Внутренний и внешний государственный долг Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 12:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование сущности и понятия внешнего и внутреннего государственного долга России, анализ динамики и структуры внешнего и внутреннего долга и определение методов по его управлению.
Вопросы, подлежащие разработке (исследованию):
Рассмотреть особенности формирования государственного публичного долга Российской Федерации на внутреннем и внешнем финансовом рынках.
Изучить состав и структуру государственного долга Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований.
Исследовать методы управления государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая, финансы.docx

— 81.51 Кб (Скачать файл)

Обслуживание государственного долга Российской Федерации осуществляется Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ. Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию госдолга безвозмездно. Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга производится за счет средств федерального бюджета. [10]

В федеральном  бюджете  на  2000  г.  на  обслуживание  внешнего  долга было выделено лишь 10,2 млрд. долл., при необходимых 15,2 млрд. долл.  по  графику (до  новых  реструктуризаций).  В  дальнейшем  России  по  графику  платежей предстояло выплатить: в 2001 г. – 14,6 млрд. долл.,  в  2002  г.  –  14,6 млрд. долл.,  2003 г. – 20,5 млрд. долл., 2004 г. – 14,7 млрд. долл.  и  2005 г. – 15,9 млрд. долл., что практически было вряд ли возможно [18, с. 39].

    Следует отметить, что в I полугодии 2000 г. график платежей  соблюдался, за 6 месяцев 2000 г. было выплачено, как  и  намечалось,  5,47  млрд.  долл.

 

2.2 Регулирование  предельных размеров по внутренним  и внешним заимствованиям Российской Федерации

 

Размер государственного долга в абсолютном выражении не дает полного представления о состоянии экономики и платежеспособности страны. Для оценки способности страны-дебитора выполнять обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объема государственного долга мировая практика выработала долговые показатели (коэффициенты). Одним из критериев оценки долговой устойчивости является анализ объема ресурсов, которыми располагает страна должник, т. е. размер и темпы роста ВВП в сопоставлении с государственным долгом.

 Этот показатель позволяет  оценить уровень долговой нагрузки  на экономику страны и отражает  ее потенциальные возможности  переориентировать национальное  производство на экспорт в  целях получения иностранной  валюты и обеспечения способности  погасить внешний долг. Чем выше  данный показатель, тем большую  долю доходов от реализации  произведенного продукта государство  вынуждено направлять не на  внутреннее развитие, а на выполнение  долговых обязательств перед  внешними кредиторами.

Если накопленный долг превышает объем средств, который в средне- и долгосрочной перспективе страна-дебитор может направить на выполнение долговых обязательств, возникает ситуация "долгового навеса". Условной границей начала такого опасного состояния внешнего долга принято считать превышение объемом долга 50% объема ВВП. Подобное положение было характерно для экономики Российской Федерации с начала 1990-х гг. и вплоть до 2001 г. [14]. За последние годы объем государственного долга, его удельный вес в объеме ВВП имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если в 2002 г. объем внешних заимствований составлял 35,88% в объеме ВВП, то в 2008 г. – 7,12 % .

 

В целях регулирования размера государственного долга устанавливается его предельный объем. Предельные объемы государственного внутреннего долга и внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Законом субъекта РФ о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете устанавливается верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга. Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не может превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг производится при утверждении федеральным законом, законом субъекта РФ или решением органа местного самоуправления о бюджете следующих показателей:

• предельного размера соответствующего государственного или муниципального долга;

•  предельного объема заемных средств, направляемых Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием в текущем финансовом году на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня;

•  расходов на обслуживание государственного и муниципального долга в текущем году.

Если при исполнении бюджета субъекта РФ или местного бюджета расходы на обслуживание государственного долга субъекта превышают 15% расходов его бюджета, а также в случае превышения предельного объема заемных средств, и при этом субъект РФ не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, уполномоченный орган государственной власти РФ может применить следующие меры:

•  назначить ревизию бюджета субъекта РФ;

•  передать исполнение бюджета субъекта РФ под контроль Минфина РФ;

• принять другие меры, предусмотренные бюджетным законодательством.

Все поступления средств в бюджет от заимствований и других долговых обязательств, включая средства, которые расходуются на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга, отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета.

Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт по дисконтным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.

Погашение обязательств государственного долга РФ учитывается в федеральном бюджете путем вычитания суммы погашаемых обязательств из суммы поступлений источников финансирования дефицита федерального бюджета и отражается соответственно в Программе государственных внутренних или внешних заимствований РФ.

Все расходы на погашение обязательств государственного долга субъектов РФ, муниципального долга учитываются в расходной части бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов как расходы на погашение государственного или муниципального долга. [7]

Бюджетный Кодекс РФ. Статья 106. Предельный объем государственного долга Российской Федерации и предельные объемы государственных заимствований Российской Федерации

  1. Предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.
  2. Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственных внешних заимствований, если при этом оно осуществляет такую реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга.
  3. Правительство Российской Федерации имеет право осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего (внешнего) долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга) и иной порядок реструктуризации не предусмотрен федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Бюджетный кодекс РФ. Статья 107. Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга

  1. Законом субъекта Российской Федерации о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен верхний предел долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга с указанием, в том числе предельного объема обязательств по государственным или муниципальным гарантиям.
  2. Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ: "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". Статья 1. Основные характеристики федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов:

1. Утвердить основные  характеристики федерального бюджета  на 2009 год, определенные исходя из  прогнозируемого объема валового  внутреннего продукта в размере 51 475,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 8,5 процента (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года):

1) прогнозируемый общий  объем доходов федерального бюджета  в сумме 10 927 137 733,0 тыс. рублей, в том  числе прогнозируемый объем нефтегазовых  доходов федерального бюджета  в сумме 4 692 509 635,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов  федерального бюджета в сумме 9 024 654 998,3 тыс. рублей;

3) объем нефтегазового  трансферта в сумме 2 531 125 000,0 тыс. рублей;

4) нормативную величину  Резервного фонда в сумме 5 147 500 000,0 тыс. рублей;

5) верхний предел государственного  внутреннего долга Российской  Федерации на 1 января 2010 года в  сумме 2 119 739 195,3 тыс. рублей;

6) верхний предел государственного  внешнего долга Российской Федерации  на 1 января 2010 года в сумме 41,4 млрд. долларов США, или 27,8 млрд. евро;

7) прогнозируемый профицит федерального бюджета в сумме 1 902 482 734,7 тыс. рублей.[2]

 

 

2.3 Органы и  методы управления государственным  внутренним и внешним долгом  Российской Федерации

Управление государственным долгом осуществляют Органы Законодательной власти (они же и определяют предельный размер госдолга).

Цели управления государственным долгом:

  1. Политические: поддержание устойчивости функционирования политической системы.
  2. Социальные: своевременное финансирование соц. программ, обеспечение соц. стабильности.
  3. Экономические: минимизация стоимости привлекаемых внешних заимствований, улучшение условий рефинансирования и переоформления задолженности, сокращение Р по обслуживанию внешнего долга, повышение эффективности использования фин. ресурсов.

Цикл управления госдолгом включает 3 стадии:

  1. привлечение
  2. размещение, т.е. использование
  3. погашение

Основными принципами управления государственным внутренним долгом в мировой практике признаны экономичность и оптимальность [6, с. 27].

Методы управления государственным долгом можно подразделить на административные и финансовые.

Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления; они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом.

Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием. Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренними и внешними экономическими и политическими факторами.

В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются также следующие методы управления государственным долгом:

  • рефинансирования – погашения части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;
  • конверсии – изменения доходности займа;
  • консолидации – объединения ранее выпущенных займов в новый с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;
  • новации – соглашения между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;
  • отсрочки – консолидации при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам в объявленные сроки;
  • дефолта – отказа государства от уплаты государственного долга.

Управление государственным долгом непосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики.

Для проведения эффективной финансовой политики в области государственного и муниципального заимствований особое значение имеет процесс управления государственным и муниципальным долгом. Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, управление государственным долгом субъекта РФ — органом исполнительной власти субъекта РФ. Управление муниципальным долгом производится уполномоченным органом местного самоуправления.

Информация о работе Внутренний и внешний государственный долг Российской Федерации