Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 22:16, курсовая работа
Цель курсовой работы является изучение развития института президентских выборов в России, определение основных моментов проведения выборов Президента.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
Рассмотреть понятие «президент», становление института президентства в России.
Проанализировать форму правления в Российской Федерации ее взаимосвязь с институтом президентства.
Рассмотреть порядок назначения выборов Президента Российской Федерации, выдвижения и регистрации кандидатов
Проанализировать организационное обеспечение и подготовки выборов Президента Российской Федерации
Рассмотреть порядок голосования и определение результатов выборов Президента Российской Федерации
Глава 1 Понятие и развитие института Президента в Российской Федерации
1.1 Понятие «Президент», становление института президентства в России………………………………………………………………………..6
1.2 Форма правления в Российской Федерации и её взаимосвязь с институтом Президента…………………………………………………..13
1.3 Место Президента РФ в системе разделения властей…………...17
Глава 2. Порядок выборов Президента Российской Федерации
2.1 Назначение выборов Президента Российской Федерации. Выдвижение и регистрация кандидатов……………………………….21
2.2 Организационное обеспечение и подготовка выборов Президента Российской Федерации……………………………………………………27
2.3 Голосование и определение результатов выборов Президента Российской Федерации. Признание выборов несостоявшимися и недействительными
Введение
Существенным условием становления и развития
демократического правового государства
в Российской Федерации является юридическое
обеспечение обязательного (императивного)
проведения выборов как единственного
допустимого легитимного способа делегирования
власти народа представительным государственным
органам и органам местного самоуправления.
Свободные, периодические, справедливые
и нефальсифицированные выборы становятся
обязательным атрибутом современной российской
государственности, что объективно способствует
повышению роли и значения опосредующего
их избирательного права, образующего
юридический фундамент формирования и функционирования
всех институтов системы представительной
демократии.
Избирательное право и сопутствующее ему
законодательство без всякого преувеличения
приобретает особый социально-политический
статус и, как следствие, вполне обоснованно
претендуют на самостоятельное предназначение
в публично-правовой системе России.
Все это объясняет повышенный интерес,
который привлекает к себе избирательная
проблематика в юридической научной литературе.
Актуальность темы обусловлена тем, что
особенно важное место в избирательной
системе России принадлежит выборам высшего
должностного лица государства — Президента
Российской Федерации.
Президент страны является ключевой фигурой
в системе органов государственной власти.
По своему правовому статусу он обладает
широкими полномочиями и оказывает существенное
влияние, как на внутреннюю политику государства,
так и на его внешнеполитический курс.
Государство в любом обществе является
центральным элементом политической системы,
средством установления и поддержания
общественного порядка, согласования
интересов различных слоев населения.
Важнейшим принципом конституционного
строя Российской Федерации, как правового
государства, является принцип верховенства
закона. Важнейшим выражением законности
власти Президента РФ является его всенародное
избрание в соответствии с выработанными
правовыми нормами.
Несмотря на многовековой опыт, накопленный
различными странами мира в сфере организации
и деятельности института президентства,
для России данный государственный институт
является новым и, в силу этого, требует
специального конституционно-правового
исследования. При этом не следует забывать,
что, несмотря на относительную новизну,
этот институт существует в РФ с мая 1991
года, и оказал большое влияние на процессы
становления новой российской государственности,
формирование политической системы, на
новейшую политическую историю России.
Уже сейчас в нашей стране накоплен значительный опыт организации и функционирования этого института. Издано большое число нормативных актов (в том числе решений самого главы государства), регулирующих организацию, полномочия и иные вопросы президентской власти. В то же время отечественная конституционная модель президентства, практика его организации и функционирования недостаточно исследованы. Колоссальный нормативный и фактический материал нуждается в обобщении, анализе и оценке.
Актуальность избранной темы также обусловлена реформированием избирательной системы Российской Федерации.
Объектом курсовой работы является институт выборов президента РФ как часть избирательной системы России в целом.
Предметом работы являются нормативные акты, регулирующие порядок избрания президента, научная и учебная литература по данной проблематике.
Цель курсовой работы является изучение развития института президентских выборов в России, определение основных моментов проведения выборов Президента.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка нормативно-правовых актов и литературы.
Глава 1. Понятие и развитие института Президента в Российской Федерации
Несмотря на многолетнюю историю существования института президентства ни один институт государственной власти не является причиной таких острых политических дебатов и научных дискуссий. Это обусловлено тем, что институт президентства является важнейшим институтом во всей системе органов государственной власти.
Зародившись в США, данный институт довольно быстро распространился во всем мире, стал почти неотъемлемым атрибутом республиканской формы правления, весомым признаком демократического строя. Самое широкое распространение этот институт получил в XX веке, в период распада колониальных империй и образования множества независимых государств. Но как свидетельствует история, результат оказался неодинаковым. В зависимости от конкретных причин, таких как национально-историческое прошлое, социальная структура населения, геополитическое положение, этнический состав, уровень политической и правовой культуры, процесс становления и формирования института президентства имел свои особенности и отличия.
Институт президентства, как в России, так и в других странах мира за время его существования подвергался различным модификациям, что оказывало существенное влияние на все происходящие в государстве процессы. Подобно другим институтам государственной власти институт президентства может и должен совершенствоваться, адаптироваться к изменяющимся политическим условиям. Изменения в правовом статусе президента касались, как правило, расширения полномочий президента, возрастания его роли и значения в системе высших органов государственной власти. В одних государствах это было вызвано трудностями переходных периодов. Такие изменения, как правило, были необходимы и приводили к стабилизации социально-экономической и политической обстановки в стране. В других государствах такие изменения были продиктованы желанием абсолютизировать президентскую власть, что приводило к нарушению принципа разделения властей, снижению роли парламентов, судебной власти и, соответственно, к нарушению устоев правового государства и гражданского общества.
Учреждение института президентства в СССР было вызвано драматическими событиями перестроечного периода, который характеризовался политической нестабильностью, разбалансированностью экономики, национальными конфликтами. Кризисное состояние, в котором находилось государство, требовало принятия оперативных действий. А, как известно, оперативность, решительность, быстрота - качества, свойственные одному, а не нескольким лицам. Верховный Совет ввиду своей многоликости неспособен был принимать компетентные и своевременные решения. Очевидна была необходимость укрепления авторитета российской государственной власти. Именно с введением института президентства в СССР связывались надежды на преодоление возникшего в стране экономического и политического кризиса. Но как показала практика, данная модель не была способна решить все стоящие перед государством проблемы.
Анализ исторического развития российской государственности подтверждает, что авторитарное единое начало приоритетно для страны. Становление в РФ сильной президентской власти обусловлено предпосылками, заложенными в прошлом. Россия с первых дней своего существования знала лишь сильную централизованную власть, ослабление этой власти ввергало страну в хаос, что было обусловлено особенностями российского государства, такими как огромная территория, полиэтничность населения и т. д. Таким образом, формирование в российском государстве именно такой модели института президентства, не случайность, а закономерность.
Для Российской Федерации, несмотря на недолгий опыт существования данного института, президентская власть имеет уже огромное значение. Президент Российской Федерации является очень влиятельной фигурой в жизни страны, занимая особое положение в системе органов государственной власти, он играет решающую роль в развитии государства, во многом от него зависит успех проводимых в стране преобразования, благополучие и процветание всего государства, народа.
В целом, данный институт в РФ имеет много общего с соответствующими институтами других демократических стран мира. Но в тоже время, есть ряд особенностей, не имеющих аналогов в зарубежных государствах. Всестороннее научное осмысление природы и сущности института президентства в Российской Федерации с учетом опыта разных стран мира необходимо, прежде всего, в плане дальнейшей оптимизации всей системы государственной власти в Российской Федерации.
Историко-правовой анализ развития института президентства, являются весьма сложной и актуальной проблемой, как в теоретическом, так и в практическом отношении, требующей специального историко-правового исследования. Новое обращение к данной проблеме представляется весьма полезным и своевременным с учетом того, что в развитии института президентства явно наметились новые тенденции. Институт президентства стал главным интегрирующим и консолидирующим фактором в стране. С учетом роли, занимаемой этим институтом в жизни страны, можно утверждать, что от его развития зависит судьба всей российской государственности.
Общеизвестно, что главой государства называется официальное лицо (или орган), занимающее, как правило, формально высшее место в иерархии государственных институтов. Это не просто отдельно взятое физическое (или юридическое) лицо со всеми его особенностями, а сосредоточение власти и влияние в государстве. Понятие «президент» не следует рассматривать как «должность» или «пост». Президент - это не сама должность, а физическое лицо, занимающее ее, и тем самым облеченное президентской властью («должностное лицо»). Правильнее в данном случае говорить о должности президента, т.е. институте президентства.
Определения самого понятия «президент» в мировом конституционно-правовом опыте различны в связи с наличием различных моделей института президента. Обычно президентом именуется выборный глава государства, с республиканской формой правления. Понятие «глава государства» является родовым по отношению к понятию «президент».
Видовым признаком понятия «президент» является его выборность. Президент – выборный глава. Хотя порядок его избрания может быть различным, но он непременно избирается. Данный признак выражает уже не общее, а особенное в сравнении с понятием монарха, поскольку власть монарха, как правило, наследственная. Таким образом, практически глава государства выступает либо как президент, либо как монарх и представляет общее, родовое понятие по отношению к ним.
Исследуя правовую природу института главы государства, можно выделить в понятии «президент» два основных аспекта: содержательный и функциональный1.
Содержательный аспект – понятие президента выражается в различных подходах к данному правовому институту. В РФ он отличается заметным своеобразием, выразившимся в его собирательном, комбинированном характере. Содержательный аспект этого института определился в противоборстве двух подходов к его определению: «должностное лицо» и глава государства. Первую формулировку отстаивали сторонники парламентской республики, вторую - сторонники президентской республики.
Под функциональным содержанием понятия «президент» следует понимать совокупность основных направлений его деятельности, выражающих социальное назначение президентской власти (получает свои полномочия от народа – источника власти на основе Конституции РФ). Президент выполняет ряд функций как глава государства в отношении всей системы государственных органов (но в конституционных, законных формах), имея полномочия по воздействию на них. Но, естественно, установленные Конституцией и законами, и, следовательно, ограниченные.
Таким образом, Президент – это выборный глава государства. Во - первых, отметим, что президент - это политический лидер, личность, возглавляющая страну. Понятие «Президент Российской Федерации» означает высшую государственную должность.
С момента образования Российской Федерации – федеративной республики президентского типа – в нашей стране народ по шесть раз избирал Президента и депутатов Государственной думы – нижней палаты парламента. Кроме того, с 1991 по 2005 годы в Субъектах Федерации ежегодно производились выборы глав регионов, которые позже были отменены и вновь восстановлены лишь в 2012 году
Выборы главы государства, так же как и парламентские, в Российской Федерации проходили шесть раз. 17 марта 1991 года на всенародном референдуме было решено создать пост Президента РСФСР, который избирался бы общим тайным голосованием сроком на пять лет. В Конституции РФ от 1993 года положение о выборах главы государства сохранилось, однако, полномочия его сократились на один год. До 2012 года Президент избирался сроком на четыре года. С 2012 года вступило в силу положение, согласно которому, президентский срок составляет шесть лет. Конституция РФ предусматривает проведение президентских выборов как в один, так и в два тура, однако это потребовалось лишь однажды – в 1996 году.