Возникновение и развитие идеи правовой государственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы состоит в определении оптимальных путей построения правового государства. В связи с этим задачами работы являются:
-показать историю правовой государственности в политико-правовой мысли;
-дать определение и общую характеристику правового государства;
-раскрыть понятие правового государства;
-познакомить с особенностями, сущностью, прин¬ципами, целями, методами деятельности правового госу¬дарства;

Содержание

Ведение……………………………………………………………….….3

Глава 1. Возникновение и развитие идеи правовой государственности………………………………………………………..……5

Глава 2. Правовое государство в современном мире......................19
§ 2.1.Современный подход к пониманию правовой государственности….....19
§ 2.2.Особенности становления правовой государственности в России...…..33

Заключение………………………………………………………………..…….45

Список литературы……………………………………………………...……..47

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

       Естественно, при всей своей новизне идеи и концепции правового государства, разработанные прогрессивными мыслителями — голландским правоведом Г. Гроцием и его соотечественником, философом Б. Спинозой, английским ученым Дж. Локком, французским философом Ш. Монтескье, американским политическим деятелем Т. Джефферсоном и другими, опирались на опыт прошлого, на достижения предшественников, на исторически сложившиеся и апробированные общечеловеческие ценности и гуманистические традиции. Они вывели проблему соотношения государства и права на светский уровень, освободили ее в значительной части от религиозного мировоззрения.

       Так, в трактовке Дж. Локка, в государстве  должен верховенствовать закон, соответствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права и свободы человека, а также обязательно осуществляющий разделение властей.

       Новые представления о разделении властей  получили систематическую разработку в творчестве Ш.Монтескье. Различая в каждом государстве три рода власти — законодательную, исполнительную и судебную, он отмечает, что для предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы.

       В их трудах проявились стремления ввести государственное властвование в  правовые границы и прозвучало отрицательное  отношение к абсолютизму государственной  власти. Соответственно радикальные изменения претерпела и трактовка государства. Поскольку праву отводится роль ведущей нормативной системы, постольку государство предстает в теоретическом понимании в виде организации власти, призванной гарантировать собственность и права индивидов, а также разрешать возникающие между ними споры в законном порядке. Государство оказывалось средством утверждения правопорядка как равновесия между частной собственностью и общим благом. В трактовку соотношения государства и права в XVI—XVII веках были привнесены идеи, неизвестные предшествующей общественно-политической мысли, а именно: идеи правового (конституционного) закрепления государственного строя; единой для всей страны законности; верховенства общих (безличных) законов и ограничения власти правительства, субъективных прав личности; взаимной ответственности индивида и государства.

       Идеи  Локка, Монтескье и других представителей политической мысли оказали прямое влияние на конституционное законодательство. Это отчетливо проявилось, например, в Конституции США 1787г., во французской «Декларации прав человека и гражданина» 1789г., целом ряде других правовых актов. Примечательна, в частности, ст. 16 названной Декларации, которая гласит: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции».

       Ценностный  смысл идеи правового государства  состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу. Следовательно, понятие правового государства (сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в. в трудах К. Велькерта и Р. фон Моля) явилось непреходящим общедемократическим завоеванием человеческой цивилизации.

       Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом, рассматривающим государство как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам» и считавшим, что законодатель должен руководствоваться требованием: «Чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа».

       Учение  И. Канта оказало огромное воздействие  на последующее развитие концепции правового государства. Под влиянием его идей в Германии сформировалось представительное направление, среди сторонников которого были Р. Моль, В. Велькер, Р. Гнейст и др. Благодаря их трудам идеи правового государства обрели терминологическую определенность и получили широкое распространение.

       В России данная концепция развивалась  в трудах ученых-юристов либеральной  школы — Б. Н. Чичерина, П. И. Новгородцева, М. М. Ковалевского, Б. А. Кистяковского. Специальные исследования посвятили этой теме, в частности, В. М. Гессен, С. А. Котляревский и другие.

       «Второе дыхание» эта идея обрела в современном  мире в пору развала диктаторских, авторитарных режимов в Германии и Италии, Испании и Португалии, колониальных империй, утверждения демократии. Концепция правового государства в странах, переживающих кризис в их духовной жизни, в политике и экономике является эффективным орудием борьбы за права человека, за предоставление ему гарантий безопасности, достоинства, творческого саморазвития.

       Важнейшими  проблемами, требующими внимательного  рассмотрения, являются сущность и основные принципы правового государства. В самом общем виде правовое государство можно определить как государство, в котором господствуют право, закон. Иначе говоря, правовое государство — это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.

       Основополагающими принципами правового государства  являются:

       1) верховенство правового закона, господство закона во всех сферах общественной жизни. Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов, сколь бы высоки и авторитетны они ни были. Вся общественная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законами, закрепленными конституцией правового государства.

       2) реальность прав и свобод граждан. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не являются неким «даром» властей, а принадлежат ему от рождения. В этом смысл традиционного для идей правового государства противопоставления неотчуждаемых прав индивида феодальным представлениям об их октроированном (дарованном, жалованном) характере.

       3)  взаимная ответственность государства и личности. Этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом.

       Не  менее важна и ответственность  перед обществом и государством. В связи с этим вызывает тревогу ослабление чувства ответственности у немалой части населения, что порождено длительным периодом застоя, ослаблением интереса граждан к делам общества и государства, уравниловкой и т.д. Преодолеть отчуждение гражданина от власти, от общественных и государственных дел, повысить ответственность за свои поступки можно лишь раскрепостив личность, предоставив широкую возможность для самостоятельного творчества и инициативы.

       4) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип имеет целью исключить монополизацию власти в руках одного лица, органа или социального слоя и обеспечить соответствие всей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения.

       В правовом государстве разделение властей  включает в себя организационно-правовой механизм их взаимодействия, взаимных сдержек и противовесов с целью удержания каждой из них в пределах своих полномочий и вместе с тем обеспечения самостоятельности и независимости от других властей. Разделение властей — это показатель развитости права и государства. Без разделения властей не может быть правового государства и правовых законов.

       5)  наличие эффективных форм контроля  и надзора за осуществлением законов. К ним относятся суд, прокурорский надзор, арбитраж.

       Особое  место занимает проблема положения личности в правовом государстве. В этом плане следует подчеркнуть, что само по себе правовое государство не самоцель, а социально-исторически обусловленная всеобщая форма выражения, организации, упорядочения и защиты свободы в общественных отношениях людей. Содержание и характер свободы, ее широта и объем определяются уровнем развития общества. Свобода относительна в смысле ее фактической незавершенности, исторического изменения и развития ее содержания, но она абсолютна как высшая ценность и принцип и поэтому может служить критерием человеческого прогресса, в том числе и в области государственно-правовых форм, общественных отношений, положения личности.

       В этой связи было бы неправильно считать  правовым любое государство лишь на том основании, что в нем есть право, закон, ибо сами законы могут быть разными. Поэтому важно иметь критерии, позволяющие определять степень демократичности законов, действующих в той или иной стране. На основе многовекового исторического опыта сложились общечеловеческие представления о правах и свободах личности в демократическом правовом государстве, которые положены в основу документов, принятых мировым сообществом. К ним относятся: Устав ООН, а также принятые этой международной организацией «Всеобщая декларация прав человека», «Пакт об экономических, социальных и культурных правах», «Пакт о гражданских и политических правах» и ряд конвенций (например, «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», «Конвенция против дискриминации в области образования, труда и занятий», «Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» и др.) В совокупности, изложенные в этих документах нормы в области прав и свобод личности, составляют международные стандарты. Только соотнося с ними национальное законодательство любой страны, можно делать выводы о степени демократичности данного общества и защищенности прав и свобод граждан этого государства8.

       Основным  ориентиром в этом направлении является «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г. Декларация представляет собой свод важнейших прав и свобод, без которых невозможно развитие современной цивилизации и которые находятся в системном единстве. В ней формулируются гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права.

       Декларация  провозглашает, что «все люди рождаются  свободными и равными в своем достоинстве и правах»9. Причем в тексте Декларации подчеркивается, что всем комплексом прав и свобод люди должны обладать независимо от их расовой принадлежности, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

       Среди важнейших гражданских (личностных), политических прав и свобод в тексте Декларации отмечаются, прежде всего, право каждого человека на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность; свободу от рабства и подневольного состояния; свободу от пыток и жестокости, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания; право на равную защиту закона; свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания; свободу передвижения; свободу совести и религии, свободу убеждений и свободного их выражения; право на убежище, гражданство; право владеть имуществом;  право на свободу мирных собраний, ассоциаций; право принимать участие в управлении страной и равного доступа к государственной службе в своей стране.

       К числу важнейших социально-экономических  и культурных прав, изложенных в Декларации, следует отнести: право на социальное обеспечение и осуществление прав, необходимых для поддержания достоинства человека и для свободного развития его личности в экономической, социальной и культурной областях; право на труд, на свободу выбора работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, право на равную оплату за равный труд, на справедливое и удовлетворительное вознаграждение; право создавать профсоюзы и входить в них для защиты своих интересов; право на отдых и досуг; право на обеспечение в случае болезни инвалидности, старости или иного случая; право на образование и многие другие права и свободы.

       Самая главная гарантия безопасности человека содержится в принципе презумпции невиновности, который в Декларации формулируется так: «Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты».

       Важным  документом, составляющим основу международного сотрудничества, является принятый ООН  «Пакт об экономических, социальных и культурных правах», провозглашающий  право народов на самоопределение и устанавливающий обязательства государств в деле полного осуществления прав человека. Сюда же относится «Пакт о гражданских и политических правах», который налагает обязательства на государства-участников принять законы, запрещающие пропаганду войны, вражды и насилия между людьми и народами10.

       Важно подчеркнуть, что правовое государство  не только провозглашает права и свободы, но и создает разветвленный механизм социально-правовой защищенности человека. В целом механизм обеспечения прав и свобод человека — это система взаимосвязанных форм и средств (нормативных, конституциональных и процессуальных), обеспечивающих надлежащую защиту и реализацию определенных прав и соответствующих обязанностей.

       Что касается функций правового государства, то необходимо иметь в виду, что они не остаются неизменными, а трансформируются и наполняются новым содержанием по мере развития самого правового государства. Важным этапом в этом направлении является формирование правового социального государства.

       В этой связи следует указать, что на ранних этапах буржуазного развития понятие правового государства, в соответствии с идеями либерализма означало, прежде всего, ограничение его вмешательства в экономику и обеспечение личной свободы индивида в распоряжении собственностью, в рыночной стихии. На данном этапе речь шла в основном о защите личностных (гражданских) и политических прав. Это было первое поколение прав человека, реализующих так называемую негативную свободу и обязывающих государство воздерживаться от вмешательства в сферы, регулируемые этими правами.

Информация о работе Возникновение и развитие идеи правовой государственности