Выборы Президента Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является изучение развития института президентских выборов в России, определение основных моментов проведения выборов Президента.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
Рассмотреть понятие «президент», становление института президентства в России.
Проанализировать форму правления в Российской Федерации ее взаимосвязь с институтом президентства.
Рассмотреть порядок назначения выборов Президента Российской Федерации, выдвижения и регистрации кандидатов
Проанализировать организационное обеспечение и подготовки выборов Президента Российской Федерации
Рассмотреть порядок голосования и определение результатов выборов Президента Российской Федерации

Содержание

Глава 1 Понятие и развитие института Президента в Российской Федерации
1.1 Понятие «Президент», становление института президентства в России………………………………………………………………………..6
1.2 Форма правления в Российской Федерации и её взаимосвязь с институтом Президента…………………………………………………..13
1.3 Место Президента РФ в системе разделения властей…………...17

Глава 2. Порядок выборов Президента Российской Федерации
2.1 Назначение выборов Президента Российской Федерации. Выдвижение и регистрация кандидатов……………………………….21
2.2 Организационное обеспечение и подготовка выборов Президента Российской Федерации……………………………………………………27
2.3 Голосование и определение результатов выборов Президента Российской Федерации. Признание выборов несостоявшимися и недействительными

Вложенные файлы: 1 файл

итоговый вариант курсовой Анки.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

- при повторном голосовании  ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность Президента Российской Федерации, т.е. не получил 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Не позднее чем через три дня после принятия решения о проведении повторных выборов Президента Российской Федерации сообщение об этом публикуется в средствах массовой информации.

Повторные выборы проводятся в том же порядке, что и общие выборы, но с сокращением сроков избирательных действий не более чем на одну треть, за исключением запрещения выдвижения кандидатов, действия (бездействие) которых послужили (послужило) основанием для признания общих выборов или выборов при повторном голосовании недействительными.

Итак, голосование и подведение его итогов - довольно сложный и ответственный этап проведения выборов Президента Российской Федерации. Избранным считается кандидат, который получил более 1/2 голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т.е. 50 процентов голосов избирателей + один голос. Кроме того законодательством определяются случаи, когда выборы признаются несостоявшимися или недействительными. Они описаны  выше.

 

 

Заключение

В процессе написания работы были решены следующие задачи: рассмотрена история развития института Президентства и законодательства о выборах Президента, основные этапы проведения выборов Президента Российской Федерации.

Рассмотренные положения в заключении позволяют обосновать следующие выводы, являющиеся итогом работы:

  1. Президент – это выборный глава государства, политический лидер. Президент Российской Федерации - высшая государственная должность. Также в понятии «президент» можно выделить два аспекта: содержательный и функциональный. Содержательный аспект этого института определился в противоборстве двух подходов к его определению: «должностное лицо» и глава государства. Под функциональным содержанием понятия «президент» следует понимать совокупность основных направлений его деятельности, выражающих социальное назначение президентской власти. В истории современной России было 3 президента: Б.Н. Ельцин, Д.А. Медведев и В.В. Путин (ныне действующий).
  2. Форма правления напрямую зависит от института президентской власти, существующего в стране, и проявляется в порядке выборов президента (кем и как он избирается), его влиянии на исполнительную власть (формирует, возглавляет или нет), процедуре отрешения Президента от должности.
  3. Президент как глава государства в России не входит в систему разделения властей, а возвышается над нею, осуществляя координирующие функции. Статус Президента РФ отражает, во-первых, традиционное понимание президента как главы государства; во-вторых, концепцию «арбитра», обеспечивающего взаимодействие, согласованную работу государственных органов, гаранта конституции и государства; в-третьих, его определяющее положение по отношению к исполнительной власти, права по ее осуществлению, его роль как фактического главы исполнительной власти.
  4. Выборы Президента РФ осуществляются на основе Конституции РФ, Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» и иных федеральных законов.
  5. Выборы Президента Российской Федерации назначаются не позднее чем за 90 дней и не ранее 100 дней до дня голосования специально уполномоченными органами: Советом Федерации Федерального Собрания и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации как исключение, в случаях, если выборы не назначил Совет Федерации. Днем голосования всегда является воскресенье. Кандидаты выдвигаются в порядке самовыдвижения и политической партией, избирательным блоком. Регистрацию осуществляет Центральная избирательная комиссия
  6. Перед выборами проводится подготовка, которая включает в себя: создание избирательных комиссий, финансирование выборов, предвыборную агитацию и информирование избирателей.
  7. Заключительным этапом является голосование и подведение итогов выборов. Избранным считается кандидат, который получил более 1/2 голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т.е. 50 процентов голосов избирателей + один голос. Однако следует учитывать, что выборы не всегда заканчиваются избранием Президента. В законодательстве предусмотрены случаи признания их незаконными и недействительными.

В заключение следует сказать, что Российская Федерация обладает относительно небольшим опытом проведения выборов главы государства. Несмотря на это обстоятельство, законодательство о выборах Президента РФ за двадцать два года своего развития и шесть избирательных кампаний вышло на очень высокий уровень. Нормативную основу выборов Президента РФ в первую очередь составляет принятый в соответствии с Конституцией РФ Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Следует также отметить, что избирательное законодательство составляет и ряд других не менее важных нормативных актов, которые в том числе затрагивают и вопросы регулирования порядка избрания на должность Президента РФ. К ним относятся федеральные законы от 11.07.2001 г. «О политических партиях», от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и иные федеральные законы.

Развитие законодательных положений о выборах главы государства проводится комплексно, то есть не только путем внесения изменений в основной федеральный закон «О выборах Президента РФ», но и корректировки, а в некоторых случаях и коренного изменения вышеупомянутых нормативных актов, так как они тесно переплетаются в вопросах правового регулирования порядка избрания на должность Президента РФ. Такой подход обеспечивает стабильность и целостность избирательной системы государства, обеспечивает согласованное взаимодействие всех ее элементов, но также таит в себе опасность косвенного, скрытого влияния на процедуру выборов главы государства за счет способов и средств, заложенных в законодательные акты, регулирующие смежные правоотношения. Таким примером служит установившаяся в последнее время связь между деятельностью политических партий (высоких требований к порядку их создания и регистрации) и процедурой выборов Президента РФ (выдвижения кандидатов), когда с политической арены выдавливаются небольшие партии, а основные все больше усиливают свое влияние. Вопрос о результатах голосования на выборах Президента РФ ставится в зависимость от расклада сил в сфере партийной конкуренции. Кандидат от так называемой «правящей политической партии» находится в заведомо выигрышном положении, на второй план отходит его личность и предвыборная программа. Хотелось бы верить, что ситуация изменится вследствие недавнего кардинального изменения условий регистрации политических партий.

Как отмечает Баглай М. В, «легитимность выборов Президента требует, чтобы они опирались на прочную правовую базу. Буквально все этапы избирательного процесса, начиная от создания избирательных комиссий и кончая объявлением результатов голосования, таят опасность злоупотреблений, избежать которых можно только через детальное правовое регулирование. Россия не имеет пока ни значительного опыта проведения президентских избирательных кампаний, ни необходимого доверия населения к органам, ответственным за проведение выборов. Значит, потребность и дальше развивать законодательство о выборах Президента Российской Федерации существует.33

В недавнем телевизионном выступлении Президент Российской Федерации  В. Путин охарактеризовал выборы как «один из политических и правовых инструментов стабильного гражданского общества и устойчивого развития государства. Это всегда важнейшее событие в политической жизни любой страны, мощный импульс развития демократии»34.

 

Список нормативно-правовых актов и литературы

 

     Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г// "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237
  2. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 2 ст. 171
  3. Федеральный закон от 19.07.2009 N 196-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.07.2009, N 29, ст. 3633.
  4. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» // Собрание законодательства РФ, N 29, ст. 2950.
  5. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Собрании законодательства Российской Федерации от 17 июня 2002 г. N 24 ст. 2253
  6. Постановление Правительства РФ от 13 января 2000 г. N 32 "О содействии избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 января 2000 г., N 3, ст. 280

 

     Комментарии к законодательству

  1. Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ в ред. ФЗ от 19 июля 2009 г. N 203-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». - Система ГАРАНТ, 2010 г.
  2. Окуньков Л.А. Комментарий к Конституции Российской Федерации – М.: Институт Законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации, 2003.
  3. Подсумкова А. А., Юдина А. Б. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (под ред. Воробьева Н. И.). -[Электронный ресурс] Система ГАРАНТ, 2013.
  4. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М.: Новая Правовая культура, 2002.

 

  Учебная и научная литература:

  1. Грановский С.А. Прикладная политология: Учебное пособие. М., 2004.
  2. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев. - М. - Юристъ,, 2007
  3. Евзоров Р.Я. Парламентаризм и разделение властей в современной России // Общественная наука и современность №1., июнь 2008г.
  4. Зазнаев О.И. Типология форм правления: работа над ошибками//Полис.,2006 №1, с.100
  5. Зуйков А. В. Развитие законодательства о выборах Президента РФ в 1993 – 2008 годах // Конституционное и муниципальное право. – М., 2008 – № 20.
  6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е издание., переработ. и доп. – М..: Юристъ, 2006.
  7. Никонов В. Конституционный дизайн // Современная российская политика: Курс лекций / Под ред. В.Никонова. М., 2003.
  8. Сильвестрова Т. Финансовое обеспечение выборов Президента России // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2008. № 2.
  9. Сиротин А.С.Разделение властей/сборник научных трудов (межвузовский)/.-М.:МГИУ, 2009, с.123
  10. Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации / Пер. с нем. М., 2002.

 Иные источники:

 www.gbf/library/SMI.

 http://revolution./political/00004554_0.html

vibori.net/ - Информационно-аналитический сайт

president12.ru/ - выборы президента Росси 2012

wikipedia.org - ВикиПедия – свободная энциклопедия

wikiznanie.ru - ВикиЗнание – свободная энциклопедия 

vuzlib.net - Экономико-правовая библиотека

rg.ru - Российская газета

cikrf.ru/ - Официальный сайт Центральной Избирательной

Комиссии России

allpravo.ru - Все о праве

slovari.yandex.ru – Яндекс словари

elibrary.ru – Научная электронная библиотека

pravoteka.ru- Правотека

glossary.ru – Глосарий.ru

mirslovarei.com- Мир словарей

izbiratel.ru - Онлайн-журнал о выборах 

1 http://revolution./political/00004554_0.html

2 Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации / Пер. с нем. М., 2002. С.52-53.

3 Никонов В. Конституционный дизайн // Современная российская политика: Курс лекций / Под ред. В.Никонова. М., 2003. С.18.

4 Зазнаев О.И. Типология форм правления: работа над ошибками // Полис. 2006. №1. С.100.

5 Грановский С.А. Прикладная политология: Учебное пособие. М., 2004. С.13-14.

6 Сиротин А.С. Разделение властей /Сборник научных трудов (межвузовский)/. - М.: МГИУ, 2009,С-123

7 Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М.: Новая Правовая культура, 2002.

8 Евзоров Р.Я. Парламентаризм и разделение властей в современной России // Общественная наука и современность №1, С-32

9 Окуньков Л.А. Перспективы перераспределения полномочий между Президентом, Правительством и Федеральным Собранием // Законодательство- №9 - 2000 г.

10 Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ в ред. ФЗ от 19 июля 2009 г. N 203-ФЗ   «О выборах Президента Российской Федерации». - Система ГАРАНТ, 2010 г. 

11 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е издание., переработ. и доп. – М..: Юристъ, 2006., ст. 250

12 Определение Конституционного Суда  от 05 июня 2012 года № 1058-О. Опубликовано на сайте КС

 

13 Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ в ред. ФЗ от 19 июля 2009 г. N 203-ФЗ   «О выборах Президента Российской Федерации». - Система ГАРАНТ, 2010 г., 

14Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

15Федеральный закон от 10.01.03 N 19-ФЗв ред. ФЗ от 19 июля 2009 г. N 203-ФЗ   «О выборах Президента Российской Федерации». , Гл. II, ст.12

16 Федеральный закон от 10.01.03 N 19-ФЗв ред. ФЗ от 19 июля 2009 г. N 203-ФЗ   «О выборах Президента Российской Федерации», Гл. II, ст.12.6

17Федеральный закон от 10.01.03 N 19-ФЗв ред. ФЗ от 19 июля 2009 г. N 203-ФЗ   «О выборах Президента Российской Федерации», Гл.VII, ст.45

18 Федеральный закон от 10.01.03 N 19-ФЗв ред. ФЗ от 19 июля 2009 г. N 203-ФЗ   «О выборах Президента Российской Федерации», ст.2

19Федеральный закон от 10.01.03 N 19-ФЗв ред. ФЗ от 19 июля 2009 г. N 203-ФЗ   «О выборах Президента Российской Федерации», Гл.VII, ст.46.2

20 Черотайкин Б.Е. СМИ и выборы (юридические рекомендации)//  www.gbf/library/SMI.

21 Федеральный закон от 10.01.03 N 19-ФЗв ред. ФЗ от 19 июля 2009 г. N 203-ФЗ   «О выборах Президента Российской Федерации», Гл.VII, ст.46.5

22 см там же, ст.46.7

23 см там же ст.47.1

24 см там же ст.49

25 Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ  "О выборах Президента Российской Федерации", Гл.VII, ст.50

26Федеральный закон от 10.01.03 N 19-ФЗв ред. ФЗ от 19 июля 2009 г. N 203-ФЗ   «О выборах Президента Российской Федерации». , Гл.VIII, ст.52.2

Информация о работе Выборы Президента Российской Федерации