Виды управленческих решений, принимаемых органами местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 20:48, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотреть структуру управленческих решений (понятие, виды, субъект и объект); уяснить сущность муниципального управления; описать стадии разработки и принятия управленческих решений и рассмотреть степень важности решений в процессе регулирования общественных отношений.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….3
1.Понятие и виды управленческих решений…………………………………....6
2.Субъекты и объекты управленческих решений……………………………..10
3.Понятие, функции и задачи муниципального управления………………….12
4.Процесс принятия управленческих решений………………………………..16
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

Виды управленческих решений, принимаемых органами местного самоуправления= контрольная.docx

— 53.25 Кб (Скачать файл)
  1. Кодированные решения применяются в автоматизированных системах. Они наносятся на специальные документы, перфокарты, различные магнитные носители.

 

По функциональной направленности выделяют:

    • планирующие,
    • организующие,
    • координирующие,
    • контролирующие управленческие решения.

 

Управленческие решения  могут приниматься как единолично полномочным субъектом, так и  в коллегиальном составе.

Могут быть направлены на урегулирование часто повторяющихся отношений  или новой возникшей проблемы.

Решения принимаются в  различных условиях: условиях риска, полной - неполной, качественной или  некачественной информации.

Выделяют также решения:

  • Жестко обусловленные (детерминированные), которые основаны на предписаниях и распоряжениях, принятых вышестоящим органом;
  • Инициативные, которые принимаются полномочным субъектом управления в соответствии с ситуацией. Их эффективность зависит от компетентности, управленческого опыта, личных качеств принимающего субъекта.

 

Функции управленческих решений:

1) Направляющая, которая  состоит в том, что решение  принимается исходя из долговременной  стратегии развития организации:  это целеполагание, выбор и обоснование стратегии развития;

2) Организующая функция  проявляется в необходимости  согласования действий исполнителей, частей и элементов управляемой  системы для реализации решений  в запланированные сроки и  необходимого качества;

3) Мотивирующая функция  заключается в согласовании интересов  каждого члена организации и  нацеливание их на выполнение  задач организации.

 

На основании вышеизложенного  можно сделать вывод, что управленческое решение - понятие сложное и многогранное, включающее в себя различные критерии оценки. Общими признаками для всех управленческих решений являются их целенаправленность и принятие в рамках компетенции управляющего субъекта.

В управленческом решении  в той или иной степени пересекаются и концентрируются все виды управленческой деятельности. Именно поэтому решения - центральный элемент управления и организации. Они принимаются  уполномоченными субъектами управления и направлены на регулирования широкого круга подведомственных отношений.

 

 

 

 

 

2.Субъекты и объекты управленческих решений

 

Субъектами управленческих решений выступают лица, полномочные принимать эти решения в процессе управленческой деятельности.

Для данного исследования в качестве основных субъектов управленческих решений рассматриваются исполнительные органы местного самоуправления - аппарат  управления, реализующий властные функции  и направляющий свою деятельность на достижение целей муниципального образования.

К данным субъектам относятся: глава муниципального образования; руководители муниципальных органов  исполнительной власти; первые заместители  и заместители главы муниципального образования, муниципальных органов  исполнительной власти; заместители  глав муниципальных образований  и руководителей муниципальных  органов исполнительной власти - управляющие  делами и их заместители; руководители, заместители руководителей самостоятельных  управлений, комитетов, отделов и  иных органов, являющихся юридическими лицами, а также руководители, заместители  руководителей комитетов исполнительных органов муниципального образования; начальники структурных отделов  исполнительного органа муниципального образования и структурных отделов  самостоятельных управлений, комитетов, отделов и иных органов, являющихся юридическими лицами.

Вышеперечисленные лица осуществляют исполнительно -распорядительную деятельность; наделены оперативной самостоятельностью; имеют, как правило, постоянные штаты. Основное содержание их деятельности реализуется через решение управленческих задач на всех этапах выполнения управленческих функций. В соответствии со ст.19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» данные субъекты имеют право принимать управленческие решения в соответствии с предоставленной компетенцией, рамки которой четко обозначены в требованиях формальной структуры.

Синтезируя различные  компоненты, управленческие решения  выступают способом постоянного  воздействия управляющей подсистемы на управляемую - субъекта на объект управления.

 

Объект управленческих решений - система отношений и вопросов, для урегулирования, изменения которых данные управленческие решения принимаются.

Управленческие решения  регулируют широкий круг вопросов как  внутреннего, так и внешнего управления и принимаются по различным основаниям:

  • осуществление текущих целей и задач управляющего субъекта;
  • необходимость изменений в самой организации под влиянием как внешних так и внутренних факторов;
  • решение возникшей проблемы, требующей оперативного или долговременного разрешения;
  • необходимость поиска и выявления новых ресурсов деятельности организации;
  • прогнозирование и определение социально - экономического развития;
  • разработка программ и проектов, планирование, стратегическое управление.

 

Итак, управленческие решения  принимаются определенными полномочными субъектами и всегда направлены на изменение, совершенствование, рационализацию внешних и внутренних отношений  организации.

Регулируют различные  вопросы, связанные с процессом  управленческой деятельности, которая  всегда предполагает значительную ответственность  управленцев. Последние должны обладать определенными качествами:

    • компетентность,
    • профессионализм,
    • опыт,
    • предусмотрительность,
    • уравновешенность,
    • способность реагировать на изменяющиеся процессы и объективно подходить к анализу и решению возникающих ситуаций;
    • рациональное отношение к нововведениям.

 

Если управленческое решение  принимается коллегиально полномочными субъектами, то необходима согласованность  процесса.

 

Эффективность управленческого  решения определяется полнотой регулирования  ситуации или разрешения проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Понятие, функции и задачи муниципального управления

 

Понятие «муниципальное управление»  отражает комплексное и многообразное  явление, которое порождает различные  подходы к его исследованию.

Под местным самоуправлением  понимается организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение  населением вопросов местного значения.

В соответствии со статьей 3 Европейской Хартии о местном самоуправлении местным органам власти и их должностным лицам предоставляется право и реальная возможность регулировать подведомственные вопросы и управлять в рамках закона и под свою ответственность важной частью публичных дел в интересах своего населения.

Рассмотрим функции и  задачи местного самоуправления.

Функции - это совокупность действий и операций, которые осуществляются управляющими субъектами для достижения определенных подцелей в рамках единой целенаправленной деятельности. Функции управления в социально-экономических системах (к которым относится и местное самоуправление) объективны по своей природе и реализуются путём принятия управленческих решений уполномоченными органами и должностными лицами.

Основными функциями  управления являются:

1)прогнозирование изменений в развитии каких-либо событий и процессов на основе полученной информации о прошлом и настоящем с учётом всех условий и факторов влияния;

2)планирование - определение направлений, формулирование целей, постановка задач, определение перечня мероприятий для решения задач, выбор конкретных количественных и качественных показателей в организации деятельности;

3)выработка, обоснование и принятие решений и организация их исполнения;

4)распорядительство и координация действий субъектов, осуществляющих деятельность по реализации управленческого решения;

5) правовое регулирование  исполнительно-распорядительной деятельности;

6)контроль с целью выявить и устранить отклонения в реализации решений и принятие мер к нарушителям;

7)учёт людских, материальных и финансовых ресурсов;

8)информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа;

9)кадровое, материально-техническое обеспечение, финансирование и т.п.

Перечисленные функции являются основными для исполнительных органов  местного самоуправления и по существу характеризуют содержание их деятельности. Отношения, связанные с реализацией  этих функций, регулируются нормами  административного права.

При реализации вышеуказанных  функций выборные и иные должностные  лица местного самоуправления формулируют  цели (желаемый результат познания и практической деятельности), ставят своим подчинённым задачи и обеспечивают их решение.

Задачи - это перечень мер, мероприятий, действий и операций, которые должны осуществлять исполнители, чтобы приблизится к сформулированной цели. Термин "решение задачи" употребляется в трех различных смыслах: а) решение как план (способ) решения задачи; б) решение как процесс осуществления требований задачи, выполнения плана решения; в) решение как результат выполнения плана решения.

В отличии от функций задачи всегда имеют субъективный характер, т.е. результат их решения зависит от уровня образования, опыта работы и личных качеств субъекта управления. Функции всегда первичны, а организационные структуры по их реализации - вторичны.

Рассмотрим организационные принципы управления:

  1. Принцип плавности в условиях перехода к рыночной экономике выражается в разработке различных программ развития хозяйства, прогнозировании результатов региональных программ, расчётах по наиболее эффективному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов, определении приоритетных целей и задач.
  2. Принцип объективности требует анализа и учёта фактического состояния и развития процессов и явлений, условий, существующих в социальной среде, влияния демографических и других факторов, а также закономерностей взаимодействия общества с природной средой в целях реализации оптимального управления.
  3. Принцип дифференциации (разделения) и фиксирования функций и полномочий каждого из должностных лиц, что крайне важно для правильного подбора и расстановки муниципальных служащих в соответствии с их профессиональной подготовкой и опытом работы, а также разработки организационных структур управления в соответствии с объективными функциями.
  4. Принцип научности заключается в применении научных методов и средств сбора, обработки, обобщения и анализа информации о состоянии объекта управления; её обработки с применением количественных методов на базе ЭВМ; выявлении актуальных проблем, формировании приоритетных целей, постановке задач, определении эффективных способов и средств их решения.
  5. Принцип рациональности заключается в том, что цели и задачи управления должны достигаться при наименьших финансовых, ресурсных (силах и средствах) и временных затратах. Управление должно быть оптимальным. Рациональность управления базируется на разработке научно обоснованных вариантов решений, их сравнении и выборе наилучшего.
  6. В тесной связи с принципом рациональности находится принцип ответственности субъектов исполнительной власти за результаты работы в целом. Это обеспечивается нормативно-правовым закреплением полномочий, задач, функций, структуры, форм и методов работы.
  7. Принцип единоначалия заключается в том, что вопросы текущего оперативного управления осуществляются путём единоначалия, например, принятие распоряжений главой администрации муниципального образования.
  8. Особую роль в муниципальном управлении отводится принципу отраслевого управления. В соответствии с ним для решения определённой группы задач образуются целевые структуры, специальные органы и аппараты. Отраслевой принцип позволяет оперативно проводить единую управленческую политику, рационально и оперативно использовать силы и средства.
  9. Принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание начал централизации в руководстве с учётом местных условий (например, управление муниципальной милицией).

Организационные принципы закрепляются в уставах субъектов РФ.

Процесс управления включает в себя несколько этапов:

  • целеполагание,
  • оценка ситуации,
  • определение проблемы
  • принятие решения по ее разрешению.

По характеру взаимодействия названных этапов процессы управления подразделяют на несколько типов:

  1. Если осуществление этапов происходит в строгой последовательности и есть достаточная определенность по всем этапам процесса управления и уверенность в их осуществлении, то такой процесс управления относится к линейному типу: цели - ситуация - проблема - решение.
  2. Если при выполнении какого-либо этапа предыдущий нуждается в корректировке и она вносится, то процесс управления называется корректирующим.
  3. Когда нет возможности выделить главную проблему и принять единственное решение, тип процесса управления характеризуется как разветвленный.
  4. Если цель формируется в условиях неопределенности как предварительная, на первое место выходит задача анализа ситуации, процесс в этом случае носит название ситуационного.
  5. Если приходится непрерывно уточнять ситуацию и корректировать проблему, процесс может быть назван поисковым.

Особенности принятия решения в органах муниципального управления:

  • Преобладание стратегических решений социальной направленности как директивных актов, направляющих, организующих и мотивирующих коллективные действия людей для достижения стратегических целей. Стратегические решения должны быть обоснованными, своевременными, экономичными и приниматься по следующей технологии: выявление проблемы, обоснование общей концепции, выработка нескольких альтернатив и выбор наилучшего решения.
  • Наличие у управленцев умения выявить зарождение стратегических противоречий города, региона.
  • Необходимость уметь выделить из огромного числа вопросов узловые. Для специалистов муниципального управления складывается, как правило, две ситуации. Первая связана с возможностью постоянно и внимательно следить за ситуацией и своевременно подготавливать стратегические решения. Вторая ситуация возникает неожиданно под воздействием изменений внешней среды, и решение в таком случае делится на принятие неотложных мер и действий стратегического характера.
  • Низкая мотивация исполнителей управленческого решения.

Информация о работе Виды управленческих решений, принимаемых органами местного самоуправления