Возникновение и развитие идеи правовой государственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы состоит в определении оптимальных путей построения правового государства. В связи с этим задачами работы являются:
-показать историю правовой государственности в политико-правовой мысли;
-дать определение и общую характеристику правового государства;
-раскрыть понятие правового государства;
-познакомить с особенностями, сущностью, прин¬ципами, целями, методами деятельности правового госу¬дарства;

Содержание

Ведение……………………………………………………………….….3

Глава 1. Возникновение и развитие идеи правовой государственности………………………………………………………..……5

Глава 2. Правовое государство в современном мире......................19
§ 2.1.Современный подход к пониманию правовой государственности….....19
§ 2.2.Особенности становления правовой государственности в России...…..33

Заключение………………………………………………………………..…….45

Список литературы……………………………………………………...……..47

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

       Однако  реализация идей либерализма, провозглашавшего формальное равенство всех людей, на практике привела к резкому расслоению общества, обогащению немногих и обнищанию широких масс трудящихся. В этих условиях формируется второе поколение прав человека (так называемые позитивные права), связанных с борьбой граждан за улучшение своего экономического положения, за социальные права и повышение культурного статуса. Для реализации позитивных прав требуется не отстранение государства, а напротив, — его организующая, координирующая и иная деятельность, необходимо определенное вмешательство в экономику и т.д. Но в таком случае государство должно быть социальным. Понятно, что функции этого государства (экономические, социальные, культурные, правоохранительные) значительно видоизменяются. Например, в экономике от позиции невмешательства социальное правовое государство переходит к определенному регулированию с целью смягчить отрицательные последствия для общества рыночной стихии11.

       Теория  правового государства вовсе  не застывшая догма. Она развивается  и сегодня, постоянно наполняясь новым содержанием по мере накопления в истории человечества правовых и нравственных традиций и политического опыта. Вместе с тем следует помнить, что в юридической науке никогда не существовало, не существует и сейчас единой общепризнанной концепции правового государства. Она может обосновываться и разрабатываться с разных мировоззренческих позиций, в рамках различных типов правопонимания, отражать реалии различных национальных политических и правовых систем и т.д.12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 2. Правовое государство  в современном  мире 

       § 2.1. Современный подход к пониманию правовой государственности

       Суть  концепции правового государства, исходный пункт для последующих рассуждений и обоснования конкретных требований заключается в анализе соотношения не столько государства и права, что предполагается исходя из названия, сколько государства и личности. Основное положение теории правовой государственности гласит; в любых ситуациях интересы личности имеют приоритет перед интересами государства. Человек, личность есть всегда и во всем только цель, но никогда не является средством, даже ради достижения великой и благородной цели. Это исходный принцип правовой государственности, принцип гуманизма.

       Общественным  сознанием правовое государство  воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Но такое представление, хотя и верное по сути, недостаточно для адекватного понимания феномена правового государства, представляющего собой сложную, многофакторную систему.

       В идее правового государства можно  выделить два главных элемента:

       1) свободу человека, наиболее полное  обеспечение его прав;

       2) ограничение правом государственной власти.

       В философском смысле свобода может  быть определена как способность  человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека надо создавать условия для его юридической свободы, своеобразный механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип «не запрещенное законом дозволено»13.

       Человек как автономный субъект свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, совестью. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Думается, не случайно в современный период в Российской Федерации приняли целый пакет приоритетных экономических законов, посвященных собственности, земле, налоговой системе, приватизации государственных предприятий и т.д., которые фиксируют многообразие форм собственности, открывают шлюзы для инициативы людей, дают возможность почувствовать себя хозяевами.

       Наиболее  крупные и значимые блоки права-стимула  в отношении личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплощаются в формуле «права человека», которые являются фундаментальными, поскольку призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного человеческого существования и лежат в основе конкретных и многообразных субъективных прав личности. Права человека как главное звено правового режима стимулирования для индивида есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент саморазвития гражданского общества. В современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в национальных правовых системах, правовом регулировании.

       Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать подобные явления могут только в одной «связке». Оба феномена имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно быть именно право, а отношения между ними — истинно правовыми.

       Именно в связывании, ограничении правом государства и заключается сущность правового государства. Здесь право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Ведь поскольку политическая власть (особенно и главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождения в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные склонности, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека.

       Правовые  ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан. Поэтому в условиях демократии право как бы «меняется местами» с государством — утверждается верховенство первого, и оно возвышается над вторым.

       Итак, правовое государство — это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

       Из  определения правового государства можно выделить два главных принципа (две стороны сущности) правового государства:

       1)  наиболее полное обеспечение  прав и свобод человека и  гражданина (социальная сторона);

       2)  наиболее последовательное связывание  посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона).

       Первый  принцип нашел свое конституционное закрепление в Конституции РФ, где сказано, что «человек, его права и Свободы являются высшей ценностью»14. Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение — гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность отправления функций государственной власти становится вторичной, производной.

       Политико-правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и других международных актах.

       Второй  принцип воплощается в жизнь с использованием прежде всего следующих способов и средств.

       1. Ограничивают государственную власть сами права и свободы человека и гражданина, т.е. реальное осуществление первого принципа. Права человека положены в основу системы «сдержек и противовесов», правового режима ограничения для государства, не допуская тем самым излишнего регулирующего вторжения последнего в частную жизнь. «Индивидуальные права представляют все одну общую черту: они ограничивают права государства, — писал в начале XX века А. Эсмен. — Государство должно воздерживаться от вмешательства в известные области, предоставляя известный простор личной деятельности...»15

       Государство само себя никогда не ограничит, какое  бы оно ни было, ограничить власть может  только другая власть. То есть власть государства  можно ограничить, прежде всего, правами  человека и гражданина, которые выступают своеобразным проявлением власти личности, волей гражданского общества, составляют главную часть права вообще. Только осознание необходимости инициативного поведения в правовой сфере, повышения юридической и политической культуры сможет стать настоящей гарантией приоритета прав человека и гражданина как высшей ценности по отношению к правам государства.

       Здесь будет уместным воспроизвести слова  Р. Иеринга, который отмечал, что «кто защищает свое право, тот в узких пределах его, защищает право вообще»16.

       2. Среди правоограничивающих мер  особое место занимает проблема  разделения властей. Ее главное  требование, выдвинутое Дж, Локком и Ш. Монтескье в период борьбы буржуазии с феодализмом, заключалось в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных)17.

       Причем  каждая из них, являясь самостоятельной  и взаимосдерживающей друг друга  властью, должна осуществлять свои функции  посредством особой системы органов  и в специфических формах.

       Система сдержек и противовесов, установленная в Конституции и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.

       Применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления: законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование. В системе противовесов важную роль призван играть Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, назначить при необходимости досрочные выборы. Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты. Законодатель в своих действиях ограничивается временными рамками, самими принципами права, Конституцией, другими юридическими и демократическими нормами и институтами.

       В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства. Сюда же можно отнести установленные в законе определенные сроки президентской власти, вотум недоверия правительству, импичмент, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.

       Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом гласности и состязательности процесса, отводе судьи и т.д18.

       Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на Принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом». Нужно, однако, учитывать, что существуют общие ограничения (своего рода универсальная система «сдержек и противовесов»), касающиеся всех видов республик, а есть ограничения специфические, присущие либо только президентской, либо только парламентской, либо смешанной ее разновидности. Так, если в новой Конституции РФ предлагается президентская республика, то необходимо придерживаться мировых стандартов конституционных ограничений, характерных именно для президентских республик, а не пытаться их обходить в угоду конъюнктурным соображениям. В частности, «единоличное» право Президента без согласия парламента назначать ключевых министров и даже практически произвольно распускать Государственную Думу «выходит за рамки» всех существующих в мире конституций президентских республик.

Информация о работе Возникновение и развитие идеи правовой государственности