Возникновение и развитие древнерусского феодального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2014 в 18:42, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучение возникновения древнерусского права, изучение его основных источников и их значение.
Для достижения поставленной цели я определила для себя следующие задачи:
1. Выявить и рассмотреть основные источники древнерусского права, показать их роль и соотношение в регулировании общественных отношений.

Содержание

Введение-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Возникновение и развитие древнерусского права, его источники.---------------------------
1.1. Обычное право------------------------------------------------------------------------------------------
1.2. Влияние и рецепции чужого права: договоры с немцами и Византией-------------------------
1.3. «Закон Русский»----------------------------------------------------------------------------------------
1.4. Княжеские договоры и уставы-----------------------------------------------------------------------
1.5. Церковные уставы-------------------------------------------------------------------------------------
1.6. Кормчие книги-------------------------------------------------------------------------------------------
2. Русская Правда как памятник права и ее редакции-------------------------------------------
2.1 Право собственности и обязательственное право. (русская правда)----------------------
2.2. Виды договоров. (русская правда)-------------------------------------------------------------------------
2.3. Брачно-семейное право. (русская правда)----------------------------------------------------------------
2.4. Наследование по закону и завещанию. (русская правда)-----------------------------------------
2.5. Преступления и наказания.(русская правда)-----------------------------------------------------------
2.6. Суд и судопроизводство. Виды судебных доказательств. (русская правда)--------------------
2.7.Значение Русской Правды в становлении отечественной правовой традиции------------------
Заключение -----------------------------------------------------------------------------------------------------
Список использованных источников---------------------------------------------------------------------------

Вложенные файлы: 1 файл

ИГПЗС.docx

— 103.17 Кб (Скачать файл)

С конца XIII века Номоканоны в русской переработке получили название «Кормчие книги», они дополнялись на Руси нормами светского права, принимают силу полноправных законодательных актов, а вскоре за их распространением начинает внедряться институт церковных судов, существующих наряду с княжескими. Со времени принятия христианства русской Церкви была предоставлена двоякая юрисдикция. Во-первых, она судила всех христиан, как духовных лиц, так и мирян, по некоторым делам духовно-нравственного характера. Такой суд должен был осуществляться на основе номоканона, привезённого из Византии и на основании церковных уставов, изданных первыми христианскими князьями Руси  Владимиром  Святославовичем  и  Ярославом  Владимировичем. Второй же функцией церковных судов было право суда над христианами (духовными и мирянами), по всем делам: церковным и не церковным, гражданским и уголовным. Церковный суд    по    не церковным гражданским и уголовным делам, простиравшийся только на церковных людей, должен был производиться по местному праву и вызывал потребность в письменном своде местных законов, каким и явилась Русская Правда.[18]

 

 

2. Русская Правда как памятник права и ее редакции

Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы, где жили древние славянские племена, образовалось русское раннефеодальное государство Киевская Русь. Важную роль в укреплении феодального базиса играла правовая надстройка, созданная в период формирования феодальных отношений в Х в. и получившая окончательное закрепление в "Русской Правде"- памятнике феодального права.

Русская Правда - древнейший русский сборник законов, сформировалась  на протяжении Х1-Х11 вв., отдельные ее статьи написаны еще в языческий  период. Крупнейшим  памятником    древнерусского   права  и  основным  правовым документом  Древнерусского  государства  был  сборник  правовых  норм ,получивший название  Русской  Правды , сохранивший   свое  значение и в более поздние периоды истории . Ее нормы лежат  в  основе  Псковской  и  Новгородской  судных грамот и последующих  законодательных  актов не только  русского, но  и   литовского  права . До   наших  дней  дошло  более  ста  списков  Русской  Правды . Первоначальный  текст  Русской  Правды  к  сожалению  до  нас  не  дошел .  Первый  текст  был  обнаружен  и  подготовлен  к печати  известным  российским  историком  В.Н. Татищевым в 1738 г. Название этого исторического  памятника отлично от аналогичных  европейских, где сборники права получали юридические заголовки – закон или  законник.  На Руси  в  это  время  были  известны  понятия «устав»,  «закон»,   «обычай», «кодекс». Термин  «Правда»  носил  легально-нравственный  характер  и,  по сути, являлся кодексом.

Русская Правда была первым дошедшим до нас русским писанным памятником обычного права. Известны ее различные списки. Это различие списков Правды объясняется весьма легко тем фактом, что она была уставом не одного, а нескольких князей: Ярослава, Изяслава с братьями и Владимира Мономаха.[1, стр. 40]

Русская Правда сохранилась в большом количестве (свыше 11О) списков XIII - XVIII вв. Все тексты Правды находятся в составе каких - либо сборников или летописей. По своим особенностям списки Правды могут быть разделены на три основных памятника: «Краткую», «Пространную» и «Сокращенную».  [3, стр. 20]

В  Краткую  редакцию  входят  две  составные части: Правда Ярослава (или  Древнейшая)  и  Правда  Ярославичей  -  сыновей Ярослава Мудрого. Краткая редакция составляет, собственно говоря, первоначальный подлинный пакет Правды.

 Правда  Ярослава  включает  -  первые  18  статей  Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву.  Ее  возникновение  относят  ко времени борьбы за престол между Ярославом и его братом Святополком  (1015-1019 гг.).  Наемная  варяжская   дружина   Ярослава   вступила   в   конфликт   с новгородцами, сопровождавшийся убийствами и побоями.

 Правда   Ярославичей   включает   ст.  ст.   19-43   Краткой   Правды (Академический список). В ее заголовке указано, что  сборник  разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии крупнейших лиц  из  феодального окружения. В  текстах  есть  уточнения,  из  которых  можно  заключить,  что сборник утвержден не ранее года смерти Ярослава (1054 г.) и не позднее  1072 г. (год смерти одного из его сыновей).

Списки первой, или краткой, редакции немногочисленны, известно только два древних списка, относящихся к половине XV в. Краткая Русская Правда находится в составе Новгородской 1-й летописи младшего извода, где она помещена под 1016 г. Оба списка Краткой Правды (Академический и Археографический) по своему тексту чрезвычайно близки друг к другу и, по-видимому, произошли от общего источника или протографа. Сохранилось и несколько списков Краткой Правды, переписанных в XVIII в., которые, впрочем, восходят к тексту, приготовленному к печати В.Н. Татищевым в 1738 г., и дают мало дополнительных сведений о древнем тексте Правды. В списках Краткой Правды текст написан сплошь без разделения на статьи. Однако вторая часть Правды выделена начальной буквой П ("Правда оуставлена" и т.д.), написанной красной киноварью.

 Со  второй  половины  ХI  в.  стала  формироваться  Пространная   Правда, сложившаяся в окончательном варианте в ХП в. По  уровню  развития  правовых институтов  социально-хозяйствейному  содержанию  это  уже  весьма  развитой памятник права. Наряду с новыми постановлениями он включал и  видоизмененные нормы Краткой Правды. Пространная Правда  состоит  как  бы  из  объединенных единым смыслом групп статей. В ней представлено уголовное  и  наследственное право, основательно разработан  юридический  статус  категорий  населения  и холопов, содержится банкротский устав и т.д. К  началу  XII  в.  Пространная Правда окончательно сформировалась.

Списки Пространной Правды сохранились в наибольшем количестве (свыше 100). Пространные списки в четыре или пять раз по тексту длиннее кратких.

«Пространная Правда» была составлена в XII в. Ей пользовались духовные судьи при разборе светских дел или тяжб. Она значительно отличалась от «Краткой Правды». Пространная    редакция    Русской    Правды   содержит    121    статью. Этот кодекс отражал дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии землевладельцев, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов. «Пространная Правда» свидетельствовала о процессе дальнейшего развития помещичьего земледелия, уделяя много внимания охране прав собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных отношений и необходимостью их правового регулирования «Пространная Правда» определяла порядок заключения ряда договоров, передаче имущества по наследству.

Пространную редакцию, (датируемую в разных источниках XII–XIII вв.), и связанную с именем Владимира Мономаха, которая разделяется на «Суд  Ярославль Володимерича» — Суд Ярослава (1–52 статьи) и «Устав Володимерь  Всеволодовича» — Устав Владимира Мономаха (53–121 статьи). В Пространной редакции первобытные нормы права отчасти заменяются более цивилизованными, в частности, принцип «око за око» заменяется системой штрафов за причинение  «обиды».

Пространная  Правда   -  это  более  развитый кодекс  феодального  права, в котором закреплялись  привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов. Пространная Правда  свидетельствовала  о  процессе   дальнейшего  развития  феодального  землевладения,  уделяя  много  внимания охране  права  собственности  на  землю  и  другое имущество. Отдельные  нормы  Пространной  Правды  определяли  порядок  передачи   имущества   по   наследству,  заключения  договоров. Большинство  же  статей  относятся  к уголовному  праву  и  судебному  процессу.

  В  ХIII-XIV вв. возникла Сокращенная редакция «Русской  правды»,  дошедшая до нас всего  в  нескольких  списках.  Она  представляет  собой  выборку  из Пространной  Правды, приспособленную  для   более   развитых   общественных отношений периода феодальной раздробленности.

Сокращенная редакция или Поздняя редакция появилась в XIV–XV вв. из переработанной Пространной редакции. Она содержала нормы права с учетом изменений, произошедших в реальной жизни.

 В  реальности не существовало единого  документа «Русской Правды». Нормы  права были записаны в церковных  «кормчих» книгах и сохранились  в виде отдельных норм, переписанных  монахами отдельных книг. Кроме  того, каждый князь мог добавлять  новые правовые нормы по своему  усмотрению, так как в народе  они распространялись устно, в  основном как воля князя.

Русская Правда широко распространилась во всех землях Древней Руси как основной источник права и стала основой юридических норм вплоть до 1497 г., когда на смену пришел Судебник, изданный в Московском централизованном государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Право  собственности  и  обязательственное  право

В Х-Х1 вв. на Руси  еще  сохранялись  довольно  значительные  общинные пережитки. Однако определить  наличие  коллективных  и  индивидуальных  форм собственности трудно из-за недостатка  исторических  источников.  В  Русской Правде  в  подавляющем  большинстве  случаев речь  идет  об  индивидуальной собственности  (конь, оружие, одежда и  т.  д.).  В развитых  районах,  где действовало    княжеское    законодательство,    индивидуальная    (частная) собственность играла решающую роль.

Собственник по Русской Правде  имел  право  распоряжаться  имуществом, вступать в договоры, получать доходы с имущества, требовать его  защиты  при посягательствах. Объектами права  собственности  выступает  весьма  обширный круг вещей  –  земля,  кони  и  скот,  одежда  и  оружие,  торговые  товары, сельскохозяйственный инвентарь и многое другое.

Формы собственности были различными. Помимо  семейно-индивидуальных  и общинных хозяйств  имел  место  так  называемый   княжеский  домен,  который представлял собой конгломерат  земель,  принадлежавших  лично  князьям.  Они взимали там оброки,  налагали  иные  повинности,  распоряжались  землями  по собственному усмотрению. Собственность  феодалов  возникала  как  частная  и основанная на княжеских пожалованиях.

Земельная собственность церкви  возникла  на  основе  государственных пожалований в виде  десятины.  В  дальнейшем она  росла  за  счет  вкладов, покупок и т.д.

Субъектами права собственности могли  быть  только  люди  не  рабского состояния. Деление вещей на движимость и недвижимость не нашло  юридического оформления, но  статус  движимости  разработан  в  Русской  Правде  довольно обстоятельно. Собственностью ее содержание, и  различные  виды  владения  не имели специальных  обобщающих  терминов,  однако  на  практике  законодатель различал право собственности и владение.

Собственник имел право на, возврат  своего  имущества  (коня,  оружия, одежды,  холопа),  из  чужого  незаконного   владения   на   основе   строго установленной   процедуры   за   причиненную   «обиду»   назначался   штраф. Возвращение вещей требовало свидетельских показаний  и  разбирательства  при необходимости перед «сводом из 12 человек» (ст. ст. 13 - 16 Краткой  Правды; ст.   34  -  35  Пространной  Правды).   Общий   принцип   защиты   движимой собственности заключался  в  том,  чтобы  вернуть  ее  законному  хозяину  и заплатить, ему штраф в качестве компенсации за убытки. Движимая  собственное (включая холопов) считается в  Русской  Правде  объемом  полного  господства собственника. Доверившие имущество рабам и холопам (для торговых операций  и т.д.) несли в случае причащения убытков и, истребления вещи  ответственность перед третьими лицами в полном объеме. Защита движимой  собственности,  если это не было  связанно  с  уголовным  преступлением,  не  носило  сословного, характера каждый вправе равнозначно определять ее судьбу.

Обязательственное право рассматривалось  в  Русской  правде  следующим образом. Обязательство представляет собой правоотношение,  в  силу  которого лицо, нарушившее  интересы  другого  лица,  обязано  совершить  определенные действия в пользу потерпевшего.

В древности существовало два  вида  обязательств.  Первый  вытекал  из правонарушений, второй - из договоров. В  Русской  Правде  обязательства  из правонарушений влекут ответственность в виде штрафов и  возмещения  убытков. «Укрывающий холопа» должен вернуть его  и  заплатить  штраф.  Взявший  чужое имущество (коня, одежду) должен вернуть его и заплатить штраф (ст. ст. 12  - 13 Краткой Правды).  Договорные  обязательства  оформляются  в  систему  при становлении частной собственности, но абстрактного понятия договора  еще  не существует.  Позднее  под  договором  стали  понимать  соглашение  двух  или нескольких лиц, в результате которого у сторон возникают  юридические  права и обязанности.

Стороны  (субъекты)  договоров  должны   были   отвечать   требованиям возраста,  правоспособности  и  свободы.  Ничего  не  известно  о   возрасте вступавших в обязательства в дохристианский  период  на  Руси.  С  принятием христианства действовал общий принцип, согласно которому вступление  в  брак было  юридическим  фактором  достижения  и  имущественной  самостоятельности лица. Неизвестны так же  и  те  аспекты  заключения  договоров  в  языческий период, которые определялись полом лица. Однако  в  Русской  Правде  женщина уже выступает как собственник  имущества,  следовательно,  она  была  вправе заключать  договор.  В  этом  сборнике   законов   закреплено   влияние   на обязательства статуса свободы. Холоп не являлся субъектом  правоотношений  и не мог отвечать по обязательствам, всю имущественную ответственность нес  за него  хозяин.  Имущественные  последствия  сделок  холопа,  совершенных   по поручению господина, также ложились на последнего.

 Древнему  праву известны два вида ответственности по договорам:  личная и имущественная, последняя в историческом отношении более  поздняя  и  более развитая. В Русской Правде доминирует ответственность имущественная.  Однако в  случае  нарушения  условий  обязательств  «злостный  купец-банкрот»   мог обращаться в рабство. При неразвитости рабства зародился  принцип,  согласно которому не выполнивший обязательство становился зависимым от  кредитора  на тот срок, в течение которого отрабатывал ему весь объем долга и убытков.

Самым древним способом приобретения права собственности на землю была заимка – завладение свободной землей, без строгого определения границ (а «куды соха, топор и коса ходили») владения. Главным же основанием существования права собственности на землю стали давность владения и труд (мы увидим это далее в нормах Псковской судной грамоты).

Информация о работе Возникновение и развитие древнерусского феодального права