Виды политических режимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Политический режим представляет собой способ организации взаимоотношений общества и государства; характеризуется совокупностью методов и способов осуществления государственной власти, степенью обеспеченности политических прав и свобод личности в обществе, а также степенью соответствия закрепленных в правовых актах норм политического поведения фактически допускающимся в государстве.
Изменения политического режима влияют на форму правления и государственное устройство. В ряде случаев при смене политического режима может меняться форма правления. В некоторых случаях при смене политического режима форма правления формально не меняется, но как бы наполняется другой сущностью, другим содержанием.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
Глава I. Государственно-политический режим, понятия и признаки…….…….5
1.1 Государственно-политический режим и его разновидности………………..5
1.2 Виды государственного политического режима………………..……………8
1.3 Современные подходы к определению понятия «политический режим»………………………………………………………………….….……….12
Глава II. Классификация государственно-правовых режимов………...……….15
2.1 Демократический государственно-политический режим….…………….…16
2.2 Авторитарный государственно-политический режим……….…..........……23
2.3 Тоталитарный государственно-политический режим…………………..…..28
2.4 Сравнение общих характеристик основных политических режимов……...36
Заключение…………………………………………………………………..……..40
Список литературы…………………………………………………...……...…….41

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 84.28 Кб (Скачать файл)

Авторитарный режим обеспечивает власть индивидуального или коллективного  диктата любыми средствами, в том  числе прямым насилием. Им не допускается  никакой конкуренции политических субъектов. Монополия на власть - принцип  авторитаризма. Вместе с тем авторитарная власть не вмешивается в те области  жизни, которые непосредственно  не связаны с политикой. Относительно независимыми могут оставаться (но не обязательно остаются) экономика, культура, межличностные отношения. В известных пределах допускается  также независимость личности. Государство  дифференцировано от общества, в ограниченных рамках функционируют институты  гражданского общества.

На основе вышеперечисленного можно выделить общие черты авторитарных режимов. К числу таких черт относятся  следующие:

  1. авторитарная власть имеет своим источником насильственный захват власти. Она не формируется народом и не ограничивается правом - кодифицированным либо обычным, опирающимся на традицию;
  2. для нее характерно слияние законодательной, исполнительной и судебной властей, либо их формальное, показное разделение;
  3. при авторитаризме власть опирается на административный, полицейский и военно-карательный аппарат, держится на неприкрытом насилии или возможности его непосредственного применения;
  4. авторитаризм предполагает жесткий централизм управления, монополизацию власти в руках правящей элиты или вождя;
  5. в социальном плане авторитаризм пытается стать выше классовых различий, выразить общенациональный интерес, что сопровождается социальной демагогией, популизмом;
  6. во внешней политике для него характерны агрессивные имперские установки.

Необходимо знать и  условия, при которых возникает  авторитарный государственно-политический режим:

  1. Социальный и политический кризис общества, выражающий переходный характер переживаемого времени. Для такого кризиса характерна ломка устоявшихся традиций, образа жизни, исторического уклада, которая связана с резкой модернизацией основных сфер общественной жизни и совершается в течение одного-двух поколений;

 

  1. С ломкой исторического уклада жизни общества связано размывание наличной социально-классовой структуры, происходит маргинализация основной массы населения. Появление больших масс людей, «выбитых» из традиционных «гнезд» существования, лишенных собственности и видящих в государстве и олицетворяющей его фигуре вождя единственный шанс на выживание, в значительной мере радикализирует социальное и политическое поведение маргинальных переходных слоев, повышает степень их активности, заряженной отрицательной энергией разрушительства;

 

  1. В сфере социальной психологии и идеологии нарастают настроения заброшенности и отчаяния, стремление к «восстановлению» социальной справедливости путем установления поголовного равенства, потребительское отношение к жизни берет верх над этикой производительного труда. Рождается образ врага народа, персонифицируемого в лице какого-либо общественного института, социальной группы или нации. Возникает культ личности вождя, с которым связываются последние надежды на преодоление кризиса;

 

  1. В большой степени возрастает роль исполнительных органов государственной власти и основной военной силы - армии, обращаемой внутрь общества. Особое значение приобретает бюрократия, без которой невозможно функционирование - более или менее успешное - исполнительной власти в условиях нарастающего кризиса и которая становится источником и хранителем власти, стоящей над обществом;

 

  1. Наконец, решающим условием возникновения авторитаризма является лидер, обладающий авторитетом, признаваемый большинством нации, что обеспечивает возможность бескровного, мирного захвата власти определенной политической группировкой. В ином случае неизбежна гражданская война, решающая спор между партиями и вождями.

В мировом обществе в XX веке имели место различные виды авторитарных режимов:

  1. полуфашистский,
  2. военно-диктаторский,
  3. конституционно-авторитарный (монократический),
  4. конституционно-патриархальный,
  5. клерикальный,
  6. расистский.

Авторитарные режимы утверждаются в условиях кризисных ситуаций или  на основе не развитой политической и  социальной структур общества. Возможность  возникновения авторитарного режима в переходном периоде от тоталитаризма  к демократии заложена в психологической  реакции людей на кризисную ситуацию, в стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости. Они могут  решать прогрессивные задачи, связанные  с выходом страны из кризиса. Так, до второй мировой войны, во время  кризиса в некоторых странах  Западной Европы парламентский демократический  режим оказался неспособным решать напряженные социальные конфликты. В этих условиях возникли авторитарные системы, переросшие даже в фашизм. Авторитаризм был желаемым режимом и после второй мировой войны под влиянием существовавших острых экономических и социальных противоречий.

Механизм утверждения  авторитарных режимов включает как  незаконные, насильственные методы ликвидации и замены прежних политических институтов и правителей, так и формально - демократические процедуры (например, приход к власти диктаторов в Индонезии  или Бангладеш).

Главные типы легитимности режима: традиционная, идеологическая (теологическая) и персональная. Непременная  духовная база авторитаризма - господствующая идеология. В качестве таковой могут  выступать революционная, реакционная, националистическая, религиозная и  иные виды идеологий.

У авторитарного государственно-правового  режима существуют свои слабые и сильные  стороны.

 Слабые стороны авторитаризма  заключаются в следующем: 

  1. полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей,
  2. отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола,
  3. ограниченность политического выражения общественных интересов.

Достоинствами авторитарного  режима являются высокие способности:

  1. обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок,
  2. мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач,
  3. преодолевать сопротивление политических противников.

Авторитарные режимы очень  разнообразны, как говорилось выше это и монархии, и диктаторские режимы, и военные хунты, и популистские системы правления и др.

Монархии - уже исчезающая категория авторитарных режимов. Не все монархии авторитарны. В Европе - Великобритания, Норвегия, Дания, Бельгия, Люксембург, Испания - монархии в принципе являются парламентскими демократиями конституционные монархии). Но когда говорят о монархизме, как о подтипе авторитарных государств, то имеют ввиду монархии в наименее развитых странах, где монархи являются действительными правителями: Оман,Бахрейн,Кувейт.18

Военное правление выражается во взятии военными власти и осуществлении  ими управления страной. Политическая деятельность либо вообще запрещена, либо ограничена. В современных условиях пост социалистических стран “чистый” авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые  демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти.

 

2.3 Тоталитарный  государственно-политический режим

Крайняя форма авторитарного режима - тоталитаризм. Термин «тоталитаризм» от латинского «Totus» (весь, целый, полный) - определяет политическое устройство общества, при котором государство  стремиться к тотальному контролю над  всеми сферами жизнедеятельности  общества. Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным  на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над  личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды  социально-


(18)Ромашков Р.А. Теория Государства и Права: Краткий курс, 2-е изд. – СПб.:Питер-2010. Стр.75-76

экономических кризисов.

 

Не следует рассматривать данный термин лишь как негативно оценочный. Это научное понятие, требующее  соответствующего теоретического определения. Первоначально понятие "тотальное  государство" имело вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где ликвидируется  разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация  понятия впервые предложена для  характеристики фашизма. Затем она  была распространена на «советскую»  и родственные ей модели государства.19

Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны в  странах, относившихся ко "второму  эшелону индустриального развития": Италия, Германия, Россия.

Идейные истоки, отдельные черты  тоталитаризма уходят своими корнями  в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного едино действующего общества. В VII-IV вв. до н. э. теоретики рационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй  и другие, отвергая конфуцианство, выступали  с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего  все стороны общественной и частной  жизни. В том числе за наделение  административного аппарата экономическими функциями, установления круговой поруки среди населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности  чиновника за свои дела), систематический  контроль государства за поведением и умонастроением граждан и т.п. При этом государственный контроль ими рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными.20

Близким к легистам Китая тип  «тоталитарного государственного режима»  предложил Платон. В его более  поздних диалогах ("Полития", "Законы") нарисована социально-экономическая  характеристика второго, более 


(19)Зеркин Д.П.Основы политологии: теоретико-методологические проблемы: курс лекций, 1993. Стр.125

(20)Цыбульская М.В. История политических и правовых учений, МГУЭСИ. – М.,2003. Стр.15

 

совершенного и отличного от Афинского общества, изображенного  в "Государстве". Свое втрое по достоинству государство Платон наделил такими чертами: безусловное  подчинение всех граждан и каждого  индивидуума в отдельности государству; государственная собственность  на землю, жилые дома и культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения, а не частной  собственности; насаждения коллективистских начал и единомыслия в быту; государственное регламентирование  законами воспитания детей; единая для  всех сограждан религия, политическое и правовое равноправие женщин с  мужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти.

Платоновский закон запрещал лицам  до 40 лет выезжать по частным вопросам за пределы государства и ограничивал  въезд иностранцев; предусматривал очищение общества от неугодных лиц  с помощью смертной казни или  изгнания из страны.

Платоновская модель государственного режима для большинства современных  стран неприемлема, но в каком  общественном строе лучше жить, понятнее после Платона. Либеральные демократы, философы, Б.Рассел, К.Поппер, в целом  пришли к заключению, что именно к Платону восходят как средневековый  авторитаризм, так и современный  тоталитаризм.

Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше, О.Шпенглера и некоторых  других авторов. И, тем не менее, как  законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX века.

Политическое значение ему впервые  придали руководители идеологи фашистского  движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин "тоталитаризм" для характеристики итало-фашистского  режима. В конце 20-х годов английская газета "Таймс" также высказалась  о тоталитаризме,как негативном политическом явлении, характеризующем  не только фашизм, но и политический режим в Советском Союзе.21

Западная концепция тоталитаризма, в том числе и направления  его критиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов  фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного  изучения политических режимов стали  Китай, страны Центральной и Юго-Восточной  Европы некоторых государств "третьего мира".

Информация о работе Виды политических режимов