Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 18:30, курсовая работа
Политический режим представляет собой способ организации взаимоотношений общества и государства; характеризуется совокупностью методов и способов осуществления государственной власти, степенью обеспеченности политических прав и свобод личности в обществе, а также степенью соответствия закрепленных в правовых актах норм политического поведения фактически допускающимся в государстве.
Изменения политического режима влияют на форму правления и государственное устройство. В ряде случаев при смене политического режима может меняться форма правления. В некоторых случаях при смене политического режима форма правления формально не меняется, но как бы наполняется другой сущностью, другим содержанием.
Введение…………………………………………………………………………....3
Глава I. Государственно-политический режим, понятия и признаки…….…….5
1.1 Государственно-политический режим и его разновидности………………..5
1.2 Виды государственного политического режима………………..……………8
1.3 Современные подходы к определению понятия «политический режим»………………………………………………………………….….……….12
Глава II. Классификация государственно-правовых режимов………...……….15
2.1 Демократический государственно-политический режим….…………….…16
2.2 Авторитарный государственно-политический режим……….…..........……23
2.3 Тоталитарный государственно-политический режим…………………..…..28
2.4 Сравнение общих характеристик основных политических режимов……...36
Заключение…………………………………………………………………..……..40
Список литературы…………………………………………………...……...…….41
2) Политическая власть
носит легитимный характер и
осуществляет свои функции в
соответствии с принятыми
(14)Мельвиль А.Ю. Политология: Учебник – МГИМО, Проспект, 2011. Стр. 134
политической жизни
3) Для демократического
режима характерно разделение
властей (отделение друг от
друга законодательной,
4) Демократический режим
характеризуется правом народа
влиять на выработку
5) Важной характеристикой
демократического
6) Демократический политический
режим характеризуется высокой
степенью реализации прав
Демократия может
Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название - непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.
Одни из них - выборы, референдумы
- четко регламентированы соответствующими
нормативными актами (конституцией, специальными
законами), носят императивный (обязательный)
характер и не нуждаются в санкции
государственных структур, другие имеют
консультативный характер. Однако независимо
от юридической природы различных
институтов прямой формы демократии
их влияние на механизмы принятия
политических решений трудно переоценить,
так как в них находит
К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.
Недостатки прямой демократии
- это отсутствие стойкого желания
у большинства населения
Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.
Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для
(15)Чепурнова Н.М., Серёгин А.В. Теория Государства и Права: учебное пособие.-М.:ЕАОИ,2007. Стр.102
принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему и т.п.
К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.
Разумеется, и демократический
режим имеет свои проблемы: чрезмерное
социальное расслоение общества, временами
своеобразную диктатуру демократии
(авторитарное господство большинства),
а в некоторых исторических условиях
этот режим ведет к ослаблению
власти, нарушениям порядка, даже скатыванию
к анархии, охлократии, порой создает
условие для существования
Следует также иметь в
виду, что демократический режим
появляется зачастую в тех государствах,
где социальная борьба достигает
высокого накала и правящая элита, господствующие
слои общества вынуждены идти на уступки
народу, другим социальным силам, соглашаться
на компромиссы в организации
и осуществлении
Кроме того, демократический
режим в устройстве государств становится
наиболее адекватным тем новым проблемам,
которые ставит перед человечеством
современное состояние
«Государство не только провозглашает, но и фактически обеспечивает, гарантирует общедемократические права и свободы, равный статус различных форм собственности, гибкую социальную политику, защиту личности от всех проявлений беззаконья и т.д.»16
Существуют условия
(16)Кулпатов В.Л. Теория Государства и Права, СГЮА, 2011. Стр.24
При характеристике демократического режима важно дать оценку демократического типа личности. Какой же должна быть эта личность? Эта личность, которую характеризуют:
1) полифоничность мышления;
2) толерантность (терпимость к инакомыслию);
3) конструктивность и
созидательность, терпимое
4) раскрепощенность, отсутствие зацикленности;
5) многомерность восприятия;
6) потребность в самореализации;
7) осознанный выбор пути;
8) достижение целей уже
сейчас с ориентацией на
Мы уже знаем, что из себя представляет демократический государственно-политический режим, но мы не знаем, какие существуют гарантии функционирования этого режима. Такие гарантии, как:
Хотелось бы отметить, что без демократического политического режима в государстве невозможно полное и всестороннее соблюдение прав и свобод человека. Именно на это в демократическом обществе направленно функционирование всех элементов политической системы.
Демократического общества не может быть без законодательства, устанавливающего гарантии соблюдения общепринятых прав человека, без наличия эффективных механизмов их защиты, в том числе без нормально функционирующей подлинно независимой судебной системы, без равенства всех граждан перед законом и судом, независимо от имущественного и социального положения. Любое по-настоящему демократическое общество стремиться построить правовое государство.
Истинно демократическое
государство ограниченно в
Разновидностью демократического режима является режим либеральный. Он формируется под влиянием либеральных идей и доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни общества. При этом создаются условия для правовой автономии личности, не допускающей необоснованного вмешательства государства в личную сферу, законодательно закреплены, но не всегда гарантированы права и свободы граждан, и не всегда действует правовой режим.17
(17)Воронина И.А. Теория Государства и Права: Учебное пособие – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2009. Стр.131
2.2 Авторитарный
государственно-политический
Авторитарный режим - это
система правления, при которой
власть осуществляется одним конкретным
лицом при минимальном участии
народа. Это одна из форм политической
диктатуры. В роли диктатора выступает
индивидуальный политический деятель
из элитарной среды или правящая
элитарная группа. Если этим лицом
является королевская семья - в этом
случае авторитарный режим называется
абсолютной монархией. Многие ученые считают
авторитарный режим промежуточным
между демократией и
Сохраняются такие режимы с помощью аппарата принуждения и насилия армии. В отличие от демократического режима власти, где репрессивный аппарат действует в рамках закона, в авторитарном государстве средства насилия, наоборот, держатся на виду.
Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правления больше, чем свобода, согласие и участие в политической жизни народа. В таких условиях рядовые граждане вынуждены повиноваться законам, платить налоги без личного участия в их обсуждении.
Существующие в авторитарных государствах для ширмы демократические институты реальной силы в обществе не имеют. Легализуется политическая монополия одной партии, поддерживающей режим. При этом режиме исключается деятельность других политических партий и общественных организаций. Отрицаются принципы конституционности и законности. Игнорируются разделения властей. Происходит строгая централизация всей государственной власти. Главой государства и правительства пожизненно становится лидер правящей авторитарной партии. Вождизм превращается в официальный государственный принцип. Теория и практика авторитарного правления были выражены в афоризме "Государство - это я", высказанном Людовиком XIV.
Представительные органы
на всех уровнях, даже если и сохраняются,
превращаются в декорацию, прикрывающую
авторитарную власть. Господствующую
роль играют вертикальные, иерархическо-бюрократические
связи между институтами