Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 18:30, курсовая работа
Политический режим представляет собой способ организации взаимоотношений общества и государства; характеризуется совокупностью методов и способов осуществления государственной власти, степенью обеспеченности политических прав и свобод личности в обществе, а также степенью соответствия закрепленных в правовых актах норм политического поведения фактически допускающимся в государстве.
Изменения политического режима влияют на форму правления и государственное устройство. В ряде случаев при смене политического режима может меняться форма правления. В некоторых случаях при смене политического режима форма правления формально не меняется, но как бы наполняется другой сущностью, другим содержанием.
Введение…………………………………………………………………………....3
Глава I. Государственно-политический режим, понятия и признаки…….…….5
1.1 Государственно-политический режим и его разновидности………………..5
1.2 Виды государственного политического режима………………..……………8
1.3 Современные подходы к определению понятия «политический режим»………………………………………………………………….….……….12
Глава II. Классификация государственно-правовых режимов………...……….15
2.1 Демократический государственно-политический режим….…………….…16
2.2 Авторитарный государственно-политический режим……….…..........……23
2.3 Тоталитарный государственно-политический режим…………………..…..28
2.4 Сравнение общих характеристик основных политических режимов……...36
Заключение…………………………………………………………………..……..40
Список литературы…………………………………………………...……...…….41
Политический режим, как правило, всегда является политико-правовым режимом и это обстоятельство нельзя упускать из виду.6Определение политического режима всегда связано с тем, в каких правовых или антиправовых формах он предстает перед исследователем. Именно конкретная правовая система в содержании своих правоустановительных и правоприменительных актов, в организации политической и судебной власти, закрепленной роли армии и других характеристиках позволяет достаточно точно определять вид политического режима, прогнозировать его динамику.
Так, периоду рабовладения присущи:
Во времена феодализма характерными были режимы:
(5)Лазарев В.В. Общая теория государства и права. – М.:Юрист,2001. Стр. 366
(6)Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов.3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. Стр.243
При капитализме существуют:
Известная преемственность
и наличие некоторых неизменных
в принципе содержательных характеристик
позволяют свести все многообразие
политических режимов к двум большим
разновидностям: демократическому и
антидемократическому политическим режимам.
Демократический политический режим
может предусматривать прямое участие
населения в решении
Отличаются разнообразием и недемократические политические режимы, однако их содержательная сторона во многом едина, она противоположна вышеперечисленным чертам режима демократии, а именно:
Многие ученые противопоставляют
один политический режим другому. Одно
из наиболее часто используемых противопоставлений
авторитаризм и демократия. По сути
дела, речь идет о широте участия
граждан в осуществлении
Нередко противопоставляют диктатуру и демократию. Однако, это не отвечает смыслу данных понятий. Под диктаторским режимом естественно понимать жесткую власть, не останавливающуюся перед применением крайних форм насилия. Но применение политического насилия в любых его формах может осуществляться и на демократической основе. Многие примеры урегулирования конфликтов демократическими, по всеобщему признанию, режимами (Англии - в Ольстере, Франции - при подавлении студенческих волнений в 60-е годы и т.д.) свидетельствуют о том, что демократия и диктатура - понятия не абсолютно противоположные.7
На самом деле, в противоположность диктаторскому, выступает не демократический, а либеральный режим, при котором государство ограничивается только самыми необходимыми и мягкими методами принуждения. И точно так же, как не исключена «демократическая диктатура», возможен и «либеральный авторитаризм».
Тоталитарный же режим предполагает тотальное, не имеющее разумного оправдания вмешательство государства в частную жизнь людей, в дела гражданского общества.8 И снова трудно не признать, что чрезмерно вмешиваться в частные интересы можно и демократически, т.е. по решению большинства. С другой стороны, еще А.Токвиль отмечал, что свобода не связана исключительно с какой-то одной формой политического устройства и встречается не только в демократических государствах. Индивидуальная свобода, как противоположность закрепощенному состоянию человека в тоталитарном государстве, не может служить отличительным признаком демократии. Тотальному вмешательству политической власти в личную жизнь человека противостоит не демократия, а анархия отсутствие политической власти (или полный коммунизм по К.Марксу).
1.3 Современные подходы к определению понятия «политический режим»
В современной науке сложилось
две основные традиции осмысления понятия
«политический режим», одна из которых
связана с политико-правовым подходом,
сложившимся в юридической
(7)Политология : учебник для вузов; под ред. В.И. Буренко, В.В. Журавлева. — М.: «Экзамен», 2004. стр.98-100
(8)Краюшкин В.Г. Политическая система: струкура, типология, устойчивость(методическое пособие),2002. Стр.10
а) Институциональный подход
Данный подход называют также
политико-правовым и формально-юридическим.
В его рамках основное внимание уделяется
процедурным, формально-юридическим
характеристикам
Исходя из него, выделялись следующие виды политических режимов10:
Постепенно эта типология
К этой группе можно отнести также подход американского политолога Г. Лассуэла и его последователей, рассматривавших политический режим как способ легитимизации политической системы. По их мнению, режимы представляют собой образцы политических форм, функционирующие для того, чтобы свести к минимуму элемент принуждения в политическом процессе. Таким образом, режим связывается с конституционной формой, а неконституционным формам правления (диктатура) отказывается в праве считаться политическими режимами.11
б) Социологический подход
(9)Грачев М.Н., Ирхин В.Ю. Актуальные проблемы политической науки: коллективная монография. – М.: Экономическая демократия. – 1996. Стр.157.
(10)Цыганков А.П.Современные политические режимы: структура, типология, динамика.-1995.Стр.13
(11)Грачев М.Н., Ирхин В.Ю. Актуальные проблемы политической науки: коллективная монография. – М.: Экономическая демократия. – 1996. Стр.158.
В рамках данного подхода
Характерными представителями данного направления являются французские политологи М. Дюверже (рассматривал режим как: «структуру правления, тип человеческого общества, отличающий одну социальную общность от другой») и его последователь Ж.-Л. Кермонн, чье определение приведено выше.
Сходной точки зрения придерживаются американские ученые Г. О’Доннел и Ф. Шмиттер, определяющие режим как: «совокупность структур, явных или скрытых, которые определяют формы и каналы доступа к ведущим правительственным постам, а также характеристики деятелей, которые считаются для этих структур подходящими или неподходящими, используемые ими ресурсы и стратегии в целях получения желаемого назначения».12
В рамках социологического подхода
существует значительное многообразие
исследовательских стратегий и
вариантов типологизации
(12)Цыганков А.П.Современные политические режимы: структура, типология, динамика.-1995.Стр.17
Глава II. Классификация политических режимов и их характеристика
Совокупность средств и методов, используемых государством при отправлении власти, отражает степень политической свободы в обществе и правовое положение личности.13В зависимости от степени социальной свободы индивида и характера взаимоотношений государства и гражданского общества различают три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический. Между демократией и тоталитаризмом, как крайними полюсами данной классификации, располагается множество промежуточных форм власти. Например, полудемократические режимы характеризуются тем, что фактическая власть лиц, занимающих лидирующие позиции, заметно ограничена, а свобода и демократичность выборов настолько сомнительны, что их результаты заметно расходятся с волей большинства. Кроме того, гражданские и политические свободы урезаны настолько, что организованное выражение политических целей и интересов просто невозможно.
В более частном смысле различаются режимы государственного правления – либеральный, диктаторский, жесткий, жестокий и другие. С точки зрения форм правления различаются режимы парламентского типа, президентского правления, монархические, республиканские, режим чрезвычайного правления и т. п. Оценки политического режима могут носить символический смысл и поэтому позволяют создавать образ страны, государства, тип правления без их конкретного анализа (абсолютистский, царский и т. п.), нередко просто в персонифицированной форме, по имени главы государства – сталинский режим, гитлеровский режим, режим Хусейна и т. д. Поэтому политический режим – типологическая, стилистическая и образная характеристика государства и общества.
Роберт Даль с помощью двух критериев
— конкурентности в борьбе за власть
и степени вовлеченности
(13)Баранов Н.А. Политический процесс и политические отношения в Современной России: Курс лекций в 3-х ч. СПб.: БГТУ, 2004. Стр. 86
соревновательную олигархию и полиархию.14 Гегемонии отличаются наиболее жесткими ограничениями, запретом оппозиции любого рода независимо от преданности (лояльности) подвластных. Соревновательные олигархии разрешают конкуренцию, но только в рамках элиты. Полиархии ближе всех к демократическому идеалу. Существует и большое количество смешанных режимов, приближающихся к одному из данных идеальных типов.
Так же в различные периоды можно проследить в любом почти государстве такой политический режим, как анархия.
Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации). Также анархия представляется как форма общественного устройства, но не как некое промежуточное состояние в момент перехода от одного политического режима к иному.
2.1 Демократический
государственно-политический
Демократический политический режим - это такой режим, при котором источником власти является народ. Характеризуется следующими чертами:
1) Источником власти в
государстве является народ.