Возникновение и развитие идеи правовой государственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы состоит в определении оптимальных путей построения правового государства. В связи с этим задачами работы являются:
-показать историю правовой государственности в политико-правовой мысли;
-дать определение и общую характеристику правового государства;
-раскрыть понятие правового государства;
-познакомить с особенностями, сущностью, прин¬ципами, целями, методами деятельности правового госу¬дарства;

Содержание

Ведение……………………………………………………………….….3

Глава 1. Возникновение и развитие идеи правовой государственности………………………………………………………..……5

Глава 2. Правовое государство в современном мире......................19
§ 2.1.Современный подход к пониманию правовой государственности….....19
§ 2.2.Особенности становления правовой государственности в России...…..33

Заключение………………………………………………………………..…….45

Список литературы……………………………………………………...……..47

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

       Социальная  справедливость - это обеспечение  прав человека. В распределительных  отношениях она означает соответствие между действием гражданина, его  трудовым вкладом и их оценкой  обществом. В отношениях, связанных с принуждением, с ответственностью, справедливость есть соответствие между мерой нарушения и мерой наказания. В сфере управления справедливость заключается в установлении минимально необходимых пределов власти и гарантий для управляемых от злоупотреблений ею и т.д. В правовом государстве справедливость путем нормативного закрепления должна внедряться во все области общественных отношений, во все отрасли законодательства.

       Правовое  государство не является самоцелью. Оно представляет собой социально-исторически обусловленную всеобщую форму выражения, организации, упорядочения и защиты свободы и равенства в общественных отношениях людей. Содержание и характер этой свободы, ее широта и объем, ее структура или, иначе говоря, ее количество и качество определяются достигнутым уровнем развития общества. Этим уровнем определяется и степень равенства между людьми.

       В нашей стране при характеристике взаимоотношений государства с  гражданами многие годы было принято  подчеркивать их ответственность перед государством, рассматривать права и свободы как своеобразный дар государства гражданам, за который они ему должны быть благодарны. Однако в правовом государстве ответственность не может быть односторонней.

       Для правового государства характерны такие регулируемые законом взаимоотношения с гражданами, при которых государство, его органы, учреждения и должностные лица служат всему обществу, а не какой-либо его части, ответственны перед человеком и гражданином, рассматривают человека, его жизнь и здоровье, личную неприкосновенность и безопасность, другие права и свободы, честь и достоинство в качестве высшей ценности, обеспечивают их защиту от любого произвола, считают признание, соблюдение и защиту прав и слобод, чести и достоинства человека и гражданина главной обязанностью государственной власти. А граждане в свою очередь несут ответственность перед государством и обеспечивают защиту его интересов33.

       Правовое  государство мыслится как инструмент для эффективной реализации интересов  личности. Цель правового государства - служение потребностям личности и общества и отсюда приоритет личности в отношениях между личностью и государством.

       Однако  смысл существования правового государства не сводится к защите человека от государственных притязаний. Правовое государство в равной мере ограничивает и обеспечивает государственную деятельность, чтобы таким образом гарантировать права и свободы человека, справедливость и правовую защищенность его как в отношениях с государственной властью, так и с другими индивидами. В результате правовое государство предстает как сочетание субъективных прав гражданина и объективного порядка государственной деятельности.

       Для такого рода взаимоотношений требуются, прежде всего, знание и понимание гражданами своих прав и обязанностей, умение пользоваться этими правами и обязанностями не только в своих, но и в общественных интересах. Жизнь и работа в правовом государстве невозможны без знания законов, выражающих интересы общества, определяющих гарантии прав и свобод граждан, дозволенного и запрещенного в интересах общества поведения. Поэтому все законы должны быть опубликованы. «Законы подлежат официальному опубликованию, — указывается в Конституции Российской Федерации.34  Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

       Таким образом, если в правовом государстве  закон не опубликован в открытой печати, всем доступной, если он «для служебного пользования», то не может наступать ответственность за его нарушение. Поэтому следует различать незнание закона и невозможность его узнать.

       Принимая  тот или иной закон, правовое государство  возлагает на себя тем самым конкретные обязательства перед гражданами и должно определить правовые меры ответственности своих официальных  представителей за действия, совершаемые от его имени. Государство несет перед народом политическую, правовую и моральную ответственность за полное выполнение взятых на себя обязательств.

       Одной из характерных черт правового государства  в его взаимоотношениях с гражданами является наличие развернутых юридических процедур, рассчитанных на любые ситуации, с которыми может столкнуться гражданин. В каждом конкретном случае должен быть набор юридических средств и форм, при помощи которых гражданин мог бы с успехом и без особых сложностей защитить свои права, свои законные интересы. Их отсутствие фактически лишает гражданина возможностей воспользоваться теми правами, которые предоставлены ему законом.

       Однако, говоря об ответственности правового  государства перед гражданами, необходимо подчеркнуть, что не менее важна и ответственность граждан перед государством и обществом. Осознание такой ответственности приобретает особое значение, поскольку беззаконие и произвол времен тоталитаризма породили безразличие граждан к делам государства, их отчуждение от государственных и общественных, дел. Речь идет, прежде всего, о возрождении доверия граждан к государству, об их заинтересованности в его делах, от чего во многом зависит судьба государства. Утверждение личных прав и свобод, развитие демократии должны идти рука об руку с укреплением законности, с осознанием необходимости безусловного уважения закона каждым. Демократия, правовое государство несовместимы ни со своеволием, ни с безответственностью.

       Российская  Федерация, провозглашенная Конституцией правовым государством, на деле таким государством пока не является. В стране все еще не обеспечено верховенство закона. Наоборот, делаются попытки объявить «полноценной правовой базой для возникновения, прекращения и изменения... общественных отношений» указы Президента Российской Федерации, «абсолютно подзаконный характер» которых «не очевиден».

       В Российской Федерации отсутствует  эффективная система защиты человека от произвола государства. Граждане России далеко не всегда могут безболезненно, в короткие сроки восстановить свои нарушенные права, защитить свои законные интересы.

       Помимо  объективных сложностей переходного  периода, это во многом объясняется  тем, что государственные и муниципальные  органы не используют весь имеющийся в их распоряжении арсенал организационных и юридических методов для защиты прав граждан, для оказания им правовой помощи. До сих пор многие из этих органов еще не могут привыкнуть к тому, что не только граждане, но и власть ограничены правом.

       Не  адаптировались к новой обстановке, складывающейся в России, и многие граждане, которые не знают, как в новых условиях отстаивать свои права, к кому обращаться в тех или иных случаях, каковы обязанности различных государственных органон в отношении защиты их прав, а государственные и муниципальные органы не оказывают помощи гражданам в ориентации их в окружающей социальной среде. Вот почему построение в России правового государства потребует больших усилий и государства, и его граждан в преодолении всех этих трудностей и недостатков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       Любое общество может успешно развиваться, опираясь на четко обозначенные реальные цели, на научно выверенную модель жизнеустройства. В нынешних условиях в России отсутствует представление о контурах общества, которое мы хотим создать. В частности, нет ясности относительно позиции государства по отношению к гражданину в условиях перехода к рынку. А это одна из важнейших проблем, связанных с формированием правового государства, т.е. с принципами взаимоотношений государства и человека в посттоталитарном обществе.

       Правовое  государство - реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Оно представляет собой государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются в нем конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями. Для того, чтобы народ мог контролировать государство и оно не превратилось в Левиафана, чудовище, господствующее над обществом, существует разделение властей: законодательной, исполнительной и судебной. Независимый суд призван защищать примат права, которое обладает всеобщностью, распространяется в равной мере на всех граждан, государственные и общественные институты.

       Современное государство активно вмешивается  в экономические, социальные и информационные процессы, с помощью налогов, инвестиционной, кредитной и иной политики стимулирует развитие производства, устраняет диспропорции в народном хозяйстве. Все более важное место в его деятельности занимает разработка стратегии и планирование общественного развития.

       Еще более велика роль государства в  переходные этапы общественного развития особенно во время мирового зкономического кризиса, как это имеет место в России и других странах. Здесь государство выступает главным орудием реформирования общества, поддержания стабильности и порядка. При этом оно само подвергается глубоким изменениям, приобретает новые формы организации.

       Российская  Федерация ставит перед собой цель построения  правового государства. Но в настоящее время она находится только в самом начале пути к достижению этой цели.

       Формирование  такого государства может происходить  одновременно на трех уровнях: государственном, общественном, личном.

       Проблема  становления и укрепления правового  государства в России – законодательная, институциональная и культурологическая. Создание указанных предпосылок  – дело многотрудное и наш опыт исторического развития, традиции и  стереотипы, национальный менталитет повседневно вступают в противоречие с мировым опытом, с имеющими аналогами правового и социального устройства. Построение российского правового социального государства – это задача для всего российского общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  литературы 

       
  1. Конституция Российской Федерации. 1993. // Права и свободы личности: международные документы, комментарии. М., 1998. 160с
  2. Всеобщая декларация прав человека. Принята на третий сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948г.// Права и свободы личности: международные документы, комментарии. М., 1998. 160с.
  3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Рим.4 ноября 1950г.// Права и свободы личности: международные документы, комментарии. М., 1998. 160с.
  4. Алексеев С.С. Государство и право. М., 1993.
  5. Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1989.
  6. Воротилин Е. А. Идеи правового государства в истории политической мысли// Политология: Курс лекций. М., 1993.
  7. Всеобщая декларация прав человека. Принята на третий сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948г.// Права и свободы личности: международные документы, комментарии. М., 1998
  8. Гриценко Н. Я. Современное правовое социальное государство. М., 1998.
  9. Иеринг Р, Борьба за право. СПб., 1907.
  10. Каменская А.С., Родионов А.Н. Политические системы современности. М., 1994.
  11. Ковалев С. А. Наше будущее — свободные граждане свободной страны // Российская газета. 1994. 9 авг.
  12. Коваленко А.И. Теория государства и права. М., 1994.
  13. Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность. М, 1993.
  14. Козлихин И. Ю. Право и политика. СПб., 1996.
  15. Кудрвцев В. И., Лукашева Е. А. На пути к социалистическому правовому государству // Пульс реформ. М., 1989.
  16. Лившиц Р.З. Современная теория права: Краткий очерк. М., 1992.
  17. Мамут Л. С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. М., 1989.
  18. Международная зашита прав и свобод человека: Сб. документов. М., 1990.
  19. Нерсесянц В. С. Идеи и конструкции правовой государственности: история и современность // Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации. М., 1990.
  20. Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. М., 1992.
  21. Права и свободы личности: международные документы, комментарии. М., 1998.
  22. Современное правовое социальное государство. М., 1998.
  23. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, Л. В. Малько. М., 1997.
  24. Толстой Я. И. Царство божие внутри нас.//Полн. собр. соч. М., 1957. Т. 28.
  25. Федерализм и демократия. // Государство и право. 1992. № 4. Четвертин Я. А. Демократическое конституционное государство. Введение в теорию. М., 1993.
  26. Чиркин В. Е. Основы сравнительного государствоведения.  М., 1997.
  27. Эсмен А. Общие основания конституционного права. СПб., 1909.

Информация о работе Возникновение и развитие идеи правовой государственности