатами второй степени.

Брак  в Риме заключался неформально: достаточно было выражения согласия брачующихся (несомненно, в презумпции, что все  условия законного брака налицо ) и отведения невесты в дом  жениха. Если брак заключался cum manu mariti, то для установления власти мужа требовалось  совершение определенных формальных актов (при этом древнейшее римское право  знало три способа установления manus: confarreatio, coemptio, usus).

Собственно  заключение брака распадается на два раздельных в своем правовом значении события: обручение и собственно брачная церемония. Обручение обыкновенно предшествует браку. В древнейшее время обручение лиц alieni iuris совершалось их paterfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias обоих. В древнейшее время нарушение обручения давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому праву нарушение обручения влекло за собой только infamia и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи сторона, нарушившая обручение теряла право на возвращение сделанных ею подарков.

Основным  моментом собственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные  правом последствия личного и  имущественного характера, признавался  увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только символизировали  заключение брака, но не считались формальными  условиями наступления брачных  связей. С развитием права шел процесс отмирания или ослабления роли старых форм заключения брака. Параллельно ему происходило утверждение неформального совершения брака путем простого соглашения, за которым должно было, однако, необходимо следовать deductio feminae in domum nuptias.

Прекращался брак, заключенный по всем правовым требованиям, также только по правовым основаниям. Таковыми являлись:

1.Смерть  супруга

2.Заявление  об отказе от брачного союза-  развод

3.Утрата  супругом его гражданского правового  качества в связи с изменением  его сословного положения, тем  более- утратой свободы, или  изменением гражданства.

Развод  в классическую эпоху был свободным  и допускался как по обоюдному  согласию супругов (divortium), так и по одностороннему заявлению отказа от брачной жизни (repudium). Свобода развода  была одним из начал римского брачного права. И, не смотря на множество разводов в конце периода республики и  в период империи, не смотря на то, что  разводы противоречили учению христианской церкви о браке, свобода развода  никогда не была ни отменена, ни даже ограничена, если не считать ряда имущественных  последствий для супруга, по инициативе или по вине которого брак был прекращен  разводом.

Информация о работе Брак сum manu и sine manu :сравнительная характеристика